Институт Философии
Российской Академии Наук




  Петров Валерий Валентинович
Главная страница » » Сотрудники » Петров Валерий Валентинович

Петров Валерий Валентинович

Ученые степени

Кандидат философских наук, «Природа в учении Иоанна Скотта» (ИФ РАН, 1997)

 

Сфера научных интересов 

Философия и богословие античности и средних веков, история идей.

Профессиональная деятельность

Старший научный сотрудник ИФ РАН

Лекционные курсы

1992–2000: Международный Славянский университет (Гуманитарный факультет)

2000–2006: Государственный университет гуманитарных наук (Философский факультет)

с 2004: Институт философии, теологии и истории св. Фомы (Москва)

 

Лекционные курсы:

  • «Каролингская интеллектуальная культура»,
  • «Интеллектуальная культура от поздней Античности к раннему Средневековью»,
  • «Ирландия в раннем Средневековье»,
  • «Культ святых в поздней Античности и в раннем Средневековье»,
  • «Патрология (христианская философия III-VII вв.)»,
  • «Начала христианской философии».
 

Список научных публикаций

Монографии:

Статьи:

 

        1993

  • «Педагогика Григория I Великого в 16 и 18 книгах Моралий», Европейская педагогика от античности до Нового Времени. Часть I. (М.: Ин-т теор. педагогики, 1993), 107-108.

        1995

  • «К публикации Гомилии на Пролог Евангелия от Иоанна Эриугены», Историко-философский ежегодник' 94 (М.: Наука, 1995), сс. 222-224. 
  • «К публикации фрагментов из Отправных положений к умопостигаемому Порфирия», Историко-философский ежегодник' 95 (М.: Мартис, 1995), сс. 231-233.

        1997

  • «Иоанн Скотт Эриугена и дворцовая церковь Карла Великого в Ахене», Вестник Международного Славянского Университета 2 (1997), сс. 26–31. 
  • «Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса», Историко-философский ежегодник’ 96, (М. Наука, 1997), сс. 97–108. 
  • «Anonymous Glossae to Bede’s De natura rerum and their Eriugenian Background» (тезисы доклада), Qu’est-ce que la philosophie au moyen âge?: der 10. Internationale Kongreß für mittelalterliche Philosophie vom 25. bis 30. August 1997 in Erfurt in Kurzfassungen [Acta Academiae Scientiarum 4 (1997)]. Hrsg. von Jan A. Aertsen und Andreas Speer. – Erfurt: Akad. gemeinnütziger Woss. zu Erfurt, 1997, p. 274.

        1998

  • «Парадоксальная логика Эриугены в Перифюсеон», Философия природы в античности и в средние века. Часть 1, под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова   (М.: Институт философии, 1998), сс. 167-217.
  • «Логика в системе каролингской науки», Вестник Международного Славянского Университета 4 (1998), сс. 27-31. 
  • «The De Templo of Bede as the Source of an Ideal Temple Description in Eriugena’s Aulae Sidereae», Recherches de Théologie et Philosophie médiévales 65, 1 (1998), сс. 97-106. 

        1999

  • «Эриугена о Filioque», Альфа и Омега 2 [20] (1999), сс. 207-218. 
  • «Alexander Brilliantoff», ERIUGENA. The Annual Bulletin of Society for the Promotion of Eriugenian Studies 8 (1999), pp. 8-9. 
  • «Эпилог Aulae sidereae Иоанна Скотта (vv. 72-101) и предшествующая поэтическая традиция», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 1 (М.: ИВИ РАН, 1999), сс. 46-59.

        2000

  • «Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Осерра», Философия природы в античности и в средние века. Часть 2 ( М.: Институт философии, 1999), сс. 233-292 [переиздано: Прогресс-Традиция, 2000, сс. 530-591]. 
  • «Тотальность природы и методы ее исследования в Перифюсеон Эриугены», Философия природы в античности и в средние века , под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова (М.: Прогресс-Традиция, 2000), 417-479. 
  • «Естествознание в эсхатологии раннего средневековья» (тезисы доклада), Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. Ма-териалы научной конференции. Москва, 20-22 ноября 2000 г. (М.: ИВИ РАН, 2000), сс. 59-64.
  • «Алкуин», «Беда Досточтимый», «Гинкмар Реймский», «Гонорий Августодунский», «Готшалк»; «Израиль из Сен-Максимина», «Иоанн Скотт (Эриугена)», «Исидор Севильский», «Кассиодор», «Манеголд из Лаутенбаха», «Марий Викторин», «Марциан Капелла»; «Ноткер Лабеон», «Отло», «Пасхазий Радберт», «Рабан Мавр», «Ратрамн из Корби», «Ремигий из Осерра», «Фридугис», Новая философская энциклопедия, ТT. 1–4 (М.: Мысль, 2000–2001). 

