Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора философии культуры за 2014 г.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии культуры » Научные результаты » Научный отчет сектора философии культуры за 2014 г.

Научный отчет сектора философии культуры за 2014 г.

Плановая научная работа


1. Важнейшие результаты


В рамках научно-исследовательской темы сектора «Культурная идентичность в мире многообразия культур» в 2014 г. продолжалось  осмысление существующих  подходов  к понятию  культурной идентичности.    Наиболее значительными исследованиями сектора в плане  анализа проблематики идентичности  в 2014 г. является    конкретизация культурной идентичности в аспекте укрепления единства российской нации,  рассмотрения базовых смыслов и ценностей русской культуры в прошлом и настоящем с точки зрения понимания философии как способа культурного самосознания.  В центре  исследований находятся способы и формы культурной (само)идентификации, интерпретация содержания «культурного» в его сложности и множественности: исторического и вечного, континуального и дискретного, природного и трансцендентного, сакрального и профанного, универсального и конкретного.


Осмысливается  современный  культурный кризис в России. Его причины видятся  в природе  современной российской власти и качестве большинства населения страны. Однако и сама власть успешно производит поддерживающее ее большинство. Кризис усугубляется тем, что в обществе не действуют социальные лифты, а у научно-образовательных «элит» нет продолжателей, объединенных в «школы». В такой социальной атмосфере общество обнаруживает признаки деградации (Никольский С.А. О качестве человека // Политическая концептология. Ростов-на-Дону, 2014. № 2.  С. 70-79. Он же: «Сад и голая земля» // «Независимая газета». 14 мая 2014 г.; «Единство нации и патриотизм» // «Независимая газета». 6 октября 2014 г.). В аспекте анализа  базовых смыслов и ценностей русской культуры акцентируется  внимание  на феномене  смерти как  одном из конститутивных моментов отечественного мировоззрения. Рассмотрена проблема видения  смерти в русской литературе:  смысловое разнообразие  смерти и сопряженность ее  с жизнью  через любовь у Л. Толстого, а также  принципиальная замена жизни, ее вытеснение смертью у Андрея Платонова (Никольский С.А. Смерть в осмыслении русской литературы (Лев Толстой и Андрей Платонов) // Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: ИФ  РАН, 2014. С. 29-61; Он же.  Lev Tolstoy: a Russian view of the world and man in it // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2014, № 1. С. 9-24. (На англ. яз.);  Он же.  Смерть в большой прозе Андрея Платонова // Андрей Платонов. Философское дело. Воронеж, 2014. С. 232–288).   


Анализируется экзистенциальная  проблематика  в современной философии. Новизна анализа состоит в том, что экзистенциальная философия рассматривается не как исторически сложившаяся школа наряду с другими, а как синоним сути философии как таковой. Для подтверждения такого вывода предпринята попытка описать особый –  экзистенциальный –  опыт, лежащий в основе философии, и рассмотреть с этой точки зрения проблемы морали и культуры (Кузьмина Т.А. Экзистенциальная философия: монография. М.: «Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 352 с.)


Представлен философский взгляд  на историю как на меняющиеся способы и формы взаимоотношения человека со временем.  Философская оптика  позволяет рассматривать историю в целостности основных  модусов  времени – прошлого, настоящего и будущего.   «Жить в  истории» означает  способность людей к целеполагающей деятельности,  быть историческими субъектами.   «Родовая»  черта  культуры – восстанавливать связь человека с вечностью посредством расширения  потенциала свободного времени индивида  (Межуев В.М.  История как философская проблема   // Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: ИФ РАН, 2014. С. 3-28). Раскрывается смысл гуманизма как идейного течения в философии Нового времени, его неоднозначная оценка в европейской и русской философии, а также судьба гуманизма в перспективе мирового цивилизационного развития (Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2014. С.35-57).


Выявлены особенности восприятия феномена пола в западной философии культуры, философской антропологии и культурантропологии. Показано, как феминистская и постмодернистская философия деконструировали идею бинаризма тела и культуры. Показаны эвристические возможности использования гендерного подхода  в философском понимании культуры и человека (Воронина О.А. Гендерный подход в философии культуры и философской антропологии //Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: ИФ РАН, 2014. С. 129-164).  Проанализировано влияние политики государственного феминизма, проводимой в скандинавских странах, на развитие гендерной культуры и гендерной идентичности граждан (Воронина О.А. Гендерное равенство как структурный элемент государственной политики в скандинавских странах //Новый взгляд: Международный научный вестник. Под ред. С.С.Чернова. Вып. 4.  Новосибирск, 2014. С. 133-151).


