Институт Философии
Российской Академии Наук




  АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ
Главная страница » » АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ [29 марта (10 апреля) 1817, Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. – 7(19) декабря 1860, остров Занте (Закинф), Греция] – русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С.Т.Аксакова, брат И.С.Аксакова. В 1832–35 учился на словесном отделении Московского университета. В студенческие годы был участником кружка Станкевича,испытал влияние немецкой философии (прежде всего Гегеля), которое заметно в магистерской диссертации «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), имеющей славянофильскую направленность. В конце 30-х гг. сближается с Хомяковыми Киреевскими вскоре сам становится теоретиком славянофильства. В 40–50-е гг. активно сотрудничал в славянофильских изданиях («Московском сборнике», журнале «Русская беседа» и др.). Основной вклад в славянофильское учение составила его общественно-политическая концепция. Политико-государственные отношения, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, т. к. в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат в духовно-религиозной сфере, сущность которой – православие. Этой «негосударственности» народа может гармонично соответствовать только одна форма власти – православная самодержавная монархия. Отстаивая монархический идеал, Аксаков в то же время резко критиковал общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о «внутренних язвах» российской жизни, осуждал крепостное право и «иго государства над землею», начало которому было положено, по его убеждению, в царствование Петра I. Ставшая важным элементом славянофильского учения концепция «земли» (народа) и «государства» играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, «путь внутренней правды» (христианско-нравственное устройство жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) «внешней правде» (политически-правовая организация общества западного типа).

 

Сочинения:  

  1. Полн. собр. соч. М., 1860–1880, т. 1–3; Теория государства у славянофилов: сб. статей. СПб., 1898;
  2. Литературная критика. М., 1981 (совместно с И.С.Аксаковым);
  3. Эстетика и литературная критика. М., 1995.

 

Литература:  

  1. Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства. – Собр. соч. СПб., 1912, т. 3;
  2. Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1989;
  3. Анненкова Е.И. Архивы Аксакова. – В кн.: Ежегодник РО ПД. Л., 1977.

 

В.В.Сербиненко