НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – ШАГ К ПЕРЕМЕНЕ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛИЗМ
По мере того как одерживались победы над атакующими советскую республику силами международного империализма и стихали выстрелы гражданской войны, все больше обнаруживалась иллюзорность революционных мечтаний о том, чтобы на волне общеполитического и военного энтузиазма решать экономические задачи. Переход к политике милитаризации труда был непопулярен в массах, в особенности среди крестьянства. Истомившийся по мирному земледельческому труду сельский труженик не склонен был "вдруг" перекраивать свою жизнь под "социалистические" образцы ведения сельского хозяйства. Число коммун сокращалось, госхозы, за небольшим исключением, были нерентабельны. Конечно, небольшое их число существовало на дотации государства как образцы будущего хозяйствования, но всем был понятен их статус "революционных заповедников".
В этой обстановке В. И. Ленину все больше становилась ясна несбыточность надежд на то, что с помощью революционно-романтических призывов и военно-репрессивных методов можно, минуя "промежуточные ступени", совершить переход непосредственно к коммунизму. Он все больше убеждался в том, что невозможно "без достаточного расчета — непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически" [3, т. 44, с. 151]. Что, напротив, "при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, наличной заинтересованности, на хозяйственном расчете", нужно двигаться к социализму через государственный капитализм. Иначе никак не удастся подвести "...десятки и десятки миллионов людей к коммунизму. Так сказала нам жизнь. Так сказал нам объективный ход развития революции" [3, т. 44, с. 151] .
Фундаментальным основанием для перемены курса построения социалистического общества были экономические причины. В конце 1920 – начале 1921 года особенно остро обнаружился кризис политики "военного коммунизма". Производство сельскохозяйственной продукции продолжало сокращаться. Крестьянские восстания "представляли общее явление" [3, т. 45, с. 285]. Росло забастовочное движение, в том числе в Москве и Петрограде. В начале 1921 года, по оценке Ленина, в стране наблюдался "самый большой" "внутренний политический кризис" [3, т. 45, с. 282] — недовольство рабочих и крестьян политикой партии большевиков[1].
Вместе с тем все шире давала о себе знать новая опасность — огосударствление и бюрократизация всей системы производственных отношений. Надежды на одновременное решение двух гигантских задач социалистической революции - замену частной собственности на средства производства общественной (посредством национализации) и демократизацию всей производственной и общественной жизни — не сбылись. В условиях захлестнувшей все производство волны тотальной национализации, развала в обстановке войны производительных сил, катастрофически низкого уровня "культурности" тех, кто реально на революционном порыве стал осуществлять управление предприятиями, обнаруживалась полная невозможность "введения" сколько-нибудь широкого демократизма. Далеко не последнюю роль в этом сыграло то, что реальная жизнь усиленно "вставлялась" в рамки "военно-коммунистических" представлений об устройстве общества, о его переходе к коммунизму в ближайшие несколько лет. С 1920 года тема опасности для дела социализма со стороны бюрократии становится для Ленина одной из центральных.
Все больший отход Ленина от методов догматического применения марксизма, все большее признание "первичности" логики реальной жизни не пришли внезапно. Взгляды вождя революции претерпели в этом отношении длительную, но принципиальную эволюцию. Весной — летом 1921 года Ленин открыто говорил о том, что нэп есть политика вынужденная, что партия его вводит, "повинуясь исключительно практическим обстоятельствам и вытекавшей из положения необходимости" [3, т. 44, с. 45] . Смысл нэпа — при переходе к коммунизму "сделать "веревку" более свободной, н е разрывая ее, "отпустить" "полегче" [3, т. 43, с. 372] .
