Опубликовано: ж. «Обсерватория культуры». 2006, № 5. С. 135-141
Московство как универсальный феномен диаспоральности
1. Символ и архетип Москвы
Так и остается неясным концепт этничности. Уж сколько теорий создано по этому поводу! Даже, говорят, измерять научились. Но похоже, что все теории и практики дальше обозначения берегов явления, из которых один назван "мы", а другой "они", не продвинулись. Сделано немало и в изучении ручейков и родников, создающих этнический поток. Но все еще не ясна ни глубина этой реки, ни ее темные омуты. А самое главное, непонятно, в какое будущее устремляется этническая жизнь. А тут еще проблема урбанизма. Да еще мегаполиса, такого как Москва. Как ни кинь, но городское самосознание все равно сильнее этнического, которому приписывается дихотомия "мы - они", "свои - чужие".
Вопрос : предстает ли в мегаполисе перед нами итог этнической жизни человечества, или это одна лишь промежуточная стадия? Недавние концепции о том, что этнические меньшинства в городе ассимилируются, оказались устаревшими. И давно уже в урбанизированной Америке отказались от идеи "плавильного котла" и склонны больше говорить на этнографический лад о "салате - винегрете".
Со все большей очевидностью доходит до сознания исследователей, что мегаполис не только среда для жизнедеятельности этнических групп, но и цель существования. Среда требует адаптации. Конечно, это выражено в любой этнической группе, населяющей город. Но одновременно эта группа, организуя свою жизнедеятельность, делает город своей целью. Город предстает также и средством существования. А как средство он должен иметь некие универсально-отстраненные закономерности выразительности, вроде языковых средств. Однако этнический язык городской жизнедеятельности невнятен. Короче, в этнологическом смысле город, а тем более мегаполис, самодостаточен. Тогда по отношению к городу самодостаточен и человек, коли город для него не только среда, место карьеры, тезаурус знаковых выразительных средств, но и что-то еще. Поиску этого неясного, но всеми ощутимого элемента городской жизни посвящена настоящая работа.
Собственно говоря, наша основная мысль проста. Город - это не только сосредоточение материальных ресурсов и знаковых форм. Вроде городских эмблем, к числу которых мы относим высокое качество жизни, престижность, доступность наслаждений и знаний. Город еще и символ. Символ дальнего, но не ближнего, что покрывает понятие эмблемности. Поскольку в символе есть "сплачивающая теплота тайны" (выражение С.С.Аверинцева), то символ города это обеспечение тайны будущего. Залог будущей жизни. Город - символ в самом исконном его понимании, которое не было метафорическим, а скорее метонимическим. Архаический символ - это две половины разрубленной монеты и унесенные людьми, связанными договором, предстоящим общим делом (Смотри работы О.М.Фрейденберг об античной тессуре) [1]. Значит, символ города это завет будущей жизни. Вот почему город в истории человечества мифологически воспринимался женщиной. Этой теме посвящена большая литература [2].
Много городов основали женщины. Или город основывался под покровительством женского божества, культ которого в лице Афродиты по преданию ввел Тесей, когда свел всех афинян из сельских домов в Афинский акрополь. Чешское предание об обосновании Девина-града связывает его с победой дев над мужчинами. К представлению о женском начале города относятся легенды о любовной, часто трагической истории. Этой мифологической схеме следует также история о любовной страсти князя Юрия Долгорукого к жене боярина Кучки. Мифология Москвы продолжает эту традицию и доводит ее до образа Москвы-матушки. Специфика мифа состоит в том, что он говорит о прошлом, об изначальных временах. Но думает он о будущем. Городской миф о женском изначальном времени города указание на будущее города, на рожденных и нерожденных еще детей. В ландшафтах города скрыты их зримое или незримое присутствие, которое в Москве маркировано легендарным роддомом имени Г.Л.Грауэрмана. В античности было много "счастливых городов". Они назывались Ольвии, или Ольбии. Считается, что в основе этого слова лежит скифский термин счастье, достаток, богатство. В те древние времена богатство больше всего ассоциировалось с наличием потомства. Носители зародышей будущих детей - сами люди. Мифологически Москва-матушка порождает, принимает и рассылает по всей стране зародыши жизни, граждан России. Следуя логике мифа дети города должны быть все разными.
Мы все носители мифопоэтического сознания. Его основная черта устремленость на витальность. Соответственно, этнологическое видение проблем города предполагает позицию с точки зрения витальной онтологии. В городе бьется живая реальность. Он создан и предназначен для живых этносов, представители которых видят в городе витальную защиту для живых людей. Но жизнь-то тревожна и эсхатологична, о чем ниже. Эсхатология города это не столько тревога за нас самих, сколько за наших детей. Удивительно, что многие русские уезжали из Грозного в начале 1990-х годов вовсе не потому, что они сами испытывали притеснения со стороны чеченцев, но им было тревожно за детей. Это было результатом мифологического мышления.
