Институт Философии
Российской Академии Наук




  АЛЬТЮСЕР
Главная страница » » АЛЬТЮСЕР

АЛЬТЮСЕР

АЛЬТЮСЕР (Althusser) Луи (16 октября 1918, Бирмандрейс, Алжир – 22 октября 1990, Париж) – французский философ. В 1930 переехал во Францию, где в 1936 окончил среднюю школу. В 1937 становится в Марселе католическим деятелем. В июле 1939 поступил в Высшую нормальную школу (Париж). В сентябре 1939 был мобилизован, а в июне 1940 попал в плен, где находился по май 1945 в Германии. С 1945 по 1948 учился в Высшей нормальной школе, защитил диплом по философии Гегеля под руководством Башляра. С 1975 – доктор философии. В 1948 – член Французской коммунистической партии. 16 ноября 1980 в состоянии душевного расстройства Альтюсер убивает свою жену. Последние десять лет своей жизни (с перерывами) провел в психиатрической клинике. В 1961–65 опубликовал статьи в марксистском журнале «La Pensée», которые принесли ему громкую известность. Он резко выступил против повального увлечения марксистов человеческо-гуманистической проблематикой, связанного с возвратом к «молодому» Марксу и заимствованием ряда немарксистских концепций. Сторонник научной строгости марксизма, Альтюсер предлагал очистить марксизм от остатков гегельянства и фейербахианства, а также от эмпиризма и идеологии (каковой, с его точки зрения, является гуманизм) с тем, чтобы развивать исторический материализм не как философию, а как конкретную науку. В первый период своей деятельности (1960–67) Альтюсер предлагал сделать диалектический материализм строгой наукой, но позже, опираясь на Ленина, он строго разграничил науку и философию: первая дает знания, вторая же связывает научные знания с классовыми идеологиями («классовая борьба в теории»). С точки зрения Альтюсера, «Экономическо-философские рукописи 1844 года» Маркса – это вовсе не марксизм. Наоборот, понадобился «эпистемологический разрыв» с заключенной в них телеологической гуманистической концепцией для того, чтобы создать исторический материализм, а точнее – науку об истории с ее совершенно новыми понятиями (производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка и т.д.). В настоящее же время гуманизм – это разновидность идеологии, имеющая свою ценность, но не могущая претендовать на статус теории – так же, как мораль, искусство и т.п. Как и всякая идеология, это выражение интересов, желаний, надежд и не более того. И именно идеология, по Альтюсеру, формирует человека как воображаемого субъекта, который считает себя свободным, не будучи на деле таковым. История – это «процесс без субъекта и цели». В ней действуют диалектические закономерности, но совсем не такие, как у Гегеля, диалектика которого телеологична. Марксистская диалектика отличается от гегелевской не просто материалистическим «переворачиванием» (что лишь заменяет телеологизм на фаталистический экономический детерминизм), а прежде всего иным пониманием целостности и ее внутренних связей. Общество – это не «выражающая» целостность, где каждая сфера так или иначе выражает исходный принцип, будь то дух или экономика; это изначально сложное «артикулированное» целое, которое может развиваться лишь в результате взаимодействия всех его сфер. Экономика, детерминирующая в конечном счете другие сферы общества, сама ими «сверхдетерминируется» или «недодетерминируется». Только при условии такой «сверхдетерминации», прежде всего со стороны политики и идеологии, может разрешиться основное экономическое противоречие. Однако одно противоречие не может быть движущей силой развития, оно лишь самовоспроизводится. Движущая сила – это комплекс противоречий с меняющимися внутренними связями (наложение, сгущение, смещение и т.д.). Поэтому революции случаются не там, где экономическое противоречие наиболее развито, а там, где на него накладываются другие противоречия (Россия, Китай, Куба и др.). Выступая против эмпиризма, Альтюсер выдвинул концепцию научного познания как синтетической переработки прежнего знания, как перехода от «плохих» абстракций к «хорошим», опираясь при этом на французских эпистемологов Койре, Башляра, Кангийема. Особое внимание он обратил на научные революции – создание математики в Древней Греции, классической физики в 17–18 вв., науки об обществе Марксом, объясняя их как скачкообразный переход к новой «проблематике», понимая под ней структурированное поле проблем, обусловливающее саму возможность их постановки. В двухтомной работе «Читать «Капитал»» (Lire «Le Capital», 1965), написанной вместе со своими учениками, Альтюсер объяснил научную революцию Маркса как переход от одноплоскостной проблематики преднаучного знания к многоуровневой, сложно структурированной проблематике подлинной науки. Альтюсер предложил «антигегельянскую» интерпретацию «Капитала». Он также дал оригинальную трактовку вклада Ленина в марксистскую философию, по-своему разработал вопрос о роли философии в научном познании и др. В 1970-х гг. язык Альтюсера становится более понятным. Он выдвигает идею, что массы «делают историю», а философия проводит «разделительную линию» между истинными идеями и ложными идеями, между народом (пролетариат и его союзники) и врагами народа. Т.о., философия не имеет в качестве объекта реальные объекты, она не имеет объекта в том смысле, в каком наука имеет объект, но существуют «философские объекты», «объекты», внутренние по отношению к философии. Основная ее функция – это проводить демаркационную линию между идеологическим в идеологиях и научным в науках. В последних работах («Le 22е Congrès du PCF». P., 1977; «Се qui ne peut plus durer dans le parti communiste». P., 1978) Альтюсер выступает против руководства партии, которое остается равнодушным к тому, что марксизм оказывается в кризисе во всем мире. Наконец, в работе «Sur la philosophie» (вышедшей в свет после его смерти, в 1992) он намечает новый поворот – философию «случайного материализма». У Альтюсера осталось много учеников, особенно в Латинской Америке.