Через год, в марте 1922, взгляды периода "военного коммунизма" Ленин определяет как "фантастические", а линию нэпа в деревне объясняет необходимостью для крестьянина строить жизнь, начиная с понятного, доступного и знакомого [3, т. 45, с. 77]. Государственный капитализм мы "должны допустить", ибо "поставленный в рамки" "капитализм этот необходим для широкого крестьянства" [3, т. 45, с. 85—86]. Еще более радикально его точка зрения меняется в конце 1922 - начале 1923 годов.
Избавление от иллюзий "революционного романтизма" и установок на военно-принудительные методы "введения" коммунизма, переход к реалистичной политике (насколько она в принципе допускалась все сильнее пускающей корни "социалистической" бюрократией) сразу же благотворно сказались на подъеме жизненных сил всего народа, и в первую очередь крестьянства.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВВЕДЕНИЯ НЭПА И ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ
"...B 1921 году, после того как мы преодолели важнейший этап гражданской войны, и преодолели победоносно, мы наткнулись на большой, — я полагаю, на самый большой, — внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих".
В. И. Ленин. "Пять лет Российской революции и перспективы мировой революции".
Экономический кризис, принявший весной 1921 года "гигантские размеры" [3, т. 44, с. 45], вызревал постепенно. Нельзя сказать, что его приближение не ощущалось и для его предотвращения не предпринимались некоторые меры. Конечно, принципиального изменения экономической политики не было, но отдельные, предвещавшие нэп шаги в направлении стабилизации разрушающейся экономики и ее последующего оздоровления (в том числе и в аграрном секторе) предпринимались.
Прежде всего, в сфере сельскохозяйственного производства произошли если не кардинальные перемены, то некоторый пересмотр действующих законодательных актов. Так, 27 мая 1920 года Декретом ВЦИК и СНК "Об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах" были изменены те статьи Декрета "О социализации земли" и положения "О социалистическом землеустройстве", в которых определялись предельные размеры хозяйств, занятых интенсивным производством. Крестьянам, ведущим товарное хозяйство, оставлялось имеющееся у них количество земли, "хотя бы это количество земли было выше установленных для данного района норм наделения землею" [10, с. 338].
Но Декрет был половинчат, так как там, где землеустроительные работы уже были проведены и "излишки" у производящих товар хозяйств изъяты, они не возвращались. Кроме того, по-прежнему запрещалось использование наемного труда.
После известных Декретов ВЦИК и СНК "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом" (21 марта 1921 года) и "О размере продовольственного Натурального налога на 1921-1922 гг." (28 марта 1921 года), после голода 1921 года пришел черед более радикальных шагов. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов "О мерах по восстановлению крестьянского хозяйства" от 30 декабря 1921 года был отменен курс на агитационно-принудительное введение "социалистического землепользования", подтверждено Постановление II Всероссийского съезда Советов о праве свободного избрания каждым земельным обществом любой формы землепользования, для чего формулировалось право тружеников выходить из общества с землею и "развивать свой хозяйственный почин" [11, с. 48].
В дополнение к Постановлению IX Всероссийского съезда Советов ВЦИК 22 мая 1922 года принял "Закон о трудовом землепользовании", который разрешал аренду земли (временную переуступку прав на землепользование) за плату деньгами, продуктами или другими видами вознаграждений на срок не более 3 лет, а в исключительных случаях -6 лет. В случаях же, когда хозяйство по состоянию своей рабочей силы или инвентаря не могло своевременно выполнять сельскохозяйственные работы, закон разрешал наряду с обязательной трудовой деятельностью членов хозяйства наем дополнительной рабочей силы.
Такого же рода реконструктивные решения были приняты IX Всероссийским съездом Советов и в отношении сельскохозяйственной кооперации. Ей предоставлялась "широкая и вполне свободная возможность" создания и развития всех видов кооперативных объединений. Последующими постановлениями ВСНХ кооперации возвращались принадлежащие ей предприятия, промыслы, техника, инвентарь и оборудование, национализированные, муниципализированные или обращенные в пользу государства каким-либо иным способом.
