Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора социальной философии за 2009 г.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной философии » Научные результаты » Научный отчет сектора социальной философии за 2009 г.

Научный отчет сектора социальной философии за 2009 г.

 

Сектор социальной философии 

Зав. сектором – д.ф.н.  В.Г. Федотова

     

Основные итоги работы сектора за 2009 год 

 

Новизна результатов: Анализ современных мировых сценариев развития позволил установить, что сегодня возникает зависимость социальной политики, геополитики и общества от экологии в связи с невосполнимостью ресурсов Земли и изменениями ее климата при подключении незападных стран к интенсивному развитию; концепция устойчивого развития не охватывает новых проблем; средний класс, отличавшийся волей и энергией, стремлением к устойчивости, повсюду в странах экономического роста (кроме Японии) становится консьюмеристским классом, ориентированным на американские стандарты потребления. Ведущими социальными концепциями могут стать концепции разнообразия стандартов потребления, стилей жизни и отказа от идеологии потребительских обществ (Федотова В.Г. Будущее глазами американского Национального совета по разведке США: глобальные тенденции до 2025. Изменившийся мир. М.: Ин-т эконом. стратегий РАН; Междунар. акад. будущего, 2009 (в соавт. с А.И.Уткиным).

Рассмотрена русская история с точки зрения развития модернизационных процессов. Выделены этапы модернизации и дана новая периодизация истории России. Результатом является отказ от сведения традиции к архаике или ранней истории. Российская традиция включает модернизационные процессы и общеевропейскую направленность (Федотова В.Г. Российская история в зеркале модернизации // Вопр. философии. 2009. № 12. С. 3–21.)

Выявлены реальные механизмы взаимосвязи современной экономики со сферой культурно-духовной жизни российского общества, в частности образования, предпринята попытка определения социокультурных измерений экономической политики (ее нравственного императива) и на этой основе – определение линий возможного взаимодействия гуманитарного знания с практикой экономического моделирования (Сиземская И.Н. Философия бизнеса. Невидимая рука культуры // Прямые инвестиции. 2009. № 4. С. 60–63; она же: Модели экономического роста в контексте социально-гуманитарного знания // Филос. науки. 2009. № 11. С. 17–33; она же; Текст «Социокультурные измерения современной экономики» к рубрике «Философия экономики» // Филос. науки. 2009. № 2. С. 16–29).

Проведен социально-философский анализ причин и негативных последствий кризиса образования и науки в России: падения их социального престижа, невостребованности молодых специалистов на отечественном рынке труда, появления нового революционного класса – пролетариата среднего класса цифровой эпохи, которая включает в себя работников сферы духовного производства, науки и НИОКР, сферы образования, СМИ и коммуникаций и т. д. Кризисное состояние сферы образования, фундаментальной и прикладной науки, в целом интеллектуального потенциала могут привести Россию в новом столетии не только к технологической зависимости от развитых стран, но и к социальному взрыву, а главное – лишить ее каких-либо перспектив развития общества знания. Образование и наука становятся важнейшим элементом решения стоящих перед Россией проблем, от которых зависит не только ее безопасность, но и будущее (Крылова И.А. Кризис образования и науки в России // Социология образования. 2009. № 6. С. 51–61; она же: Кризис российской науки в глобальном контексте // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 59–64).