ВВЕДЕНИЕ Обоснованы тематические и исторические границы философской теологией с философией религии, с одной стороны, и с другими форматами рациональной теологии (прежде всего с естественной теологией) – с другой. Выявлены интеркультурные измерения философско-религиозного дискурса на базе исследования конкретного санскритского первоисточника по ишварваде («учение о существовании Бога»). Осуществлена критическая верификация стандартных представлений о доказательствах существования Бога и их классификации и сделан вывод о том, что они (как и опыты опровержения этого существования) не могут считаться доказательствами, но являются диалектическими обоснованиями не дедуктивного и не индуктивного, а абдуктивного типа (аргументы от лучшего обоснования). Подвергнуто критике и общепризнанное их деление на априорные и апостериорные, которое замещается делением на аргументы от здравого смысла и аргументы от анализа философских понятий и продемонстрировано, почему только первые из них могут считаться теистическими аргументами в реальном смысле. Продемонстрированы неиспользованные в аналитической теологии возможности нейтрализации новейшего антитеистического аргумента от неверия Дж.Шелленберга и Т.Дранжа. Реализована одна из возможностей инкорпорации темы библейской герменевтики в тематический формат философской теологии как метатеологического дискурса, работающего с истолкованиями истолкований библейских текстов (Шохин В.К. Философская теология: дизайнерские фасеты). Реконструирована религиозно-философская концепция ars Dei («искусство Божие») у Аврелия Августина, предполагающая наличие разумного замысла Божия о мире, который персонифицируется как Божественная Премудрость и творческое Слово, содержащее вечные и неизменные формы и причины всех вещей, в соответствии с которым Бог не только знает, но и творит все сущее. Установлено, что понятие ars Dei у Августина имеет сходство с мировым Умом у неоплатоников и Логосом у Филона Александрийского, а также с «художническим логосом» у греческих Отцов Церкви; оно также является развитием библейских представлений о Премудрости и творческом Слове Божием. Отмечено, что концепция ars Dei у Августина является уникальной, не имея точных аналогов в современной ему философской и патристической литературе (Фокин А. Р. Премудрость Божия как ars Dei у блаж. Августина: между неоплатонизмом и христианством). Проанализированы возражения против теистических доказательств в аналитической философии религии (религиозный анти-реализм Д.З.Филлипса — восприятие религиозных истин как объективных устарело из-за вызовов религиозного плюрализма; проект реформатской эпистемологии А.Плантинги — теистические доказательства связаны с фундаменталистской эпистемологической программой, предъявляющей слишком строгие требования к рациональности верований). Установлено, что в ответ на указанные вызовы сторонники теистических доказательств указывают на кумулятивную силу доказательств (Р.Суинберн) и подчеркивают их мировоззренческую функцию (С.Дэвис) (Карпов К.В. Необходимость и необязательность теистических доказательств у Стивена Дэвиса). Установлены важнейшие вехи в истории онтологии, без понимания которых невозможно дать корректное описание ее соотношения с теологией. Дается описание основных понятий античной и средневековой онтологии, раскрываются причины сведения вопроса о бытии к вопросу о Боге, в связи с чем показано, что понятие аналогии сущего основано на платоническом смешении онтологии и гносеологии, а тезис об унивокации бытия нельзя понимать лишь концептуально. С опорой на философию М. Хайдеггера дан анализ понятия бытие, которое впервые предлагается мыслить анаритмически. (Гагинский А.М. О смысле бытия и значениях сущего).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ
1) Шохин В.К. Философская теология: дизайнерские фасеты. М.: Институт философии РАН, 2016, 147с. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0301-7.
2) Дэвис С. Бог, разум и теистические доказательства. Пер. с англ. и вступит. статья К.В.Карпова; коммент. науч. ред. В.К.Шохина. М.: Наука – Восточная литература, 2016. 278. ISBN 978-5-02-036612-1. 800 экз.
1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз. (до 1 стр.). Первая на русском языке монография (не в историческом, а в тематическом аспекте) по философской теологии представляет авторское осмысление параметров философской теологии как новой реальности в российском философском контексте. Опираясь на предметный «куррикулум» англо-американской аналитической теологии, автор смело внедряет в него и темы, которые в пространстве дисциплины под названием «философская теология» освоены еще не были. К ним относятся отличия светской рациональной теологии о традиционного церковного богословия, дифференциация различных типов дискурса в самой рациональной теологии, выявление интеркультурного измерения философской теологии на материале конкретного источника, теологический анализ новейшей атеистической аргументации и самого феномена атеизма, а также некоторые аспекты методологии библейской герменевтики. Работа предназначается для философов, богословов, религиоведов, а также для студентов гуманитарных вузов, изучающих курс теологии — Шохин В.К. Философская теология: дизайнерские фасеты. М.: Институт философии РАН, 2016. .