 

Сочинения 

  1. Pour Marx. P., 1965; Lénine et la philosophie. P., 1968;
  2. Reponse a John Lewis. P., 1972;
  3. Eléments d'autoctitique. P., 1973;
  4. Positions. P., 1976;
  5. «L'avenir dure longtemps» suivi de «Les faits»: Autobiographie. P., 1992;
  6. Ecrits philosophiques et politiques, t. I–II. P., 1994–1995.

 

Литература:  

  1. Грецкий М.Н. Наука – философия – идеология. М., 1978;
  2. Хамидулин Э.Г. О книге Л.Альтюсера «Позиции». М., 1978;
  3. Гобозов И.А. Ленинское философское наследие в трудах французских марксистов. М., 1981;
  4. АронР. Мнимый марксизм. М„ 1993;
  5. Dialectique marxiste et pensée structurale (à-propos des travaux d'Althusser). P., 1968;
  6. Macciocchi M.-A. Lettere dall'interno del PCI a Louis Althusser. Milano, 1969;
  7. Harnecker M. Los conceptos elementales del materialismo historico. Mexico, 1970;
  8. Schmidt A. Geschichte und Struktur. Münch., 1971;
  9. Arenz H., Bischoff J., Jeaggi U. (Hrsg). Was ist revolutionärer Marxismus? Westberlin, 1973;
  10. Karsz S. Theorie et politique: Louis Althusser. P., 1974;
  11. Ranciere J. La leçon d'Althusser. P., 1974;
  12. Contre Althusser. P., 1974;
  13. Schaff A. Structuralisme et marxisme. P., 1974;
  14. Poster M. Existential Marxism in Postwar France. From Sartre to Althusser. Princeton, 1975;
  15. Callinicos A. Althusser's Marxism. L., 1976;
  16. Cotten J.-P. La pensée de Louis Althusser. Toulouse, 1979;
  17. One-dimensional Marxism: Althusser and the Politics of Culture. L.–N.Y., 1980;
  18. Smith S.B. Reading Althusser: An Essai on Structural Marxism. Ythaca–L., 1984;
  19. Benton T. The Rise and Fall of Structural Marxism: Althusser and his Influence. L., 1985.

 

M.H.Грецкий