Источник публикации: Восток 1999 №2. С. 201-203 ЧЕСНОВ Я.В. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М., "Гардарика", 1998,400с.
@ 1999 М. БОНДАРЕНКО, Я.В. ЧЕСНОВ
Рецензируемая книга, обозначенная на титульном листе как "учебное пособие", с точки зрения своей тематики, вне всякого сомнения, значима и актуальна не только для обучения студентов, но и для собственно этнологической науки. Однако актуальность темы не может a priori являться залогом высокого уровня написанной по ней работы. Рассмотрим же с этой точки зрения книгу Я.В. Чеснова. Сразу обращает на себя внимание чeткocть, последовательность, логичность членения материала по лекциям (главам) и параграфам. Благодаря этому у читателя возникает ощущение цельности, объединенности сюжетов отдельных частей работы в рамках общей проблематики исторической этнологии. Я.В. Чеснову решить одну из необходимых сверхзадач учебного пособия: дать студенту возможность получить представление об исторической этнологии как субдисциплине в общем контексте этнологической науки и в то же время увидеть все многообразие ее собственных задач и проблем. В работе Я.В. Чеснова можно выделить семь структурных блоков: 1. Механизмы формирования и поддержания существования культуры этноса в исторической динамике их генезиса и бытия (лекции 1, 2). 2. Пространственные типологии этнических культур (лекции 3, 4). 3. Сущность этноса и этничности, подходы к их выявлению и определению в контексте социально-исторической эволюции человечества, типологии этносов (лекции 5-8). 4. Этноисторические аспекты материальной культуры (лекции 9-11). 5. Этнически окрашенные способы и механизмы реализации социальных связей между людьми в обществе (лекции 12-16). Этноисторический взгляд на индивида (лекции 17-18). 7. Письменность как средство трансмиссии(и трансформации) культуры этноса с учетом исторической обусловленности ее появления (лекции 19-20). Таким образом, компoзиция работы оказывается как бы "кольцевой": открываясь рассказом о формировании культуры этноса, продолжаясь повествованием о многообразии способов и форм ее существования в пространственно-временном и социальном континууме исторического процесса, книга вполне логично завершается рассмотрением вопроса о преображении этой культуры при выходе за пределы бесписьменной архаики. Во всех блоках и отдельных главах-лекциях и параграфах Я.В. Чеснов строго соблюдает синтезный этноисторический подход к описываемым явлениям, не допуская их рассмотрения ни в отрыве от диалектики исторического процесса, ни вне этнической специфики. Соблюсти такой подход не так уж и просто. То, что автору это удалось, свидетельствует и о глубине понимания им сути исторической этнологии, и о владении им, так сказать (если перефразировать Марка Блока), "ремеслом этнолога". Центральными же с точки зрения теоретической наполненности, отражения в них сущностных основ, "краеугольных камней" исторической этнологии являются второй и третий блоки лекций. Не случайно они занимают срединное место в композиции кннги. Блок, им предшествующий, отчасти является социоисторической и этнологической прелюдией к ним, а последующие - конкретной, но многокрасочной историко-этиологической иллюстрацией. Следовательно, общая оценка труда Я.В. Чеснова во многом зависит от оценки 3-8 лекций книги. Второй блок посвящен рассмотрению, вероятно, крупнейших достижений отечественной историко-этнологической мысли, теорий хозяйственно-культурных типов и историкоэтнографических областей. Я.В. Чеснов справедливо усматривает их корни в концептуальных построениях диффузионистов, в частности представителей так называемого первого поколения учеников Франца Боасса - американской школы "культурных ареалов". Нелишним в этой связи представляется и краткое ознакомленuе читателя-студента с идеями ее корифеев - Кларка Уисслера, Альфреда Люиса Крёбера (с. 61-63). Их влияние на М.Г. Левнна, Н.Н. Чебоксарова - создателей теории хозяйственно-культурных типов - несомненно, хотя мера его еще не стала, к сожалению, предметом серьезного науковедческого анализа. Представляется, что в рамках марксистской, по сути своей эволюционистской, советской этнологии(этнографии) наиболее выдающиеся теоретические достижения связаны с кругом идей диффузионистовl. То, что Я.В. Чеснов обратил на данный факт внимание и постарался его истолковать, - один из несомненных плюсов соответствующих глав. В то же время автору, на мой взгляд, следовало бы не только отметить воздействие американских диффузионистов(с. 64), но и уделить внимание вопросу о влиянии диффузионистов германских, и в первую очередь - кёльнской школы Фрица Гребнера. Удивляет также отсутствие в книге упоминания о соавторе Н.Н. Чебоксарова по созданию теории историко-этнографических областей - Б.В. Аидриаиове. Изложение основ этих теорий, справедливо выделяемых Я.В. Чесиовым в качестве одного из концептуальных ядер исторической этнологии, едва ли может вызвать какие-либо существенные нарекания. Важно, что автор знакомит читателя с тем, как развивались и подкреплялись научной практикой эти теории после их создания (в частности, он отмечает разработки Р.Г. Кузеева, с. 67), какие если не альтернативы, то дополнения и уточнения к ним предлагались в трудах В.В. Чернецова, С.А. Токарева и ряда других "классиков советской этнологии" (с. 65). Чрезвычайно важно также, что Я.В. Чеснову удается органично, на теоретическом уровне обоснованно увязать с проблематикой хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей такие понятия (при верном и интересном для читателя изложении их содержания), как "региональный стиль", "культурный дрифт" и "этногенез". Мне близки в целом негативное восприятие Я.В. Чесновым творчества Л.