Институт Философии
Российской Академии Наук




  Наргис Т. Нурулла-Ходжаева «"Парящий" бухарец и Искусственный Интеллект»
Главная страница » » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » Наргис Т. Нурулла-Ходжаева «"Парящий" бухарец и Искусственный Интеллект»

Наргис Т. Нурулла-Ходжаева «"Парящий" бухарец и Искусственный Интеллект»

Наргис Т. Нурулла-Ходжаева 

«"Парящий" бухарец и Искусственный Интеллект»


Каждый этап исторического развития подразумевает собственный набор философских тем. Современный этап отличается попытками «переоформить» отношение к сознанию человека в контексте развития темы «искусственный интеллект». Большинство исследователей считают, что данная тема – это «достояние» философии Запада. На предлагаемой встрече мы инициируем расширение этой площадки за счёт подключения философии Востока, точнее, одного из её представителей, бухарца Ибн Сины (980 – 1037 гг.). Им был спроектирован первый в истории человечества виртуальный эксперимент под названием «Парящий человек». Такой креативный подход подвёл Ибн Сина к успешной гармонизации отношений великих «спорщиков» античности, что, вероятно, может считаться более оправданным и целесообразным вариантом сознания человека.

 

Среди современных философов схожий (пусть и весьма отдалённо) проект обосновал Дерек Парфит (в книге «Причины и личности»). В ней британец размышляет над темой персональной идентичности. Его основная идея последовательно выставляется через этические схемы, с помощью которых можно говорить о перевоплощении меня/себя самого в будущем. Для большинства исследователей ответ на такого рода проблемы формируется в соответствии с вариантом «машинной» идентичности по типу «все-или-ничего». Однако Парфит через серию виртуальных экспериментов (сама книга начинается с истории о телетранспортации себя, что может считаться неким напоминанием о «виртуальном» бухарце) говорит о сохранении человека, его самоосознания через определённые и естественные отношения между людьми, традициями, институтами и территориями. То есть характерной чертой самосознания (и за этим стоит как Ибн Сина, так и Парфит), или иначе эго, обладающее способностью осознавать себя, не зависающей в одностороннем порядке лишь на рациональном мышлении. Такого рода подход предусматривает возможность преодоления рационалистического и объективистского подхода к культуре/истории человечества и соответствующее принятие разнообразия в его развитии в направлении модифицированного понимания индивидуальной идентичности.