Институт Философии
Российской Академии Наук




  М.А. Маслин. Реплика на общей дискуссии
Главная страница » События » Архив событий » 2012 » Конференция «История философии: вызовы XXI века» » Материалы, поступившие после конференции » М.А. Маслин. Реплика на общей дискуссии

М.А. Маслин. Реплика на общей дискуссии

Мне понравились две интересные метафоры, которые предложил и очень образно обосновал в своем выступлении Э. Ю. Соловьев: метафора истории философии как музея и метафора философии как театра. Последняя метафора, как я ее понимаю, вовсе не подразумевает «идолы театра» Бэкона, а указывает на своеобразную театральность философа-профессионала, который действует подобно режиссеру и актеру (одновременно), создавая свой текст, предназначенный для представления на философской сцене. Но в эпоху постмодерна ресурсы «репертуарного театра» истощены, эпоха поиска абсолютов закончилась, все философские Шекспиры, Мольеры и Чеховы остались за «железным занавесом» сцены (по Розанову). Представление завершилось, зрители отправились домой, но не шуб, ни домов не оказалось… Философии осталась деконструкция, переписывание и переинтерпретация созданного ранее, подобная тем театральным постановкам, где герои театральной классики разгуливают по сцене в t-shirts или вообще голяком. Далее, если говорить об истории философии перед лицом вызовов XXI века, то именно история философии остается хранителем всего разумного, доброго и вечного, всех культурных миров, «дивно близких» человеку. Метафора музея многое объясняет. Ведь музей предназначен для хранения, изучения и распространения знаний о памятниках философской мысли. Еще раньше музей использовался создателем философии общего дела Н. Ф. Федоровым как собирательный образ научного хранилища духовной памяти об отцах – как «собирание в единство» этой памяти и как «призыв на службу отечеству». Автор «Философии общего дела» представлял музей-библиотеку, или, в нашем случае, историю философии не только результатом собирания, но и действенного исследования всех сокровищниц человеческой мысли, в конечном счете, выполнением главной задачи – воскрешения отцов. Музей как «собирание в единство» (т.е. собирание всей, без изъятий, истории философской мысли всех культур) есть, в то же время, «дело воспитания». Отношение к наследию предков является «делом священным», поскольку максимально возможное приобщение к наследию предков воспитывает единство человеческого рода, направленное на преодоление розни и вражды. История философии, таким образом соединяет народы, образуя гигантское тело всего объединенного человечества. Таким образом музей-библиотека истории философии «будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого существом музео-образным». Как «образцовый библиотекарь» Федоров оценивал работу сохранения текстов в библиотеке как род деятельности священной, стремясь к построению работы по аналогии с ежедневным поминовением того или иного автора. В этом случае автора книги будут поминать как живого, будет вызван к жизни «живой образ автора». В таком случае происходит подлинное изучение философского текста, которое не исключает того, что текст можно «и корить, и хвалить». В данном случае главное – «восстановлять жизнь». Особая роль при этом отводится каталогизации и составлению библиографии, которые должны строиться по поминальному принципу, в данном случае, по принципу сохранения всей мировой памяти философии. «Таким образом, - заключает русский мыслитель, - библиотека была и должна быть не просто собиранием книг, а памятником, сооруженным предкам, в котором книги суть души писателей, а бюсты – их тела». Изучению истории как «живой истории мысли» придавал большое значение и такой выдающийся историк философии как князь С. Н. Трубецкой, единственный в ХХ веке ректор-философ Московского университета. Одна из целей всякого историка философии, по его мысли, является создание живого образа мыслителя прошлого, что предполагает не просто сухое изложение содержания созданных им текстов, но необходимый учет его темперамента, характера, привычек – всего того, что было свойственно философу как е живому человеку. Огромное значение для «живой истории философии» имеет также знакомство с тем культурным контекстом, который породил философские учения. С этой целью, как известно, Трубецкой организовывал лекции-экскурсии в Грецию, к тем местам, где зарождалась философия.