Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » » Сектор философии российской истории » Научные результаты » 2011 год

2011 год

Научный отчет cектора философии российской истории за 2011 год

Важнейшие результаты

Исследована проблематика Русского мира как понятия и явления. «Русский мир» рассматривается в первую очередь как социально-философская категория в ее связи с понятиями цивилизация, культура, идентичность, народ, диаспора, эмиграция и др. Как явление Русский мир рассматривается через призму его культурно-цивилизационных и философских особенностей и основ, а также его места и роли в глобальном мире. Сформулированы основные вызовы, существующие в цивилизационном пространстве Русского мира, и предложены ответы на них. Конечной целью исследования является популяризация Русского мира, его духовных и культурных основ путем вычленения экзистенциальной составляющей этого цивилизационного пространства, выявления его мировоззренческих проблем и совместного поиска их решения (Русский мир как цивилизационное пространство / Под ред.: А.А.Гусейнова, А.А.Кара-Мурзы, А.Ф.Яковлевой).

Исследована проблема синтеза либеральных и христианских ценностей в российской культурно-политической традиции. Реконструирован важный для русской христианско-либеральной (либерально-консервативной) традиции интеллектуальный и политический опыт выдающихся общественных деятелей России XIX–XX вв. – И.С.Аксакова, М.А.Стаховича, В.А.Караулова, П.Б.Струве, для которых эволюционный путь развития России был связан с синтезом русской «самобытности» и европейской «универсальности» в логике обретения свободы лица как основания правового порядка (Кара-Мурза А.А., Жукова О.А. Свобода и Вера. Христианский либерализм в политической культуре России).

В рамках исследования проблематики международной миграции, национального государства, мультикультурализма проанализирована большая культурная неоднородность современных «национальных» государств, сделан вывод о частом несовпадении границ государства и границ гражданства, порождаемом миграционными процессами (Государство, миграция и культурный плюрализм в современном мире. Материалы междунар. научн. конф. / Общ. ред.: В.С.Малахова, В.А.Тишкова, А.Ф.Яковлевой).

Опубликованные книги

  • Государство, миграция и культурный плюрализм в современном мире: Материалы междунар. научн. конф. / Под ред. В.С.Малахова, В.А.Тишкова, А.Ф.Яковлевой. М.: ИКАР, 2011. 258 с. (15,6 а.л.).
  • Кара-Мурза А.А., Жукова О.А. Свобода и вера: Христиан. либерализм в рос. полит. культуре. М.: ИФ РАН, 2011. 184 с. (9,75 а.л.).
  • Перевалов В.П. Примерь-ка, Золушка, наряд поэзии чудесный (к 150-летию пробл. «утаённой любви» А.С.Пушкина). М.: НОВЕЛЛА, 2011. 144 с. (4,5 а.л.).
  • Русский мир как цивилизационное пространство / Под ред.: А.А.Гусейнова, А.А.Кара-Мурзы, А.Ф.Яковлевой. М.: ИФ РАН, 2011. 303 с. (15,03 а.л.) (работа издана по гранту).