Изменения в содержании революционного законодательства имели целью наметить подходы к основательной закладке фундамента новой экономики, прекратить строительство коммунизма "до известной степени в сторонке" от крестьянства, возлагая на него "очень тяжелые повинности, оправдывая их" военными обстоятельствами [3, т. 45, с. 74]. Это было тем более важно, так как отношения между рабочим классом и крестьянством весной 1922 года, констатирует Ленин, оказались "не те, что мы думали" [3, т. 43, с. 18]. Чем это определяется?
Прежде всего, тяжелым положением крестьянского хозяйства. Продразверстка от года к году выполнялась все успешнее, а хозяйство деревень все более приходило упадок.
Отношения крестьян и рабочих обострились и в связи с изменением социального состава крестьянства. Оно в большинстве своем стало середняцким. По оценкам Ленина, "...меньше стало крайностей в сторону кулачества, меньше в сторону нищеты, и большинство населения стало приближаться к середняцкому" [3, т. 43, с. 157]. "Все крестьянство (почти) стало средним" [3, т. 43, с. 371]. А средний крестьянин, имеющий мелкотоварное хозяйство, которое он развивает собственным трудом, прежде всего заинтересован в свободной торговле. Вот почему, пишет Ленин, направляя все внимание на "...восстановление хозяйства, мы должны знать, что перед нами мелкий земледелец, мелкий хозяин, мелкий производитель, работающий на товарный оборот до полной победы крупного производства, до его восстановления" [3, т. 43, с. 27]. Мелкий крестьянин желает торговых отношений с пролетарским городом, а не продразверстки. Пойти на это придется. "Пролетариат руководит крестьянством, но этот класс нельзя так изгнать, как изгнали и уничтожили помещиков и капиталистов. Надо долго и с большим трудом и большими лишениями его переделывать" [3, т. 43, с. 319]. Осознание этих социальных реалий требовало от партии большевиков адекватной моменту экономической политики.
Отказ от политики "военного коммунизма" и введение нэпа определялись также необходимостью приостановить процесс деклассирования самого пролетариата. "В силу печальных условий нашей действительности, - говорил Ленин на X Всероссийской конференции РКП (б), - пролетарии вынуждены прибегать к способам заработка не пролетарским, не связанным с крупной промышленностью, а мелкобуржуазным, спекулятивным и путем ли хищений, путем ли частного производства на общественной фабрике добывать продукты себе и эти продукты обменивать на земледельческие..." [3, т. 43, с. 310].
Но, пожалуй, самым главным обстоятельством, заставившим решительным образом и немедленно отказаться от продразверстки и вводить продовольственный налог (кроме выступлений в деревне и, в особенности, кронштадтского восстания), был надвигающийся голод 1921-1922 годов.
Причины постигшего страну голода обычно связывают исключительно с засухой 1921 года. Засухи в России, по многолетним наблюдениям XIX—XX веков, повторялись регулярно с интервалом в 10-11 лет. Теперь же к природному фактору добавился значительно более мощный — социальный. Кроме того, что сельское хозяйство в целом уже долгие годы испытывало перенапряжение в связи с войнами и разрухой, основная тяжесть разверстки приходилась на ограниченный регион. "Центр этих продовольственных разверсток, — говорил Ленин в докладе на X съезде РКП (б), — сосредоточен был в тех местностях, где излишки хлеба не были очень велики. Излишков гораздо больше на различных окраинах республики — в Сибири, на Северном Кавказе, — но именно там всего меньше был налажен советский аппарат, именно там Советская власть была менее устойчива, и оттуда был очень затруднен транспорт. Поэтому получилось так, что увеличенные продовольственные ресурсы мы собрали из наименее урожайных губерний, и этим кризис крестьянского хозяйства чрезвычайно обострился" [3, т. 43, с. 13—14]. И далее: "...сбор продовольственных излишков оказался спутником такого обострения кризиса, который, может быть, готовит нам еще большие трудности и бедствия в предстоящие месяцы" [3, т. 43, с. 14]. "Предстоящими месяцами" было лето 1921 года.
