ПОЛИТИКА "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА": ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И "РЕВОЛЮЦИОННАЯ МЕЧТА"
Вопрос о переходе общества от одной общественно-экономической формации к другой в теории впервые был детально разработан К. Марксом. Открытие материалистического понимания истории положило конец субъективно-идеалистическим воззрениям на исторический процесс исключительно как на результат действия выдающихся личностей, равно как и развеяло во многих головах миф о независимом от воли людей изменении исторической реальности. История есть не что иное, как результат действия людей, преследующих свои цели.
Этот вывод Маркса поставил на научную почву вопрос о сознательном творчестве человека, социальных групп, народных масс. Знать действительность — реальное состояние развивающихся производительных сил, ориентироваться во всей сложности существующих производственных и других общественных отношений — таково было первое требование научной теории.
Вместе с тем деятельность людей, желающих способствовать объективному историческому развитию, должна основываться на разработках революционной теории, в том числе опираться на представления о будущем общественном устройстве, функционировании общества в новых обстоятельствах.
В этой связи перед теоретиками партии большевиков в условиях приближающегося революционного кризиса в России встал вопрос о конкретизации той общей программы перехода от капитализма к коммунизму, которая была сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вопрос о содержании этой программы для теоретического исследования первичен, и с него нужно начать. Однако параллельно не следует упускать из виду и другой — о готовности широких слоев общества признать эту программу своей, бороться за ее воплощение. Последнее, само собой, определяло соотношение "своих" и "чужих", накал и масштаб гражданской войны.
Много позднее, в конце 1921 года, В. И. Ленин так оценил теоретические представления и практические шаги, совершенные в первые годы после Октября: "Переход к "коммунизму" очень часто (и по военным соображениям; и по почти абсолютной нищете; и по ошибке, по ряду ошибок) был сделан без промежуточных ступеней социализма" [3, т. 44, с 473] .
Итак, первый шаг переходного периода — "военный коммунизм" — был, по оценке Ленина, результатом исторической необходимости, с одной стороны, и расплатой за ошибки, в том числе за неверные представления революционной теории — с другой. В чем же состояли эти жесткие требования действительности и иллюзии "революционной мечты"?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ КАПИТАЛИЗМА К КОММУНИЗМУ
В 1918 году "мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению".
В. И. Ленин. "Новая экономическая политика и задачи политпросветов".
"Миллионы глаз будут устремлены на то, нельзя ли где-нибудь что-нибудь улучшить".
Е. А. Преображенский. "О материальной базе культуры в социалистическом обществе".
"Наша партия совершенно определенно видит свою задачу в немедленном строительстве коммунизма". Н. И. Бухарин, Е. А. Преображенский. "Азбука коммунизма".
Несмотря на то, что буржуазно-демократическая революция в России ожидалась и готовилась, события февраля 1917 года для многих деятелей партии были неожиданностью. Поставленная вслед за свержением царизма задача перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую потребовала в кратчайшие сроки — наряду с другими первоочередными проблемами - дать развернутые представления о существе той политики, которую начнет проводить пролетариат "на следующий день" после прихода к власти. Проблема эта осознавалась многими политическими вождями партии большевиков. Однако лишь В. И. Ленин нашел возможность и сумел четко сформулировать ее общие положения накануне Октября. Ситуация, в которой решалась эта задача, может быть представлена по той записи, которой завершается работа "Государство и революция": "Настоящая брошюра написана в августе и сентябре 1917 года. Мною уже был составлен план следующей, седьмой, главы: "Опыт русских революций 1905 и 1917 годов". Но, кроме заглавия, я не успел написать из этой главы ни строчки: "помешал" политический кризис, канун октябрьской революции 1917 года. Такой "помехе" можно только радоваться. Но второй выпуск брошюры (посвященный "Опыту русских революций 1905 и 1917 годов"), пожалуй, придется отложить надолго; приятнее и полезнее "опыт революции" проделывать, чем о нем писать. Автор [3, т. 33, с. 120].
Для других теоретиков партии время начавшегося переходного периода от капитализма к коммунизму в России было временем одновременно и теоретического творчества, и практики. Идеи предшествовали практике, а практика стимулировала идеи. Завершить же последовательное, логически стройное изложение своих взглядов как на коммунизм вообще, так и на его первую форму — "военный коммунизм", эти теоретики (а речь пойдет о работах Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского)[1] смогли несколько позднее. Тем не менее в этих трудах содержались те воззрения, которых они придерживались в послеоктябрьской политической деятельности и которые они предполагали конкретизировать в дальнейшем.
Развиваемые в трудах В. И. Ленина, Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского взгляды на содержание и формы переходного периода от капитализма к коммунизму в России имели существенную особенность. Октябрьская революция совершилась в аграрной стране. От того, как будет решена аграрная проблема, как поведет себя крестьянство, зависела судьба пролетарской революции, судьба дальнейшего развития страны. В силу этого аграрная проблематика всегда была одним из важнейших элементов ленинского революционного учения.
Разрабатывая аграрные вопросы, Ленин постоянно обращался к наследию К. Маркса и Ф. Энгельса, к опыту западноевропейских революционных движений, и в особенности к опыту Парижской Коммуны. Последнее, на первый взгляд, не имеет прямой связи с аграрной проблематикой - коммунары не решали аграрных вопросов. Но это не так. Главное теоретическое и политическое положение, отстаиваемое Лениным, — отмена частной собственности на землю и ее передача в собственность государства - может быть верно понято лишь в связи с идеей последовательной демократизации всей жизни общества, в том числе уничтожением государства в виде бюрократического инструмента, обеспечивающего господство одних социальных групп над другими.
О коренной связи аграрной революции и демократии В.И. Ленин высказывался еще на IV съезде РСДРП: "Проповедовать крестьянскую революцию, говорить в сколько-нибудь серьезном смысле слова об аграрной революции и не говорить вместе с тем о необходимости настоящего демократизма, т. е., между прочим, и выбора чиновников народом, — это вопиющее противоречие" [6, т. 1, с. 210]. И далее: "Мы должны прямо и определенно сказать крестьянину: если ты хочешь довести аграрную революцию до конца, то ты должен также довести и политическую революцию до конца; без доведения до конца политической революции не будет вовсе или не будет сколько-нибудь прочной аграрной революции. Без полного демократического переворота, без выборов чиновников народом у нас будут либо аграрные бунты, либо кадетские аграрные реформы" [6, т. 1, с. 211].
Начало демократического переворота в деревне, таким образом, состояло, по Ленину, в свержении крестьянами власти помещиков и чиновников. За этим должна была последовать организация крестьянского самоуправления через комитеты.
