Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Научные результаты » 2011 год

2011 год

Сектор истории западной философии

Зав. сектором – доктор филос. наук Н.В. Мотрошилова


Основные итоги работы за 2011 год


Впервые в оригинальном теоретико-методологическом повороте систематически сопоставлены учения Гольбаха и Канта. Философия Гольбаха представлена как одна из главных попыток обоснования механицизма в качестве философского мировоззрения и метода, а философия И.Канта рассмотрена в свете его новой трактовки априоризма (Длугач Т.Б. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту (сравнительно-исторический анализ)).

 

Внесен содержательный вклад в новейшие историко-философские дискуссии по проблемам гегелевских и шеллинговских философско-теологических трактовок диалектики понятия, места мира и человека в философии абсолюта (Кричевский А.В. Абсолютный дух сквозь лики триединства: сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга).

 

В контексте развернувшихся во всем мире дебатов о новом истолковании философии Карла Маркса и марксизма доказано, что сегодня наиболее актуально сохранение и дальнейшее развитие научных идей Маркса, и прежде всего гуманистического, критического потенциала марксистского мировоззрения (Ойзерман Т.И. Возникновения философии марксизма). Критически исследованы Марксовы решения проблем стихийности и прогресса в истории (Длугач Т.Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом?).

 

Издан греческий текст и параллельный перевод «Евдемовой этики» Аристотеля (Аристотель. Евдемова этика (Греческий текст, русский перевод) / Пер. Т.В. Васильевой, Т.А. Миллер, М.А. Солоповой / Издание подготовила М.А.Солопова).

 

В двух статьях Э.Ю.Соловьева предметом исследования становится правоведческая и философско-правовая проблематика в творчестве Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. Впервые в отечественной и мировой литературе выявлены правозащитные аспекты творчества Л.Н.Толстого (Соловьев Э.Ю. Этика ненасилия и проблема правового нигилизма). На примере хрестоматийно известного рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник» автор показывает, как великий писатель вводит в общественное сознание пореформенной России глубинную антитетику, которой была обременена юридическая теория умысла и вменения; затрагивается тема художественной прозы как дискурса (Соловьев Э.Ю. Философско-правовые глубины чеховского рассказа «Злоумышленник»).

 

С философской точки зрения проанализированы дискуссии в ФРГ (в политике, прессе, гражданских дебатах) в связи с 25-летием Чернобыля и аварией АС в Фукусиме (Мотрошилова Н.В. Чернобыль, Фукусима – что дальше? Философский репортаж из Германии).

 

Публикации

Книги

 

  1. Аристотель. Евдемова этика (Греческий текст, русский перевод) / Пер. Т.В.Васильевой, Т.А.Миллер, М.А.Солоповой / Издание подготовила М.А.Солопова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 408 с. (24,3 а.л.) (работа издана по гранту РГНФ).
  2. Длугач Т.Б. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту (сравнительно-исторический анализ). М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 352 с. (15 а.л.) (работа издана по гранту РГНФ).
  3. Историко-философский ежегодник’2010 / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. М.: Центр гуманитар. инициатив, 2011. 512 с. (32 а.л.).
  4. Кричевский А.В. Абсолютный дух сквозь лики триединства: Сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2011. 237 с. (13,29 а.л.).
  5. Ойзерман Т.И. Амбивалентность философии. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 400 с. (17 а.л.) (работа издана по гранту РГНФ).
  6. Ойзерман Т.И. Возникновение марксизма. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. 600 с. (32,5 а.л.) (работа издана по гранту РГНФ).