Кроме объективных трудностей — нехватки рабочих рук, засухи 1920 года в ряде губерний (в том числе — Царицынской), — работал и субъективный фактор. Недовольные разверсткой крестьяне сокращали посевы[2]. Сбор хлеба в 1920 году по сравнению с 1916 годом оценивался в 55— 65 %. Кризис снабжения хлебом, например, Петрограда был очевиден уже в январе 1921 года, когда стало ясно, что при самой жесткой экономии хлеба хватит лишь до весны.
К засухе 1921 года в следующем году добавилось "мышиное бедствие", имевшее, кроме экологических, социальные причины. В результате образования громадных количеств бросовой земли[3] (на которой рос сорняк), сокращения поголовья скота (прежде вытаптывавшего землю и тем препятствовавшего образованию мышиных нор) количество мышей резко возросло. Так, в Тверской губернии на десятину насчитывалось до 10 тысяч нор (порядка 30 тысяч мышей), что в пересчете на квадратную сажень давало 12—13 нор [22, с. 19].
Общее число голодающих в 1921—1922 годах достигло 35 миллионов человек. В особенности страдало население Поволжья и Южного Урала. По исчислениям современника событий, известного статистика П. Н. Попова, население страны в 1921—1922 годах сократилось на 5,2 миллиона человек.
Возможности Советской власти в помощи голодающим были ничтожны. Лишь благодаря международной помощи (и прежде всего АРА — Американской администрации помощи) от голодной смерти, считает В. П. Данилов, было спасено, по меньшей мере, 3,5 миллиона человек[4].
Любопытна в связи со сказанным оценка международной помощи, данная "мировым революционером" Л. Троцким. Факт помощи буржуазных правительств голодающим он оценивает как вынужденную для капиталистов меру, вызванную давлением пролетариата на буржуазию, а также потребностью включения России в мировую хозяйственную жизнь. В последней причине Троцкий видит стремление буржуазных стран выйти из собственных экономических трудностей. Конечно, соглашается он, в движении помощи принимают участие "буржуазные филантропы". Но и они "...выполняют известную функцию в борьбе своего класса за сохранение господства". Заканчивает Троцкий совершенно неожиданно: "...факт, что голод никакого хаоса не создал, советский порядок не нарушил" [83, с. 4-5].
Очевидно, усеянный трупами Царицын, неподвижные поезда, умирающие толпы на перронах, людоедство и поедание трупов, миллионные жертвы — все это не нарушало советского порядка, позволяло с высот мирового революционного процесса всему давать "трезвую" классово-политическую оценку.
Все эти обстоятельства, включая несомненный провал задуманной, как долговременная мера, политики милитаризации труда, поставили перед партией большевиков вопрос о смене курса в хозяйственной жизни. Единственным спасительным и, одновременно, перспективным выходом был нэп с его опорой на самостоятельность хозяйствующего субъекта. Непосредственный переход к коммунизму не состоялся. Глухой ропот рабочих забастовок и залпы крестьянских восстаний были грозным предостережением против дальнейшего акцента в политике на "революционную мечту". Специфика аграрного производства, хозяйственный опыт и традиции тружеников села, огромный положительный потенциал кооперации, решимость вооруженного крестьянина, настроения жителей деревень и городов - все требовало подчинения здравому смыслу. "Главная ошибка всех нас, — признавал Ленин в июле 1921 года, — была до сих пор, что мы рассчитывали на лучшее; и от этого впадали в бюрократические утопии. Реализовалась из наших планов ничтожная доля. Над планами смеялась жизнь, смеялись все" [3, т. 44, с. 63].