Аграрная революция, ставившая целью передачу земли в собственность государства, имела смысл лишь в сочетании с политической революцией. Февральская революция 1917 года прояснила расстановку классовых сил в стране, позволила партии большевиков четко сформулировать положения своей политики в деревне. В резолюции Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б) "По аграрному вопросу" было записано: "Партия пролетариата требует национализации всех земель в государстве; означая передачу права собственности на все земли в руки государства, национализация передает право распоряжения землей в руки местных демократических учреждений" [6, т. 1, с. 498] — речь шла о Советах или других "действительно вполне демократически выбранных" органах местного самоуправления. В резолюции подчеркивалось, что все аграрные преобразования могут быть "...успешны и прочны лишь при полной демократизации всего государства, т. е., с одной стороны, при уничтожении полиции, постоянной армии и фактически привилегированного чиновничества, а с другой стороны, при самом широком, вполне свободном от надзора и опеки сверху, местном самоуправлении" [6, т. 1, с. 499].
На конференции вместе с тем были высказаны опасения в том, что национализация породит гигантскую армию чиновников. Ленин согласился с этим доводом. Но, по его мнению, опасности узурпации власти чиновничеством не было, так как на местах должны были действовать выборные местные аппараты самоуправления. "Собственность государства, — разъяснял он, — означает, что всякий крестьянин есть арендатор земли у государства. Передача аренды запрещается. Но в какой мере крестьянин арендует, какую землю он берет — это всецело решает соответствующий демократический орган, а не бюрократический" [6, т. 1, с. 545]. Таким образом, идея В. И. Ленина о непременной связи аграрных преобразований на почве национализации с коренными демократическими преобразованиями внутри государства еще раз была подтверждена как одна из задач социально-экономической и политической стратегии партии.
Вместе с тем в резолюции был сформулирован пункт № 9, который сделался в последующем одним из главных в практике аграрных преобразований периода "военного коммунизма": "Партия пролетариата должна советовать пролетариям и полупролетариям деревни, чтобы они добивались образования из каждого помещичьего имения достаточно крупного образцового хозяйства, которое бы велось на общественный счет Советами депутатов от сельскохозяйственных рабочих[2] под руководством агрономов и с применением наилучших технических средств" [6, т. 1, с. 569]. Таковы были некоторые основные принципиальные положения аграрной политики партии накануне Октября.
Последующее развитие событий летом и осенью 1917 года выдвинуло необходимость конкретизировать представления о предполагаемом после революции государственном устройстве, что потребовало от Ленина обращения к взглядам К. Маркса и применения их к конкретным условиям России. Сделать это нужно было как можно быстрее, так как события грозили опередить не только разработку теоретических воззрений, но и постановку программных требований. Кроме того, проснувшаяся к жизни энергия широких масс нуждалась в придании ей сознательного и целенаправленного характера. В течение двух месяцев В. И. Ленин пишет книгу "Государство и революция". Работа эта, наряду с рядом абстрактно-теоретических воззрений, содержала в себе и конкретные положения, вошедшие в содержание политики "военного коммунизма", от которых пришлось отказаться с переходом к нэпу.
В революционной теории Маркса о переходе от капитализма к коммунизму Ленин выделяет прежде всего два положения: о диктатуре пролетариата и о демократических преобразованиях. "...Между капиталистическим и коммунистическим обществом, — цитирует Ленин Маркса, — лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата" [3, т. 33, с. 86]. "Коммунистический Манифест", — подчеркивает Ленин, — ставит просто рядом два понятия: "превращение пролетариата в господствующий класс" и "завоевание демократии" [3, т. 33, с. 87].
Конечно, продолжает Ленин, в этот переходный период демократия не может быть полной демократией для всего народа. Из демократии должны быть исключены эксплуататоры, угнетатели народа, меньшинство должно будет подавляться. Для государства "вчерашних наемных рабов" дело подавления будет "настолько, сравнительно, легкое, простое и естественное, что оно будет стоить гораздо меньше крови, чем подавление восстаний рабов, крепостных, наемных рабочих, что оно обойдется человечеству гораздо дешевле" [3, т. 33, с. 90][3].
Свою деятельность победивший пролетариат начинает со слома старой государственной машины. Пролетариат должен разбить, сломать вдребезги, стереть с лица земли буржуазную, хотя бы и республикански-буржуазную, государственную машину, постоянную армию, полицию, чиновничество, заменить их более демократической, но все еще государственной машиной в виде вооруженных рабочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции. "Здесь "количество переходит в качество": такая степень демократизма связана с выходом из рамок буржуазного общества, с началом его социалистического переустройства. Если действительно все участвуют в управлении государством, тут уже капитализму не удержаться" [3, т. 33, с. 100].
На этой первой стадии коммунистического общества со стороны государства и всего общества требуется строжайший контроль за мерой труда и потребления. Все граждане, как отмечалось, поголовно должны быть превращены в работников и служащих одного крупного синдиката.
Такая организация делается возможной потому, что все средства производства превращаются в собственность всего общества. Все общество становится одной конторой и одной фабрикой. Рассуждения о том, критикует Ленин Каутского, что при социализме могут существовать рядом друг с другом самые различные формы предприятий: "бюрократическое (??), тред-юнионистское, кооперативное, единоличное", это рассуждение ошибочно. Громадное большинство само научится управлять государством. Управляющие не смогут превращаться в бюрократов — в привилегированный, оторванный от народа и стоящий над ним общественный слой. Работники аппаратов станут выборны и сменяемы в любое время, их труд будет оплачиваться не выше труда квалифицированного рабочего. Функции контроля и надзора начнут исполнять все, и органы управления будут не номинальными, а действительно работающими.
"И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства" [3,т. 33, с. 102].
Приводимые положения ленинской концепции переходного периода от капитализма к коммунизму, какой она была накануне и в первые месяцы после Октября, позволяют, на наш взгляд, заключить следующее. Прежде всего Ленин, как и его соратники, был уверен в том, что марксизм как теоретическое учение в сочетании с опытом европейских революционных движений дает ответы на все ключевые вопросы революции в России, а также на основные проблемы экономического, политического и общественного устройства в послереволюционную эпоху. В этом смысле революционеры считали себя не только первопроходцами великого и неизбежного ли всего человечества пути, но и, без сомнения, чувствовали за собой право где нужно направлять течение жизни по известному им руслу. Поскольку, полагали они, Марксом открыты законы развития всего человечества, дело тех, кто осознанно служит их осуществлению, помогать жизни избавляться от всего "случайного", не отвечающего этим законам.
Ленин, кроме того, в этот период также был убежден в краткосрочности этого переходного периода, в том, что революционные процессы не сегодня, так завтра примут европейские и мировые масштабы.
