Источник публикации: Мифы и религии мира. Учебное пособие. М., 2004. С. 178-182 Я. В. Чеснов
Тайские народы
Народы тайской языковой семьи живут на всем юге Китая, в Индокитае, где они основали два государства - Таиланд и Лаос, и на северо-востоке Индии (ахомы, которые дали свое название историческому штату Ассам). Связи по языку у тайских народов еще плохо изучены. Так, их языковую семью сближают то с китайско-тибетской, то с аустроне зийской (малайско-полинезийской) семьей.
Многие тайские народы на югозападе Китая и в Индокитае исповедуют буддизм (южного толка). Очень часто буддизм этих народов бывает переплетен с остатками индуистских верований, которые были широко распространены в Юго-Восточной Азии в I тыс. н. э. До сих пор в народных верованиях у тайских народов можно легко обнаружить имена божеств и героев, пришедших из Индии, не только таких, как Индра или Будда, но и гораздо более второстепенных. Все это - наследие эпохи так называемых индуизированных государств Юго-Восточной Азии, образовавшихся прежде у мон-кхмерских, индонезийских и тибето-бирманских народов около середины I тыс. н. э. В Индокитае тайские народы расселились (из Южного Китая) позже: период формирования их крупных государств наступает после XIII в. Мифология тайских народов активно использовала индуистские и буддийские образы и сюжеты. Но основы тайского мировосприятия не пропали, и здесь важную роль сыграло то, что акценты были перемещены с антропоморфных образов на деятельные, порой безликие, а порой персонифицированные стихии и на активное обрядовое действо.
Стихия света и воды предшествует всему в архаическом мифе ахомов. Свет - деятельное начало. Он персонифицирован в божественное существо Пхатувчунг. Открывание глаз этим существом и есть начало творения других богов и земли. В одном из вариантов Пхатувчунг создает паука, который ткет небо из золотых нитей. Эти же светящиеся нити связывают небо и землю и по ним сверху вниз спускаются души живых существ.
Поэтизированные образы света и темноты мы встречаем в мифах тайских народов Вьетнама. У них небесная река Такхай (Млечный путь) вытекает из грота на небе, расположенного рядом с гротом, откуда выходит солнце. Такхай течет ниже путей солнца и является рекой, отделяющей мир живых от мира мертвых. Такхай вливается в другой грот. Там дежурит Сису. С помощью птиц и огромного краба он вылавливает из воды плывущие деревья, чтобы они не закупорили отверстие. Заботой Сису является также сохранение в гроте темноты. Каждый вечер он постепенно открывает дверь «небесной темноты» - на земле и небе наступает ночь. У черных тай есть вариант, по которому «дверь темноты» сторожат три старца. Вечером они выпускают темную вуаль - темноту и звезды, а утром возвращают их в грот.
Считается, что мир небесной воды, где появляются темнота и звезды, устроили божества Таосуонг и Таонган. Но их имена больше связаны с другим деянием. Они принесли с неба 8 тыкв. Тыквы эти содержали 330 сортов риса и 330 народностей, населивших землю. В мифах тайских народов эти тыквы были вскрыты разогретыми железными или медными орудиями.
Небесное происхождение полезныx растений, орудий (плуга), культовая роль огненного меча - это сюжеты мифологии далеких от тайских народов иранцев. Но может быть, и не столь далеких, если учесть, что тайцы до XIII в. расселялись в Юго-Западном Китае, рядом с Тибетом, куда уж определенно доходили иранские культурные влияния и даже проповедники (бонской религии).