Исходя из всего этого для дальнейшего этнологического анализа мегаполиса Москвы в аспекте проблемы образования и воспитания, мы должны ввести и постоянно иметь в виду ментально-мифологический концепт выживания. Этот концепт идеологически облекает витальность. Мифология выживания мотивирует городскую этническую напряженность. Этой эмоциональной структуре мы должны противопоставить рефлективную позицию. Последняя может разрабатываться в разных аспектах: в этнологическом, социологическом, юридически-правовом, политологическом, этнопедагогическом и т.д.
Этнологический подход призван объединить все эти частные рефлексивные методы в силу того, что он способен дать витальную целостную картину мегаполиса, поскольку он оказывается не агломератом населения, а символическим пространством, о специфике которого мы говорили выше. Эту специфику следует теперь обозначить терминологически. Большой город как символ это утопия с мощнейшим витальным потенциалом. Он не только среда, цель и средство сограждан, но и утопический символ-завет продления родовой жизни человечества в этническом преломлении. Мулькультурность мегаполиса не является исторически сложившейся действительностью. Это символическая и архетипическая данность, необходимым образом пролагающая себе дорогу сквозь частные повороты истории, особенности возникновения и быта города. Это наш основной тезис, от которого мы будем отправляться в дальнейшем.
Ниже мы будем подробнее говорить о городском мифе как локальном сакрализованном сюжете: "арбатский миф" или "миф Невского проспекта", миф Неглинки или реки Карповки. Такой подход к мифологии московских улиц, переулков и урочищ хорошо разработан в москвоведении. Но что такое архетип Москвы?
Известные нам архетипические подходы к Москве, как правило, упираются в историческую радиальную планировку. Но в том-то и дело, что эта планировка сложившаяся, историческая. Суть этой исторической радиальности тонко чувсвовал Осип Бове, который воспротивился проведению в Москве "прошпектов" на манер петербургских. Но Москва в своем архетипе как в замысле имеет прообраз града небесного квадрат. Такой она и была в очертаниях Скородома - квадратом с закругленными углами. Дело в том, что град Божий, Небесный Иерусалим, мыслился четверицей, т.е. квадратным. Трехчастные метафоры передают смыслы земные, пространственные. Отчеканенная Филофеем формула "Москва - третий Рим" передавала идею пространственного развития, но не небесного. Поэтому, возвращаясь к четверице, мы должны констатировать, что она выражает универсальный архетип города. Точнее говоря, это одна сторона архетипа - визуально-концептуальная. У Москвы есть и семичастная числовая модель
- "град на семи холмах". Это четверица, соединенная с тройкой. Отметим, что универсальная числовая модель может наполняться небесными смыслами : трехслойно строение Вселенной. У тройки в русской христианской сакральности есть указание на Святую Троицу. Так геометрическими и числовыми знаками передается визуально-концептуальная сторона архетипа Москвы.
Но как тогда выглядит поведенческая ипостась архетипа города вообще и Москвы в частности? Такая сторона архетипа города выражается его открытостью миру. Речь идет не о полумистическом воздухе города, который делает свободным, а о поведенческих стеротипах, отложившихся в бессознательных структурах языка и поведения. Так, на памяти поколения еще доживающего свой век, в середине 1920-х годов говорили "поехать в город", когда отправлялись в конном экипаже в Центр с Пречистенки. Скажем, от усадьбы Копшиных с львиными воротами, где сейчас размещается хорошо известный интеллигенции Дом Ученых. Где же находится та точка, где прекращается движение "в город"? От Пречистенки уже рукой подать до Кремля, но не он же имелся в виду, когда говорили "поехать в город". Значит, "город" - это в сущности точка, которой нет. Отсутствие какого-либо строения, памятника или другой черты городского пейзажа при наличии точки-центра характеризует архетип города. А то, что эта точка может быть как-то оформлена, уже морфологическое, а не архетипическое явление. Таковы в Риме "Испанская лестница", "площадь Святого Марка" в Венеции, "Вашингтон-сквер" в Нью-Йорке. Названные маркеры городских центров даже ближе к ритуально-пространственной стороне архетипа города. Они общезначимы для бытового поведения самих жителей этих городов и для туристов.
Поведенческий архетип города, предполагающий всякое движение к центру, как месту удовлетворения витальных нужд, ясно выражен Невским проспектом в Петербурге. Это не геометрический центр, не монумент, а скорее живая связь между ритуально-пространственными монументами и людьми. Живая связь, представленнвя дешевыми и дорогими магазинами, кафе, театральными кассами и кассами транспортных услуг. В Москве нет такого места. Только лишь в последнее время на такую роль с большой-большой натяжкой стал претендовать Макдональдс с близлежащими скверами и участком Тверского бульвара, памятником Пушкину, театрами, Некрасовской библиотекой.