Именно эти настроения, если отвлечься от эпизодической попытки ввести госкапитализм весной 1918 года, были основными и долговременными. С лета 1918 года "военный коммунизм" становится государственной политикой. При этом нужно иметь в виду то, что теоретические рассуждения о "военном коммунизме", как правило, были куда "скромнее", чем реальная практика. "О наших задачах экономического строительства, - признавал Ленин в октябре 1921 года, - мы говорили тогда гораздо осторожнее и осмотрительнее, чем поступали во вторую половину 1918 года и в течение всего 1919 и всего 1920 годов" [3, т. 44, с. 156].
Перспективы переходного периода от капитализма к коммунизму активно обсуждались в партийной печати, теоретических работах. Значительное место среди них занимали работы Н.И.Бухарина и Е.А.Преображенского. Авторы их исходили не только из теоретических прогнозов марксизма, но и из соответствующих разделов послеоктябрьской Программы партии большевиков. Так, в этой Программе прежде всего подчеркивалось, что партия не просто "советует" крестьянству, а уже начала осуществлять на практике меры по организации крупного социалистического земледелия, которое представляет собой "единственный путь к абсолютно необходимому повышению производительности земледельческого труда" [6, т. 2, с. 87] . Вместе с тем партия признавала то, что мелкое крестьянское хозяйство будет существовать еще долго, а борьба за середняка, как союзника пролетариата и беднейшего крестьянства в деревне, должна вестись отнюдь не репрессивными мерами.
Известной популяризацией, а в отдельных аспектах и теоретической разработкой новой Программы РКП (б) явилась совместная книга Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского "Азбука коммунизма", выпущенная в 1920 году. В ней не только содержался анализ капиталистического общества, но что было наиболее существенно для нового рождающей строя, давались представления о том, что такое коммунизм и как он должен возникать в конкретных условиях России.
Характеристику коммунистического общества в самом общем виде Бухарин и Преображенский дают от противного капитализму. Если при капитализме господствуют анархия производства, ведущая к конкуренции, кризисам и войнам, а также деление общества на классы, находящиеся друг с другом в "смертельной схватке", то коммунизм – это "...общество организованное; оно не должно иметь анархии производства, конкуренции частных предпринимателей, войн, кризисов; это должно быть общество бесклассовое, оно не может быть обществом, где один класс эксплуатируется другим классом" [19, с. 37]. Это общество, в котором "все производство организовано", предприятия не конкурируют друг с другом, ибо все они составляют "нечто вроде отделений единой всенародной великой мастерской, которая охватывает все народное хозяйство" [19, с 38], работающее по единому плану. В этой громадной артели должно быть рассчитано все: "...как распределить рабочие руки между разными отраслями промышленности, какие продукты и сколько их нужно произвести, как и куда направить технические силы и так далее - все это нужно заранее, хотя бы приблизительно, рассчитать и сообразно с этим действовать. В этом как раз и выражается организованность коммунистического производства. Без общего плана и общего руководства, без точного учета и подсчета никакой организации нет. В коммунистическом строе такой план есть" [19, с. 38].
Товарищеский характер производства при коммунизме проявляется не только в отсутствии классовых антагонизмов, но и в организации производства: не будет людей, всю жизнь занимающихся одним и тем же трудом, например - управлением заводом. Разностороннее образование всех позволяет людям по желанию все время менять характер труда.
Производство при коммунизме осуществляется людьми для самих себя. Поэтому нет товаров для рынка, а есть продукты для потребления. Продукты не обмениваются. Со складов их берут те, кому они нужны. Значит, не нужно и денег.
При коммунизме не будет классов и, следовательно, государства. Руководство и управление всем будет сосредоточено в разного рода конторах, в которых ежедневно будет вестись Учет всему производству и потреблению, "И так, как все с детства будут привычны к общему труду и понимать, что он нужен и что жить всего легче, когда все идет по рассчитанному плану, как по маслу, то все и работают, смотря по указаниям этих вычислительных бюро" [19, с. 40] . Управляющие будут меняться, а значит, бюрократии не будет, чиновничество исчезнет.
''Пролетарский коммунизм (или пролетарский социализм) есть крупное товарищеское объединенное хозяйство" [19, с. 41]. Оно не может возникнуть сразу из капитализма. На первом этапе пролетариат подавляет сопротивление эксплуататоров и с помощью своей государственной организации временно монополизирует все средства производства. По мере побед над врагами пролетариат начнет смешиваться со всеми остальными слоями, и "через десяток-другой лет будет совсем иная земля, иные люди, иные нравы" [19, с. 40] Так, в частности, совершенно отпадет вопрос о дисциплине труда. Она будет опираться на чувство и сознание ответственности каждого работающего перед своим классом и на строгий взаимный контроль, включая товарищеские трудовые суды. Такая дисциплина потребует упорного перевоспитания масс.
Конечно, продолжают свои рассуждения авторы "Азбуки", Россия мало приспособлена к переходу к коммунизму. Иное дело - развитые страны Европы. Но где бы ни началась пролетарская революция — в Германии или во Франции – Россия неизбежно была бы втянута в нее, поскольку близкое будущее всей Европы, да и всего мира - Советская республика и диктатура пролетариата. Раз пролетарская мировая pеволюция началась в России, "наша партия совершенно oпределенно видит свою задачу в немедленном строительстве коммунизма" [19, с. 87].
Конечно, в разных сферах общественного производства переход к коммунизму будет осуществляться в разном темпе. Так, если национализация промышленности всей страны сентябрю 1919 года составила около 4 тысяч предприятий (при 691 закрытом и 1248, в отношении которых положен не было установлено) [19, с. 143], то применительно к сельскому хозяйству этого сказать нельзя. Бороться за социализм в земледелии партии большевиков приходилось "в самых неблагоприятных условиях" [19, с. 164]. Почти вся земля крупного и среднего пахотного землевладения перешла пользование мелких самостоятельных хозяйств. "Советской власти удалось сохранить в своих руках лишь около 2 млн. десятин земли советских хозяйств, в то время как в распоряжение крестьян одной частновладельческой земли перешло около 40 миллионов десятин", — сожалеют авторы труда [19, с. 164].
Однако, исходя из представлений о коммунистическом устройстве, "какое бы упорное сопротивление ни оказывало мелкобуржуазное хозяйство, а в Крестьянской России будущее принадлежит лишь крупному социалистическому хозяйству" [19, с.164]. Для такого утверждения, считают Бухарин и Преображенский, имеются следующие основания.