1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу (250 знаков). The book aims at personal comprehension of some dimensions of philosophical theology as a new reality in the Russian philosophical context. Distinctions of secular rational theology from traditional church theology, differing between the varieties of rational theology itself, exposure of intercultural character of philosophical theology, thеological analysis of the newest atheistic arguments and of the very phenomenon of atheism along with some respects of the methodology of Biblical exegesis are among the subjects of this work. 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ Плановые научные статьи
3) Shokhin V. Natural Theology, Philosophical Theology and Illustrative Argumentation // De Gryuter Open Theology, 2016, Vol.2. P.804-817: https://www.degruyter.com/downloadpdf/j/opth.2016.2.issue-1/opth-2016-0060/opth-2016-0060.xml : научная статья; ISSN 2300-6579; ERIH PLUS (European Reference Index for the Humanities and Social Sciences), Thomson Reuters - Emerging Sources Citation Index (part of Web of Science), Google Scholar, EBSCO и т.д. – всего в 23 базах)
4) Шохин В.К. В чем все-таки новизна «нового атеизма»? // Вестник ПСТГУ. Богословие, философия, религиоведение, 2016, № 3(65). С. 149-157: http://pstgu.ru/download/1466087719.12_Shokhin_149-157.pdf : научная статья: ISSN 1991-640X, E-ISSN 2409-4692 (ERIH, ВАК, РИНЦ,).
4.1. Шохин В.К. Рец. на кн. : Christian Philosophy of Religion: Essays in Honor of Stephen Davis. Ed. by C.P.Ruloff. Notre Dame: Notre Dame University Press, 2014. 374 р. // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие, философия, религиоведение, 2016, № 2(64). С. 133-142. http://pstgu.ru/download/1461678193.12_Shokhin_133-142.pdf ; рецензия; ISSN 1991-640X, E-ISSN 2409-4692 (ERIH, ВАК, РИНЦ) 5) Фокин А. Р. Премудрость Божия как Ars Dei у блаж. Августина: между неоплатонизмом и христианством // Вестник ПСТГУ. Серия II: «История. История Русской Православной Церкви». Выпуск 5 (72). 2016. С. 9–19. (ERICH, РИНЦ, ВАК, научная статья: http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/II/archives/articles/72/ ). ISSN 1991-6434. 6) Судаков А.К. Философская идея церковно-государственного отношения у И.В.Киреевского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение 2016. Вып. 6 (68). С. 43–61 (ВАК, ERIH, научная статья: ISSN 1991-640X, E-ISSN 2409-4692: https://docviewer.yandex.ru/?uid=313956297&url=ya-mail%3A%2F%2F160440736725075642%2F1.2&name=%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf&c=583d883e5f13 8) Гагинский А.М. О смысле бытия и значениях сущего: Историко-философские разыскания // Философский журнал. М., 2016. № 3. С. 59-76 (ВАК, РИНЦ, RSCI; научная статья). 9) Гагинский А.М. Рец. на кн.: Ontology and Metaontology: A Contemporary Guide // Вестник ПСТГУ I: 3. Богословие. Философия. Религиоведение. М., 2016. № 4 (66). С. 136-141 (0.5 а.л.; РИНЦ, ВАК, ERIH, ISSN 1991-640X; (рецензия). http://pstgu.ru/download/1473157778.9_Gaginsky_136-141.pdf 10) Гагинский А.М. Tollefsen T.T. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. М., 2015. № 4. С. 161-167, 0,5 а.л., ISSN 2219-8555 (не вошло в отчет 2015; обзор) 11) Гагинский А.М. Meredith A. Christian Philosophy in the Early Church // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. М., 2015. № 4. С. 158-161, ISSN 2219-8555, 0.5 а.л. (не вошло в отчет 2015; обзор) 12) Гагинский А.М. Perl E.D. Thinking Being: Introduction to Metaphysics in the Classical Tradition // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал. М., 2016. № 3. С. 124-129, ISSN 2219-8555, 0,5 а.л. (обзор). 13) Корякин С.С. К вопросу об источниках традиционной протестантской теории искупления // Христианское чтение. 2016. №3. С. 62-87 (ВАК, РИНЦ, научная статья; ISSN 1819-2777) 14) Корякин С.С. Становление традиционной протестантской теории искупления // Вестник РХГА. 2016. Т. 17. №1. С. 263-278 (ВАК, РИНЦ, научная статья; ISSN 1814-5574). 15) Корякин С.С. Современная протестантская дискуссия об искуплении // Вестник ПСТГУ. 2016. Вып. 2 (64). С. 20-39 (ERIH, ВАК, РИНЦ, научная статья; 1991-640X). http://pstgu.ru/download/1461676469.2_Koryakin_20-39.pdf