Как бы то ни было, в тайской мифологии разносторонне разрабатывается проблема космического света, его носителей. В мифологии белых тай Вьетнама Пу нен («господин солнца») и Нанг Бынон («дама луны») - персонажи, которые на небе катят огромные шары своих светил, сделанных из золота и серебра. Пу нен вечером скатывает солнце на землю и скрывает его под плотным покрывалом. Ночью катит на восток по южному краю земли. Утром он начинает поднимать его вверх по обратному невидимому склону горы на востоке. На ее вершине есть «дверь света», через которую Пу нен вкатывает светило на небо и направляется к западной горе. Путь луны идет почти тем же маршрутом, но в обратном направлении. Только Нанг Бынон своим длинным шарфом в разные дни то сильнее, то слабее обматывает свою луну. Солнечные или лунные затмения бывают оттого, что небесные юноши и девушки встречаются для любви и, чтобы их не видели, скатывают вместе светила и закрывают их покрывалами. У белых тай есть версия, что по настоянию верховного бога По Тхена Пу нен и Нанг Бынон женятся, но Нанг Бынон не любит Пу нена и убегает сразу после брачной церемонии. Супруг все время преследует жену, и когда догоняет, бывают затмения. Еще по одной версии лунные затмения случаются из-за того, что в небе в пруду Хан живет лягушка Копкибыон. Во время сна хозяина пруда она рвет цепи, убегает и проглатывает одно из двух светил. Тогда Пу нен или Нанг Бынон идет будить хозяина пруда, и он ловит лягушку.
Интересны тайские сюжеты о нескольких солнцах. В мифологии черных тай Лаоса Кап и Ко - мальчик и девочка, спасшиеся от потопа. Потоп был послан из-за возросшего числа людей на Земле. Кап и Ко проделали в большой тыкве отверстие, влезли туда, и волна стала поднимать тыкву до неба. Там они смогли убедить верховного владыку По Тхена не губить их, а вернуть на рисовое поле. Когда Кап и Ко выросли, то кузнечик посоветовал им жениться. У них появилось семь сыновей, которые также занимались рисоводством. Огромное дерево ва покрывало весь мир, и огромное дерево хай покрывало всю землю. Сыновья их срубили. Тогда засияли в небе девять солнц и восемь лун. Наступила страшная жара, высохла вода, у черепахи растрескался панцирь. Тогда По Тхен велел курице склевать восемь солнц и семь лун. Она не смогла. Так как до солнц и лун нужно было плыть, а это было доступно селезню, то он и смог выполнить повеление. После этого семь братьев с родителями обосновались в Луангпрабанге.
Версии лы (Лаос и Юго-Западный Китай) более индуизированы. Пра Пхум в их мифологии - божество добуддийского пантеона. Пра Пхум был более могучим богом, чем Пра Ин (Индра). Пра Пхум спустился на землю после того, как она была опустошена жаром семи солнц. Он оставил только одно солнце. Разделил годы на месяцы и дни. Упорядочив дела на земле, он решил подняться на небо, но на земле он утратил свою силу. Тогда Пра Ин позвал женских духов семи планет и пообещал жениться на них, если они убьют Пра Пхума. Из волоса Пра Ина был сделан лук, и стрела, из него выпущенная, отсекла голову Пра Пхуму. На тело Пра Пхума поместили голову слона. Боги отсоветовали Пра Ину жениться на семи сестрах. Они так и остались с головой Пра Пхума, держа ее по очереди в течение года. Перед Новым годом её моют. Поэтому на Новый год женщины лы все моют и обливают водой с целью помочь небесным сестрам совершить новогодний обряд. Каждая из семи сестер имеет любимое ездовое животное, по имени которого называется год. Запуск ракет на Новый год у лы делается для того, чтобы помочь небесным сестрам, а также чтобы удалить все дурное, что было в прежнем году.
Запуск ракет, сделанных из бамбука длиной до 10 м, заряженных порохом, - примечательная черта тайских новогодних и некоторых других обрядов. Всегда запуск ракет наполнен космологическим значением. Так, в мифе лаотянцев территорию Лаоса до людей населяли змееобразные существа наги. Однажды царь нагов Кхаттханам путешествовал по своей стране. Его подданные решили устроить в честь него празднество с ракетами. Последние были сделаны из кусков бамбука, украшенных разноцветной бумагой и начиненных порохом. Сверкнув в небе, ракеты упали в разных концах Лаоса, вызвав появление гор, равнин, образовав пруды и пещеры. Разноцветные бумаги, повиснув на деревьях, превратились в орхидеи. С запусканием пороховых ракет у лаотянцев связан цикл обрядов плодородия.
Ракеты в ритуалах тайских народов воспринимаются как мужские органы, нацеленные на рисовые, залитые водой поля, и их оплодотворяющий огонь очищает страну от грехов, изгоняет злых духов. В нынешнее время запуски ракет тесно связаны с празднествами в честь буддийских храмов. Но в своей сущности запуск ракет остается ритуальным обращением со стихией огня как таковой. И недаром в описываемых обрядах огромную роль играют маги и медиумы.
