Институт Философии
Российской Академии Наук




  Т.Корнеева. «Первоначало в системе взглядов Насира Хусрава»
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » Т.Корнеева. «Первоначало в системе взглядов Насира Хусрава»

Т.Корнеева. «Первоначало в системе взглядов Насира Хусрава»

  1. Концепция бытия и Первоначала Ибн Сины согласуется с дихотомией «Бог – иное, чем Бог»: Бог – Первопричина, необходимая сама по себе и существующая благодаря себе; иное, чем Бог – следствие Первопричины, существующее и обретшее необходимость благодаря последней.  Бог – причина всего сущего, он един и единственен, а мир – Его следствие, представленное во множественности и многообразии сущего.
  2. По сравнению с другими направлениями ислама в исмаилизме степень трансцендентности Бога достигает своего максимума: Богу невозможно приписать какие-либо атрибуты, Ему нельзя приписать существование или не-существование, Он не может иметь какую-либо связь с миром, потому что абсолютно отличен от него. Бог не может выступать в качестве Первопричины всего сущего.
  3. В основу концепции Первоначала Насира Хусрава легла неоплатоническая схема «Единое – Ум – Душа». Насир Хусрав предлагает схему «Слово Бога – Разум – Душа – мир».
  4. Слово Бога и Разум составляют единое целое: Слово – причина, а Разум – Его следствие. Такое объединение возможно лишь в рамках процессуального понимания пары «причина-следствие», где причина так же зависима и обусловлена следствием, как и следствие причиной. Слово Бога обладает абсолютным бытием, а Разум необходимым бытием, то есть их общее бытие абсолютное и необходимое.
  5. Согласно Насиру Хусраву, Душа «появляется из Всеобщего Разума, то есть Первого Разума, в качестве мысли разумной сущности» (трактат «Гушаеш ва рахаеш», §12[1]) и «обрела бытие из Слова Творца при содействии Разума, тогда как между Разумом и Словом посредника не было» (трактат «Шиш фасл», с. 9[2]). Это место можно трактовать двояко: (1) Душа – результат действия Слова Бога, а Разум – процесс, действие Слова Бога; (2) Душа – процесс, действие Разума, в результате которого появляется мир. Душа и материальный мир, который она творит, обладают возможным существованием.
  6. Разум обретает полноту своего существования при наличии Души. Для процессуальной картины мира характерно понимание «ряда» как «ряд взаимодействий между последовательными парами элементов»[3]. В результате такого понимания ряда единице необходимо еще одно число, чтобы проявить свою сущность: Разум – «первое», а Душа – «второе».
  7. Объединив все вышесказанное, мы можем утверждать, что в системе Насира Хусрава можно ясно увидеть влияние процессуально-ориентированного типа мышления. Это выражено в процессуальном понимании таких пар, как «причина-следствие», «первое-второе», а также в применимости цепочки «деятель – процесс – претерпевающее» на двух уровнях: «Слово – Разум – Душа» и «Разум – Душа – мир». Процессуальная ориентированность философских построений Насира Хусрава выдержана нестрого. В цепочке «деятель – процесс – претерпевающее» ни один компонент не может сводиться к другому, однако мы видим, что в цепочке «Слово – Разум – Душа» Слово и Разум тождественны («Разница между Словом и Разумом лишь в ощущении, что они отделены друг от друга. Но Слово и Разум едины, и лишь в речи их двое» трактат «Гушаеш ва рахаеш», § 133[4]).
  8. В системе Насира Хусрава невозможно учказать некое единое и неделимое Первоначало, к которому были бы приложимы такие свойства, как всезнающий, творящий, живой, совершенный, причина всех причин и т.п. Функция творения приложима и к Слову Бога, которое творит Всеобщую Душу при посредничестве Разума, и к Разуму, который выступает творцом материального мира, и ко Всеобщей Душе, которая выполняет демиургические функции в отношении материального мира.  Свойством всеведения обладает и Слово Бога, в котором собрано все сущее и возможно-сущее, и Всеобщий Разум, которые знает обо всех вещах. Интересно отметить, что предложенная Насиром Хусравом система не позволяет назвать какую-либо ее часть, будь то Слово Бога или Всеобщий Разум, «совершенной», потому что Слово Бога обретает полноту бытия и совершенство лишь при наличии Разума, образуя пару «причина-следствие», а Всеобщий Разум проявляет свое совершенство лишь при наличии своей «двойки» - Всеобщей Души, образуя пару «первое – второе».


[1] Nasir Khusraw “Gushaish va Rahaish”/ Knowledge and liberation. A treatise on Philosophical Theology// trans. By Faquir M. Hunzai, intr. And comm. Parviz Morewedge. – London: I.B.Tauris &Co Ltd, 1999.

[2] Nasir-i Khusraw Six Chapters or The Book of Enlightenment // Persian Text, edited & translated into English by W. Ivanow. – Leiden: E.J.Brill, Oude Rijn, 1949

[3] Смирнов А. Основные черты философского учения Хамид ад-Дина ал-Кирмани / Ишрак: Ежегодник исламской мысли, №4. – М.: издательская фирма «Восточная литература», 2013, с.209.

[4] Nasir Khusraw “Gushaish va Rahaish”/ Knowledge and liberation. A treatise on Philosophical Theology// trans. By Faquir M. Hunzai, intr. And comm. Parviz Morewedge. – London: I.B.Tauris &Co Ltd, 1999