Проблематика  культурной идентичности  рассматривается в контексте исторической памяти.  Проанализированы  основные тенденции  современных мемориальных исследований и «сакрализации памяти».  Общей чертой повышенного интереса к проблематике памяти  является  фиксируемый экспертами кризис/конфликт  идентичностей как  на национальном, так и на персональном уровнях, а также   трансформация представлений об идентичности  в социально-гуманитарном знании (Кознова И.Е.  Историческая память: проблемное поле современных исследований //Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: ИФ РАН, 2014. С.  94-128). Проводится сравнительный анализ связи памяти и  идентификационных представлений в российской ситуации «посткрестьянства».   Изучается влияние памяти  на поведенческие практики  современных сельских жителей,   на процесс адаптации в городе выходцев из села, способы и формы культурного освоения ими городского пространства. Рассматриваются содержательные и ценностно-смысловые стороны воспоминаний о деревенском прошлом (Кознова Ирина.  «…Не пошли бы мы в колхоз»: память  современной сельской России о коллективизации // Fenomen Rosji. Pamięć  przeszłości i perspektywy  rozwoju. Сzęść 1. Kraków: Księgarnia akademicka, 2014.   С. 15-25 (на рус.яз.); Кознова И.Е.  Бывший крестьянин:  между сельским прошлым и городским  настоящим // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы - 2013. М., 2014. С. 220-233).


Исследуются доязыковые модели идентичности.  Современные концепты «философии жизни» и феноменологии коррелируют  с такими феноменами архаической культуры как сочувствие, сопричастность  и др., определяющими ранние формы этики и коммуникации. Само конституирование мира, его языковых феноменов происходит в условиях сакрализации и ритуализации обыденного  (Домников С.Д. Сакральное мирское // Проблемы философии культуры. М.: ИФ РАН, 2014. С. 165-205). Изучаются проблемы формирования языкового сознания в его культурно-исторических и ландшафтных формах. Акцент делается на проблемах символизации телесных (праксических) моделей идентичности, опосредуемых языковыми (коммуникативными) стратегиями поведения, отливающихся в «символические формы» и смысловые конфигурации культуры (Домников С.Д. Люди первого жеста»: к феноменологии дара Поля Рикёра // Мудрость философии. Творческий путь Поля Рикёра. М.: Канон+, 2014. С. 276-301).


На основе  междисциплинарного подхода  в изучении актуальных религиозных практик анализируется религиозный (в частности, конфессиональный) аспект построения этнической и культурной идентичностей, в том числе этнокультурных меньшинств. Рассматривается роль религии в процессе создания и трансформации социальной и культурной дистанции между сообществами (Трофимова К.П.  Конструирование священных мест в мультикультурной среде: пример святилища «Зайде Башче» в Нише (Сербия) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 2 (32).  С. 204-230; Она же.   «Джунгалье якха»: поверья о «дурном» глазе в традициях отдельных цыганских сообществ на Балканах» // Практична філософія. 2014. № 3.) 


Исследуется   современное состояние  отечественной науки как социального и культурного института и  положение  научной  интеллигенции. Определяются параметры функционирования научной деятельности в России,  ее исторический генезис и современные реалии;  изучаются  статусные позиции ученых,  их жизненные ориентации, адаптационные ресурсы и социальные роли.  Анализируются сходства и различия различных волн российской научной эмиграции. В настоящее время Россия выступает мировым лидером в области эмиграции ученых (Наумова  Т.В. Готова ли наука к модернизации России?» // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 38-53)


 

2. Публикации сектора за 2014 год.


         2.1. Монографии и коллективные труды


  • Кузьмина Т.А. Экзистенциальная философия: монография. М.: «Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 352 с. (Гриф ИФ РАН, 16 п.л., 1000 экз, 84х108 1/32, ISBN 978-5-88373-291-0). 
  • Проблемы философии культуры. Вып. 2. М.: Институт философии РАН, 2014. 207 с. Отв.ред. С.А.Никольский. ISBN 978-5-9540-0275-1.