        2001

  • «Эсхатология Оригена и знание ее основ на латинском Западе IV- IX вв», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 6 (М.: ИВИ РАН, 2001), сс. 301-327. 
  • «Астрономический элемент в религиозных представле-ниях поздней античности» (тезисы доклада), Историческое знание и интел-лектуальная культура. Материалы научной конференции. Мос-ква, 4-6 декабря 2001 г. (М.: ИВИ РАН, 2001), с. 168. 

        2002

  • «Theologia naturalis в эсхатологии Иоана Скотта», Философия природы в античности и в средние века. Часть 3, под ред. П.П. Гайденко и В.В. Петрова (М.: ИФРАН, 2002), сс. 206-269.
  • «Ориген и его влияние на эсхатологию Иоанна Скотта», там же, сс. 270-308. 
  • «Учение Оригена о теле воскресения и его влияние на богословие Григория Нисского и Иоанна Эриугены», IX Рождественские Образовательные Чтения. Богословие и философия: аспекты диалога. Сборник докладов конференции (25.01. 2001, Иститут философии РАН), под ред. В.К. Шохина (М.: Синодальная Богословская комиссия, ИФ РАН, 2002), сс. 22-58.
  • «Theoriae of the Return in John Scottus’ Eschatology», History and Eschatology in John Scottus Eriugena and His Time. Proceedings of the 10th Conference of the SPES, Maynooth and Dublin, August 16-20, 2000, eds. James McEvoy and Michael Dunne (Leuven: University Press, 2002), 527-579. 
  • «Иоанн Скотт о духовном теле», Учение Церкви о человеке. Материалы Богословской конференции Русской Православной Церкви, Москва, 5-8 ноября, 2001 (М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2002), сс. 211-239 [переизд. Православное учение о человеке. Избранные статьи (М.: Синодальная Богословская комиссия; Клин: Издательство «Христианская жизнь», 2004), сс. 197-225].
  • «Quod est super omne nomen et omne verbum: Иоанн Скотт о богопознании в Перифюсеон I», Историко-философский ежегодник 2000, ред. Н.В. Мотрошилова (М.: Наука, 2002), сс. 61-65.

        2003

  • «Киннор и псалтерий: их репрезентация в исторической и кросс-культурной перспективе (тезисы доклада)», Межкультурный диалог в историческом контексте. Материалы научной конференции, 30-31 октября 2003 (М.: ИВИ РАН, 2003), с. 17.

        2004

  • «Мир живых и святые мертвецы в раннем Средневековье: послесловие к Культу святых Питера Брауна», в кн.: П. Браун, Культ святых: его становление и роль в латинском христианстве, пер. с англ. В.В. Петрова, (М.: РОССПЭН, 2004), сс. 194-207.
  • «Киннор, кифара, псалтерий в иконографии и текстах (к истолкованию одной англо-саксонской глоссы)», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 11 (М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004), сс. 293-343; и 12 (М.: ИВИ РАН, УРСС, 2004), сс. 243-271.
  • «К переводу Перифюсеон II, 523D–545B Иоанна Скотта», Историко-философский ежегодник 2003 (М.: Наука, 2004), сс. 87-90.
  • «Тело воскресения в богословии Эриугены», Точки / Puncta. Ежеквартальный журнал 1-2 [4] (М.: Институт св. Фомы, 2004), сс. 6-35.
  • «Άρπαγμός и άρπαγμα: критические замечания к статье о. Павла Флоренского “Не восхищение непщева (Флп 2:6-8)”», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 13 (2004), сс. 327-334. 

        2005

  • «Учение о первоначальных причинах и библейская экзегеза в Перифюсеон 545B–562B Иоанна Скотта», Историко-философский ежегодник 2004 (М.: Наука, 2005), сс. 33–39.
  • «Ориген и Дидим Александрийский о тонком теле души», Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории 15 (2005), сс. 37-50.
  • «Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D – 1316A) Максима Исповедника», Богословские труды 40 (М., 2005), сс. 47-73. 
  • «И скажут тебе рыбы морские. Три библейские глоссы Кентерберийской школы», Жанры и формы в письменной культуре Средневековья (М.: ИМЛИ РАН, 2005), сс. 45-62.
  • «О трудностях XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование», в сб. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы). Общ. ред. П.П. Гайденко и В.В. Петров (М.: Прогресс-Традиция, 2005), сс. 147-271.
  • «Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции», Там же, сс. 577–632.
  • «Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта», Там же, сс. 633–756.
  • «Eriugena on the Spiritual Body», American Catholic Philosophical Quarterly 79, 4 (2005), 597-610.
  • «Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника», Точки/Puncta. Ежеквартальный журнал 3-4 [5] (М.: Институт св. Фомы, 2005), сс. 7-25. 