Но тем не менее вся Москва в целом всегда представляла центр витального притяжения и место, куда устремлялись судьбы живых людей. "В Москву, в Москву" - это не только стон экзальтированных Чеховских героинь, это реальное перемещение барского населения в город после летней жизни в поместьях или на дачах. Это современные поездки на дачу и обратно. И самое главное - перемещение в Москву кадров руководящей элиты со всей России. Так было испокон веку. Исторически это очень значимое явление для Москвы, связанное с централизованной организацией власти. В этом последнем принципе всегда был обозначен центр страны, по отношению к которому реализовались личные возможности чиновника и писателя, студента и богомольца, торговца и сезонного рабочего. В силу не только исторических, но и архетипических причин Москва всегда была открыта для всей страны. Заселение ее большевистской номенклатурой, советской олигархией, "новыми русскими" это только части большого явления - архетипической подвижности населения столицы.
Поселение здесь многочисленных национальностей России факт не просто естественный, но и архетипически необходимый. Москва и есть результат архетипического перемещения населения России. Когда мы пересекаем Крымский мост, идем по Ордынке или Арбату, заходим в гостиницу Балчуг, мы идем не только по вехам истории, но ощущаем императив архетипа. Тот же архетип в другом этническом варианте ненавязчиво, но с огромным талантом проявляется в росписях армянского художника Богдана Салтанова, сделанные в Кремле при Алексее Михайловиче. С армянским семейством Лазаревых связана большая тема культурной жизни Москвы. А территория кладбища, приобретенная купцом Вааганом, стала дорогим всем мемориалом Ваганьковского кладбища, получившего это название по имени купца [3].
Обращение к архетипу Москвы нам необходимо для того, чтобы увидеть в полиэтничности и мультикультуральности большого города не случайное, исторически возникшее явление, а явление причинно-следственной необходимости.
2. Тревожность московских мифов
В отличие от универсально-человеческих архетипов мифы всегда подчеркивают конкретность и локальность. Городские мифы трактуют отношения людей к конкретным предметам и к другим конкретным людям. Миф может быть возвышено поэтическим, как арбатский миф Булата Окуджавы, или агрессивно-низменным, как ксенофобные мифы (ксенофобия - страх и ненависть по отношению к чужестранцам). Как возникает городской миф?
В результате исследования Г.С.Кнабе оказалось, что арбатский миф родился на наших глазах [4] . Как известно, Арбат в широком смысле это зона между Пречистенкой, Спиридоновкой, бульварами и Садовым кольцом. В ХYIII-ХIX веках Арбат вовсе не был особенно притягательным для москвичей. Бытописатели прошлого века считали Арбат за нечто среднее между дворянской, купеческой и лавочной улицей. Столь значимые для нас Арбатские переулки были одним "из самых глухих местностей Арбата" (Старая Конюшенная). Г.С.Кнабе подчеркивает, что при всем этом в течение ХIХ века на Арбате складывается интеллигентский уклад в связи с квартированием там профессуры Московского университета, врачей и обиталищем студентов (на Козихе). Истоки арбатского мифа, как показывает исследователь, идут к "арбатской цивилизации" 1930-х годов. Это прямо не связано с расселением в районе Арбата новой советской элиты, но имело к этому отношение. В районе Арбата волею судеб локализовалась утопия о новом обществе, построенном на основах социального равенства. При всем этом миф нашел свое реальное воплощение в виде "арбатской школьной цивилизации".
Очень важная и точная констатация Г.С.Кнабе лучше всего может быть представлена его собственным текстом. "С точки зрения исторической и историко-культурной свойства и особенности арбатского мира, составившие основу его позднейшего образа, необходимо рассматривать в первую очередь на материале школ. Во-первых, потому что сам социокультурный пейзаж, подлежащий анализу, сложился совсем незадолго до этого времени, был новым и, соответственно, находил себе адекватное выражение в новом поколении. Во-вторых, в результате школьной реформы 1932г. были восстановлены многие традиционные разделы программ и методы обучения, и насыщение новых форм жизни всем лучшим в культуре прошлого выступало здесь поэтому как осознанная задача: работа по ее решению соответствовала атмосфере Арбата, его давним культурным традициям и потому стали важным слагаемым его образа. В-третьих, образ Арбата", - продолжает Г.С.Кнабе, "сложился в 60-70-е годы из воспоминаний и впечатлений людей, покидавших в ту пору Арбат, о своей юности, т.е. опять-таки о школах 30-х годов. Наконец, нелишне учесть, что школ в те годы на Арбате было бесконечно много; дома, квартиры и дворы были переполнены детьми, они приносили в семьи тот дух, который царил в школах, и потому их роль в создании картины Арбата тех лет объективно очень значительна.
Мир арбатских школ 30-х годов отличался рядом признаков. Все эти признаки характеризовали также и большинство других московских школ той поры, равно как школы многих других городов страны. Но историко-культурные сообенности арбатского района, описанные выше, существенно усиленные школьной реформой начала 30-х годов, придавали здесь этим всеобщим процессам специфический арбатский облик. Здесь, в частности, особым образом разрешались контрасты между пронизывавшими время самыми темными и страшными сторонами действительности и сторонами ее небывало, увлекательно светлыми; в особом сплаве представали три ранее сложившиеся тональности здешней жизни - "бунинская", "зайцевская" и "осоргинская".
