2017 год ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРГЕНЦИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ, ТЕХНИКЕ И УПРАВЛЕНИИ(руководитель – доктор филос. наук Буданов В.Г.)
На основе анализа перспектив и путей конвергенции естественнонаучных и гуманитарных подходов в современной техноантропосфере, обосновано использование методологии сложностной парадигмы для решения междисциплинарных проблем становления цифрового общества (Буданов В.Г. Образы будущего в цифровую эпоху // Проблемы и риски инженерного образования в XXI веке: монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой. М., 2017. С. 258–271). На основе исследования системных характеристик глобальных изменений природной и социальной среды разработаны принципы гуманитарной методологии в инженерно-техническом образовании (Герасимова И.А. Панорама эпохи: глобализация, культура и высшее образование // Проблемы и риски инженерного образования в XXI веке: монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой. М., 2017. С. 10–75). Проанализирована природа проектирования, его традиционные и нетрадиционные формы, логика проектировочного мышления (Розин В.М. Становление и природа проектирования // Тренды и управление. 2017. № 1. С. 61‑74). В контексте развития представлений о научной рациональности проведен междисциплинарный анализ становления представлений о знаниях, возможности конвергенции идеалов и методологических программ построения естественных и гуманитарных наук, проблемы синергийной конвергенции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в опыте трансдисциплинарности (Киященко Л.П. Событие. Личность. Время (К философии трансдисциплинарности) М.: ИФ РАН, 2017. 113 с.; Лепский В.Е. Субъектная ориентация знаний в образовании // Народное образование. 2017. № 3–4. С. 7–14; Розин В.М. Исследования-этюды по философии науки. Йошкар-Ола, 2017. 356 с.). Перевод книги Ж. Делёза о Б. Спинозе и работы М. Сервета позволили нам по-новому взглянуть на творчество мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, лучше осознать истоки культуры «постмодерна» и природу происхождения трансдисциплинарности (Делёз Ж. Спиноза. Практическая Философия / Пер. с фр. и ред. Я.И. Свирского. М.: Ин-т общегуманитар. исслед., 2017. 204 с.; Бургете Аяла М.Р. Антропологический оптимизм Мигеля Сервета // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 136–149).
1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году. Киященко Л.П. События. Личность. Время. (К философии трансдисциплинарности). М.: ИФРАН. 2017. – 113 с. ( 500 экз. ISBN 978-5-9540-0326-0.) Событие, личность, время – ключевые слова в названии монографии, раскрывают авторское понимание философии трансдисциплинарности. Принципиальным моментом выбранного ракурса является возможность параллельного рассмотрения личного авторского понимания из перспективы первого лица и отстраненной из позиции третьего лица рефлексии над тенденциями развития постнеклассической науки в целом. Контрапункт выбранных ракурсов, их одновременное созвучие рождает сложную полифоническую стилистику изложения содержания книги. Тематизирующие рассуждения о словах «события», «личность» и «время» раскрывают свою семантику путем взаимной интерпретации (отображения друг в друге), взаимодействуя друг с другом по типу модели тройной спирали (Triple Helix), которая, как известно, была использована не только в биологии, но и в концепции трансдисциплинарного взаимодействия университетов, бизнеса и правительственных структур Генри Этцковица.
Проблемы и риски инженерного образования в XXI веке: монография / Под общ. ред. И.А. Герасимовой – М.: Университетская книга, 2017. 312 с. (300 экз. ISBN 978-5-98699-243-3). Рассматриваются актуальные проблемы инженерного образования в контексте перспективных тенденций социально-экономического развития. Обсуждаются философские и социальные эффекты реформ высшей школы в Российской Федерации. Дан анализ целей, задач и методологии высшего образования в контексте стратегий инновационной деятельности и глобальных рисков как оборотной стороны научно-технического развития. Особое внимание уделено вызовам цифровой эпохи и антропологическим проблемам информационно-коммуникационных технологий. Развивается концепция конвергенции гуманитарного и технического знания в инженерном образовании, выявляются значения концептов дисциплинарности, междисциплинарности, трансдисциплинарности, дается анализ моделей образования. На основе анализа эволюции отношения человека к природе и исторических типов рациональности дискутируются современные проблемы экологической этики и экологического дизайна. Обсуждаются вопросы реализации компетентностного подхода в стандартах образования для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации. Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2017. 288 с. ISBN 978-5-9710-4294-5 Эта небольшая книга – дискуссия. Ее ведут специалисты в разных научных областях. Вадим Розин – философ, психолог, методолог. Алексей Давыдов -- культуролог. Это диалог о том, как человек принимает решения, как формируется нравственный выбор. Давыдов, выступая за гуманистический поворот в социальных науках, вводит в научный оборот странное на первый взгляд универсальное диалогичное понятие – «середина», «поиск середины», «медиация» (лат. mediana -- середина, англ. mediation – поиск середины), «срединоспособность». Розин подвергает это понятие сомнению и критике. Он за разделение стратегии построения личного жизненного пути и социального действия в отношении других и в этом смысле – за жесткий реализм. Книга начинается «Приглашением к дискуссии» академика РАН профессора Владислава Лекторского (Институт философии РАН). Спор о медиации продолжается в комментариях докторов наук, профессоров Александра Тихонова (Институт социологии РАН), Ирины Микайловой (Гуманитарный Центр Просвещения и Развития -- СПб), Сергея Кравченко (МГИМО Университет ), Валентины Федотовой (Институт философии РАН), Надежды Федотовой (МГИМО Университет), Григория Тульчинского (НИУ ВШЭ-СПб).