Время утопий шло на убыль. Вводилась новая экономическая политика. Однако кажется правильным допущение, что с самого начала она была не свободна от "родимых пятен" как предшествующего исторического периода хозяйственно-экономического развития, при котором господствующим было общинное устройство, так и вчерашней политической линии пролетарской власти — "военного коммунизма".
Проблема исторических пределов "допущения" нэпа, наличия в нем зародышей его собственной гибели, которую мы пытаемся обозначить, требует специального исторического исследования. Мы лишь хотим обосновать правомерность ее постановки, поскольку политические отношения представляли собой новые формы, содержание, условия взаимодействия классов, слоев, социальных групп. Нэп, как новая система отношений крестьянства с государством, другими общественными классами и группами, крестьян между собой, налагалась на сложившиеся в далеком и близком прошлом стереотипы поведения, мировоззрение, нормы и привычки конкретных людей. Стало быть, говоря о введении нэпа, нужно имеет в виду по возможности большее число реальных социальны связей, учитывать их содержание.
Поэтому прежде всего нужно отметить, что нэп вводился для людей, веками живших в условиях общинного общественного и экономического уклада. Лишь с конца XIX век этот уклад начал постепенно трансформироваться, уступа место или сосуществуя с новым капиталистическим, товарно-денежным строем. С другой стороны, нужно иметь ввиду, что нэп разрабатывался и проводился в жизнь людьми, которые еще вчера были "стопроцентными" "военными коммунистами". Тон среди них задавали те, кто был воспитан многими годами партийных и революционных боев, классовых и военных сражений. Для них привычным было быстро принимать радикальные решения в соответствии с требованиями партийной дисциплины, ради достижения намеченной цели менять одну политическую позицию на другую, иногда прямо противоположную. Для многих, может, подавляющего большинства этих людей, оскорбительной была сама мысль о том, что надо "идти на выучку" к торговцу, мелкому буржуа, подчиняться "мягкотелой", или, как они считали, скрыто-враждебно относящейся к революции интеллигенции, что надо завоевывать авторитет, налаживать сотрудничество, считать за равного того самого зажиточного крестьянина (теперь называемого "старательным"), в избу к которому еще вчера они входили с оружием.
Для коммунистов, оставшихся по своим убеждениям "военными коммунистами", не были понятны новые ориентиры, в соответствии с которыми разрушались принципы насилия в производстве и уравнительности в распределении. Еще вчера от этих принципов, казалось, было рукой подать до "истинного" коммунизма, а сегодня Ленин говорил о хозрасчете, экономическом интересе, оплате труда в соответствии с количеством произведенного, требовал (в отличие от "собесовской" в период "военного коммунизма" продовольственной политики) "кормить только хороших работников", настаивал на "свирепом" сокращении пайков для служащих аппарата [3, т. 44, с. 64, 63].
В. И. Ленин, что, очевидно, вызывало недоумение у многих, начал очень активно критиковать не только сложившийся государственно-хозяйственный аппарат, но и саму партию. Конечно, критика была и раньше. Дело иногда даже доходило до последней черты, когда вождь говорил о возможности своего выхода из состава руководства партии и агитации в низовых слоях против неправильной, по его мнению, линии. Но никогда прежде критика не носила признаков системы, не повторялась столь упорно и последовательно. Взять, например, "комчванство". Ленин подразумевал под ним то массовое явление, когда руководящий чем-либо коммунист, в том числе и "ответственный", не только не был образован (а часто был просто малограмотен), но и не считал для себя нужным "образовываться" теперь, вообще отказывался в практической работе учиться "от рядового приказчика". Вместо понятного, известного и "завоеванного" этим коммунистом права руководить, Ленин ставил задачу "учиться сначала" [3, т. 45, с. 82, 84]. "Скинь с себя мишуру, торжественное коммунистическое облачение, попросту учись простому делу, и тогда мы побьем частного капиталиста" [3, т. 45, с. 92], - призывал вождь. В этом для многих было что-то принципиально непонятное, чуждое, если не сказать — подозрительное и враждебное.