В число признаков "арбатской школьной цивилизации" входил, например, глубокий органический интернационализм. Никому не приходило в голову оценивать достоинства человека или его недостатки по его национальной принадлежности, которая вообще, если и воспринималась, то скорее как внешняя, чем как содержательная характеристика" [5].
Выдержка из работы Г.С.Кнабе показывает, что арбатский миф относится к категории утопических мифов детства. Такая категория выделена по сюжетному материалу. Но ориентированы мифы детства на будущее, они выполняют роль тревожного проекта культурного будущего. В этом и заключена их архетипическая необходимость.
Арбатские песни Булата Окуджавы были созданы им в 1950-е годы и ностальгически относились к сказочной эпохе арбатского детства. Мифы детства уходят в прошлое. Детство есть, но одновременно его уже нет. Оно на грани существования. Вот именно на этой пограничной тревожной полосе существования возник щемящий арбатский миф. В научном отношении возникновение мифа на грани времени имеет непостредственное отношение к эсхатологии.
Напомним, что первоначально эсхатология это учение о конце мира и Страшном Суде. В научном смысле эсхатология покрывает своим содержанием всякие ожидания конца нормального состояния. Эсхатология это прежде всего тревожная обращенность в будущее. И вот что еще важно в нашем дальнейшем анализе московских мифов. Воздействие мифа на нас влечет к инвестированию нашего психического состояния, трансформации нашей психики. Короче, миф имеет ключи, открывающие вход в наш внутренний мир, в витально-личностное пространство каждого человека. Арбатский миф, как показал
Г.С.Кнабе, открывает витально-личностное пространство. В этом случае речь идет о социальном и этническом единении, о том, что называлось интернационализмом. Но у мифа есть и другая функция, другие ключи, которые не открывают, а закрывают вход в витально-личностное пространство. Эта черта выражена у мифов, который эксплуатирует эсхатологические чувства тревоги и страха, например, у фашистских.
Арбатский детский миф повествует о происхождении. В сущности все мифы интерпретируют темы происхождения: земли ли, неба ли, но главный сюжет мифологии, ее излюбленный мотив - происхождение людей. Об их порождении или переселении. Вот тут-то миф и выступает ментально отрефлексированным поведенческим полюсом архетипа города. Этот мифологически осмысляемый полюс в свою очередь представлен бинарно-оппозиционной структурой "коренных москвичей" и "пришлого населения". Примечательно, что категория "коренных москвичей" столь же условна, как и категория "пришлых". Для "коренных москвичей" появление "пришлых" воспринимается не как вечный закон большого города с его открытостью, а как неудобное, временное и достойное исправления положение.
Открытость архетипа большого города, т.е. его открытость для новых поселенцев может быть превращена в свою ментальную прямую противоположность - миф об опасности мигрантов. Рассматривая эту актуальную для теперешней Москвы трансформацию, прежде всего нужно отмеить очень любопытную особенность этого процесса. Дело в том, что миф об опасности мигрантов не расспространяется в его этническом варианте на старажилов нерусской национальности. Причем последние включают в себя не только исконных жителей Москвы, но и всех тех, кто поселился здесь до распада Советского Союза. Миф об опасных мигрантах касается переселенцев из республик России, ближнего и дальнего зарубежья, появившихся здесь по самым различным причинам. Эти причины гетерогенны: Москва привлекательна как центр активной экономической жизни, как мировой центр хорошего и недорого образования, как убежище для беженцев из горячих точек, как подходящая среда для криминальной деятельности. Причины понятные и в огромном своем большинстве не криминальные, однако при всем этом миф об опасном мигранте стремительно развивается. Так, уже сложилось представление об иностранце-нахлебнике, приехавшем прежде всего из Африки, чтобы за недорого получить образование.
Проанализируем некоторые газетные материалы, характеризующиеся эсхатологической тревожностью. "Резкое изменение национального состава столицы отмечают в последнее время ученые-генетики. По результатам проведенного недавно анализа, первопрестольную все активнее заселяют мигранты из республик бывшего Союза. Численность же коренных москвичей уменьшается за счет большого оттока в страны дальнего зарубежья, а также в связи с критическим соотношением в последние годы между смертностью и рождаемостью" (заметка без подписи "Москве пора обрусеть" в газете "Московский комсомолец" за 19 декабря 1997г.) В данной публикации миф об опасности мигрантов создается средствами массовой информации с огромным тиражем. Этот миф подается максимально объективированно. Речь идет о достойной биологической науке генетике, явно не занимающейся национальным составом населения столицы. Столь же наукообразна сноска на результаты свежего (очевидно, социологического) анализа. Отъезд москвичей в страны дальнего зарубежья в поисках лучшей жизни (очевидно, переселяющиеся не в худшие столицы, чем Москва) подается только как констатация факта. Упоминание о неблагоприятном соотношении смертности и рождаемости накладывает эсхатологическую вуаль на все сказанное выше. Это еще больше подчеркивается стилистическим наименованием Москвы "первопрестольной", что должно оттенить момент этнической чистоты и исходной державности.