Н. Гумилева и раскрытие социально-исторических истоков его популярности (с. 69-70). Отрадно видеть и то, что в рукописи нашли отражение и достижения науки самых последних лет, например лингвоантропологические исследования группы С.А. Старостина (с. 71-72). Наконец, рассмотрение России как "этноментального пространства" в заключительном параграфе лекции 3, исходя из содержания предыдущих параграфов, оказывается лишенным ажиотажной псевдоактуальности, глубоким и достаточно ценным в научном отношении. Удачным представляется мне и определение, которое Я.В. Чеснов дает этническому менталитету, а также раскрытие связанных с ним понятий (с. 78-79), в том чиеле такого, как "этнизация". Если в лекции 3 автор излагает главным образом уже давно утвердившиеся в науке теоретические построения других исследователей, то в лекции 4, отталкиваясь от этих построений, он излагает собственное видение процесса этнизации и этничности как его объективных смысла, цели и результата. Нельзя не отметить, что после фальсификации и, по сути дела, дискредитации в последние годы "теории этноса" Ю.В. Бромлея, отторжения серьезными учеными построений Л.Н. Гумилева дискуссия об этнической составляющей индивида и социума развернулась с необыкновенной силой и на сегодняшний день является, очевидно центральной для отечественной этнологии. Я.В. Чеснов - одни нз ее инициаторов. Его позиция, нашедшая отражение в рецензируемой работе, не разделяется многими коллегами, но отказать ей в определенной степени обоснованности трудно, и я не вижу оснований для того. чтобы категорически возражать против обучения студентов исторической этнологии на этой основе. Особого внимания. как представляется, заслуживают идеи автора, касающиеся вопросов хозяйственно-психологической самоидентификации и связи хозяйственно-культурных типов и этногенеза (с. 96-99). Вообще, лекция 4 - одна из центральных в работе и, несомненно, одна из наиболее удачных. Чувствуется, что самому автору именно ее сюжеты наиболее интересны и важны: они максимально глубоко продуманы, а итоги размышлений отлиты в четкие формулировки. Положительная оценка этой части работы в немалой степени определяет и ее общее восприятие, и мнение о ней. Лекции 5 и 6, входящие в третий блок, представляют собой, по сути дела, рассмотрение процесса этнизации в его исторической динамике и региональном многообразии сквозь призму конкретных проявлений: появления этнонимов и формирования этнических образов - этнически окрашенных картин мира. Полагаю, Я.В. Чеснов поступил правильно, выделив именно эти два аспекта процесса этнизации, - все остальные выделяемые многими учеными "признаки этноса", признаки "объективные" (единство территории, языка и др.), в отличии от указанных Я.В. Чесновым. не могут рассматриваться ни как первичные, ни как системообразующие для этноса. Только этническое самосознание; связаиное как раз с этнонимикой и этнической картиной мира, отнесение человека именно к тому этносу, к которому он сам себя причисляет, способно дать ключ к определению этноса, выработке подхода к пониманию сущности этого феномена и изучению его истории. Типологические штудии лекций 7 и 8, сводящие воедино и одновременно систематизирующие сущноcтное содержание обоих центральных блоков работы, также отличаются логической стройностью, равно как и выводы, которые из них вытекают. Таким образом, теоретические основания книги Я.В. Чеснова вполне пригодны для того, чтобы составить во многом также и самоценный научный фундамент учебного пособия по исторической этнологии. Последующие и предшествующие лекции удачно обрамляют центральные блоки, выполняя свои иллюстративные, познавательные и отчасти теоретические функции, наполняя мир исторической этнологии увлекательным многообразием проблем, фактов, гипотез. Как уже можно понять по некоторым фрагментам этой рецензии, труд Я.В. Чеснова отличает свободное владение автором разнообразным этнографическим материалом, отражающим широту охвата проблем исторической этнологии. Иногда, впрочем, создается впечaтление случайности, эклектичночти и даже неточности в описании подобранных примеров, но в целом Я.В. Чеснову удалось выявить и привести действительно показательные историко-этнологические материалы: пестрота вытканного из них автором,узора не переходит в аляповатость и безвкусицу. К сожалеиию, Я.В. Чеснову не удалось избежать другой опасности, чаще всего поджидающей именно ученых ("научных работников"), берущихся писать учебные пособия для своих будущих коллег, на данный момент в лучшем случае лишь знакомых с азами избранной специальности. Речь идет об излишней терминологической усложненности и избыточности. Фразы типа: "Под понятие культурный дрuфт подходят факты перенесения ядерного герменевтического круга на объекты большого круга, когда материально-технические обстоятельства становятся в подлинном смысле традицией, т.е. окружены пониманием носителей этой традиции" (с. 68) - не столь уж редки в рецензируемой работе. Однако этот недостаток труда Я.В. Чеснова, отличающегося яркостью описаний необыкновенно интересных для любознательного человека историко-этнографических фактов и явлений, мало способен отразиться на его общей - положительной - оценке и как учебного пособия, и как "встроенного" в него своеобразного по жанру научного труда.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Автору рецензнн, однако, доводнлось высказывать свое мнение о предпосылках и причинах этого парадокса. См.: Dmitri М. Bondarenko. Russian/Soviet Anthropology: History, Traditions, and the Present-Day Situation. - Е. Кintz (ed.). Generations of Anthroроlоgу. Rooted in the Past, Branching to the Future. Geneseo (N. Y.); SUNY Ргеss, 1994, р. 5. |
|||||
|