Т.Корнеева. «Первоначало в системе взглядов Насира Хусрава» |
|
|
|
- Концепция бытия и Первоначала Ибн Сины согласуется с дихотомией «Бог – иное, чем Бог»: Бог – Первопричина, необходимая сама по себе и существующая благодаря себе; иное, чем Бог – следствие Первопричины, существующее и обретшее необходимость благодаря последней. Бог – причина всего сущего, он един и единственен, а мир – Его следствие, представленное во множественности и многообразии сущего.
- По сравнению с другими направлениями ислама в исмаилизме степень трансцендентности Бога достигает своего максимума: Богу невозможно приписать какие-либо атрибуты, Ему нельзя приписать существование или не-существование, Он не может иметь какую-либо связь с миром, потому что абсолютно отличен от него. Бог не может выступать в качестве Первопричины всего сущего.
- В основу концепции Первоначала Насира Хусрава легла неоплатоническая схема «Единое – Ум – Душа». Насир Хусрав предлагает схему «Слово Бога – Разум – Душа – мир».
- Слово Бога и Разум составляют единое целое: Слово – причина, а Разум – Его следствие. Такое объединение возможно лишь в рамках процессуального понимания пары «причина-следствие», где причина так же зависима и обусловлена следствием, как и следствие причиной. Слово Бога обладает абсолютным бытием, а Разум необходимым бытием, то есть их общее бытие абсолютное и необходимое.
- Согласно Насиру Хусраву, Душа «появляется из Всеобщего Разума, то есть Первого Разума, в качестве мысли разумной сущности» (трактат «Гушаеш ва рахаеш», §12[1]) и «обрела бытие из Слова Творца при содействии Разума, тогда как между Разумом и Словом посредника не было» (трактат «Шиш фасл», с. 9[2]). Это место можно трактовать двояко: (1) Душа – результат действия Слова Бога, а Разум – процесс, действие Слова Бога; (2) Душа – процесс, действие Разума, в результате которого появляется мир. Душа и материальный мир, который она творит, обладают возможным существованием.
- Разум обретает полноту своего существования при наличии Души. Для процессуальной картины мира характерно понимание «ряда» как «ряд взаимодействий между последовательными парами элементов»[3]. В результате такого понимания ряда единице необходимо еще одно число, чтобы проявить свою сущность: Разум – «первое», а Душа – «второе».
- Объединив все вышесказанное, мы можем утверждать, что в системе Насира Хусрава можно ясно увидеть влияние процессуально-ориентированного типа мышления. Это выражено в процессуальном понимании таких пар, как «причина-следствие», «первое-второе», а также в применимости цепочки «деятель – процесс – претерпевающее» на двух уровнях: «Слово – Разум – Душа» и «Разум – Душа – мир». Процессуальная ориентированность философских построений Насира Хусрава выдержана нестрого. В цепочке «деятель – процесс – претерпевающее» ни один компонент не может сводиться к другому, однако мы видим, что в цепочке «Слово – Разум – Душа» Слово и Разум тождественны («Разница между Словом и Разумом лишь в ощущении, что они отделены друг от друга. Но Слово и Разум едины, и лишь в речи их двое» трактат «Гушаеш ва рахаеш», § 133[4]).
- В системе Насира Хусрава невозможно учказать некое единое и неделимое Первоначало, к которому были бы приложимы такие свойства, как всезнающий, творящий, живой, совершенный, причина всех причин и т.п. Функция творения приложима и к Слову Бога, которое творит Всеобщую Душу при посредничестве Разума, и к Разуму, который выступает творцом материального мира, и ко Всеобщей Душе, которая выполняет демиургические функции в отношении материального мира. Свойством всеведения обладает и Слово Бога, в котором собрано все сущее и возможно-сущее, и Всеобщий Разум, которые знает обо всех вещах. Интересно отметить, что предложенная Насиром Хусравом система не позволяет назвать какую-либо ее часть, будь то Слово Бога или Всеобщий Разум, «совершенной», потому что Слово Бога обретает полноту бытия и совершенство лишь при наличии Разума, образуя пару «причина-следствие», а Всеобщий Разум проявляет свое совершенство лишь при наличии своей «двойки» - Всеобщей Души, образуя пару «первое – второе».
[1] Nasir Khusraw “Gushaish va Rahaish”/ Knowledge and liberation. A treatise on Philosophical Theology// trans. By Faquir M. Hunzai, intr. And comm. Parviz Morewedge. – London: I.B.Tauris &Co Ltd, 1999.
[2] Nasir-i Khusraw Six Chapters or The Book of Enlightenment // Persian Text, edited & translated into English by W. Ivanow. – Leiden: E.J.Brill, Oude Rijn, 1949
[3] Смирнов А. Основные черты философского учения Хамид ад-Дина ал-Кирмани / Ишрак: Ежегодник исламской мысли, №4. – М.: издательская фирма «Восточная литература», 2013, с.209.
[4] Nasir Khusraw “Gushaish va Rahaish”/ Knowledge and liberation. A treatise on Philosophical Theology// trans. By Faquir M. Hunzai, intr. And comm. Parviz Morewedge. – London: I.B.Tauris &Co Ltd, 1999
|