Другая заметка из той же газеты, подписанная А.Колпаковым за 6 декабря 1997г., говорит об обвальном росте мусульманских диаспор в различных городах России и в самой Москве. Утверждается, что "недалек тот час, когда азербайджанские, дагестанские, чеченские и другие "чайнатауны" со своей символикой, верой, традициями и школами составят серьезную конкуренцию городу". Заметим, что недовольство автора корреспонденции вызвано тем, что мусульмане не едят свинину. Призывается "спасать православного Хрюшу". Так от кого исходит угроза Хрюше - кто его ест, или кто его не ест? Вся эта галиматья оскорбительна равным образом для православных и для 800-тысячной общины мусульман Москвы.
В названных публикаций представлена риторика, где в противоположность "чайнатаунам" сама Москва именуется "первопрестольной", а ее население "коренными москвичами". Интересно, задумывался ли А.Колпаков, носитель фамилии тюркского происхождения, что он может быть потомком действительно коренных москвичей, несколько столетий живших в татарской слободе Сертаново, ставшей исконно московским Чертаново? А может быть, его недавние предки появились вместе с татарскими строителями Метростроя и были знакомы с редактором газеты этой легендарной организации великим татарским поэтом и защитником нашей Родины Мусой Джалилем?
Популярные демократические издания вроде "АИФ-М" не стесняются называть вновь прибывшее население Москвы "зоопарком" или "Новым Вавилоном". В таком мифотворчестве демократическая печать солидаризируется с газетой "Завтра", которая выступает против деятельности этнических землячеств (например, N3 за 1998г.).
Москва всегда была столицей многонационального государства. Ее население исповедует самые разнообразные конфессии. За свободу нашего государства воевали и умирали вместе с православными католики и протестанты, иудеи и мусульмане, буддисты и атеисты. Москву-матушку созадили гений итальянца Фиорованти, вдохновение крепостного архитектора Якова Бухвостова и труд рабочих татар, мобилизованных в 1930-е годы для строительства нашего любимого метро.
Почему же все-таки возникает миф об опасных мигрантах? В прошлом этнической консолидации Москвы способствовали пространственные и социальные структуры, которые наполнялись этнографическим содержанием. Немецкая слобода была этнографическим образованием в теле Москвы как и староверческая Рогожская застава, Мытищи
- место проведения православных празднеств и т.д. Этнографические черты старого быта Москвы создавали татарские сборщики утиля со своими криками "шурум-бурум" и китайцы "ходя-ходя", приносившие великолепно накрахмаленное белье из прачечных. Теперешние проблемы на этнической почве возникают из-за того, они передвинуты с уровня этнографического на уровень этнического самосознания и этнической тревоги.
3,Гражданственность и этничность
Выше мы показали, что архетип большого города в своем витально-пространственном преломлении предполагает открытость границ и подвижность его населения. На основании этого мы приходим к мысли о свободе как изначально заданном состоянии человека. Из него рождается то чувство гражданственности, которое вырабатывается очень быстро у вновь прибывшего городского поселенца. Это чувство обрастает конкретным гражданственным опытом. В результате всего этого вырабатывается патриотизм горожанина. Быть москвичом или петербуржцем становится психологической доминантой личности независимо, кому она принадлежит: русскому, азербайджанцу, арменину, еврею или татарину. В исследованиях социологов такого рода "деэтнизация" всегда бросается в глаза. Некоторые из них в удручающем тоне пишут, что "подавляющее большинство населения Санкт-Петербурга к работе по формированию этнической идентичности совершенно равнодушно" [6]. Мы взяли эту констатацию относительно Петербурга потому, что это самое свежее профессиональное исследование этничности в большом городе.
Гражданственность предполагает правовое и этическое самосознание личности, ее достоинство. Как порождается гражданственность и как она обеспечивается на мультикультурной основе у обитателей большого города? Это довольно сложная и плохо изученная проблема. Но нам надо высказаться по этому важному поводу.
Основы позиции, к которой мы присоединяемся, были разработаны в одной из последних публикаций О.И.Генисаретского. Осмысляя историчность феномена диаспоры, автор задается целью построить идеальный тип диаспоральности, удерживая вместе с тем его индивидуальное содержание. Такая направленность анализа, заданная проективным видением мира, заставила автора обратиться к онтологическим истокам современного правового мышления, т.е. рассмотреть права человека в общей картине устройства современного мира [7].