 

         2.2. Статьи:

 

  • Воронина О.А. Гендерный подход в философии культуры и философской антропологии //  Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: Институт философии РАН, 2014. С. 129-164. 
  • Воронина О.А. Гендерное равенство как структурный элемент государственной политики в скандинавских странах // Международный научный вестник «Новый взгляд». Под ред. С.С.Чернова. Вып. 4. Новосибирск, 2014. С. 133-151.
  • Домников С.Д. Люди первого жеста»: к феноменологии дара Поля Рикёра // Мудрость философии. Творческий путь Поля Рикёра. М.: Канон+. С. 276-301.
  • Домников С.Д. Сакральное мирское // Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: Институт философии РАН, 2014. С. 165-205. 
  • Домников С.Д. Тема Дара в философии культуры Поля Рикёра // Моя малая родина. Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 12. Пенза, 2014. 
  • Кознова И.Е.  Бывший крестьянин:  между сельским прошлым и городским  настоящим // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы - 2013. М., 2014. С. 220-233.
  • Кознова И.Е.  Историческая память: проблемное поле современных исследований //Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: ИФ РАН, 2014. С. 94-128. 
  • Кознова Ирина.  «…Не пошли бы мы в колхоз»: память  современной сельской России о коллективизации // Fenomen Rosji. Pamięć  przeszłości i perspektywy  rozwoju. Сzęść 1. Kraków: Księgarnia akademicka, 2014.   С. 15-25 (на рус.яз.)    
  • Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2014. С.35-57.
  • Межуев В.М. От философии периода «оттепели» к философии периода «застоя» // Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд. М., 2014. С. 42-58.
  • Межуев В.М. Государство и культура в демократической перспективе // Вестник Московского государственного университета культуры  и искусств. М., 2014. № 2. С.26-37.
  • Межуев В.М. Место культуры в марксизме // Э.В.Ильенков: диалектика и культура (к 90-летнему юбилею). Материалы международной научной конференции («Ильенковские чтения»). М., 2014 С.13-18.
  • Межуев В.М. Беседа с В.М.Межуевым // Вопросы философии. 2014. № 2. С. 30-41.
  • Межуев В.М. История как философская проблема // Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: Институт философии РАН, 2014. С. 3-28.
  • Наумова Т.В. Готова ли наука к модернизации России? // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 38-53.
  • Никольский С.А. Смерть в большой прозе Андрея Платонова // Андрей Платонов. Философское дело. Воронеж, 2014. С. 232-288.
  • Никольский С.А. Смерть в осмыслении русской литературы (Лев Толстой и Андрей Платонов) // Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: Институт философии РАН, 2014. С. 29-61. 
  • Никольский С.А. О качестве человека // Политическая концептология. Ростов-на-Дону, 2014. № 2.  С. 70-79.
  • Никольский С.А. Lev Tolstoy: a Russian view of the world and man in it // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2014, № 1. С. 9-24. (На англ. яз.).
  • Симуш П.И. Всё-таки что такое матрица? // Власть. 2014. № 2. С. 32-33.
  • Симуш П.И. О специфике современной российской аккультурации // Актуальные вопросы экономики, управления и права. Современные социокультурные проблемы экономики, управления и права. Сборник Московского госуниверситета культуры и искусств. М., 2014. С. 5-12.
  • Симуш П.И. Таинственность темпоральности индивидуального жизненного пути // Материалы Международной очной научно-практической конференции «Морально-этические аспекты и темпорально-экологические императивы инвенционного процесса генерации новых научно-технических знаний». Ставрополь, 31 января 2014 г. С. 16-19.
  • Трофимова К.П. Конструирование священных мест в мультикультурной среде: пример святилища «Зайде Башче» в Нише (Сербия) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2 (32) 2014. С. 204-230.
  •  Трофимова К.П. «Джунгалье якха»: поверья о «дурном» глазе в традициях отдельных цыганских сообществ на Балканах» // Практична філософія. 2014. №3.

 

 3. Научные мероприятия

 

        3.1. Конференции и семинары, проведенные сектором


  • ХI Всероссийская конференция Института философии РАН с регионами России «Проблемы российского самосознания: мировоззрение М.Ю. Лермонтова». Москва – Пенза – Тарханы. 2, 8 – 9 октября 2014 г. 
  • Семинар сектора философии культуры «Россия как она есть»: заседания 30 января 2014 (Доклад А.А. Новикова-Ланского «Отечественная словесность сегодня: контурные карты»), 15 апреля 2014 («Украина – не Россия. Взгляд снаружи и изнутри»), 6 и 13 ноября 2014 г. (Просмотр и обсуждение фильма-дилогии Николая Досталя «Облако-рай» и «Коля – перекати-поле»). 