Ленин, далее, критиковал "святая святых" методов "военного коммунизма" — принуждение. Как можно было понять его критику того положения, при котором в Москве, образно говоря, из 100 ответственных коммунистов 90 считали, что по отношению к привлекаемой на службу пролетариату буржуазии все дело состоит в том, "чтобы доконать, обезвредить, ударить по рукам" [3, т. 45, с. 97]? Ведь так поступали раньше, и не только по отношению к буржуазии. Взять хотя бы методы проведения продразверстки или организации госхозов на бывшей помещичьей земле. А теперь разговор идет о том, что нужно учиться у буржуазии и "повышать культурность".
Для массы коммунистов нэп, как временное тактическое отступление с целью перегруппировать силы для нового решительного штурма, как своего рода военная хитрость, был понятен. Но предлагаемые Лениным меры, на которых он все больше настаивал и в соответствии с которыми выходило, что нэп не "хитрость", а долговременная политика построения социализма, эти меры были не понятны.
Переход к нэпу, означавший в экономическом, социальном и политическом плане неизмеримо большую степень демократизма в сравнении с предшествующими десятилетиями русской истории, как нам кажется, в известном смысле наталкивался и на неподготовленность к свободному экономическому развитию и вызывал антидемократические настроения известной части русского крестьянства, получившего недостаточную "капиталистическую выучку". Конечно, речь идет не о желании преобладающего большинства населения деревни идти путем развития товарного хозяйства — это желание и способность были быстро доказаны в 20-е годы. Однако следует признать, что вводимый государством под контролем власти капитализм имел в России слишком малую предысторию. Он почти не имел юридическо-правового обеспечения, в силу чего был зависим от любых, самых незначительных колебаний не только "большой" партийно-государственной политики, но и ее "малых" — местных интерпретаций и желаний слаборазвитой в экономическом отношении части сельского населения.
Достаточно высокого уровня развития капитализма в деревне не было и до революции. В стране, как известно, значительно дольше, чем в передовых странах Европы, существовало крепостное право. Размеры крестьянских хозяйств были незначительны, причем еще в начале века они почти в полном составе входили в общины. В силу этого известная часть крестьянства, получавшая с введением нэпа хозяйственную самостоятельность, в чем-то еще не преодолела привычки к общинному типу жизни.
Впрочем, однозначно-отрицательное суждение об общине было бы неправильным. Как экономический (хозяйственный) тип община уступает товарному капиталистическому производству. Но как уклад сельского образа жизни имеет многие сильные стороны. Так, издавна общинное демократическое устройство выполняло роль гаранта нормальной жизни и деятельности семейно-индивидуального крестьянского хозяйства. Вот что пишут в этой связи историки. "С ликвидацией крепостного права в 1861 г. крестьянский мир и его выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне на всех категориях земель, включая бывшие частновладельческие. С реформой 1861 г. связано и законодательное оформление общины в общегосударственном масштабе. Общее положение о крестьянах определяло функции самой общины, получившей наименование сельского общества, права и обязанности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов (семей) — домохозяев, а также избираемого сходом сельского старосты. Последний являлся и представителем общины, и представителем государственной администрации, беспрекословно выполнявшим все законные требования властей... Сельские общества... составляли волость — общинную организацию второй ступени, являвшуюся в то же время низшим звеном государственной административной системы. Управление делами здесь осуществлялось через волостной сход сельских должностных лиц и представителей крестьянского населения, избираемых по одному от каждых десяти дворов, волостного старшину с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Полицейские и фискальные обязанности занимали определяющее место в функциях волостной администрации. Однако и в пореформенную эпоху продолжали существовать не оформленные законом органы мира ("советы стариков" и т. п.), которые оказывали влияние на внутреннюю жизнь общины (контроль за деятельностью старост, поддержание норм обычного права и т. п.) " [30, с. 44-45] .
