Институт Философии
Российской Академии Наук




  Пресс-релиз
Главная страница » » Пресс-релиз

Пресс-релиз

Международная конференция

«Мудрость философии: творческий путь Поля Рикёра»

 

Москва, Институт философии РАН, 28–29 мая 2013 года


ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

Мыслитель, признанный классиком высшего ранга уже в ХХ веке, а благодаря своим работам, вышедшим в 2000–2005 гг., по праву считающийся важнейшей фигурой и только что начавшегося столетия. Философ, обративший на себя внимание не благодаря изобретению им нового философского языка или необычной терминологии, а за счет вдумчивого анализа проблем современного мира. Человек, никогда не занимавший сторону какой-либо одной школы или исследовательской парадигмы, но сумевший найти баланс между различными способами анализа стоящих перед нами вопросов, опираясь на учения мыслителей прошлого и настоящего. Современник, обладавший удивительным «чутьем» на то, что составляет наиболее острые проблемы наших дней. Наследник сразу трех ведущих национальных традиций ХХ века: французской, немецкой, англо-американской. – Все это о Поле Рикёре (1913–2005), почетном докторе более тридцати университетов мира, философия которого обсуждалась на международной конференции, прошедшей в Институте философии РАН 28–29 мая 2013 года.

 

Над своей диссертацией о свободе воли этот необычный человек начал работать, находясь в немецком лагере для военнопленных, куда попал в самом начале войны. Своими философскими идеями он сумел увлечь даже заключенных с их горьким опытом жизни в несвободе. В 50–60-х гг. Поль Рикёр становится для многих молодых людей личностью, оказавшей влияние на выбор жизненного и профессионального пути. Сегодня нам трудно определить, какой была бы и современная французская философия в целом – без того, что удалось Рикёру в послевоенные десятилетия. Структурализм 60-х, казалось, намеревался навсегда избавить мышление от «надоевших» проблем «субъективности» и «экзистенции», столь популярных во Франции благодаря Г.Марселю, К.Ясперсу, М. Хайдеггеру, Ж.-П. Сартру, А. Камю. Однако Рикёр сумел не только сохранить эту философски значимую проблематику, но и предложить варианты ее соединения с вопросами, поднятыми структуралистами. Разумеется, для этого пришлось затронуть также и значительно более широкий круг проблем, восходящих к немецкой антропологии, наукам о духе и историчности, к идеям З. Фрейда.

 

Оригинальное учение, которое Рикёр создает на основе этих разнородных и порой плохо сочетающихся традиций, сам философ характеризовал как антропологическое. В основе его философской позиции лежит представление о «человеке могущем», отсылающее также к идеям немецкой классики начала ХХ в., но впитывающее в себя и важнейшие достижения современной политической философии, в частности Ханны Арендт и Дж. Ролза. Размышления Рикёра об этой новой философии, столь необходимой в наши дни, стимулировал и собственный опыт публичной и академической деятельности, значительно более сдержанно-умеренной, чем ожидала революционно настроенная молодежь эпохи студенческих революций.

 

На пути к этой новой философии Рикёру предстояло еще много работы. В 60-е годы труды Г.-Г. Гадамера и последовавшие за ними публикации круга, образовавшегося вокруг Х.-Р. Яусса и Г. Блюменберга, вдохновляют Рикёра на новое осмысление проблем литературы, поэтики и метафорических средств нашего языка. Результатом этих размышлений становится трехтомный фундаментальный труд «Время и рассказ», до сих пор считающийся одним из важнейших вкладом философа в разработку проблемы истории, временного сознания и субъективности. 70-80-е годы (П. Рикёр преподает в США) приносят глубокое понимание аналитического метода, столь пригодившегося философу в тех концепциях практической и этической философии будущего, которые он предложит позднее.

 

Мыслитель неторопливый, не стремящийся к широкой и мгновенной популярности, Поль Рикёр сумел создать учение, обеспечившее ему международное признание, привлекающее к его идеям внимание представителей самых разных философских школ и традиций, а также политиков, социологов, этиков, психологов, литературоведов.