
|
Историко-философский ежегодник 2014. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. – 438 с. – ISSN 0134-8655
Историко-философский ежегодник’2014 знакомит читателей с новыми исследованиями, переводами и публикациями текстов по истории философии: классической западной (периода Средних веков и Нового времени), восточной, современной западной и отечественной философской мысли. В частности, в издание вошли исследования, посвященные философии Франциска из Меронна, Канта, Фихте, Ницше, Гуссерля, Хайдеггера, Мерло-Понти, Вацудзи Тэцуро, П.А. Флоренского, В.П. Зубова, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского. Впервые в научный оборот вводится текст Г.В. Флоровского «Проблема древнерусской культуры». Также вниманию читателей предлагаются рецензии на новые книги ведущих отечественных философов, отметивших в 2014 г. знаменательные юбилейные даты – «Размышления. Изречения» академика Т.И. Ойзерман и «Мартин Хайдеггер: бытие, время, любовь» проф. Н.В. Мотрошиловой. Публикуется библиография новых работ по истории философии на русском языке за 2012 год.
Содержание выпуска (PDF)
|

|
История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. – 368 с. – ISBN 978-5-88373-394-8
Книга «История философии: вызовы XXI века» является отражением и обобщением результатов российской научной конференции «История философии: вызовы XXI века (приглашение к диалогу)», которая была проведена по инициативе отдела историко-философских исследований Института философии РАН в ноябре 2012 года в Москве. Одной из задач конференции было вовлечение не только известных историков философии, российских и зарубежных, но и представителей других философских дисциплин в актуальную дискуссию по назревшим проблемам историко-философского знания, его отношения к другим философским наукам, противоречий, трудностей, парадоксов развития истории философии (особенно на новейших этапах), к «разведыванию» возможного будущего историко-философских исследований. Особое внимание уделено осмыслению современного состояния истории философии в России. Книга задумана как первый шаг на пути дальнейшего обсуждения судеб истории философии, как приглашение к диалогу и специалистов, и более широкой публики, интересующейся философией. Концепция и формат конференции (а соответственно данной книги) отличаются от привычных способов проведения научных форумов и публикации их результатов: произносились не немногие длинные доклады, а многочисленные компактно изложенные идеи и суждения (statements) и дискуссионные выступления.
|
|
ОЙЗЕРМАН Т.И. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ: В 5 томах / Составитель И.Т. Касавин / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Наука, 2014
|

|
Том 1. Возникновение марксизма. – 592 с. – ISBN 978-5-02-038499-6, 978-5-02-038498-9
Научный анализ марксизма, освобожденный от идеологических интенций, с несомненностью доказывает, что главным в этом учении - каким бы невероятным это ни показалось на первый взгляд - является не обоснование необходимости упразднения частной собственности на средства производства, а обоснование возможности и необходимости всестороннего развития человеческих способностей и потребностей путем радикального переустройства общества независимо от того, произойдет ли этот процесс революционным или эволюционным путем. Марксистский, реальный гуманизм - не идеология, а исторически развивающееся сознание сущностной общности всех без исключения народов, населяющих нашу планету. Это - совестливое, нравственное сознание, не зависимое от каких бы то ни было идеологических предпочтений, сознание того, что человечность, несмотря, на многочисленные противодействия, постоянно ставящиеся под вопрос, постепенно становится - и со временем, несомненно, станет - атрибутом человечества. И научное содержание марксизма является теоретическим обоснованием гуманистического мировоззрения, без которого лишен смысла научно-технический и всякий иной общественный прогресс.
|

|
Том 2. Марксизм и утопизм. – 480 с. – ISBN 978-502-038500-9
В монографии анализируется феномен утопизма. Негативистское отношение к утопиям, по мнению автора, совершенно неоправданно, так как они представляют собой содержательные заблуждения, в которых неадекватным образом заключаются истинные представления. Основоположники марксизма полагали, что основательной, материалистической критикой своих предшественников они покончили со всяческим утопизмом. Однако они восприняли безусловно утопические представления о бестоварном, безденежном посткапиталистическом обществе, об упразднении разделения труда, специализации работников в производстве. Более того, они выдвинули и пытались научно обосновать новые, созданные ими утопические положения об исторической миссии пролетариата как разрушителя капиталистического строя и строителя бесклассового общества, о диктатуре пролетариата, которая в принципе невозможна, так как никакая диктатура не осуществляется массой людей. Эти и ряд других положений являются предметом критического анализа.
|