        2006

  • «Когнитивная триада разумной души как образ божественной Троицы в Перифюсеон II, 562C–590D Иоанна Скотта», Точки / Puncta 1-2 [6] (М.: Институт св. Фомы, 2006), сс. 7-22.
  • «Иоанн  Скотт о творении из ничего и вечности творения в Слове Божием», Историко-философский ежегодник 2006 (М.: Наука, 2006), сс. 58-76.
  • «Иоанн Скотт о несуществовании зла», Проблема зла и теодиции. Материалы международной конференции 6-9 июня 2005. Под общ. ред. В.К. Шохина. (М.: ИФРАН, 2006), сс. 140-152.

        2007

  • «Логос сущего у Максима Исповедника: проблемы интерпретации», Философские науки 9 (2007), 112-128.
  • «О трудностях к Иоанну XXXVI (PG 91, 1304D–1316A) Максима Исповедника в контексте предшествующей философско-богословской традиции», XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1 (Москва: Изд-во ПСТГУ, 2007), сс. 99–109.
  • «Учение о тонком теле души в эсхатологии Оригена и Дидима Александрийского», Богословская конференция Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви».  Москва, 14-17 ноября 2005 г. Материалы (Москва: Синодальная Богословская Комиссия, 2007), сс. 266-278.

Переводы: 

  • «Григорий Великий. Моралии на Иова XVI, 20 (25) – 24 (29), 31 (38) – 38 (47) (PL 75, 1133A–1134D; 1140A–1144C) и XVIII, 1 – 3 (PL 76, 37D–41D)», пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Европейская педагогика от античности до Нового Времени:исследования и материалы. Часть I (М.: Ин-т теор. педагогики, 1993), 108–121. 
  • «Иоанн Скотт. Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна», пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Историко-философский ежегодник ’94 (М.: Наука, 1995), сс. 224–248 [переизд. Памятники средневековой латинской литературы VIII-IX века (М.: Наука,  2006), сс. 384-403]. 
  • «Порфирий. Отправные положения к умопостигаемому. Положения 1–12, 16–17, 27–29, 32, 40 (фрагмент)», пер. с древне-греческого и прим. В.В. Петрова, Историко-философский ежегодник’ 95 (М.: Мартис, 1996), сс. 233–247. 
  • «Фридугис. О тьме и ничто», пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Историко-философский ежегодник’ 96 (М.: Наука, 1997), сс. 108–115 [переизд. Памятники средневековой латинской литературы VIII-IX века (М.: Наука,  2006), сс. 220-227]. 
  • «Иоанн Скотт. Перифюсеон I [441A-446A; 462D-463C; 474B-500C]», перевод с латинского и примечания В.В. Петрова, Философия природы в античности и в средние века. Часть 1 (М.: Институт философии, 1998), сс. 218-275.
  • «Плутарх. О лике, видимом на диске луны», пер. с древнегреческого Г.И. Иванова  (1894 г.), сверка и переработка перевода В.В. Петрова, Философия природы в античности и в средние века. Часть 2 (М.: Институт философии, 1999), сс. 8-13 [переизд. М.: Прогресс-Традиция, 2000, сс. 132-169]. 
  • П. Браун, Культ святых: его становление и роль в латинском христианстве, пер. с англ. В.В. Петрова (М.: РОССПЭН, 2004), 208с. 
  • «Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I [441A-446A; 462D-463C; 474B-500C]», пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Философия природы в античности и в средние века (М.: Прогресс-Традиция, 2000), сс. 480-529. 
  • «Иоанн Скотт. Перифюсеон. Кн. I (фрагменты 446A-474B; 500C-524B)», пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Историко-философский ежегодник 2000 (М.: Наука, 2002), сс. 65-134.
  • «Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 523D-545B)», пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Историко-философский ежегодник 2003 (М.: Наука, 2002), сс. 91-121. 
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 545B–562B), пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Историко-философский ежегодник 2004 (М.: Наука, 2005), сс. 40–68.  
  • Иоанн Скотт. Перифюсеон. Книга II (фрагмент 562C–590D), пер. с латинского и прим. В.В. Петрова, Точки / Puncta 1-2 [6] (М.: Институт св. Фомы, 2006) , сс. 23-77.

Научно-организационная работа