НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ СЕКТОРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ ИФ РАН ЗА 2007 г.
1. Сектор координирует исследования в рамках общеинститутского проекта «Проблемы российского самосознания». Предметом обсуждения 1-й Всероссийской ежегодной конференции Института философии РАН и регионов России «Проблемы российского самосознания» (Москва–Орел, 26–28 окт. 2006 г.) стал круг вопросов, относящихся к теме российского самосознания, механизмов его трансформации и методов исследования (Проблемы российского самосознания. (2006; Москва–Орел). 1-я Всерос. конф. «Проблемы российского самосознания», 26–28 окт. 2006 г. /РАН. Ин-т философии; Под общ. ред. С.А.Никольского М.: ИФРАН, 2007. 230 с. (12 п.л.). а). Показано, что постановка вопроса о том, быть или не быть России Европой, ложна по своей сути, не имеет разумного решения. Она порождена отказом от универсального видения истории (в пользу локального и особенного). Не в Европу надо стремиться России (и не противопоставлять себя ей), а вместе с ней в цивилизацию, которая базируется на общих с Европой, а, возможно, и для всего человечества, основаниях (Межуев В.М. Россия и Европа: возможен ли диалог? // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 16–37 (1 п.л.); Межуев В.М. О цивилизационной идентичности России // Индекс. М., 2007. № 25 (1 п.л.). б). В поисках ответа на вопрос, что представляет собой мировоззрение и самосознание народа, русская философия и русская литература позволяет обозначить некоторые базовые характеристики (черты) русского самосознания от начала до середины ХIХ столетия: расколотость (национальное и европеизированное), природная ориентированность, представление о смерти как об инобытии души, равноценность эмоционального и рационального начал человеческой жизни (Никольский С.А. О характерных особенностях русского самосознания XIX в. и способах его постижения // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 44–55 (1 п.л.); Никольский С.А. О русском мировоззрении // Человек. 2007. № 4. С. 32–43 (1 п.л.). в). Предпринята попытка дать представление о миросозерцании народа на примере двух групп персонажей художественных произведений А.П.Чехова – крестьян и помещиков, объединенных общим понятием «земледелец» (Никольский С.А. Миросознание земледельца в русской литературе ХIХ столетия: горестно-обнадеживающий взгляд Чехова // Вопр. философии. 2007. № 6. С. 108–131 (1 п.л.). г). Гендерная методология позволяет по-новому подойти к анализу и решению социокультурных проблем современного российского общества. Невозможно понять сознание и самосознание общества, игнорируя его гендерную компоненту (Воронина О.А. Оппозиция материи и духа: гендерный аспект // Вопр. философии. 2007. № 2. С. 56–65 (1 п.л.); Она же. Гендерная система и гендерное сознание в российском обществе // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 141–147 (0,4 п.л.). д). В контексте проблемы соотношения народного и национального, этноса и нации требует осмысления вопрос, что отличает историческое сознание и память нации от исторического сознания и памяти народа-этноса. В частности, механизм т.н. «преодоления прошлого» в условиях нации связан с рационализацией представлений о прошлом, его личностным осмыслением, в то время как для народа-этноса характерно ритуализированное восприятие прошлого (Кознова И.Е. Память о прошлом и национальное самосознание // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 85–89 (0,3 п.л.). е). Обозначен определяющий для национального самосознания в структуре отношений локального пространства деревенского мира и большого пространства внешнего мира концепт «матери-земли» (Домников С.Д. Феноменология идентичности русских: традиционное сознание и пространство // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 90–95 (0,3 п.л.). Получены также результаты в других направлениях исследований. 2. Раскрывается прямое несовпадение социально-исторического учения Маркса с интерпретацией этого учения в рамках так называемого «советского марксизма» (Межуев В.М. Маркс против марксизма: Ст. на непопул. тему. М., 2007 (11 п.л.). 3. Уточнены понятия «культура» и «цивилизация» в свете проблемы глобализации (Киященко Н.И. Может ли быть толерантным диалог цивилизаций // Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций: Материалы IV Междунар. конф. (Астрахань, 3–6 мая 2007 г.). Астрахань, 2007 (0,75 п.л.). 4. Изучены способы конструирования образов прошлого и его мифологизации в крестьянской культуре (Кознова И.Е. Российская модернизация XX в. и крестьянская память // Государственная власть и крестьянство в XX – начале XXI вв: Сб. статей. Ч. I. Коломна, 2007. С. 3–17 (0,4 п.л.). 5. Рассмотрена проблема коммуникации и специфических типов общественного взаимодействия в традиционных средах (Домников С.Д. Пространство гнева: коммуникативный и феноменологический аспект крестьянской ссоры // Материалы Междунар. научно-практ. конф. «Моя малая родина». Вып. 4. Степановка–Пенза, 2007. С. 50–108 (3,4 п.л.). 6. Проанализирован дискуссионный вопрос о взаимодействии религии и интеллигенции в условиях современной России (Наумова Т.В. Религия и интеллигенция в новой истории России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 277–290 (1 п.л.); Она же. Постсоветская интеллигенция и мистицизм // Интеллигенция и взаимодействие культур: Материалы VI Междунар. научн. конф. Т. I. М.–Улан-Удэ, 2007. С. 235–244 (0,8 п.л.).
Книги
Статьи
|
|||||
|