Во-первых, исторически крупное хозяйство неизбежно побивает мелкое. Во-вторых, наука способна развернуть свое могущество лишь на больших площадях (рациональное распределение по территории страны выращиваемых культур, введение многополья, использование удобрений, агрономических знаний и техники — для полного использования парового плуга, например, требуется площадь в 900 десятин и т. д.). "Задача коммунистической партии состоит поэтому в том, чтобы всеми силами бороться за наиболее совершенное, т. е. за коммунистическое хозяйство в земледелии, которое в состоянии освободить деревни от варварской растраты сил по карликовым хозяйствам, от варварского истощения почвы, от варварского азиатского скотоводства и, наконец, от варварской домашней кухни" [19, с. 166].
Представление о доктринальной концепции "военного коммунизма" Н. И. Бухарина, в которой делалась попытка рассмотреть "в дыму пожарищ и грохоте гражданской войны торжественные и величавые очертания будущего общества", не будет полным без анализа его специального труда — "Экономики переходного периода", увидевшего свет в 1920 году.
В нем так же, как и в совместной с Е. А. Преображенским работе, Бухарин начинает с констатации нерационального характера капиталистической экономики. Главный порок товарного общества — отсутствие плана, обеспечивающего сознательное руководство. В этом обществе все производство слепо. Не люди господствуют над продуктом, а продукт господствует над людьми. Правда, в связи с вступлением капитализма в государственно-капиталистическую стадию и, в особенности, в ситуации империалистической войны все большую силу обретает тенденция "универсальной государственно-капиталистической организации, с уничтожением товарного рынка, с превращением денег в счетную единицу, с организованным в государственном масштабе производством, с подчинением всего "народнохозяйственного" механизма целям мировой конкуренции конкуренции" [18, с. 34]. Однако капиталистический строй неспособен воспользоваться этими экономическими возможностями. В недрах капитализм новая формация вызревает в "кооперативных формах труда" рабочих на производстве. Здесь, считает Бухарин, следует искать основные связи будущей производственной структуры. "Элементы технико-производственного аппарата (людские элементы) должны быть взяты в новых сочетаниях, связаны связью нового типа, чтобы было возможно развитие общества. Перед человечеством стоит таким образом дилемма: или "гибель культуры", или коммунизм, и ничего третьего не дано" [18, с 49-50]. "Вызревание" коммунистических производственных отношений в пределах капиталистического общества есть та система сотрудничества, которая воплощается в производственных отношениях между рабочими, которая в то же время сплачивает человеческие атомы в революционный класс, пролетариат" [18, с. 55].
Революция и последующие столкновения классов, конечно, не будут способствовать прогрессу производительных сил, что является условием сохранения новой общественной системы. "Издержки революции" и "траты общественной энергии в процессе гражданской войны" — та цена, которую человечество платит за переход к коммунизму. В этих условиях перед пролетариатом стоит задача "экономизации всех ресурсов", максимального планомерного и централизованного их использования. Получившая развитие еще при капитализме тенденция планомерного, регулируемого, организованного хозяйства продолжается при господстве пролетариата: "Крупное производство не может не быть экспроприировано и национализировано" [18, с. 59]. К этому же толкает и экономическое истощение. Трансформация капитализма в социализм через диктатуру рабочего класса делается неизбежной.
Рабочий класс для общего руководства процессом создает систему своего управления, подчиненную "советскому государству пролетариата". Происходит "огосударствление профсоюзов и всех массовых организаций пролетариата. "Мельчайшие ячейки рабочего аппарата должны превратиться в носителей общеорганизованного процесса, планомерно направляемого и руководимого коллективным разумом рабочего класса, получающим свое материальное воплощение высшей и всеобъемлющей организации, его государственно аппарате" [18, с. 72].
Не менее серьезные задачи стоят перед пролетариатом переходный период от капитализма к коммунизму в деревне. Ее экономическая структура, отмечает Бухарин, характеризуется двумя особенностями: крайней пестротой хозяйственных типов (крупнокапиталистическое хозяйство, основанное на наемном труде; капиталистическое крестьянское хозяйство, употребляющее наемный труд, - кулацкое; "трудовое" хозяйство, не применяющее наемного труда; парцеллярное хозяйство полупролетариев) и относительно слабой степенью обобществления труда. Капитализм, считает Бухарин, на заключительной стадии своего развития уже начинает постепенное огосударствление деревни - через превращение в капиталистические предприятия части крупных хозяйств (например, государственные лесничества) и посредством косвенного регулирования производства через процесс обращения или организацию распределения. Так, "государственная хлебная монополия, карточная система на продукты сельского хозяйства, обязательная сдача продукта, твердые цены, организованный отпуск продуктов промышленности и т. д. и т. п. — все это, в конечном счете, направляло развитие в сторону огосударствления производства" [18, с. 77]. Процесс этот, отмечает Бухарин, похож на соответствующий капиталистический процесс в индустрии. Что же "неизбежно и неотвратимо" происходит с деревней после завоевания пролетариатом власти?
Прежде всего рвутся капиталистические связи кредитно-денежного и финансового типа, распадаются государственные и коммунальные аппараты, сходит на нет товарообмен города и деревни. При этом, если связи между деревней и городом разрушаются быстро, то связи внутри деревни еще долго сохраняются, несмотря на классовые антагонизмы. Это обстоятельство обусловливает более или менее открытую борьбу между "организующей тенденцией пролетариата и товарно-анархической тенденцией крестьянства" [18, с. 83].
"Организующее" влияние города в принципе может быть обеспечено за счет возобновления процесса производства в индустрии. Но на практике этого нельзя сделать без притока сырья и продовольствия из деревни. Вот почему необходимо и неизбежно "государственно-пролетарское принуждение". Это не есть "чистое насилие", подчеркивает Бухарин. Обеспечивая город, крестьянство обеспечивает свой завтрашний День машинами, механизмами, удобрениями, получает гарантию от реставрации помещичье-капиталистического строя. Правда, само крестьянство весьма неохотно организуется в крупные хозяйства. Поэтому областью, с которой должно начаться огосударствление хозяйств, становится сфера обращения – распределения и заготовок.
Названные проблемы сложны. Но связанные с ними трудности, по Бухарину, имеют второстепенный характер. Главные проблемы в том, что с победой над крупным капиталом в деревне борьба пролетариата не заканчивается. Причина тому - "двоедушие". Две крестьянские "души": душа собственника и душа труженика. Вот почему в деревне продолжается "борьба между государственным планом пролетариата, воплощающего обобществленный труд, и товарной анархией, спекулятивной разнузданностью крестьянина, воплощающего раздробленную собственность и рыночную стихию. Но так как простое товарное хозяйство есть не что иное, как эмбрион капиталистического хозяйства, то борьба вышеописанных тенденций есть по существу продолжение борьбы между коммунизмом и капитализмом" [18, с. 86].
