Институт Философии
Российской Академии Наук




  Юлина Н.С. О статье Д.Кеннеди «Воссоздавая детство»
Главная страница » » Юлина Н.С. О статье Д.Кеннеди «Воссоздавая детство»

Юлина Н.С. О статье Д.Кеннеди «Воссоздавая детство»


  
В последние десятилетия тема детства все больше привлекает внимание западных авторов. В какой-то мере обращение к ней напоминает обращение в середине ХХ века к проблемам женщин, имевшего своим следствием возникновение широкого феминистского движения.
Пионерами, поднявшими многие теоретические проблемы, связанные с детством и отношением взрослый/ребенок, были З.Фрейд, Н.Элиас, Ж.Пиаже, М.Фуко, К. Юнг, неофрейдисты и др. В ходе обсуждения этой тематики возник широкий спектр вопросов не только психолого-педагогического, но и философского, политического и социального порядка. В получившей широкий резонанс книге Пола Фрэра «Педагогика угнетенных» (Нью-Йорк, 1968) автор обратил внимание на негативные последствия цивилизационных процессов, ведущих к маргинализации детей, и на необходимость новой педагогики, ориентированной на воспитание самостоятельности ребенка. В 1974 г. под редакцией Ллойда де Моза в Нью-Йорке была издана книга «История детства», в которой авторы проследили противоречивое и неоднозначное толкование отношения взрослый/ребенок в истории культуры и меняющуюся идентификацию понятия «детство».
Статья Дэвида Кеннеди «Воссоздавая детство», главного редактора журнала «Thinking. Philosophy for Children», США, в какой-то мере является ответом на вопросы, поставленные в книге «Исчезновение детства» (Нью Йорк, 1984). Что значит «исчезновение»?
 
 
– 171 –
 
Если говорить кратко, это означает превращение детей во внутренних аутсайдеров культуры. Негативный характер этого процесса труднее зафиксировать, нежели маргинализацию бедняков, женщин, цветных, поскольку он осуществляется под гуманным лозунгом рационализации и социализации детей. Принято считать, что понятие «детство» является биологической категорией, обозначающей естественный этап в развитии человека. Согласно Кеннеди — это не только биологическая, но и социально-историческая категория, в разные эпохи наполнявшаяся разным содержанием. В представленном в его статье психолого-историческом очерке показано, что нынешнее состояние, когда ребенок стал аутсайдером культуры, имеет под собой длительную историю. Если в аграрно-пастушеских обществах ребенок органически был включен во все процессы воспроизводства жизни и культуры, в эпоху модерна и постиндустриальном обществе он исключается из них, приобретает статус «другого», по отношению к которому взрослый мир применяет педагогическое насилие. Возникает педагогика «проектирования» или традиция рассматривать ребенка как эпистемически незавершенное, иррационально-биологическое существо, надлежащее переделке и подчинению существующим нормам и дисциплине. Педагогика проектирования опирается на идею о естественных циклах взросления и осуществляется с помощью внешне рациональных мер: детей изолируют от взрослого знания – вопросов пола, смерти, жестокостей мира, темных сторон психики,— их помещают в своего рода «резервации» — школы, спортивные клубы, рекреационные лагеря.
Кеннеди поддерживает высказанные Л. де Мозом и рядом других теоретиков педагогики критические аргументы против педагогики проектирования, ведущей к дистанцированию ребенка от взрослого. Основная его мысль состоит в том, что нужно идентифицировать потребности самого ребенка, не смешивая их с потребностями взрослых. Из простоты и необычности детских суждений, говорит он, взрослые часто не замечают их силу, наблюдательность и эпистемную оригинальность. Назрела необходимость в педагогике, позволяющей услышать собственный голос ребенка и увидеть его особый взгляд на мир. «Осознание факта, что дети не только не знают многое из известного взрослым, однако знают кое-что, чего взрослые не знают,— пишет он, — переворачивают с ног на голову "дефицит детства"» (С. 190).
Чтобы стать практически работающей, новая педагогика должна изменить образовательную систему и демонтировать иерархическое и авторитарное отношение взрослый/ребенок. Ее главным эпистемнем
 
 
– 172 –
 
принципом следует сделать диалог, а этическими принципами взаимоуважение и терпимость к различию. Огромная роль принадлежит семье, но еще большая — школе, в которой следует провести ревизию педагогических приемов и оценок с ориентацией на «ребенка как субъекта», то есть активного агента собственного развития и образования, обладающего правом на собственный голос. Нужно превратить школьный класс в сообщество исследователей, где дети учатся самовыражению, взаимному пониманию, диалогу на равных и поиску истины совместно с учителем. Все эти изменения, считает Кеннеди, могут иметь далеко идущие последствия в создании благоприятных условий социализации детей и общем улучшении общественной атмосферы.
Как нам представляется, со статьей Кеннеди полезно познакомиться российским теоретикам педагогики: она дает представление о некоторых векторах ведущихся на Западе дискуссий о реформе образования, образования для XXI века. Знакомство с ней небесполезно и для философов, в особенности занимающихся антропологической проблематикой, поскольку в ней обсуждается новая для нашей литературы тема, относящаяся к очень важному аспекту человеческого бытия — детству.