 

Статьи, рецензии, тезисы, интервью

 

  1. Длугач Т.Б. Гражданское общество и общественный договор // Философия познания. К юбилею Л.А.Микешиной. М., 2010. С. 432–440 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  2. Длугач Т.Б. Надо ли сегодня задумываться над Марксом? // Вопр. философии. 2011. № 7. С. 127–137 (1,0 а.л.).
  3. Длугач Т.Б. Рец. на кн.: Рокмор Т. Маркс после марксизма. М.: Канон+, 2011. 335 с.; Мегилл А. Карл Маркс. Бремя разума. М.: Канон+, 2011. 335 с. // Вопр. философии. 2011. № 10. С. 182–188 (0,9 а.л.).
  4. Длугач Т.Б. Рец. на кн.: Туманова Л.Б. Свобода и разум: Избр. филос. работы. М.: Канон+. 2010. 535 с. // Вопр. философии. 2011. № 5. С. 176–181 (0,7 а.л.).
  5. Длугач Т.Б. Французские просветители в поисках метода // Филос. науки. 2011. № 2. С. 97–110 (0,5 а.л.).
  6. Длугач Т.Б. Еще раз об априоризме Канта // Филос. журн. 2011. № 2(7). С. 45–58.
  7. Длугач Т.Б. Рец. на кн.: Владимир Соломонович Библер [сер. «Философия России второй половины XX века»] // Вопр. философии. 2011. № 2. С. 180–182.
  8. Лебедев А.В. Лукреций; Майевтика; Макробий; Марк Аврелий; Материя (соавт.); Мегарская школа; Мелисс Самосский; Метриопатия; Метродор из Хиоса; Микрокосмос и макрокосмос; Милетская школа// Большая Российская энциклопедия. Т. 18–19. М., 2011.
  9. Мотрошилова Н.В. Вспоминая Юрия Леваду // Памяти Юрия Александровича Левады. М., 2011. С. 151–157 (0,3 а.л.).
  10. [Мотрошилова Н.В.] Мераб Мамардашвили – классическая мужественная душа (интервью) // Форум Плюс. 2011. № 1. С. 56–59.
  11. Мотрошилова Н.В. Научно-технические инновации и их цивилизационные предпосылки // Философия познания: К юбилею Л.А.Микешиной. М., 2010. С. 66–95 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  12. Мотрошилова Н.В. Недоброкачественные сегменты наукометрии // Вестн. РАН. 2011. № 2(81). С. 134–146 (1,0 а.л.).
  13. Мотрошилова Н.В. Символика трех «К» (Картезий, Кант, Кафка) в философии Мераба Мамардашвили // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба...»: Материалы Междунар. конф. «Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры» (Москва, 9–11 дек. 2010 г.). М., 2011. С. 201–210. (0,5 а.л.).
  14. Мотрошилова Н.В. Социокультурный контекст 50–80-х годов XX века и феномен Мамардашвили // Там же. С. 19–43 (1,3 а.л.).
  15. Мотрошилова Н.В. Характер и масштабы нарушения цивилизационных норм в современной России (заметки и впечатления) // Вестн. аналитики. 2011. № 2 (44). С. 15–20 (0,3 а.л.).
  16. Мотрошилова Н.В. Чернобыль, Фукусима – что дальше? Филос. репортаж из Германии // Филос. науки. 2011. № 6 (1,0 а.л.).
  17. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Фридриха Ницше // Вопр. философии. 2011. № 4. С. 164–176.
  18. Ойзерман Т.И. (Teodor Iljitsch Oiserman) Zum Sinn der Frage: was ist Philosophie // Das Geheimnis der Wirklichkeit: Kurt Hübner zum 90. Geburtstag / Hrsg. Volker Kapp und Werner Theobald. Kiel, 2011.
  19. Ойзерман Т.И. Kant's categorical imperative as a subject of critical analysis // Kantovsky sbornik. Selected articles 2008–2009. Kaliningrad, 2011.
  20. Синеокая Ю.В. (Sineokaya Julia). The Problem of European Unification in the Context of Nietzche’s Philosophy // Russian Studies in Philosophy. Vol. 50. № 1 (Summer 2011). P. 74–90.
  21. Синеокая Ю.В. Архетипы внутреннего пространства // Тетр. междунар. ун-та в Москве. 2011. № 13. С. 73–97. (2,0 а.л.).
  22. Синеокая Ю.В. Жак Деррида и уроки XX века (интеллектуально-биографический роман) // Филос. науки. 2011. № 11. С. 98–107.
  23. Соловьев Э.Ю. The Existential Soteriology of Merab Mamardashvili // Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 49. № 1. P. 53–73 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  24. Соловьев Э.Ю. Антиномии правосудия в художественной прозе Чехова // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: Материалы 7-й Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 14–27 (работа выполнена в рамках прогр.).
  25. Соловьев Э.Ю. Философско-правовые глубины чеховского рассказа «Злоумышленник» // Философия и культура. 2011. № 6. С. 87–98 (1,3 а.л.).
  26. Соловьев Э.Ю. Этика ненасилия и проблема правового нигилизма // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы 6-й Всерос. конф. Тула, 2010. С. 23–34 (0,6 а.л.) (не вошло в отчет за 2010 г.).
  27. Солопова М.А. Античный атомизм: к вопросу о типологии учений и истоках генезиса // Вопр. философии. 2011. № 8. С. 157–168 (1,1 а.л.).
  28. Солопова М.А. Эдуард Целлер: очерк истории жизни // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С.Пушкина. Сер. Философия. 2011. Т. 2.№ 2. С. 88–96 (0,6 а.л.).
  29. Солопова М.А. Письмо из семидесятых. К 85-летию со дня рождения В.С.Манухина // еженедельная газета «Колокольня». № 38 (488). 22 сентября 2011 г.
  30. Солопова М.А. Наш китаевед  //еженедельная газета «Колокольня». № 42 (492). 20 октября 2011 г.
  31. Столяров А.А. К будущему изданию фрагментов Посидония // Филос. журн. 2011. № 1 (6). С. 31–53 (1,8 а.л.).
  32. Субботин А.Л. Мандевиль // Большая Российская энциклопедия. Т. 18. М., 2011.