Рассуждения о контурах созидаемого коммунистического общества в работах Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского в качестве существенной компоненты в 1920 году имеют тему насилия. Это вполне понятно. Надежды предоктябрьского периода на то, что крестьянство заранее, до того как проверит все на практике, согласится с прогрессивностью предлагаемых крупных хозяйственных форм, рассеялись. Логика хозяйственной жизни проявлялась в начавшемся процессе распада общинного хозяйственного уклада прежде всего в районах, не затронутых гражданской войной.: В тех же областях, где гражданская война шла в полную силу, среди самих крестьян не было и даже не могло быть разговоров о какой бы то ни было коллективизации. Средств у государства на организацию коллективных хозяйств — колхозов и совхозов — было крайне мало. Это означало, по дооктябрьской логике теоретиков революции, что единственным средством введения в жизнь коммунистических элементов должно быть насилие. Бухарин и Преображенский вполне отдавали себе в этом отчет, и их это нисколько не пугало. В чем они, естественно, не были одиноки.
В этом же духе высказывался и один из видных теоретиков партии Л. Д. Троцкий. По его мнению, пролетариат обречен на борьбу с крестьянством. Пролетариат, "...взявши в руки власть, не сможет ограничить себя буржуазными, рамками революции. Наоборот, именно для обеспечения своей свободы пролетарскому авангарду придется на первых порах своего господства совершать глубочайшие вторжения не только в феодальную, но и в буржуазную собственность. При этом он придет во враждебные столкновения не только со всеми группировками буржуазии, но и с широкими массами крестьянства, при содействии которых он пришел к власти" [84, с. 4-5].
Эту точку зрения накануне Октября отстаивал и Л. Б. Каменев. По его мнению, основания для союза крестьянства и пролетариата быстро исчезнут: крестьянство, получив землю, откажется от иных целей революции. Поэтому, считал Каменев, пролетарская партия должна "...наметить ясно и точно свои собственные, чисто-социалистически-интернациональные цели" [62, с. 53]. Таким образом, начальный момент собственно социалистического строительства виделся не только Бухарину, но и многим деятелям и теоретикам партии как момент разрыва с крестьянством.
Против "государственного обуздания хозяйственной анархии" в деревне, пишет Бухарин, выступает почти все крестьянство. Крупные крестьяне - кулаки - ядро крестьянской Вандеи. Но, кроме них, "...массы среднего, а отчасти даже бедного крестьянства, постоянно колеблются, движимые то ненавистью к капиталистической помещичьей эксплуатации, ненавистью, которая толкает их к коммунизму, то чувством собственника (а, следовательно, в годину голода и спекулянта), которое толкает его в объятия реакции. Последнее выражается в государственной хлебной монополии, в стремлении к свободной торговле, которая есть спекуляция, и к спекуляции, которая есть свободная торговля, в сопротивлении системе трудовой повинности и вообще всяческим формам государственного обуздания хозяйственной анархии" [18, с. 146].
Консервативное крестьянство никак не может понять, что если "век буржуазии" был "веком пара", то "век социализма" будет "веком электричества". Электрификация сельского хозяйства превратит раздробленных мелких собственников в общественных работников, варварские орудия заменит последним словом техники, ликвидирует диспропорции между развитием промышленности и сельского хозяйства, противоположность между городом и деревней.
Конечно, социализм никак не может сразу выйти на столь высокий уровень развития производительных сил. Также, как капитализм начинается с периода "первоначального капиталистического накопления"[4], социализм должен пройти период "первоначального социалистического накопления". Основное содержание этого процесса при социализме — мобилизация живой производительной силы путем принуждения, сущность которого, по Бухарину, есть "самоорганизация трудящихся масс". (В чем состоит эта "самоорганизация", кого и как она касается, мы рассмотрим в соответствующем месте.)
В обширном лагере противников пролетариата есть определенная доля "экономически полезных и непаразитарных групп", например техническая интеллигенция. В ходе принуждения они перевоспитываются первыми, и тогда у пролетариата появляется основание поставить их на соответствующее место в обществе, "выдвинуть в новые трудовые рамки". Конечно, "психологические остатки, находящиеся в головах этих людских категорий, с их отчасти индивидуалистической, отчасти антипролетарской психологией, воспринимают план общественной целесообразности как грубейшее нарушение прав "свободной личности". Внешнее государственное принуждение является здесь поэтому абсолютно необходимым" [18, с. 141].
Задача усложняется еще и тем, что сам пролетариат не представляет собой некую целостность. Есть "передовые слои", есть "середина" и есть "шкурники". (Последние, как правило, стоят ближе всего к "мелкой буржуазии" — крестьянству.) Отсюда - совершенно необходима принудительная дисциплина пролетариата по отношению к самому себе. В том числе это нужно и это существует в пролетарском авангарде, который сплочен в "партию переворота, в коммунистическую партию".
Все это, в конечном счете, создает возможности для уничтожения буржуазной "свободы труда", так как последняя несовместима с плановым коммунистическим хозяйством, включающим плановое распределение рабочих сил. Вот почему, считает Бухарин, можно утверждать, что "...режим трудовой повинности и государственного распределения рабочих рук при диктатуре пролетариата выражает уже сравнительно высокую степень организованности всего аппарата и прочности пролетарской власти вообще" [18, с 145].
Экономическое и политическое единство пролетариата — вопрос жизни и смерти не только вследствие внутренних причин, но и внешних. Пролетарские революции, пишет Бухарин, постепенно произойдут во всех странах. Союз и спайка пролетарских диктатур, их взаимоподдержка — явление неизбежное. По мере роста мировой диктатуры пролетариата
"...слабеет сопротивление буржуазии, и под конец оставшиеся буржуазные комплексы будут, по всей вероятности, сдаваться со всеми своими организациями in corpore" [18, с. 156]. И вот тогда, когда выяснится "...решающая мировая победа пролетариата, кривая роста пролетарской государственности круто начнет падать вниз... сперва отомрет армия и флот, как орудие наиболее острого внешнего принуждения; потом система карательных и репрессивных органов; далее - принудительный характер труда и прочее... Впервые за все время существования человечества создается система, гармонично построенная во всех своих частях: она не знает ни производственной, ни социальной анархии. Она навсегда уничтожает борьбу человека с человеком и сплачивает все человечество в единый коллектив, быстро овладевающий неисчислимыми богатствами природы" [18, с. 156—157].
