Международная конференция (Россия-Франция) «Философия языка новой телесности: проявление сознания через тело», 6 сентября 2022 г.
Международная конференция (Россия-Франция) «Философия языка новой телесности: проявление сознания через тело»
6 сентября 2022 г.
Исследование человеческой телесности обретает особую актуальность в наши дни, когда радикально меняется философия восприятия человеческого тела. Парадигма дуализма духа и тела, рассматривающая тело как пассивный материал и инструмент для действия человеческого духа, постепенно замещается другой, более соответствующей новейшим достижениям наук о мозге и медицинских технологий, а также развитию современных техник психотерапии. С помощью современных приборов возможно измерить и сделать наблюдаемыми в виде графиков и цифр малейшие изменения внутри тела, однако самое важное - это явление сознания через тело. [Joussellin Ch., 2005, 2014, 2016, 2018].
Философское осмысление телесности немыслимо без упоминания диалога тела с духом. Обычно мы предполагаем, что тело представляет собой открытую чувственному взгляду внешнюю форму вещи или человека. Тело (особенно в синонимии со словом «плоть») также указывает на некоторую плотность, непроницаемость для луча света. Оно образует тень. Тело выступает как источник сопротивления — барьер, не пропускающий взгляд внутрь вещи. В этом смысле оно придает вещи статус реальности.
Однако та же самая внешность, которую мы обычно называем телом, на самом деле в том же самом живом чувственном опыте постоянно непосредственно предъявляет нам душу, желание, сознание, волю и тому подобное «идеальности» другого человека и самого себя. Мы непосредственно общаемся друг с другом, не совершая никакого дополнительного действия перевода внешнего (телесного) на язык «внутреннего» (психического). То, что метафизика прячет во «внутреннем», присутствует в живом опыте непосредственно. Слово или улыбка другого радуют или печалят душу непосредственно. Например, в живом опыте речевого общения два человека беседуют друг с другом как нерасчлененные на противоположности души и тела существа. Эта беседа лишь в определенной установке осмысления может распасться на отношения телесные (например, физиологические), метафизические («Я» и «Ты»), психологические и т.д. [Тищенко П.Д., 2006]. Коммуникация между людьми, которую принято воспринимать в основном как вербальную, на самом деле прежде всего - телесное явление. Язык тела, с помощью которого человек себя презентует миру, может и не осознаваться им, однако тем не менее именно через него окружающими «считывается» его личность с ее наиболее важными характеристиками: состояние здоровья, социальный статус, способность к дружескому и любовному общению, умение (или неумение) адекватно воспринимать свою внешность, лидерские качества и многое другое.
Помимо этого существует и весьма обширная область «нормальной» телесности: существование тела обнаруживается практически в каждый момент нашей жизнедеятельности в виде ли «слабости», «усталости», или, напротив, «силы», «возбуждения» и пр. [Тхвостов А.Ш., 2002].
Подход к исследованию боли как языку, с помощью которого бессознательное обращается к нашему «я», можно дополнить анализом культурологического материала с целью сопоставить отношение к телу и к боли у представителей различных культур. Улучшение коммуникации личности с собственным телом позволяет улучшить также межкультурные и межличностные коммуникации, сделав их более глубокими и эмоциональными, а новое видение тела как разумной плоти наряду с теми возможностями, которые предоставляют новые биомедицинские и психологические технологии, предполагает более глубокое исследование языка тела.
Диалог между учеными-философами, исследующими человеческую телесность, и психотерапевтами-практиками, работающими непосредственно с человеком и его болью (как телесной, так и эмоциональной), позволит расширять наше знание о том, как именно функционирует связь между телом, мозгом и нашими чувствами, мыслями и состояниями. Развитие телесного интеллекта через осмысление единства духа и тела позволяет корректно понимать язык тела и взаимодействовать с ним. Говоря о такой категории, как «мыслящая плоть», мы делаем ещё один шаг в исследовании человека и его телесности, которая, равно как и человеческий мозг, полна нерешенных загадок. Междисциплинарное исследование взаимосвязи сознания и тела позволяет заполнить существующие лагуны в знании о человеке, приоткрывая в тоже время завесы над новыми нерешенными загадками, поэтому мы отдаём себе отчёт, что мы все ещё лишь в начале пути.
Организаторы конференции:сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН (Институт философии РАН), кафедра Современного гипноза Академии социальных технологий (АСТ).
Оргкомитет конференции:
Майленова Ф.Г. (председатель), д.филос.н., в.н.с. сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Институт философии РАН, член Высшего экспертного совета кафедры «Современный гипноз» АСТ;
Болсун С.А., мед.психолог, зав.кафедрой Современного гипноза АСТ, преподаватель НИИ клинического гипноза;
Попова О.В., д.филос.н., в.н.с., заведующий сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Институт философии РАН;
Тищенко П.Д., д.филос.н., г.н.с.сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Институт философии РАН;
Антипов А.В., к.ф.н., м.н.с. сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Институт философии РАН;
Лавреньева С.В., м.н.с. сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Институт философии РАН;
Координатор и модератор конференции: д.филос.н. Майленова Ф.Г.
Переводчик с французского языка: Смолич Д.В.
Международная конференция «Философия языка новой телесности:
проявление сознания через тело» (Ч.1)
Международная конференция «Философия языка новой телесности: