Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора философии культуры за 2010 год
Главная страница » » Сектор философии культуры » Научные результаты » Научный отчет сектора философии культуры за 2010 год

Научный отчет сектора философии культуры за 2010 год

Научный отчет сектора философии культуры за 2010 год

 

 

Исследованы проблемы, связанные с пониманием взаимодействия архаической, традиционной и инновационной компонент отечественного самосознания в исторической ретроспективе и с точки зрения современной трансформации российского общества (Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала: 4-я Всерос. конф. «Проблемы российского самосознания», май 2009 г. / Под общ. ред. С.А.Никольского. М., 2010). Религиозно-нравственное учение Толстого в различных спектрах его выражения – исповедальном, теоретическом, публицистическом, художественном, деятельностном – позволяет рассмотреть проблематику самосознания с точки зрения таких категорий, как добро и зло, вечное и преходящее, живое и мертвое, старое и новое, универсальное и национальное (Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. (Москва–Тула, 20–22 мая 2010 г. / Под ред. С.А.Никольского, И.А.Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010).

 

Продолжена содержательная реконструкция русского мировоззрения на материале русской философии и классической литературы 40–60-х гг. ХIХ столетия (Никольский С.А. А.И.Герцен: дворянский революционер, но не революционный демократ // Вопр. философии. 2010. № 12; Никольский С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н.Толстого // Вопр. философии. 2010. № 9; Никольский С.А. Мировоззрение Льва Толстого // Русский язык и литература. 2010. № 10 (на кит. яз.); Никольский С.А. Глобализация и культурное наследие России: классическая литература и ее интерпретации // Филос. журн. 2010. № 6). Рассмотрена роль общих культурных основ в качестве фактора развития национального самосознания народов постсоветского пространства (Никольский С.А. Вниз по лестнице, ведущей вверх, или пути развития демократии в России в конце ХХ – начале ХХI века // Демократия и суверенитет. Многообразие исторического опыта. М., 2010. С. 49–64; Никольский С.А. Общие культурные основы – фактор развития национального самосознания народов постсоветского пространства // Национальное самосознание народов стран СНГ и Балтии: роль общих культурных основ. По материалам Всемирн. дня философии. 16–19 нояб. 2009 г. М., 2010. С. 33–38; Никольский С.А. Обсуждение доклада ИНСОР. Выступление // Россия ХХI века: образ желаемого завтра. М., 2010. С. 195–200; Никольский С.А. Русский мир: смыслы и ценности // Смыслы и ценности русского мира. М., 2010. С. 97–98).

 

Отношение к собственному наследию, в противоположность ложно понятому патриотизму, не может быть исключительно апологетическим и, как следствие, догматическим. Это отношение селективно, корректируется настоящим и потому критично по своему духу (Вечное и преходящее в культурном наследии России / Отв. ред. С.А.Никольский. М.: ИФ РАН, 2010).

 

Представлены трактовки идеи толерантности в основных, наиболее значительных областях культуры, таких как философия, искусство, религия, наука, образование (Толерантность в культуре и процесс глобализации / Отв. ред. Н.И.Киященко. М.: Гуманитарий, 2010).

 

Изучена память крестьян о мировых войнах XX в., а также влияние сталинизма на крестьянскую память, в которой значительное развитие получил травмирующий опыт и общинный архетип (Кознова И.Е. История глазами обывателя. Мировые войны: переломные этапы и временные рубежи в памяти российского крестьянства // Россия и Германия в XX веке: В 3 т. Т. 1: Обольщение властью. Русские и немцы в Первой и Второй мировых войнах. М., 2010. С. 635–674; Кознова И.Е. Сталинизм и память русских крестьян // Аспекты русского мира: культура, история, политика и экономика. Токио, 2010. С. 11, 79–92).

 

Предпринято изучение этических воззрений С.Кьеркегора. Показано, что по мысли философа, страсть – необходимое условие человеческого бытия, которое не осуществляется вне человеческого усилия по ее поддержанию. Поэтому первой и основной функцией морального долженствования является страстное утверждение человеческого существования (Кузьмина Т.А. Мораль как страсть существования (Серен Кьеркегор) // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 131–155).

 

 

Книги:

  • Вечное и преходящее / Отв. ред. С.А.Никольский. М.: ИФ РАН, 2010. 151 с.
  • Национальное самосознание народов стран СНГ и Балтии: роль общих культурных основ: По материалам Всемирн. дня философии «Философия в диалоге культур», 16–19 нояб. 2009 г. / Отв. ред. С.А.Никольский. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 214 с.
  • Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России / Отв. ред. О.А.Воронина. М.: МАКС-Пресс, 2010. 414 с.
  • Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала: Материалы IV Всерос. конф. Москва–Белгород, 27–29 мая 2009 г. / Отв. ред. С.А.Никольский. М.: ИФ РАН, 2010. 247 с.
  • Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. Москва–Тула, 20–22 мая 2009 г. / Отв. ред. С.А.Никольский. Тула: ТулГУ, 2010. 390 с.
  • Симуш П.И. Навигатор ноосферы Л.Н.Толстой / L.N.Tolstoy: Noosphere Navigator. М.: ГОУ ВПО Рос. эконом. ун-т им. Г.В.Плеханова, 2010. 228 с.
  • Толерантность в культуре и процесс глобализации / Отв. ред. Н.И.Киященко. М.: Гуманитарий, 2010. 488 с.
  • Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии / Отв. ред. С.А.Никольский. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 1302 с.

 

Статьи:

  • Воронина О.А. «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого как выражение его этической доктрины пола и женственности // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. (20–22 мая 2010 г.). Тула, 2010. С. 76–82.
  • Воронина О.А. Гендер и государство в постсоветской России // Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России. М., 2010. С. 353–363.
  • Воронина О.А. Глобализация и патриархат // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 386–394.
  • Воронина О.А. Предисловие // Права женщин и институты гендерного равенства в регионах России. М., 2010. С. 3–8.
  • Воронина О.А. Архаическое, традиционное и инновационное в гендерном сознании // Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала: Материалы 4-й Всерос. конф. Москва–Белгород, 27–29 мая 2009 г. М., 2010. С. 65–71.
  • Домников С.Д. Диалог утопий: философия Толстого и мировоззрение крестьянства // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. (20–22 мая 2010 г.). Тула, 2010. С. 113–122.
  • Домников С.Д. Россия как традиционное общество: «тексты повседневности» // В.О.Ключевский в современной исторической науке: новое прочтение научного наследия историка: Всерос. научн. конф., посвящ. 179-летию В.О.Ключевского. 8–9 окт. 2010 г. Пенза, 2010. С. 20–35.
  • Домников С.Д. Традиционный текст в глобальном мире // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 455–466.
  • Домников С.Д. Традиционный текст как текст мифологический // Малая Родина: Материалы Всерос. научн. конф. Пенза, 2010. С. 30–65.
  • Киященко Н.И. Введение // Толерантность в культуре и процесс глобализации. М., 2010. С. 5–10.
  • Киященко Н.И. Вместо послесловия. Возможен ли толерантный диалог цивилизаций // Толерантность в культуре и процесс глобализации. М., 2010. С. 471–486.
  • Киященко Н.И. Концепт и концепция эстетического воспитания // Концепты культуры ХХ века. Ярославль, 2010. С. 163–173.
  • Киященко Н.И. Культура гражданского общества // Вопр. философии. 2010. № 10. С. 62–66.
  • Киященко Н.И. Л.Н.Толстой и проблема образования детей крестьян России // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. (20–22 мая 2010 г.). Тула, 2010. С. 98–102.
  • Киященко Н.И. Мои встречи с деятелями культуры // Филос. науки. 2010. № 9. С. 151–154.
  • Киященко Н.И. Незавершенность человеческой природы // Вестн. Рос. филос. об-ва. 2010. № 3 (в соавт. с П.С.Гуревичем). С. 93–97.
  • Киященко Н.И. Разрушение ментальных оснований российской культуры // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 479–485.
  • Киященко Н.И. Толерантность как универсалия культуры // Толерантность в культуре и процесс глобализации. М., 2010. С. 12–31.
  • Кознова И.Е. История глазами обывателя. Мировые войны: переломные этапы и временные рубежи в памяти российского крестьянства // Россия и Германия в XX веке: В 3 т. Т. 1: Обольщение властью. Русские и немцы в Первой и Второй мировых войнах. М., 2010. С. 635–674.
  • Кознова И.Е. Культура как память: севернорусский крестьянин вспоминает прошлое (по воспоминаниям И.С.Карпова) // Традиционная культура Русского Севера: история и современность: Сб. материалов Всерос. научно-практ. конф., посвящ. 45-летию музея Малые Корелы (Архангельск, 8–11 июля 2009 г.). Архангельск, 2010. С. 196–207.
  • Кознова И.Е. Наследие как историческая память // Вечное и преходящее в культурном наследии России. М., 2010. С. 133–150.
  • Кознова И.Е. Представления общества о прошлом и национальное самосознание в условиях глобализации // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 403–412.
  • Кознова И.Е. Рец. на кн.: Русские Рязанского края / Отв. ред. С. А. Иникова: В 2 т. М.: Индрик, 2009. Т .1. 616 с., илл.; Т. 2. 748 с., илл. // Рос. история. 2010. № 6. С. 188–190.
  • Кознова И.Е. Сталинизм и память русских крестьян // Аспекты русского мира: культура, история, политика и экономика. Токио, 2010. С. 11, 79–92.
  • Кознова И.Е. Труд в жизни и памяти русского крестьянина // Тр. Ин-та крестьяноведения Южного Урала им. В.П.Данилова. Вып. 3. Оренбург, 2010. С. 135–141.
  • Кузьмина Т.А. Мораль как страсть существования (Серен Кьеркегор) // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 131–155.
  • Межуев В.М. Глобальное и локальное в современной культуре // Россия в диалоге культур. М., 2010. С. 5–35.
  • Межуев В.М. Государство как произведение искусства // Философия права в начале ХХI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М., 2010. С. 304–306.
  • Межуев В.М. Идеология и наука // Альтернативы. 2010. № 2. С. 102–111.
  • Межуев В.М. Идеология и наука // Человек в интеллектуальном и духовном пространстве. М., 2010. С. 219–232.
  • Межуев В.М. Консерватизм и современность // Консерватизм/традиционализм: теория, формы реализации, перспектива: Материалы постоянно действующего научн. семинара. Вып. 3. М., 2010. С. 44–48.
  • Межуев В.М. На пути к универсальной цивилизации // Вечное и преходящее в культурном наследии России. М., 2010. С. 3–48.
  • Межуев В.М. О нашей Конституции // Философия права в начале ХХI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М., 2010. С. 69–78.
  • Межуев В.М. От какой солидарности мы не отказываемся? // Идеология и философия солидаризма: Материалы постоянно действующего научн. семинара. Вып. 9. М., 2010. С. 64–67.
  • Межуев В.М. Смысл культуры самосозидание человека// Знание-сила. 2010. № 6. С. 30–36.
  • Межуев В.М. Социализм пространство культуры // Социализм и коммунизм: теория, актуальное состояние, футурологическая проекция: Материалы постоянно действующего научн. семинара. Вып. 2. М., 2010. С. 43–117.
  • Межуев В.М. Судьба национальных культур в эпоху глобализации // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 377–382.
  • Межуев В.М. Философия как самосознание человека в свободе // Идеи и идеалы. Новосибирск, 2010. № 3(5). С. 53–61.
  • Межуев В.М. Марксизм и утопизм (размышление о книге Т.И.Ойзерман) // Российская философия продолжается: из XX века в XXI. М., 2010. С. 105–138.
  • Наумова Т.В. Беда и вина современной российской интеллигенции // Интеллигенция в изменяющемся обществе: социальный статус, облик, ценности, сценарии развития: Материалы VIII Междунар. научн. конф. М.–Улан-Удэ, 2010. С. 118–123.
  • Наумова Т.В. Глобализация и «утечка умов» из России: вызов отечественной науке // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 467–478.
  • Наумова Т.В. К.Маркс и положение науки в современной России // Учение Маркса ХХI век. Капитал. Формации. Противоречия. М., 2010. С. 300–311.
  • Наумова Т.В. Соединение традиций и новаций в развитии науки в постсоветской России // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 17–28.
  • Наумова Т.В. Традиционные и новые формы поддержки науки в России // Проблемы российского самосознания: Материалы 4-й Всерос. конф. М., 2010. С. 204–210.
  • Никольский С.А. «Лишние» и «новые» люди русской классической литературы: анализ морального сознания // Человек. 2010. № 6. С. 3–12.
  • Никольский С.А. Вниз по лестнице, ведущей вверх, или пути развития демократии в России в конце ХХ начале ХХI века // Демократия и суверенитет. Многообразие исторического опыта. М., 2010. С. 49–64.
  • Никольский С.А. Глобализация и культурное наследие России: классическая литература и ее интерпретации // Филос. журн. 2010. № 2(5). С. 98–110.
  • Никольский С.А. Жизнь и смерть – главные темы философско-художественного творчества Льва Толстого (на примере ранних произведений) // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. (20–22 мая 2010 г.). Тула, 2010. С. 8–22.
  • Никольский С.А. Идеология революционаризма в отечественной философии: феномен «новых людей» // Вечное и преходящее в культурном наследии России. М., 2010. С. 89–132.
  • Никольский С.А. Мировоззрение Льва Толстого // Русский язык и литература. 2010. № 3. С. 12–19 (на кит. яз.).
  • Никольский С.А. Национальное самосознание и глобализация // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 373–376.
  • Никольский С.А. Обсуждение доклада ИНСОР. Выступление // Россия ХХI века: образ желаемого завтра. М., 2010. С. 195–200.
  • Никольский С.А. Русский мир: смыслы и ценности // Смыслы и ценности русского мира. М., 2010. С. 97–98.
  • Никольский С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л.Н.Толстого // Вопр.философии. 2010. № 9. С. 117–134.
  • Никольский С.А. Сталин: Рец. на кн.: Рыбас С. Сталин. М.: Мол. гвардия, 2009 (ЖЗЛ) // Вопр. философии. 2010. № 10. С. 163–167 (в соавт.).
  • Никольский С.А. А.И.Герцен: дворянский революционер, но не революционный демократ // Вопр. философии. 2010. № 12. С. 93–98.
  • Никольский С.А. Общественное развитие: механизмы, возможности и препятствия // Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала: Материалы 4-й Всерос. конф. Москва–Белгород, 27–29 мая 2009 г. М., 2010. С. 3–9.
  • Никольский С.А. Общие культурные основы фактор развития национального самосознания народов постсоветского пространства // Национальное самосознание народов стран СНГ и Балтии: роль общих культурных основ: По материалам Всемирн. дня философии «Философия в диалоге культур», 16–19 нояб. 2009 г. М., 2010. С. 33–38.
  • Никольский С.А. Проблемы российского самосознания: на материале русской литературы XIX в. // Россия в диалоге культур. М., 2010. С. 205–250.
  • Симуш П.И. Воссоздание российской нации в диалоге культур // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 486–496.
  • Симуш П.И. Какая истина Л.Н.Толстого является центральной? // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. (20–22 мая 2010 г.). Тула, 2010. С. 68–77.
  • Симуш П.И. Путь российской нации: как выбирается настоящий путь // Власть. 2010. № 7. С. 50–58.
  • Симуш П.И. Российский модерн: философский дискурс // Власть. 2010. № 1. С. 15–20.
  • Симуш П.И. Преображение национально-религиозного духа: взгляд на Белогорье из Москвы // Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала: Материалы 4-й Всерос. конф. Москва–Белгород, 27–29 мая 2009 г. М., 2010. С. 103–109.
  • Шмелева Н.Д. «Социальное партнерство» и направления его исследования в научной литературе // Экономика, государство и общество в XXI веке: Сб. материалов междунар. научно-практ. конф. Ч. IV. М., 2010. С. 329–337.
  • Шмелева Н.Д. Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала // Филос. науки. 2010. № 4. С. 143–151.