Институт Философии
Российской Академии Наук




  Г.Б.Шамилли. Проявление смысла: «внешнее» и «внутреннее» в распевании газелей Хафиза
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » Г.Б.Шамилли. Проявление смысла: «внешнее» и «внутреннее» в распевании газелей Хафиза

Г.Б.Шамилли. Проявление смысла: «внешнее» и «внутреннее» в распевании газелей Хафиза

Когда чтец декламирует газель Хафиза, то расставляет смысловой акцент в каждом из двух полустиший стиха в соответствии с правилами, усвоенными в той или иной школе или традиции. В первую очередь, эти правила подразумевают сохранение чистоты передачи коротких и долгих слогов в квантитативной метрике (аруз), которая лежит в основе каждой газели. Размеренность ― залог строгой метрической упорядоченности речи, которая уже благодаря этому качеству может быть воспринята как «музыка». Во вторых, эти правила обусловливают реализацию акцентируемого центра в пространстве стиха (бейт), что связано с интонационным выделением определенного слова, но может меняться в зависимости от личности исполнителя.

 

Чтение стиха вслух ― это процесс выражения определенного содержания. Данный процесс разворачивается во времени, создавая впечатление линейной и одномерной речи. Но так ли это на самом деле? Действительно ли процесс говорения имеет одномерное измерение, даже если направлен от начала к концу, или это впечатление иллюзорно? Как понимать поэтическую речь ― как синтаксическую цепочку дискретных слов-смыслов или как явление, происходящее в многомерном пространстве? И что происходит, когда последовательность слов в процессе распева становится мелодической линией?

 

Эти и другие вопросы будут рассмотрены в контексте общих представлений исламской культуры о совершенной и ущербной речи, а также на примере организации единицы музыкально-поэтической речи и принципа построения смыслового каркаса в отдельно взятом стихе газели Хафиза.