Образ человека - гражданина мира, космополита порождение античной городской цивилизации. Благодаря доблести (подвигу добродетели) Александра Македонского маленькая Греция разрастается до краев земли. Призывая "мужей македонских и союзников" двигаться дальше, Александр говорит о границах земли, о границах "всей Азии, которые Бог сделал также и границами земли". В основе убеждение: не может быть, чтобы предельному человеческому усилию не дались пределы всего. Предел усилий и предел мира - одно и то же. "Мера сил эллинов и вся земля целиком, по словам В.В.Бибихина, совпадают" [8]. Жить в Греции, в эллинской ойкумене означало быть человеком мира. Добавим, что Древний Рим еще больше развил эту идею.
Но вот перед нами эпоха "нового времени", иного правового мира гражданственности. Этот мир уже созвучный современному гражданскому миропорядку. Он возникает вместе с Просвещением. В просвещенческом концепте прав отдельного человека, по канонам которого мы живем сами, этно-культурно-религиозная идентичность никак впрямую не была обозначена. В ней были заложены две международно-правовые регуляторные идеи : идея национального суверенитета, которая возникла в момент сложения национальных государств на территории Европы, и другая идея - идея прав человека. Благодаря последней можно питать надежду на установление нового миропорядка, связанного с правами человека. На смену утопии всемирного
либерально-демократического гражданского общества перед человечеством открывается новая перспектива : признание государством верховенства прав человека над другими правами.
Но в просвещенческой правовой модели мира права человека обрели индивидуалистическую окраску. В ней не оказалось места, по словам О.И.Генисаретского, "для родовых прав человека", под которыми он понимает не индивидуальные, а корпоративные права, прежде всего религиозные и этничные. По его мнению, родовые права нашли себе замаскированное выражение в антропологически мотивированной обязанности и в праве человека быть самим собой [9]. Речь идет об этнокультурных и этно-религиозных правах, о свободе выбора каждым человеком любого вероисповедания, а также о свободе перемещения и выборе гражданства. Все в целом для О.И.Генисаретского и есть этно-культурно-религиозная идентичность, на сегодняшний день важнейшая составляющая мирового порядка. В этой позиции подчеркивается право народов к сохранению своей исторической судьбы и их готовности к принятию диаспоральной формы бытия [10]. Проблема гражданственности в этническом аспекте оказывается чрезвычайно близкой к современному экологическому мышлению, так как ставит вопрос о сохранении традиции в плоскость выживания этноса. Иными словами, перед нами не индивидуальная, а родовая задача [11].
Тогда оказывается, что существование этносов в статусе меньшинства в условиях мегаполиса структурно необходимым образом ставится в позицию выживания, а это субъективно воспринимается эсхатологически. Если сопоставить мифологический эсхатологизм господствующих средств массовой информации с эсхатологической позицией меньшинств, то можно прийти к таким выводам. Представители меньшинств в своем эсхатологизме озабочены сохранением индивидуальной судьбы, языкового и культурного наследства. Представители самого многочисленного этноса, как установили социологии, равнодушны "к работе по формированию этнической идентичности". Поэтому инициативу эсхатологической тревоги берут на себя в последнем случае средства массовой информации. Совершенно очевидно, что здесь имеет место инсценировка по уже известному сценарию: место ослабевшего антисемитизма занимают антикавказские настроения. Очевидно, что в таком случае нет смысла говорить о каком-либо этническом конфликте, скорее о психологическом и политическом. Здесь можно говорить о временном разрыве сознания, о его разной направленности. Державно-ксенофобные позиции оказываются сплошь мифологичными, поскольку аргумент об изначальной этнической чистоте Москвы научно не состоятелен. Это мифологическое сознание сталкивается с общечеловеческим, родовым сознанием, т.е. гражданским. Мифологическое ксенофобное сознание антагонистично не только к инородцам, но и к вновь прибывающим согражданам: отторжение "лимитчиков", сменилось новыми формами ксенофобии. "Центр" Москвы, кстати сдвинутый больше на запад, все больше претендует на статус места постоянного поселения, тогда как "восток" становится обиталещем вновь поселившихся временных и мало обеспеченных слоев населения. "Центр" Москвы, предназначенный для "хозяев жизни", "хозяев времени" акцентирует мифологию остановленного для них времени. Проблема овладения временем, т.е. нерешенные проблемы обустройства личной жизни, жилья, воспитания детей локализованы на "востоке" Москвы. Это проблема не только этнических меньшинств, расселенных в основном на "востоке" Москвы, но и проблема гражданских прав и соответственно этнических прав представителей русского этноса.
Поэтому нам представляется сомнительным приложение Ю.Г.Вешнинским концепции А.С.Ахиезера о взаимодействии двух типов цивилизаций: либеральной и традиционной к Москве. Так, А.С.Ахиезер видит особенность последней в господстве ценностей статичности, в жесткости фильтра для всего нового, в строгости допустимых рамок. По его мнению, это культура закрытости. Ю.Г.Вешнинский относит эту традиционалистскую цивилизацию к "востоку" Москвы, к "ист-энду". Тогда как, по его же собственным словам, московский "вест-энд" создает мифологию остановившегося времени и закрытого общества [12].