В своей "защитной" функции община имела давнюю историю. Издавна "мир", если это требовалось, вступал в борьбу с местными чиновниками, монастырями, служилыми людьми, аборигенными жителями и соседними общинами — со всеми, кто покушался на его угодья. Община выполняла хозяйственно-производственные, властно-распорядительные, природоохранные, морально-нравственные и воспитательные функции. Коллективно контролировалась производственная деятельность семей, принимались меры по предупреждению пожаров и эпизоотии, обеспечивалась сохранность и рациональная эксплуатация общинных угодий, поощрялось введение новой агротехники и технологии, размножение скота и улучшение его пород, обеспечивалась помощь маломощным или одиноким членам общины, постоянно и всемерно осуществлялось трудовое воспитание детей. Поощряя хозяйственную свободу и предприимчивость внутри общины ("Каждый хозяйничает так, как ему самому нравится; всякий молодец на свой образец"), община конфликтовала с властями, добиваясь высвобождения "удобного к сельским занятиям времени". "В деревне отрицательно относились к тем, кто в рабочее время бездельничал, устраивал "пирушки"; им обычно давалось какое-либо поносное уличное прозвище, и крестьяне старались добиться их выселения в другое место. Культ труда, поддерживаемый общиной, сопровождал хлебопашца всю его сознательную жизнь"[5].
Весь строй производственной и общественной жизни крестьян вырабатывал их во многом сходное поведение, лучшие черты которого легли в основу национальных характеров.
К выводу о "большом единстве традиционных форм общения и соответствующих им норм коллективного и индивидуального поведения русского крестьянства в различных районах его расселения" приводит богатый материал источников, собранный и осмысленный в замечательной книге М. М. Громыко "Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в." (вышедшей в свет в Москве в 1986 году).
Таким образом, сам факт введения нэпа в реальную ткань действительности требует сейчас глубокого изучения этой действительности, работы исторической социологии, интеллектуальной реконструкции как объективной действительности, так и соответствующих ей типов общественного сознания.
К обстоятельствам введения нэпа, кроме перечисленных, нужно отнести и явление "социалистической" бюрократии. Ее судьба тесно переплетена с судьбой рождавшегося в деревне социализма. Именно "аппарат" — в самом широком смысле этого слова — был той реальной силой и одновременно самой мощной основой, на которую "помещался" аграрный социализм 1918-1920 годов. Следует признать, что такая функция бюрократии в деревенской России в прошлом никогда не существовала.
Говоря так, мы имеем в виду тот факт, что громадность и широта расселения крестьянства предреволюционной России, а также его относительная независимость от постоянного глубинного контроля со стороны государства благодаря наличию общины ограничивали проникновение в ткань ее общественной жизни элементов бюрократии. Но вместе с тем эти же причины, как это ни парадоксально, определили громадные размеры и легкость, с какой возникшая после 1917 года в условиях "военного коммунизма" "социалистическая" бюрократия охватила, парализовала и принялась грызть крестьянство, имевшее слабые навыки самостоятельного товарного хозяйствования.
Если попытаться исторически обобщенно представить стереотип социального поведения крестьянина в отношении ко всяческому начальству, то, наверное, верна будет картина длящейся десятилетиями покорности с яростно-безудержными вспышками народных бунтов. Дифференциация крестьянства, вступление деревни на путь капиталистического развития, появление сельской буржуазии — кулачества, несомненно, начало менять этот стереотип. Но исторический период развития капитализма в деревне, отметим еще раз, был слишком краток, навыки трудовой деятельности в условиях товарного производства слабы. Соответственно, минимальной была и степень развития правосознания, особенно если учесть, что в условиях общинной организации обычное право, моральные нормы и традиции были постоянно работающим механизмом. Исторических оснований для иммунитета, как способности и умения противостоять разраставшейся бюрократии в производственном, распределительном и обменном процессе, не было. Вот почему наивное (иначе не скажешь) в этом отношении крестьянство, разрушая традиционные общинные механизмы защиты и не имея времени и возможности выработать иных, иногда — будучи побежденным, а иногда - от безысходности и безнадежности сопротивляться силе, чем дальше, тем больше смирялось с государственно-бюрократическим произволом.
