Сектор социальной философииЗав. сектором – д.ф.н. В.Г. Федотова
Основные итоги работы сектора за 2006 год Новизна результатов: 1. Осуществлен анализ новых идей в социальной философии. Рассмотрен новый статус социальной философии в связи с посткоммунистическими трансформациями и изменениями в мире, демонстрируются новые способы концептуализации. Предложены новые решения проблемы общественного богатства, прогресса, демографии, информационного общества и других. Уделено внимание концепту «социальная реальность» как теоретически эксплицируемому фрагменту реальности и вместе с тем ограниченному реальными социальными состояниями. Дается пример микросоциально-философского анализа – дисциплинарная матрица коммуны Макаренко. Участники проекта – В.Г.Федотова, Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская, В.В.Денисов, С.А.Королев, И.А.Крылова, А.С.Ахиезер, В.Б.Власова и др. (Коллективная монография «Новые идеи в социальной философии». М.: ИФ РАН, 2006 / Отв. ред. В.Г.Федотова. 18 п.л.). 2. Систематизированы и представлены взгляды русских мыслителей XIX в. по философии истории (Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Русская историософия. Антология. М.: Росспэн, 2006. 25 п.л.). 3. Раскрыты новые явления в экономике, политике, идеологии, культуре России и глобализирующемся мире (Сборник «Повестка дня для России». Материалы круглых столов Фонда «Единство во имя России» за 2005 г. М.: Форум, 2006 /Отв. ред. Н.Б.Биккенин. 584 с. 49,7 п.л.). 4. Установлено, что в основе социокультурной динамики российского общества лежит смена нравственных циклов, смена господства трех основных типов культуры (нравственности). Показано, что на протяжении истории имело место четырнадцать этапов, из которых четыре завершились имманентными национальными катастрофами, исчезновением государства, территориальным распадом. Исторический процесс рассматривается на фоне неуклонного усложнения подлежащих формулировке и разрешению все более сложных проблем, возникающих перед обществом на всех его уровнях (Ахиезер А. С. Специфика российской истории // Ахиезер А. С. Труды. С. 21–155). Показано, что история любой страны несет в себе определенный меняющийся социокультурный потенциал социальной энтропии, а также потенциал массовой способности противостояния этому процессу. В основе этого противостояния лежит массовое, неоднозначное, противоречивое нравственное содержание, развитие массовой способности (достаточной или недостаточной) противостоять развитию опасных, негативных процессов. Эффективность противостояния этим опасностям зависит от развития массовых способностей, неотделимых от соответствующих форм нравственности, вступать в диалог друг с другом, преодолевать реальные и потенциальные конфликты, разрешать все более сложные проблемы (Ахиезер А.С. Катастрофы в природе и обществе как нравственная проблема // Ахиезер А.С. Труды. М., 2006. С. 157-332). В книге акцентируется внимание главным образом на направлениях философствования, которые в той или иной степени нацелены на развитие массовых способностей формулировать и разрешать все более сложные проблемы. Речь идет прежде всего о развитии философского наследия осевого времени, об углублении традиций диалектического разума, а также традиций диалогизации философствования (Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования // Ахиезер А. С. Труды. С. 333-479). 5. Дан анализ проблемы миграции с позиций конфликтности. Это рассматривается на примере Центрального, Дальневосточного и Южного федерального округа России. Проводится анализ некоторых ситуаций, в которых миграционные процессы оказывают неблагоприятное воздействие на социальное согласие. Даются рекомендации по смягчению имеющейся напряженности (Дмитриев А.В. Миграция: Конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. 27 п.л.). 6. Дается новая концепция прогресса, который утратил черты догоняющего развития, и представляет собой развитие на основе собственной рыночности незападных народов, вступивших на путь прогресса – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и др. Запад становится при этом одной из локальных цивилизаций, чей опыт и экономический механизм перенимается в условиях собственной культуры и реальности. Это новое время многообразия реальностей и развития на собственной основе с использованием западных технологий и экономических механизмов (Федотова В.Г. Прогресс в контексте реальных социальных трансформаций // Космополис. 2006. №1(15) 1 п.л.; Федотова В.Г. Будущее российского капитализма // Политический класс. 2006. №3. 0,5 п.л.; Федотова В.Г. Будущее капитализма в исторической перспективе // Политический класс. 2006. №8. 1 п.л.). |
|||||
|