        3.2. Участие сотрудников сектора в научных мероприятиях 

  • Воронина О.А. Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Культура в глобализирующемся мире: вызовы и перспективы». Институт философии РАН – Академия Государственной противопожарной службы, Ярославский государственный педагогический университет. Москва, 16 – 17 октября 2014 г. Руководитель секции, доклад «Гендерная идентичность в мультикультурном мире».
  • Домников С.Д. Всероссийская научная конференция «Моя малая родина».  Пенза, 6 ноября 2014 г.  Доклад «Тема Дара в философии культуры Поля Рикёра».
  • Кознова И.Е. II Международный интердисциплинарный Евразийский научный конгресс «Феномен России: память прошлого и перспективы развития» (Краков, Ягеллонский университет,  29 -31 мая  2014 г.). Доклад    «”…Не пошли бы мы в колхоз”: память  современной сельской России о коллективизации».     
  • Кознова И.Е.  XXXIV сессия научного Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы «Фискальная политика и налогово-повинностные  практики в аграрной истории России X-XXI вв.» (Самара, Самарский госуниверситет,  23–26 сентября 2014 г.). Доклад «Советская фискальная  политика  в  восприятии российских крестьян».
  • Кознова И.Е.  ХI Всероссийская конференция Института философии РАН с регионами России «Проблемы российского самосознания: мировоззрение М.Ю. Лермонтова». Москва, - Пенза – Тарханы. 2, 8 – 9 октября2014 г. Доклад «Лермонтовские юбилеи середины XX века».
  • Межуев В.М. Доклад на Международная конференция «Диалектика и культура». Москва,   13 апреля2014 г. Доклад «Проблема культуры в марксизме».
  • Межуев В.М.  Свобода как общественная ценность. Доклад на конференции в Московской школе социальных и экономических наук.
  • Межуев В.М. XXI Международный симпозиум «Пути России» «Новый старый порядок – вечное возвращение»? (21-22 марта 2014 года). Доклад «Свобода в контексте прошлого, настоящего и  будущего России».
  • Никольский С.А. IV Международный платоновский фестиваль искусств. Круглый стол «Философские измерения творчества Андрея Платонова». Воронеж. 5 - 8 июня2014 г. Доклад «Тема смерти в творчестве Андрея Платонова».
  • Никольский С.А. VI летняя школа «Политическая концептология в контексте центрально-периферийных проблем постсоветской трансформации России». Ростов-на-Дону, 3 – 4 июля2014 г. Доклады «Русские как имперский народ» и «Современная Россия в свете проблем культурного развития».
  • Никольский С.А. Всероссийский научно-практический форум «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе». Пермь, 17 – 19 сентября2014 г. Доклад «Единство нации и патриотизм».
  • Никольский С.А.  ХI Всероссийская конференция Института философии РАН с регионами России «Проблемы российского самосознания: мировоззрение М.Ю. Лермонтова». Москва – Пенза – Тарханы. 2, 8 – 9 октября 2014 г. Доклад «Поэт и Демон: бунт Лермонтова».
  • Никольский С.А. Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Культура в глобализирующемся мире: вызовы и перспективы». Институт философии РАН – Академия Государственной противопожарной службы, Ярославский государственный педагогический университет. Москва, 16 – 17 октября 2014 г. Доклад «Смыслы и ценности русского мировоззрения как основа отечественной культурной идентичности». 
  • Никольский С.А. XXI Международный симпозиум «Пути России» «Новый старый порядок – вечное возвращение»? (21-22 марта 2014 года). Доклад «Общественное развитие в современной России:  проблема свободы».
  •  Симуш П.И. Международная очная научно-практическая конференция «Морально-этические аспекты и темпорально-экологические императивы инвенционного процесса генерации новых научно-технических знаний». Ставрополь, 31 января 2014 г. Доклад «Таинственность темпоральности индивидуального жизненного пути».
  • Симуш П.И. Международная научно-практическая конференция по проблемам русского языка на базе Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)». Таганрог, 6-7 июня2014 г.  Доклад «Интегральная культура: новая перспектива».
  • Симуш П.И. ХI Всероссийская конференция Института философии РАН с регионами России «Проблемы российского самосознания: мировоззрение М.Ю. Лермонтова». Москва – Пенза – Тарханы. 2, 8 – 9 октября 2014 г. Доклад «Интегральный поиск в лермонтоведении».
  • Трофимова К.П. “Танатологические практики и нарративы в современной культуре: советский и постсоветский период» (Москва, Институт этнологии и антропологии РАН, 13-14.02.2014). Доклад: «Обязательное исключается: о пределах дозволенного в условиях трансформации погребальной обрядности у цыган-мусульман на Балканах»;
  • Трофимова К. «Localized Islam(s): Institutions, Ideas and Practices in the European Context» (European University Institute, Флоренция (Италия), 20-21.04.2014). Доклад: «Islam among some Rroma communities in the Balkans: a case of folk religiosity»;
  • Трофимова К. HESP ReSET “Islam: Religious and Social Practices. Universality and Locality” (Open Society Institute (Budapest,Hungary), НПУ им. М.П. Драгоманова, Молодежная ассоциация религиоведов (Киев, Украина), май 2014). Доклад: “One-way ticket”: a call for Jihad in social networks (on the example of Bosnian and Albanian communities).
  • Трофимова К. Gypsy Lore Society Annual Meeting and Conference on Gypsy Studies (Gypsy Lore Society, Institute of Ethnology, Slovak Academy of Sciences in Bratislava; European Commission in Slovakia; Slovak Association  for the Study of Religions, Братислава (Словакия), 11-13. 09). Доклад: “Transformation of Funeral Customs among Muslim Romani Communities in the Balkans: Scenarios in the framework of Islamisation”.
  • Трофимова К.П. Семинар ЦТСФ (РГГУ). Доклад: «Как другие люди»: «святые» и святилища в традициях цыган-мусульман на Балканах».
  • Трофимова К.П. Семинар ЦТСФ (РГГУ). Доклад совместно с Чабиева Т.С., Юдкина А.Б. (ИЭА РАН): «Чтобы помнили»: увековечивание памяти о жертвах военных конфликтов и террористических актов» (15.12. 2014).