 

Выступления на конференциях


  • Лебедев А.В. Гераклит и «старинная вражда» между философией и поэзией (Plato, Resp. 607B) // Международная конференция Гаспаровские чтения-2011 (РГГУ, Институт восточных культур и античности, Москва), 1416 апреля 2011.
  • Лебедев А.В. (Andrei V. LebedevSocrates' encounter with Parmenides in Plato's dialogue: historical event or mental experiment? // International Conference on Ancient Greek Philosophy: Plato's Parmenides (Chania, Greece), 26–29 September 2011.
  • Мотрошилова Н.В. Учение Юма сквозь призму критицизма Канта // Международная научная конференция Дэвид Юм и современная философия. Круглый стол «Юм и мировая философия» (ИФ РАН, МГУ, НИУ ВШЭ, Москва), 15–17 ноября 2011. 
  • Мотрошилова Н.В. Дискуссии вокруг ценностей цивилизации // Международный Бакинский гуманитарный форум XXI век – надежды и вызовы (Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан), 10–11 октября 2011.
  • Синеокая Ю.В. Роль философской периодики в системе университетского образования // Международная научная конференция Философия и парадигмы современной науки, 15–16 декабря 2011, МГУ им. М.В.Ломоносова.
  • Синеокая Ю.В. К вопросу о разграничении понятий «свобода» и «воля» в отечественной философской традиции // Всероссийская научная конференция Бренное и вечное: Человек в пространстве российской государственности: мифология, идеология, социокультурная практика (Новгородский гос. университет, Великий Новгород), 13–14 декабря 2011.
  • Соловьев Э.Ю. Доклад «Понятие права в учении Иммануила Канта о вечном мире: значение для современной доктрины и практики» // Шестые Сенатские чтения (Конституционный Суд Российской Федерации, Санкт-Петербург), 24 марта 2011.
  • Солопова М.А. Аристотель о снах и сновидениях: физика против мантики // Всероссийская конференция Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки (Южный Федеральный университет, Ростов-на-Дону), 20–21 октября 2011.
  • Солопова М.А. К 85-летию со дня рождения китаеведа Виктора Сергеевича Манухина (1926–1974) // XLI-я научная конференция Общество и государство в Китае (Институт востоковедения РАН, Москва), 28–30 марта 2011.