Нарастающая миграционная волна стала знаком сегодняшней российской повседневной жизни. Москва не исключение из правил. Стихийные миграционные потоки, связанные с распадом СССР, глобальным финансово-экономическим кризисом порождают разъятость прежде единых живого организма и горизонтов человеческого существования: цивилизационно-технологического, государственно-политического, национального, этнокультурного, этнорелигиозного. Посмотрим на эти процессы не с позиций прошлого, а с позиций настоящего и будущего. Тогда случившееся предстает не локальной разъятостью российского национально-государственного единства, а симптомом становления нового миропорядка, в котором особое место будет принадлежать этническим диаспорам, диаспоральности как таковой с ее мультикультурным преломлением.
Россия поставлена перед огромной проблемой - новым "переселением народов". Оно пришлось на время, названное историком
М.Гефтером " постисторическим этапом развития ". Суть определения состоит в том, что в след за доисторическим этапом (с его циклическим временем), а затем историческим (со свойственным ему линейным временем) сейчас мы вступили в постисторический этап развития. Населенное пространство оказалось целиком занятым в том смысле, что центрам развития уже некуда перемещаться. Мир не просто обрел свои национально-государственные очертания, но поставлен перед историческим фактом целостности пространства. Мы находимся теперь как бы на краю ойкумены. Мир насыщен глобальными рисками. Образовался , как отмечал М.Гефтер, "мир миров". История с ее линейным временем и идеей прогресса изменяет себе и вновь возвращается к состоянию соприсутствия архаических обществ и сверхразвитых стран. "Мир миров" - это сихронная связаность миров, или иначе - соприсутствие разных исторических фрагментов развития, сколки онтологий из разных эпох и времен. Здесь сосуществуют разные состояния сознаний : от универсально-архетипического до рафинированно-современных. Мы попадаем в мир вне и без прогресса, где накладываются друг на друга разные состояния сознания. Постисторическое сознание задает новое измерение проблеме выживания родовой человеческой витальности. Оно вводит новый императив - " чего нельзя помыслить". Унивесалия постисторического, экологически ориентированного сознания, открытая О.И.Генисаретским, запрет помыслить кражу витальных ресурсов у наших потомков [13].
Возвращаясь к упомянутой работе М.Гефтера, отметим, что он определил многонациональную, поликультурную и поликонфессиональную Россию как " мир миров и мир в мире миров". Россия-Евразия есть единое родовое витальное тело - многонациональное, поликультурное, поликонфессиональное. В целостном витальном мире миров все витальные компоненты (составные части) равнозначны, сопричастны и обладают достоинством живого и самой жизни.
Сегодня можно сказать, что проблема этно-культурно-религиозной идентичности оказалась вне поля культурных проблем и проблем культуропрактики в ее гуманитарном ключе. Переосмысление и переосвоение этно-культурно-религиозного многообразия в ее гуманитарной перспективе показывает, что такие темы как сакральное, ритуал, традиция и подобные в рамках темы диаспоры обретает современное звучание.
Каковы же те организованности, формы мыследеятельности, в рамках которых можно обсуждать проблему этно-культурно-религиозной идентичности в современной урбанистической цивилизации, которая во истину является витальным Миром мира миров?
Мир мира миров это есть по сути поле сознания, его особых состояний. Витальное (родовое) тело обладает собственной энергийностью, а значит и субъектностью с интенцией обрести свое собственное лицо, свою иконичность. И здесь по-новому предстает судьба этнокультурной традиции. Эта судьба формулируется теперь как необходимость удержать витальный поток этнокультурной традиции в цивилизационно-урбанистическом русле. А значит, по логике О.И.Генисаретского, распознать его будущие черты правового субъекта в уже исторически устоявшихся морфемах, структурах и формах мышления и деятельности, выявить в них новый этнокультурный потенциал развития, переосвоив его для разрешения проблем ближайшего будущего.
Открытая витальная онтология этнологического видения мира содержит фундаментальную экологическую составляющую современного гуманитарного знания - примирение с природой. Этносы - это живая реальность, в отличие от культуры - мира тварного. Гумилевский энергетизм при всем его натурализме, который мы не можем сегодня принять, выразил чувство ответственности за "историческую судьбу этносов". В постисторическом смысле этнос инвестирует способ воспроизводства витальной целостности и каждый человек вправе продолжить судьбу своей этнокультурной идентичности. Витальное тело народной жизни, пожалуй, единственный доступный для нас символ исторической трансформации этнокультурной идентичности, каждый раз переосмысляемый заново.
Космос современной культуры настолько сложен и фрагментарен, что он нуждается в собственной самоидентификации. Как отмечает Е.В.Дуков, мультикультурное пространство становится сегодня объектом "замкнутой экспертизы" "культурообразующих институтов", озабоченных тем, чтобы "обеспечить связь нашей разорванной действительности с прошлым", определив, "чему дать потенциальное место в общественном сознании". Выпучивание бессознательного в теле современной культуры, тем не менее делает мир целостным. В этом контексте институты идентичности превращаются в то, что в Волошинском (Бахтинском) тексте было названо особым инструментом "бессознательной индивидуальности" [14].