Розин В.М. Природа. Понятие и этапы развития в европейской культуре. М., 2017. 240 с. ISBN 978-5-9710-4596-0. Хотя эта книга отчасти как в фактическом отношении, так и в плане гипотез опирается на работы Анатолия Ахутина и Светланы Месяц, автор, известный своими исследованиями в областях методологии, культурологии, философии науки и техники, смог по-новому взглянуть на понятие природы и эволюцию представлений о природе. Например, он показывает, что в Древнем мире в силу магической ориентации, понятие природы, как мы его сегодня понимаем, не могло возникнуть вообще. Что природа начинает «торчать», когда в античной культуре ищут возможность объяснить ошибки в практической деятельности и сущность вещей. Что Аристотель намечает, по меньшей мере, четыре представления о природе, а в средние века происходит кардинальное их переосмысление, в том числе формулируется идея о математическом устройстве природы. Что, наконец, в Новое время понятие природы, предложенное Ф.Бэконом, выполняло две разные, хотя и взаимосвязанные роли: задавало смысл для нового типа культуры, а также предельную онтологию для новых (естественных) наук. Анализируются в предложенной книге и некоторые последствия развития культуры, обусловленные становлением новых представлений о природе, естественных наук и инженерии. Предлагается не только новая концепция понятия природы, но и характеризуется разные исторические варианты этого понятия. Кроме того, как методолог, он распредмечивает наше знание о природе, а это одно из условий преодоления кризиса в понимании современной науки. Книга рассчитана на широкий круг читателей: философов, ученых, педагогов, студентов, а также всех, кого интересует история развития наших представлений о природе.
Делез Жиль. Сптноза. Практическая Философия / Пер. с франц. и редакция Свирского Я.И. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 204 с. 300 экз. ISBN 978-5-88230-387-6. Крупный философ ХХ века Жиль Делёз сникскал себе славу виртуозного интерпретатора и деконструктроа текстов, составляющих «золотой фонд» мировой философии. Вниманию читателей предлагается перевод одного из важных историко-философских произведений Делёза, посвященных творчеству великого философа — Спинозе. Нетрадиционное прочтение спинозистских текстов позволяет не только по-новому взглянуть на творчество нидерландского мыслителя, но и глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат философствования самого Делёза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое время назвал «состоянием постмодерна». Делёз принимает ту позицию, что термин «философ» не очень-то относится к Спинозе. Безусловно, Спиноза - одинокий мыслитель, воспринимающий философию как действие, направленное на освобождение от всякого рода идолов и радикальную демистификацию. И не случайно Ницше говорил о спинозизме как о том, что до сих пор ставит крайне актуальные проблемы, касающиеся и онтологии (теория субстанции), и гносеологии (теории идеи), и политической антропологии (теория модусов, страстей и действий). Цель предъявляемой книги состоит в определении соотношения этих трех измерений: однозначность утверждения или единоосмысленности Бытия в теории субстанции, производство истинны или генезис смысла в теории идей, практическая радость или ликвидации грустных страстей, селективная организация страстей в теории модусов. Эти три измерения упорядочиваются согласно систематическому концепту выражения (субстанция выражается в атрибутах, атрибуты выражаются в модусах, идеи являются выразительными). И, несомненно, концепт выражения имеет долгую историю, до Спинозы, на протяжении всего Средневековья и Возрождения. Этот концепт также развивается Лейбницем, хотя такое развитие крайне отличается от того, как оно дается у Спинозы. Общим между Лейбницем и Спинозой является то, что они обосновывают первую крупную анти-декартовскую реакцию на теоретическое и практическое концепта выражение. Но способ, каким его постигает Спиноза, придавая ему новую структуру, пребывает, возможно, в сердцевине его мышления и стиля, а также формирует тайны Этики: вторая книга, составленная, с оной стороны, из непрерывной цепи теорем, доказательств и короллариев, с другой стороны, из неистовых и прерывистых схолий - книга дважды выразительная. Книга рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, а также вех тех, кто интересуется современной философской мыслью.
1.2 Larisa Kiyashchenko. Events. Personality. Time. (To the philosophy of transdisciplinarity) Three key words (event, personality, and time) in the title of the book give a hint for understanding how presented in it discussion lays a way towards philosophy of transdisciplinarity. Those words are used as defined points for transdisciplinary space «scale of measurements» in which dynamics of interactions of multiple scientific and non-scientific discourses could be based. The specific feature of the used perspective for philosophical reflections is the parallel tracking of personal author's understanding of this movement from the prospect of the first person and the reflection discharged from a position of the third party over tendencies of development of post-nonclassical science in general. The counterpoint of the chosen foreshortenings, their simultaneous accord gives rise to a complex polyphonic book content stylistics. Thematization of reasoning following the order of words - "event", "personality" and "time" produses an explication of their semantics through out mutual interpretation (reflection in each other). This semantic net of interactions is explaned with of a threefold spiral (Triple Helix) model which was used not only in biology, but also in the concept of transdisciplinary interactions of the universities, business and government structures of Henry Etzkowitz.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ
1.21. Розин В.М. Концепция «заботы о себе»: философская, научная, художественная и авторская версии // Культура и искусство. — 2017. - № 7. - С.50-56. DOI: 10.7256/2454-0625.2017.7.23596. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pki/article_23596.html (РИНЦ, ВАК, научная статья) ISSN 2454-0625
|
|||||
|