Мысль о возможности сколько-нибудь продолжительного существования социализма в России в непременной связи с победами пролетарских революций на Западе перед Октябрем и в первые годы после него разделялась всеми теоретиками. Наиболее крайние взгляды по этой проблеме высказывал, например, Л. Д. Троцкий. "Защищаемая автором точка зрения, - писал он в 1919 году, - может быть схематически формулирована так: начавшись как буржуазная по своим ближайшим задачам, революция скоро развернет могущественные классовые противоречия и придет к победе, лишь передав власть единственному классу, способному стать во главе революционных масс, т. е. пролетариату. Став у власти, пролетариат не только не захочет, но и не сможет ограничиться буржуазно-демократической программой. Он сможет довести революцию до конца только в том случае, если русская революция перейдет в революцию европейского пролетариата. Тогда буржуазно-демократическая программа революции будет преодолена вместе с ее национальными рамками, и временное политическое господство русского рабочего класса развернется в длительную социалистическую Диктатуру. Если же Европа останется неподвижной, буржуазная контрреволюция не потерпит правительства трудящихся масс в России и отбросит страну далеко назад от демократической республики рабочих и крестьян. Став у власти, пролетариат должен будет поэтому не ограничивать себя рамками буржуазной революции, а развернуть тактику "перманентной" революции, т. е. уничтожить границы между минимальной и максимальной программой социал-демократии, переходить ко все более и более глубоким социальным реформам и искать прямую непосредственную опору в революции на европейском Западе" [83, с 4-5].
О желательности начала пролетарских революций на Западе после победы пролетариата России неоднократно говорил В. И. Ленин. Он соглашался тогда с мыслями К. Маркса о том, что социалистическая революция неизбежно будет раздавлена враждебным капиталистическим окружением, если не найдет поддержки и помощи у революционных рабочих других стран. Однако Ленин, неизмеримо реалистичнее других вождей и теоретиков партии понимавший происходящее, равно как и трезвее других оценивавший истинность любых мысленных построений после их "столкновения" с действительностью, начал вскоре менять свою позицию. Революция в России развивалась, а волна пролетарских движений на Западе пошла на убыль. Неудачей закончилась попытка 1920 года в ходе войны с Польшей "пощупать ребра" мировой буржуазии[5].
Сложность и усиливающаяся острота ситуации внутри страны заставляли основное внимание направлять на решение собственных проблем. Эта позиция Ленина, которая привела в конце концов к решению ввести нэп, а потом — о чем будет сказано далее — и к изменению взглядов на его природу (от точки зрения "временного отступления" — к взгляду на нэп как на длительный необходимый этап социалистического строительства), не разделялась многими. Движение к коммунистическому будущему они мыслили как новое крупное решительное наступление после временных отступлений и неудач.
Одним из непоколебимых сторонников "военно-коммунистических" приемов перехода к новому строю, как отмечалось, был и оставался Е. А. Преображенский[6]. В научно-футурологическом эссе "От нэпа к социализму. Взгляд в будущее России и Европы" этот теоретик от лица профессора русской истории Минаева (который, будучи "гармонически развитой личностью", одновременно служит слесарем в железнодорожных мастерских) рассказывает в 1970 году о событиях после введения нэпа. Само собой разумеется, что его устами говорит сам автор. Прежде всего, обращается к своим слушателям профессор-слесарь, вы должны попытаться в истинном свете представить тех людей, которые участвовали в революции. "Вам, например, трудно поверить, что великие дела этой эпохи совершали люди с такими слабостями, недостатками, иногда с преступными наклонностями, почти всегда с необычайно низким культурным уровнем, как было в действительности, поскольку мы говорим об общей массе, а не об отдельных единицах или небольших группах" [67, с. 81]. Эти люди с психологией, представляющей из себя поле сражения между "вчера" и "завтра", несли на себе все вековое варварство и некультурность.
После введения нэпа в экономике воцарился "рыночный хаос". Финансируемая Госбанком и руководимая ВСНХ промышленность функционировала капиталистически — например, торговала не только с необобществленной частью хозяйства, но и внутри социалистического сектора. Экономику начали потрясать перепроизводства и дефицит, средства тратились неоправданно и т. п.
В этих условиях должно было возобладать плановое начало. Государство взяло все в свои руки: было известно — сколько, чего, кому, как, из чего, куда и когда должно быть произведено и поставлено. Интересы производителей и потребителей замечательно совпали. Но этим были решены не все проблемы.
Оставалось необобществленное сельское хозяйство. Государство начало планомерную и всеохватывающую работу по Учету крестьянского производства и рынка. Посредством рычагов цен сельское хозяйство стало включаться в плановое Регулирование. Но все же проблема равномерного развития промышленности и сельского хозяйства оставалась. Нужно было переходить от мелкотоварного производства к крупному социалистическому земледелию. Этот шаг сделать до поры до времени не удавалось. Люди еще "не поняли" всех преимуществ социализма. Нужен был, кроме того, длительный период всеобщей слежки друг за другом, чтоб качественная и продуктивная работа сделалась привычной, стала "инстинктом труда", выковавшимся из "разумного принуждения".
Одновременно Советское государство начало испытывать "ограниченность своих экономических средств для мощного движения вперед" [83, с. 119]: требовалось новое перераспределение производительных сил Европы. "Психологически это выражалось в известном "натиске на Запад", во все более и более нервном ожидании пролетарской революции на Западе и в нетерпении, напоминавшем нетерпение 1917— 1920 гг." [83, с. 119]. Развитие производительных сил России толкало ее на Запад с тем, чтобы ускорить поворот производительных сил Запада в сторону России. "Если б революция на Западе заставила себя долго ждать, такое положение могло бы привести к агрессивной социалистической войне России с капиталистическим Западом при поддержке европейского пролетариата" [83, с. 120]. Этого не произошло: революция на Западе стучалась в двери. Массы, по мнению Преображенского, разочаровались в капитализме. События разворачивались стремительно. Возникли Советская Австрия и Советская Германия. Против них выступили Польша и Франция, но внутри этих стран начались восстания рабочих. В войну вступила Советская Россия. Конница Буденного лавиной прокатилась по степям Румынии и воссоединила Болгарию и Россию. Красная Армия и вооруженные силы Советской Германии вступили в Варшаву. Победа пришла к пролетариат Франции и Италии. Помощь буржуазии Северо-Американских Соединенных Штатов, спешившая через океан, опоздала. Возникла Федерация Советских республик Европы с едины плановым хозяйством. Промышленность Германии соединилась с русским земледелием. Советская Россия, перегнавшая до этого Европу в политической области, теперь "скромно заняла свое место экономически отсталой страны позади передовых индустриальных стран пролетарской диктатуры" [83, с. 137-138].
Таков, как считал Преображенский, должен был быт весьма вероятный, если не неизбежный переход России и других стран Европы от капитализма к коммунизму.
