Доклад М.В. Анашиной «Философия архитектуры Пекина: история столицы Китая, структура и градообразующие сооружения», 21 февраля 2017 г.
Философия архитектуры Пекина:
история столицы Китая, структура и градообразующие сооружения
Пекин в переводе с китайского языка означает «северная столица». Это один из старейших городов Китая. В киданьском государстве Ляо (907-1125) на территории нынешнего Пекина располагался город Наньцзин («Южная столица»), во времена сменившей его чжурчжэньской империи Цзинь (1115-1234) – «центральная столица» Чжунду. При хане Хубилае, основателе династии Юань (1279-1368), Пекин становится столицей Китая. В те времена он назывался Ханбалык - «обитель хана» или, по-китайски, Даду («Великая столица»).
Сложение нынешней структуры Пекина произошло позднее – при Чжу Ди, третьем императоре династии Мин (1368-1644), который правил под девизом Юн-лэ («Вечная радость»). Он перенес столицу империи из Нанкина в Пекин и принялся переустраивать город.
Можно сказать, что Пекин – это город воплощенной мечты императора Юн-лэ. Как и другие китайские города, он построен по принципам фэн-шуй. В его планировке, дворцах, храмах, парках заключены многие идеи китайской философии и культуры. В позднейшие времена Пекин неоднократно перестраивался, однако его основная структура оставалась прежней. Строительство в Пекине в XX-XXI веках также подчинено определенному плану с сохранением, в целом, прежней структуры и смещению лишь некоторых акцентов.
Доклад посвящен философии архитектуры, анализу структуры Пекина, его основным доминантам и возможности его прочтения как текста. Выступление сопровождается слайд-шоу и показом фотографий значимых достопримечательностей Пекина.