|
Том 3. Оправдание ревизионизма. – 750 с. – ISBN 978-502-038501-6, 978-5-02-038498-9
Предметом данного исследования является: 1) предыстория бернштейновского ревизионизма, немецкие и (не только немецкие) «катедер-социалисты», английское «Фабианское общество»; российское народничество, «легальный марксизм»; 2) теоретические воззрения Э. Бернштейна, их формирование и развитие; 3) критика бернштейнианства его современниками-марксистами в конце XIX - начале XX в.; 4) развитие бернштейновского ревизионизма теоретиками социал-демократических партий середины и второй половины XX в.; 5) еврокоммунизм, или «западный марксизм», как частью латентная, частью открытая ревизия марксизма и главным образом так называемого марксизма-ленинизма. Поскольку ревизия любой научной теории, каким бы высоким статусом она ни обладала -нормальная, общепринятая исследовательская процедура, постольку квалификация ее как в принципе несовместимой с учением К. Маркса и Ф. Энгельса - свидетельство внутренне присущего марксизму догматизма и начало догматизации его марксистскими партиями. Таким образом, понятие «ревизионизм», несостоятельное в научном отношении, неприемлемое в научной среде за пределами марксизма, есть не что иное, как эвфемизм, прикрывающий идейный изоляционизм «научной социалистической идеологии».
|

|
Том 4. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. – 512 с. – ISBN 978-502-038502-3
Автор монографии путем критического сопоставления философских учений Канта и Гегеля доказывает, что Кант, вопреки господствовавшей в марксизме точке зрения, не только является предшественником Гегеля, но и представляет собой самобытного гениального философа. Кант ставил проблемы, которые были непонятыми или искаженными в философии Гегеля, оказавшейся поэтому, несмотря на развитую им диалектику, в ряде отношений уступающей философскому учению Канта.
|

|
Том 5. Метафилософия. Амбивалентность философии. – 768 с. – ISBN 978-502-038503-0, 978-5-02-038498-9
В настоящий том включены две работы, посвященные теории философии. В них предпринята попытка ответить на вопросы, что такое философия, в чем ее отличие от естественнонаучного знания и в чем ее специфика, партийна ли философия и т.д. Ответы на эти и подобные вопросы давались разными философами и философскими школами и направлениями, начиная с ранних греческих философов и до наших дней, о чем достаточно подробно излагается в настоящей работе. Еще одна проблема теории философии - амбивалентность философии, которая на первый взгляд представляется ее недостатком, на деле же плодотворна, так как благодаря ей философские положения становятся все более содержательными.
|

|
КАНТ ИММАНУИЛ. СОЧИНЕНИЯ НА РУССКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ / Immanuel Kant. Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe / Hrsg. von Nelly Motroschilova (Moskau) und Burkhard Tuschling (Marburg). Bd. 5 (1) / Рос. акад. наук, Ин-т философии. Μ: Канон РООИ Реабилитация, 2014
Настоящий V (1) том содержит первую часть произведения «Метафизические начала учения о праве». Ответственные за издание Нелли Мотрошилова (Москва) и Бурхард Тушлинг (Марбург). Издание подготовлено при участии Алексея Круглова, Андрея Судакова (Москва), Дитера Хюннинга, Вернера Эйлера (Марбург). Двуязычное немецко - русское издание сочинений И. Канта - международный исследовательско-издательский проект, с 1994 года выполняемый Институтом философии РАН и Марбургским университетом. Издание не имеет прецедентов как в современном мире, так и в истории России. Впервые осуществлены сверки переводов с оригиналами и созданы новые, уточненные редакции имеющихся переводов публикуемых работ Канта. Читателю предоставляются, и тоже впервые в издательско-исследовательской практике, высококвалифицированные Предисловия ( или Послесловия ) немецких эдиторов отдельных томов, опирающиеся на новейшие, к моменту выхода томов в свет, достижения мирового кантоведения. Соответствующие Предисловия (или Послесловия) российских эдиторов впервые в истории российского кантоведения систематически освещают процессы и итоги исторической рецепции соответствующих произведений Канта в российской философии и культуре. Не имеет прецедентов в мировой и российской издательской практике научный аппарат издания, это: комментарии российских эдиторов к новым редакциям перевода; уникальные параллельные немецкие и русские Предметные указатели; указание (на полях) пагинации, соответствующие первому и второму изданиям «Критики чистого разума», по которой во всем мире цитируют это произведение Канта и которой до нашего издания не существовало в России; впервые даны Lesarten, т.е. указания на разночтения в имеющихся немецких изданиях соответствующих произведений.
|
|