Этого, однако, не произошло. Последовал отказ от политики "военного коммунизма", введение нэпа. В чем причина неожиданного поворота? Обратимся к другим работам Преображенского.
В условиях продолжающейся войны, разрухи и нищеты, пишет он, большевики питали иллюзии о "непосредственном" переходе от капитализма к коммунизму. "Мы пробовали в 1918—1920 гг. применять формы распределения и формы производства на основе стимулов, не свойственных капитализму и мелкобуржуазному хозяйству. Завод работает, получает пайков столько, сколько государство в состоянии выдать всем рабочим, и получают все более или менее равномерно. В области распределения каждый работник Наркомпрода, который занимается распределением селедок, мануфактуры и т. д., работал на основании каких-то стимулов. Мы предполагали, что он работает в пользу общества, имеет перед собой общественное достояние, которое он распределяет, и что, следовательно, для него имеется достаточный стимул для того, чтобы работать на новых рельсах и делать все не хуже, чем при капитализме, на основе стимула понимания общепролетарских, общегосударственных, общесоциалистических задач. Такие иллюзии у нас были... И что же оказалось?
Оказалось, что в этом пункте мы встретили жесточайшее сопротивление. Капитализм нам оказал сильнейшее сопротивление как раз на фронте старой психики рабочего, психики служащего, приказчика и т. д. Отпал индивидуальный стимул участия в труде, и мы видели печальные последствия. Вы все помните, какая невероятная грязь и какое невнимательное отношение к потребителям было в той наркомпродовской лавке, куда приходили получать по ордерам. Мы видели там хищения государственного имущества, т. е. отсутствие того коллективного стимула, который нужен для успеха дела, и наличность стимулов, которые тащили массы назад, на привычные рельсы частного интереса. Мне больше, а на других наплевать. Теперь мы имеем нэп, и тот же самый приказчик, который с такой грубостью и небрежностью в наркомпродовской лавке отпускал вам продукт, как он изменился, как извивается перед вами, когда отрезает кусочек колбасы в каком-нибудь частном магазине, где он работает у нэпмана. Мы видим теперь "буржуазную" чистоту там, где раньше имели "социалистическую "грязь" [68, с. 18-19]. Таковы причины отступления.
Однако, считает Преображенский, постепенно социализм создает возможность для проявления некапиталистических стимулов деятельности человека: появится более совершения техника, будет производиться больший и лучший продукт, возрастет досуг, все будут "втянуты в культуру". "Миллионы глаз будут устремлены на то, нельзя ли где-нибудь что-нибудь улучшить..." [68, с. 24]. И все - на базе новой стройной хозяйственной системы. Но этого недостаточно. Постепенно "социальные инстинкты" начнут проявляться как любой "физиологический инстинкт". Все социально полезное или необходимое будет совершаться непроизвольно. Индивид будет "инстинктивно" делать то, что выгодно обществу, даже не отдавая себе в этом отчета. Любое иное поведение будет ненормальным.
Но до того, как это положение теории станет действительностью, с его помощью нужно разбить неверные взгляды. Один из таких мифов — буржуазные представления об общечеловеческой морали. Таковой, утверждает Преображенский, не существует. Всегда и во всем мы найдем классовую подоплеку, выгоду того или иного поступка тому классу, от лица которого выступает индивид. Нет общечеловеческой морали. Есть мораль, лицемерно выдаваемая за таковую [69, с. 46].
Свобода воли, на которой, пытаются построить свои рассуждения об общечеловеческой морали буржуазные теоретики, не существует. И это, считает Преображенский, скоро можно будет показать научно. "Когда физиология мозга продвинется вперед дальше теперешнего, мы сможем чисто физиологически описать социальные рефлексы человека и то, что мы называем моральным давлением... класса на отдельного индивидуума" [69, с. 62].
Вообще в революционной борьбе, в процессе перехода общества от капитализма к коммунизму есть наиболее важные классовые пролетарские корни. Согласно им, например, отдельный член класса должен смотреть на себя как на орудие борьбы всего рабочего класса в целом. Конечно, это противоречит позиции "хваленого теоретика" буржуазии И. Канта, согласно которой никогда нельзя смотреть на другого как на средство достижения цели, а всегда — как на самоцель. "Можно себе представить, — иронизирует Преображенский, — как далеко ушел бы пролетариат в своей борьбе, если б руководствовался этим, а не совсем противоположным требованием в своих классовых интересах.
Пролетариат в борьбе за власть жесток и беспощаден. Он не только не щадит своих врагов, но не щадит, где это нужно для дела, и лучших представителей своего класса... На севере Сибири бывает, что громадное стадо оленей переходит широкую реку. Перейти на тот берег необходимо для спасения от голода всего стада. Но река глубока, и мост наводит социальный инстинкт стада трупами передовых" [69, с. 72-73][7].
"Чистый" коммунизм, рассуждает Преображенский, возможен лишь с "чистыми" людьми. Даже старые члены партии в чем-то заражены капитализмом. Они - никуда не годный материал для социалистической стройки. "Счастье их, что они не доживут до коммунизма и сойдут поэтому в могилу революционерами и героями" [69, с. 82]. Или взять рабочий класс с его "ароматом старого русского характера": ленью, разгильдяйством, неточностью, беззаботностью о будущем и т. п. Эти качества несовместимы ни с электрификацией и техническими прогрессом, ни с социальным бытом нового работника. Еще труднее с мелкобуржуазной крестьянской массой. Передовые крестьяне будут стыдиться своего вчерашнего варварства, а передовой рабочий класс превратится в "законодателя над деревней".
Откуда же взять "новых" людей? Кроме организационно-технологических рецептов (новая хозяйственная организация, контроль всех и всеобщая слежка, перенос западных новшеств и вообще иностранный патронат), нравственно-психологических переориентации и репрессий, потребуются педагогические меры. Пролетарское государство, например, не позволит семье портить детей домашним воспитанием. Да и сама женщина должна освободиться от горшков и кухни и стать работником общественного производства, товарищем мужчины.
Это положение должно распространяться и на сферу интимных отношений. Будет ли индивидуальная любовь или "половой коммунизм", вопрос не морали, а медицины. Партнеры для продолжения рода будут подбираться учеными. Должно быть так, как полезнее для продолжения рода: общественный труд и производственная целесообразность превыше всего. Вообще, взгляд индивида на свое тело, как на собственность, неправилен. Индивид - лишь "точка при переходе рода от прошлого к будущему" [69, с. 101]. Наука определит каждому человеку его социальное назначение, смысл его индивидуального бытия.