Таким образом, открывшаяся перед крестьянами с введением нэпа возможность самостоятельного хозяйствования сопровождалась следующими двумя важными обстоятельствами. Во-первых, недостаточным (в историческом измерении) опытом и навыками товарного производства. И, во-вторых, не только нежеланием, но и противодействием со стороны партийных и государственных работников (прежде всего среднего и низшего звена) предоставить крестьянам хозяйственную самостоятельность в полном объеме. Это противодействие нэпу не могло не поддерживаться и теми активис-тами-комбедовцами, которые не пожелали использовать предоставленные им Советской властью возможности для хозяйственного возрождения, а предпочли перспективу пожизненного "кормления" за счет государства или "экспроприации" трудолюбивых соседей. Прежде всего из разного рода служащих и аппаратных работников, а также изо всех сил рвущегося к власти "актива" еще с периода "военного коммунизма" шло непрерывное формирование "социалистической" бюрократии.
Что же такое бюрократия и какие основания для ее расцвета имелись при Советской власти?
* *
*
"...Он выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом; через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом. Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине, мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли".
А. П. Платонов. "Котлован".
[1] Картину происходящего при отсутствии должных исторических исследований помогают восстановить отдельные свидетельства современников. Так, ветеран Февральской и Октябрьской революций И. Я. Врачев через 68 лет нарушил партийный запрет и рассказал о следующем эпизоде во время X съезда РКП (б) в марте 1921 года. Говорит Ф. Э. Дзержинский: "Товарищи, вы называете мою кандидатуру в члены ЦК, вероятно, имея в виду, что я буду продолжать работу в качестве председателя ВЧК. А я не хочу, а главное — не смогу там больше работать. Вы знаете, моя рука никогда не дрожала, когда я направлял карающий меч на головы наших классовых врагов. Но теперь наша революция вступила в трагический период, во время которого приходится карать не только классовых врагов, а и трудящихся — в Кронштадте, в Тамбовской губернии и в других местах. Вы знаете, товарищи, что я не щадил своей жизни в революционной борьбе, боролся за лучшую долю рабочих и крестьян. А теперь и их приходится репрессировать. Но я не могу, поймите, не могу! Очень прошу снять мою кандидатуру". См.: Вопросы истории. 1989. № 4. С. 182. [2] Один из идеологов тех лет так оценивал ситуацию накануне 1921 года: "Крестьянство, однако, руководствуясь своим инстинктом и предрассудками мелких собственников, не могло и не хотело понять, почему стеснительная для него продразверстка остается, когда армия демобилизуется и опасности восстановления помещичьей власти и собственности более нет". "Семь лет диктатуры пролетариата". Сборник материалов для агитаторов. П., 1924. С. 25. [3] По данным, приведенным Л. Б. Каменевым, в 1920 году по сравнению с 1913 недосев составил 25 %, а производительность крестьянских хозяйств снизилась в 2 раза. См.: Каменев Л. Международное положение в связи с новой экономической программой. Новгород, 1921. С 8. [4] Подробнее см.: Данилов В.П. Какой была международная помощь // Аргументы и факты. 1988. № 19. [5] См., например: Миненко А.П. Роль крестьянской общины в организации сельскохозяйственного производства (по материалам Западной Сибири XVIII – первой половины XIX в.). В кн.: Земледельческое освоение Сибири в конце XVII –XX в. Трудовые традиции крестьян. Новосибирск, 1985. Миненко Н.А. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни в XVIII – первой половине XIX в. М., 1989. |
|||||
|