Статьи, разделы в книгах и др. публикации

  • Жукова О.А., Кара-Мурза А.А. В борьбе за свободу совести (о дискуссии вокруг речи М.А.Стаховича на «Миссионерском съезде» в Орле 1901 г.) // Орловский мудрец, опередивший время. Орел, 2011. С. 27–46.
  • Жукова О.А. Идеи П.Б. Струве и современная Россия // Национальные интересы. 2011. № 1. С. 40–45.
  • Жукова О.А. К философии политической истории России: либерально-христианский синтез В.А.Караулова // Вопр. философии. 2011. № 6. С. 112–122.
  • Жукова О.А. Либеральное славянофильство И.С.Аксакова: русская интеллигенция в процессе сложения политической нации // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 69–78.
  • Жукова О.А. Наследие Д.С.Лихачева и культура открытого мира: как возможен диалог? // Вопр. культурологии. 2011. № 8. С. 66–69.
  • Жукова О.А. Национальная культура и христианский либерализм. Об актуальности наследия И.С.Аксакова // Вопр. культурологии. 2011. № 7. С. 82–89.
  • [Жукова О.А.] Проблема культурно-политической идентичности России и политический опыт христианских либералов (Круглый стол «Российский либерализм и христианские ценности») // Полис. Полит. исслед. 2011. № 3. С. 134–140.
  • Жукова О.А. Русская культура как основа национально-исторического бытия России // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 50–92 (работа выполнена по гранту).
  • [Кара-Мурза А.А.] К истории христианского либерализма в России (Круглый стол «Российский либерализм и христианские ценности») // Полис. Полит. исслед. 2011. № 3. С. 122–126.
  • Кара-Мурза А.А. Либеральная идея и «война дискурсов» (Обсуждение докл. Алексея Кара-Мурзы «Как возможен «русский мир»?») // Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинар. диалогов. М., 2011. С. 497–537.
  • Кара-Мурза А.А. Между властью и общественностью: славянофил Аксаков и западник Стасюлевич // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 79–90.
  • Кара-Мурза А.А. Михаил Стахович: русский либерал между реакцией и революцией // Орловский мудрец, опередивший время. Орел, 2011. С. 51–73.
  • Кара-Мурза А.А. Примирение Русского мира. Возможен ли внутрицивилизационный диалог? // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 148–195 (работа выполнена по гранту).
  • Кара-Мурза А.А. Российский либерализм: проблемы генезиса, эволюции и типологизации // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления. М., 2011. С. 100–110 (0,5 а.л.).
  • Кара-Мурза А.А. «Стахович: против князя Мещерского», или процесс «о двух видах патриотизма» // Орловский мудрец, опередивший время. Орел, 2011. С. 46–51.
  • Кара-Мурза А.А. Чехов и Данте (К истории итальянских путешествий А.П.Чехова) // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П.Чехова: Материалы 7-й Всерос. конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 163–172.
  • Кацапова И.А. Правовая идея П.И.Новгородцева: нравственное начало общественной жизни и его выражение в морали и праве // История философии. № 16. М., 2011. С. 185–207 (работа выполнена по гранту).
  • Кацапова И.А. Проблема соотношения морали и права в философии всеединства В.С.Соловьева // Вопр. культурологии. Сб. научн. тр. Вып. IХ. М., 2011. С. 119–129.
  • Кацапова И.А. Специфика правового сознания русской интеллигенции (дискуссии конца XIX – начала XX века) // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 116–125.
  • Малахов В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет // Вопр. философии. 2011. № 9. С. 87–95.
  • Малахов В.С. О посреднических фигурах в российско-европейском культурном диалоге (на примере Федора Степуна) // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 247–269 (работа выполнена по гранту).
  • Малахов В.С. Транснациональная миграция как проблема политической теории // Государство, миграция и культурный плюрализм в современном мире: Материалы междунар. научн. конф. М., 2011. С. 36–45.
  • Малахов В.С. Труд, социальная власть и миграция: российская специфика // Антропология социальных перемен: сборник статей. М., 2011. С. 556–578.
  • Омелаенко В.В. Проблемы формирования общественных организаций либеральной ориентации в России в конце XIX – начале ХХ века // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, отечественной и всеобщей истории Нового и Новейшего времени: Сб. тез. докл. участников конф. молодых ученых и специалистов «Clio-2011». М., 2011. С. 108–110.
  • Омелаенко В.В. Российская либеральная субкультура середины XIX – начала XX вв. Пробл. поиска цивилизац. основ // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 139–147 (работа выполнена по гранту).
  • Перевалов В.П. «И месяц с правой стороны» (Ушаков. альбом, весна) // Филология: научн. исслед. 2011. № 4. С. 42–56 (1,3 а.л).
  • Яковлева А.Ф. В чем состоит наше общее благо? Рец. на кн. Крауч, К. Постдемократия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010 // Левая Политика: Аналит. журн. 2010. № 13–14. С. 169–172 (0,3 а.л.) (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Яковлева А.Ф. Интеллектуальный труд: проблемы и перспективы // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всерос. конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа, 2011. С. 330–335.
  • Яковлева А.Ф. Научно-исследовательский труд в России: о некоторых проблемах поддержки и развития // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 82–87 (0,5 а.л.).
  • Яковлева А.Ф. Новое измерение британского лейборизма в XXI веке // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, отечественной и всеобщей истории Нового и Новейшего времени: Сб. тез. докл. участников конф. молодых ученых и специалистов «Clio-2011». М., 2011. С. 152–155 (0,3 а.л.).
  • Яковлева А.Ф. Прошлое и Будущее труда в истории социально-политических учений // Политика в текстах–тексты в политике: наука истории идей и учений (к 40-летию каф. истории социально-полит. учений фак. политологии МГУ им. М.В.Ломоносова): Материалы Междунар. научн. конф. (28–29 окт. 2011 г.). Ч. 2. М., 2011. С. 165–168 (0,25 а.л.).
  • Яковлева А.Ф. Социально-гуманитарное измерение научно-исследовательского труда в России: грантовая политика // Левая Политика: Аналит. журн. 2011. № 15. С. 62–69 (0,5 а.л.).
  • Яковлева А.Ф. Трансграничность как цивилизационная особенность Русского мира // Русский мир как цивилизационное пространство. М., 2011. С. 270–290 (работа выполнена по гранту).