Внеплановая научная работа


Монографии и коллективные труды:

  • Наумова Т.В. Эмиграция ученых из России. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2014. 179 с. (Гриф Института социологии РАН, 8,5 п.л., ISBN 978-5-88373-422-8). 

Научные статьи:

  • Кознова И.Е. «Призванный»: лермонтовские юбилеи середины XX в. // История в подробностях. 2014. № 9 (51). С. 90–95.
  • Никольский  С.А. Голос и молчание. Анна Ахматова // Философия и культура. 2014. № 6. С. 841–848.
  • Никольский С.А. Живое и мертвое: путешествие Андрея Платонова по царству смерти // Вопр. философии. 2014. № 9. С. 210–220.
  • Никольский С.А. Русские как имперский народ // Полит. концептология. 2014. № 1. С. 42–54.
  • Симуш П.И. Филология Б.Л. Пастернака: какими категориями будущего мыслит? // Филология: науч. исслед. 2014. № 1. С. 97–106.

Доклады, тезисы, выступления
  • Кознова И.Е. Политическое использование прошлого в советской России (1918-1940 гг.) // Российская история в начале XXI века: опыт, проблемы, перспективы. Международная научно-практическая конференция, Оренбург, 13-14 мая 2014 г.: сб. статей/ науч. ред. Д.А.Сафонов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. С. 153-157. 
  • Кознова И.Е. Поиск образов прошлого в российской культуре 1920-х годов (по материалам журнала «Огонек») // Культура в глобализирующемся мире: вызовы и перспективы. Материалы междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием. М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. С. 65-68. 
  • Никольский С. А. Проблема гражданского единения народа: религиозное и светское в исторической памяти и общественном сознании россиян // Материалы Всероссийского научно-практического форума-диалога с участием зарубежных ученых «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты». (Пермь, 17 – 19 сентября, 2014). Часть 2. Пермь, 2014. С. 124 - 136. 
  • Никольский С. А. Вступление к сборнику. «Размышления о единении». Материалы Всероссийского научно-практического форума-диалога с участием зарубежных ученых «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты». (Пермь, 17 – 19 сентября, 2014). Часть 1. Пермь, 2014. С. 8 – 19. В соавторстве.