16) Фокин А. Р. Учение Аврелия Августина о внутреннем слове // Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. М., 2016. С. 18–31 (ISBN 978-5-7429-1031-2, тираж 300 экз.). 17) Фокин А. Р. Исход 3:14 в латинской экзегетической традиции // Современная библеистика и предание Церкви. Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 26–28 ноября 2013 г. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2016. С. 343–355 (ISBN 978-5-9908-6804-5, тираж 500 экз.). 18) Фокин А. Р. Лев I Великий. Сочинения. Учение // Православная Энциклопедия. Т. 40. М., 2015. С. 232–243 (не вошла в отчет 2015 г.; ISBN 978-5-89572-033-2, тираж 33 000 экз.). 19) Фокин А. Р. Максим Исповедник. Богословие // Православная Энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 68–76, 92–95 (ISBN 978–5–89572–049–3, тираж 30 000 экз.). 20) Карпов К.В. Необходимость и необязательность теистических доказательств у Стивена Дэвиса // Дэвис С.Т. Бог, разум и теистические доказательства / Пер. с англ. К.В. Карпова; науч. ред. В.К. Шохин. М.: Наука, 2016. С. 8–13. ISBN 978-5-02-036612-1. 800 экз. 21) Шохин В.К. Примечания научного редактора // Дэвис С.Т. Бог, разум и теистические доказательства / Пер. с англ. К.В. Карпова; науч. ред. В.К. Шохин. М.: Наука, 2016. С. 267-275. ISBN 978-5-02-036612-1. 800 экз.
Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР. Среди полученных результатов можно выделить следующие. Осуществлена критическая верификация стандартных представлений о доказательствах существования Бога и их классификации, в результате чего сделан вывод о том, что они (как и опыты опровержения этого существования) не могут считаться доказательствами, но являются диалектическо-контровертивными обоснованиями не дедуктивного и не индуктивного, а абдуктивного типа (аргументы от лучшего обоснования); подвергнуто критике и общепризнанное их деление на априорные и апостериорные, которое замещается делением на аргументы от здравого смысла и аргументы от анализа философских понятий и продемонстрировано, почему только первые из них могут считаться теистическими аргументами в реальном смысле; в связи с проблемой зла продемонстрированы неиспользованные в аналитической теологии возможности нейтрализации новейшего аргумента от неверия Д.Шелленберга и Т.Дранжа. Проанализированы основные возражения против теистических доказательств в рамках аналитической философии религии: 1) религиозный анти-реализм Д.З. Филлипса и Кьюпита, 2) проект реформатской эпистемологии А. Плантинги; установлено, что в ответ на указанные вызовы сторонники теистических доказательств указывают на кумулятивную силу доказательств (Р. Суинберн) и подчеркивают их мировоззренческую функцию, востребованную как теистами, так и атеистами (С. Дэвис). Реконструирована религиозно-философская концепция ars Dei («искусство Божие») у Аврелия Августина, предполагающая наличие разумного замысла Божия о мире, который персонифицируется как Божественная Премудрость и творческое Слово, содержащее вечные и неизменные формы и причины всех вещей, в соответствии с которым Бог не только знает, но и творит все сущее. Проанализированы важнейшие вехи в истории онтологии (от Платона до Хайдеггера), без понимания которых невозможно дать корректное описание соотношения онтологии и теологии в европейской культуре; показывается как в античной онтологии осмыслялись понятия бытия, сущего, сущности и существования, по какой причине вопрос о бытии сводился к вопросу о Боге, как античная онтология переосмыслялась в Средние века; с опорой на философию М. Хайдеггера дан анализ понятия бытие, которое впервые предлагается мыслить анаритмически. Исследованы аргументы современных протестантских библеистов и богословов, подвергающих критике традиционную протестантскую теорию искупления, известную как «теория заместительного наказания". |
|||||
|