Космологической роли стихий в человеческой жизни у тайских народов соответствует любовная страсть. Пожалуй, ни в каких других мифологических циклах любовь не наделена таким значением, как в мифах тибетских народов. У тайцев любовь космологична. Умершие влюбленные превращаются не только в орхидеи, но и в горы, сообщая земле ее рельеф. Да и вообще люди, по одному из мифов лаотянцев, вышли из тыкв, упавших с неба, когда дочь главы небесных духов бежала на землю, влюбившись в простого человека.
В тайской мифологии представлен мотив девушки-матери, основавшей ритуалы плодородия земли, включая архаическое жертвоприношение буйвола. Мифологически это тоже животное небесного происхождения. В одной из версий космологические тыквы выросли из туши этого буйвола.
У тайских народов развиты представления о духах. Многочисленные духи. - фи или пи - населяют земной мир, звездный (астральный) и более дальние миры. Земные духи у кхонтай обладают своими сферами деятельности - девятью царствами. Очень чтимы различные домашние духи - духи родовых предков, территориальные божества, соподчиненные, согласно иерархии феодальных владений. Даже душа человека - это не некая единая субстанция, а сонм хуонов, достигающий 32 или даже 120. Систему духов возглавляет небесный глава По Тхен или Тхен Факхын. На этого духа часто переносится название Индры (Пхра Ин, Пра Ин). У некоторых тайских народов иерархия небесных духов копировала феодальную иерархию. Считалось, что души зависимых крестьян в загробном мире продолжают нести повинности в пользу небесного владыки и его приближенных.
С развитой системой небесных божеств у тай согласуются мифы об устроителях земли. К ним принадлежат Таосуонг и Таонган, принесшие с неба на землю тыквы; Пху Гно и Не Нгам, срубившие лиану, закрывавшую свет; Пун и Намы, посланные с неба для того, чтобы срубить гигантское дерево баньян, а также Тхонг и Двадараси, в мифологии лаотянцев подготовившие землю для спуска с неба первого короля Кхун Болома. Миф о последнем также относится к мифу об устроителях земли. Кхун Болом установил социальные нормы, преподал людям моральные заветы. Небесный дух Тхен Факхын после переселения на землю Кхун Болома, своего сына, разрушает мост из лианы ротана, связывавшей небо и землю. Этот сюжет - развитие общетайской идеи о наличии связей (нитей) между небом и землей и даже о былом их соприкосновении.
Вместе с тем в мифологии тайских народов четко выражены представления о подземных (хтонических) божествах-нагах. В основе культа нагов у тай лежат верования аборигенных мон-кхмерских народов. Основная их функция - не столько хранение вод и земельного плодородия, сколько концентрация всего греховного, что ритуально удаляется. С этим представлением у лаотянцев связаны красочные гонки лодок, которые проводились два раза в год. В начале лета, когда воды из Меконга и других рек устремлялись на поля, курсы лодок как бы показывали этот путь нагам. Осенью наоборот - лодки уводили нагов вслед за потоками вод (а с ними и всякое зло) в главную артерию - Меконг.
Таким образом, вода в тайской мифологии - стихия, концентрирующая отрицательные свойства, тогда как огонь - положительное начало. Земля появляется из воды благодаря деятельности существ огненного (светового) полюса. Таковы старики Пу Нго и Не Нгам в лаотянском мифе, срубившие гигатскую лиану, закрывавшую собой солнце. Они же в танце «вытоптали» землю из воды.
Следовательно, земля для всех тайских народов скрывает в себе огненное (световое) начало, и это проявляется в массе локальных культов духов земли. Феодализированный культ этих духов превратился в прошлом, по существу, в своеобразную религию с кадастровым земельным культом, заданным, однако, иерархией небесных духов.
Если оставить в стороне индуизированные имена тайских духов, их атрибуты, некоторые мифологические сюжеты, обязанные индийскому источнику, то перед нами возникает разносторонне разработанная тайская мифологическая система, типологически, а, может быть, также исторически связанная с мифологиями не только Восточной и Юго-Восточной, но и Передней Азии. |
|||||
|