4. Москва и диаспора
Время культуры, выраженное этнокультурным пространством, это то состояние сознания, по отношению к которому человек реализует свое витально-личностное начало. В этом случае правовой мир культуры человека не вытекает из общественно-нормативного, а обретает глубинные фундированные основания витально-родовых свойств личности. Мультикультурное пространство это и есть внутреннее пространство образования, построением которого озабочена современная гуманитарная глобалистика. Гражданственность может обрести современные контуры лишь через мультикультурное пространство образования человека. Этот "внутренний человек" становится символом современного образования, а его новый образ обретет черты подлинной этнической идентичности, достойной исторической судьбы своего этноса.
Гражданственность формируется не только в публичной, но и в интимной и частной жизни человека. А как уже не раз отмечалось исследователями, культурный городской ландшафт пронизан конвенциональностью [15]. Такой приметой конвенциональной городской жизни и является диаспора. В мегаполисе Москвы она становится маркером мультикультурной конвенции городской повседневной жизни.
Диаспора - один из самых древних этнокультурных институтов идентичности человека, прошедший проверку на историческую подлинность. Сквозь диаспору на нас смотрит судьба этноса, а в контексте сегодняшних миграционных потоков, процесса распада национально-государственных форм жизни, он обретает особую роль. Опыт тысячелетий диаспоральной жизни позволяет нам создать ментальный образ Москвы как будущего культурного и образовательного центра многих диаспор.
Это означает, что "московство" как подлинное состояние гражданственности будущих поколений предполагает изменение отношения к этнокультурной диаспоре и признания ее полноправным субъектом народной жизни перед мировым сообществом. Диаспора место встречи поколений. В социокультурном смысле это самобытный витальный организм народной жизни и народной культуры во всей полноте их проявлений. Архетипические проявления народной жизни Москвы должны обрести свое эмблемное выражение в образах и в поведении московства.
Московство как универсальный феномен диаспоральности может оцениваться пока лишь как объект культурной гуманитарной политики. Такой проект "Москва - центр нового мирового порядка Евразии" объединил бы людей разной ориентации и этничности, заинтересованных в поиске как традиционных форм этнокультурной жизни, так и общецивилизационных ценностей.
Литература
1. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, изд-во "Восточной литературы", 1978.
2. См., например,: Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическим аспекте //Структура текста -81. Тезисы симпозиума. М., 1981; Иванов В.В. К семиотическому изучению культурной истории большого города //Труды по знаковым системам. Т.19. Тарту, 1986. С.7-24.
3. Амирьянц И.А. Армяне Москвы //Москва: народы и религии. Москва: изд-во ИЭА РАН, 1997. С.134-144. Другие версии происхождения топонима Ваганьково таковы. Они связаны с тем, что нынешнее Ваганьково это Новое, которое возникло в местности, где расположена церковь Николая Чудотворца на Пресне после 1830г. Старое Ваганьково находилось за домом Пашкова в районе Крестовоздвиженского монастыря. Есть мнение, что в Старом Ваганькове останавливались украинские чумаки и казаки, имевшие при себе выдолбленные блюда "ваганы" для кулиша. По другой версии ваганами назывались царские псари. См.: И.К.Кондратьев. Седая старина Москвы. М.: Военное издательство, 1997. С.388. Наконец, еще по одной версии название может восходить к европейскому обозначению странников - "ваганов".
4. Кнабе Г.С. Арбатская цивилизация и арбатский миф //Москва и "московский текст" русской культуры. Сборник статей. Отв. редактор Кнабе Г.С. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.
5. Кнабе Г.С. Указ. соч. С.169-170.
6. Воронов В., Оствальд И. Введение. Постсоветские этничности //Конструирование этничности. Этнические общности Санкт-Петербурга. СПб.:"Дмитрий Буланин", 1998. С.6.
7. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.3. Сборник статей. М, 1997. С.19-20.
8. Бибихин В.В. Мир. Курс, прочитанный на философском факультете МГУ весной 1989 года. Томск: изд-во "Водолей", 1995. С.34.
9. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.3. Сборник статей. М, 1997. С.20.
10. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.3. Сборник статей. М, 1997. С.13-14.
11. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.3. Сборник статей. М, 1997. С.14.
12. Вешнинский Ю.Г. Социокультурная топография Москвы: от 1970-х к 1990-м //Москва и "московский текст" русской культуры.
Сборник статей. Отв. редактор Кнабе Г.С. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. С.218-220.
13. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.3. Сборник статей. М, 1997. С.26.
14. Дуков Е.В. Современные цивилизационные тренды и крах массовой культуры //От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб. статей. М., 1998. С.6-22.
15. Дуков Е.В. Указ. соч. С.6-22.
|
|||||
|