А.В. Шестопал (МГИМО-университет МИД РФ) История философии: вызовы постсекулярного общества Ознакомившись на сайте ИФ РАН с материалами международной конференции «История философии: вызовы ХХI века», я хотел бы поучаствовать этой короткой репликой в развернувшейся на конференции дискуссии. Мне представляется, что смена парадигм в истории философии (историко-философских исследованиях) всегда в большей или меньшей степени связана со сменой парадигм в философии истории. Во второй половине ХХ века в философии истории доминировали модели, складывавшиеся в рамках парадигмы «индустриальное - постиндустриальное общество». Сама эта парадигма была продолжением более ранней конструкции «традиционное – индустриальное общество» и в целом вписывалась в философско-историческую традицию европейского Просвещения. Эта традиция предполагала сокращение роли религии в обществе по мере развития научного знания, промышленности, информационных технологий и т.д. В такой системе координат складывались и ведущие направления историко-философских исследований второй половины ХХ века. В конце ХХ века произошли существенные изменения общественного сознания в глобальных масштабах (кризис ведущих социальных утопий XIX-XX веков, подъем мировых религий и религиозного сознания в целом), что нашло свое выражение в формировании парадигмы «секулярное-постсекулярное общество». Встает вопрос: какое воздействие окажут эти реальные исторические процессы на историю философии и, в частности, на проблематику и методологию историко-философских исследований? Как будут соотноситься и взаимодействовать постиндустриалистские и постсекулярные модели? Здесь можно высказать несколько предположений: - возрастет значение исследований по проблемам взаимодействия философии, науки и религии в различные исторические эпохи; - увеличится внимание к эпохам тесного взаимодействия религии и философии (патристика, схоластика), произойдет переосмысление взаимодействия Церкви и университета в истории философии; - особое значение приобретет анализ взаимодействия христианской и языческой мысли ( в том числе традиции гностицизма), анализ опыта христианизации античной философии в патристическую эпоху; - расширится поле исследований влияния Высокой схоластики на развитие науки и искусства Нового времени; - углубится переоценка философского наследия европейского Просвещения и анализ причин его кризиса; - активизируется дискуссия вокруг влияния арабо-исламской философии на становление европейской философии Нового времени; - произойдет дальнейшее повышение статуса исследований по истории философии Востока, как в силу изменения баланса сил в мировом сообществе, так и в силу переосмысление специфики философии Востока, не знавшей периодов радикальной секуляризации, подобных европейскому Новому и Новейшему времени; - расширится круг исследований по взаимовлиянию русской философской и богословской мысли XIX – XX веков; - развернется процесс осмысления русской религиозной философской мысли второй половины ХХ века (круг Лосева и др); В связи с осознанием глобального кризиса как кризиса ценностных основ современной цивилизации усилится внимание к истории этических учений и в частности, к взаимовлиянию религиозной и светской этики. Конечно, это весьма краткий и приблизительный перечень возможных изменений в области историко-философских исследований (и преподавания историко-философских и вообще философских дисциплин), связанных со значительными изменениями роли религии в современном обществе на разных уровнях – глобальном, региональном и национальном. Представляется существенно важным, чтобы эти изменения проходили не в атмосфере конфронтации, а в атмосфере диалога, бережного отношения к наследию различных традиций и школ в философии истории и в истории философии. Примеры такого ответственного и чуткого отношения к диалогу философии, науки и религии мы находим в истории русской философии (Флоренский, Вернадский, Франк, Лосев) и в трудах наших современников (Гайденко, Мотрошилова, Гусейнов, Лекторский, Степин). |
|||||
|