Как воспримут все это люди? Как бы ни восприняли, им все равно придется примириться с тем, что "диктуется наукой и общим интересом" [69, с. 112]. Нормы, удерживаемые на одной стадии развития общества с помощью сознания или принуждения, на другой стадии превратятся в инстинкт. Такова перспектива, ожидающая человечество в соответствии с теоретическими взглядами Е. А. Преображенского.
Суммируем приведенный материал, выделив прежде всего то, что формулировал В. И. Ленин о переходном этапе от капитализма к коммунизму. В его идеях прежде всего нужно подчеркнуть два взаимосвязанных и взаимодополняющих положения: об уничтожении частной собственности и о демократизации. Первое в форме национализации средств производства (включая землю) осуществить сравнительно просто. Второе, по мысли Ленина, представляло обширную программу: от слома старой государственной машины до организации всего общественного производства и распределения по принципу единой фабрики и продовольственно-промтоварного склада. Условием введения такой общественно-целесообразной жизни страны Ленин считал всеобщую сознательность и ответственность членов нового общества, возникающую потому, что устранен главный порок предшествующей формации - эксплуатация. Постепенно сознательность и ответственность должны были стать привычкой, и тогда общество совершило бы переход к полному коммунизму.
Однако действительность очень быстро показала невозможность осуществления именно второй, наиболее сложной части концепции - демократизации государственной, производственной и общественной жизни. "Революционная мечта" пришла в противоречие с объективными историческими условиями, в том числе с личной неготовностью и нежелание крестьянина под идеи переделывать свою жизнь.
Наиболее отчетливо противоречие теории и жизни, как мы старались показать, видно на примере произведений Н. И. Бухарина и Е. А. Преображенского. Их труды по переходному от капитализма к коммунизму периоду писались с учетом объективных исторических реальностей 1918— 1920 годов. И их ответом на несовпадение революционного замысла и действительной жизни было требование насилия над жизнью. При этом Бухарин, как мы видели, отдавал себе отчет в том, что даже передовой класс неоднороден и собственно авангардная его часть (включая партию) очень мала по сравнению с "серединой" и "шкурниками". И тем не менее право решать судьбу миллионов отдавалось незначительной части. Сколь же велика была вера в истинность задуманного! Сколь велико пренебрежение к "недоразвившимся" массам!
Принуждение, к которому очень скоро перешли от призывов и попыток воздействовать методами убеждения, имело "практические" оправдания: по-иному пролетариат, от имени которого принуждение совершалось, не может получить необходимое ему продовольствие и сырье, а значит, не сможет заложить фундамент будущего бесклассового общества. В русле этой политики рассуждения об общечеловеческой морали - контрреволюционный вздор. Политика стоит вне морали! Неважно, что несогласные слои и классы протестуют: привычка быть средством для великих целей, понимание того, что их время прошло, а также быстрый прогресс науки и техники снимут все противоречия переходного периода. Этот путь ждет все человечество. Таково было "центральное ядро" революционного замысла "переброски" общества из отсталости в коммунизм. Так была настроена партия, так думали вожди.
Не признав эту непривычную для нас пока еще формулу, не проследив всю пагубность заблуждений политики "военного коммунизма", которая существенной своей частью имела стремление "ввести" теорию в ткань сопротивляющейся жизни, мы не сможем понять смысла того поворота, который начал совершать Ленин, провозглашая нэп. Мы не поймем причину сопротивления нэпу со стороны аппарата. И, самое существенное, мы не сумеем сделать выводов для сегодняшнего дня, когда деревня, все еще находящаяся под прессом административно-бюрократической системы, разрушается, исчезает, а мы продолжаем искать причины этой трагедии в чем угодно, но никак не хотим признать очевидное — то, что над крестьянином по-прежнему совершается насилие, запрограммированное "революционной мечтой".
Перейдем теперь от общих работ к анализу отдельных моментов реальной практики "военного коммунизма" в аграрном производстве. При этом постараемся не упускать из виду главный интересующий нас вопрос — в какой "мере" Реальная практика была следствием необходимости, неизбежным результатом давления объективных обстоятельств, возникших в русле избранной политики "красногвардейской атаки", а в какой являлась следствием "военно-коммунистического" замысла, итогом воплощения в жизнь "революционной мечты"?
[1] В состав высшего партийного руководства (позднее называемого Политбюро) Н.И.Бухарин был включен в 1918 году, Е.А.Преображенский – в 1920. [2] Так стали называть батраков. - С.Н. [3] Предвидимое Лениным сопротивление вчерашних эксплуататоров, а также несознательных элементов революционной власти не замедлило сказаться. Уже в начале января 1918 года Ленин требовал от любой "коммуны" — фабрики, деревни, потребительского общества — строжайшего учета и контроля за трудом и распределением продуктов в соответствии с правилами и законами социализма, в соответствии с принципом "кто не работает, тот пусть не ест". Формы и способы такого учета могут быть разнообразны. "В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типографиях). В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми. В четвертом - расстреляют на месте одного из десяти, виновных в тунеядстве. В пятом - придумают комбинации разных средств" [ 3, т 35, с. 204]. [4] Сущность "первоначального капиталистического накопления", состоящая в сгоне крестьян с земли, превращения их либо в пролетариев, либо в бродяг с последующим физическим уничтожением последних, раскрыта К.Марксом на примере Англии в XXIV главе «Капитала». [5] Вот какова была теоретическая установка по этому вопросу: "Большевики не зарекались, конечно, от активного вмешательства в ход западно-европейского революционного движения. Примером тому может служить варшавское наступление 1920 г. Но это последнее не являлось авантюризмом, потому что задача его сводилась к установлению смычки между уже победившим русским пролетариатом и активно борющимся за власть западно-европейским рабочим классом. Налицо уже было рабочее движение на Западе, направленное к захвату власти. Если бы теперь, весной 1924 года, когда в Европе нет прямой борьбы за власть, кто-либо предложил бы повторить варшавский опыт, это был бы авантюризмом". См.: Об основных ошибках "теории" перманентной революции // Большевик. 1924. № 3-4. С. 81. [6] В отличие от него, Н. И. Бухарин, вначале отнесшийся к нэпу как к похоронам Октября, впоследствии во многом пересмотрел свои взгляды, за что и получил от Сталина и его клики в конце 20-х годов ярлык защитника интересов кулачества и идеолога "правых". [7] "Позиция "беспощадного революционера" в историческом контексте прежде всего ассоциируется с развернувшимися в партии и стране репрессиями конца 20-х — 30-х годов. Дело, однако, как нам представляется, сложнее. Установка "человек — средство для благой Цели" привела к деформации гуманистических потенций социалистического замысла не только в этом. Позиция, согласно которой "политика неизбежно аморальна", привела и к иным серьезным негативным Результатам, о чем речь позднее.
|
|||||
|