Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет сектора философии культуры за 2007 г.
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии культуры » Научные результаты » Научный отчет сектора философии культуры за 2007 г.

Научный отчет сектора философии культуры за 2007 г.

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ СЕКТОРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ ИФ РАН ЗА 2007 г.

 

1. Сектор координирует исследования в рамках общеинститутского проекта «Проблемы российского самосознания». Предметом обсуждения 1-й Всероссийской ежегодной конференции Института философии РАН и регионов России «Проблемы российского самосознания» (Москва–Орел, 26–28 окт. 2006 г.) стал круг вопросов, относящихся к теме российского самосознания, механизмов его трансформации и методов исследования (Проблемы российского самосознания. (2006; Москва–Орел). 1-я Всерос. конф. «Проблемы российского самосознания», 26–28 окт. 2006 г. /РАН. Ин-т философии; Под общ. ред. С.А.Никольского М.: ИФРАН, 2007. 230 с. (12 п.л.).

а). Показано, что постановка вопроса о том, быть или не быть России Европой, ложна по своей сути, не имеет разумного решения. Она порождена отказом от универсального видения истории (в пользу локального и особенного). Не в Европу надо стремиться России (и не противопоставлять себя ей), а вместе с ней в цивилизацию, которая базируется на общих с Европой, а, возможно, и для всего человечества, основаниях (Межуев В.М. Россия и Европа: возможен ли диалог? // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 16–37 (1 п.л.); Межуев В.М. О цивилизационной идентичности России // Индекс. М., 2007. № 25 (1 п.л.).

б). В поисках ответа на вопрос, что представляет собой мировоззрение и самосознание народа, русская философия и русская литература позволяет обозначить некоторые базовые характеристики (черты) русского самосознания от начала до середины ХIХ столетия: расколотость (национальное и европеизированное), природная ориентированность, представление о смерти как об инобытии души, равноценность эмоционального и рационального начал человеческой жизни (Никольский С.А. О характерных особенностях русского самосознания XIX в. и способах его постижения // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 44–55 (1 п.л.); Никольский С.А. О русском мировоззрении // Человек. 2007. № 4. С. 32–43 (1 п.л.).

в). Предпринята попытка дать представление о миросозерцании народа на примере двух групп персонажей художественных произведений А.П.Чехова – крестьян и помещиков, объединенных общим понятием «земледелец» (Никольский С.А. Миросознание земледельца в русской литературе ХIХ столетия: горестно-обнадеживающий взгляд Чехова // Вопр. философии. 2007. № 6. С. 108–131 (1 п.л.).

г). Гендерная методология позволяет по-новому подойти к анализу и решению социокультурных проблем современного российского общества. Невозможно понять сознание и самосознание общества, игнорируя его гендерную компоненту (Воронина О.А. Оппозиция материи и духа: гендерный аспект // Вопр. философии. 2007. № 2. С. 56–65 (1 п.л.); Она же. Гендерная система и гендерное сознание в российском обществе // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 141–147 (0,4 п.л.).

д). В контексте проблемы соотношения народного и национального, этноса и нации требует осмысления вопрос, что отличает историческое сознание и память нации от исторического сознания и памяти народа-этноса. В частности, механизм т.н. «преодоления прошлого» в условиях нации связан с рационализацией представлений о прошлом, его личностным осмыслением, в то время как для народа-этноса характерно ритуализированное восприятие прошлого (Кознова И.Е. Память о прошлом и национальное самосознание // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 85–89 (0,3 п.л.).

е). Обозначен определяющий для национального самосознания в структуре отношений локального пространства деревенского мира и большого пространства внешнего мира концепт «матери-земли» (Домников С.Д. Феноменология идентичности русских: традиционное сознание и пространство // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 90–95 (0,3 п.л.).

Получены также результаты в других направлениях исследований.

2. Раскрывается прямое несовпадение социально-исторического учения Маркса с интерпретацией этого учения в рамках так называемого «советского марксизма» (Межуев В.М. Маркс против марксизма: Ст. на непопул. тему. М., 2007 (11 п.л.).

3. Уточнены понятия «культура» и «цивилизация» в свете проблемы глобализации (Киященко Н.И. Может ли быть толерантным диалог цивилизаций // Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций: Материалы IV Междунар. конф. (Астрахань, 3–6 мая 2007 г.). Астрахань, 2007 (0,75 п.л.).

4. Изучены способы конструирования образов прошлого и его мифологизации в крестьянской культуре (Кознова И.Е. Российская модернизация XX в. и крестьянская память // Государственная власть и крестьянство в XX – начале XXI вв: Сб. статей. Ч. I. Коломна, 2007. С. 3–17 (0,4 п.л.).

5. Рассмотрена проблема коммуникации и специфических типов общественного взаимодействия в традиционных средах (Домников С.Д. Пространство гнева: коммуникативный и феноменологический аспект крестьянской ссоры // Материалы Междунар. научно-практ. конф. «Моя малая родина». Вып. 4. Степановка–Пенза, 2007. С. 50–108 (3,4 п.л.).

6. Проанализирован дискуссионный вопрос о взаимодействии религии и интеллигенции в условиях современной России (Наумова Т.В. Религия и интеллигенция в новой истории России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 277–290 (1 п.л.); Она же. Постсоветская интеллигенция и мистицизм // Интеллигенция и взаимодействие культур: Материалы VI Междунар. научн. конф. Т. I. М.–Улан-Удэ, 2007. С. 235–244 (0,8 п.л.).

 

Книги

 

  • Межуев В.М. Маркс против марксизма: Ст. на непопул. тему. М.: Культур. революция, 2007. 176 с. (11 а.л.).
  • Проблемы российского самосознания /Отв. ред. С.А.Никольский. М.: ИФ РАН, 2007. 230 с. (12,26 а.л.).

 

Статьи

  • Воронина О.А.Образование и гендерное равенство: экспертиза учебников для высшей школы // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы. СПб., 2007 (0,6 п.л.).
  • Воронина О.А. Оппозиция материи и духа: гендерный аспект // Вопр. философии. 2007. № 2 (1 п.л.).
  • Домников С.Д. Пространство гнева: коммуникативный и феноменологический аспект крестьянской ссоры // Материалы Междунар. научно-практ. конф. «Моя малая родина». Вып. 4. Степановка–Пенза, 2007 (3,4 п.л.).
  • Домников С.Д. Творческий мир Виктора Малязёва // Малязёв В.Е. Ах, сенокос, сенокос, сенокос… Пенза, 2007 (0,4 п.л.).
  • Домников С.Д. Феноменология идентичности русских: традиционное сознание и пространство // Проблемы российского самосознания. М., 2007 (0,3 п.л.).
  • Киященко Н.И. В.А.Конев – философ, эстетик, культуролог и блистательный педагог // Философия, общество, культура. Самара, 2007 (0,75 п.л.).
  • Киященко Н.И. Высококультурный сотрудник органов внутренних дел – гарант правовой культуры в гражданском обществе // Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высоко профессиональных специалистов органов внутренних дел: Материалы научно-практ. конф. Тверь, 2007 (0,5 п.л.).
  • Киященко Н.И. Инерционность системы образования в России. Рецензия // Филос. науки. 2007. № 2 (0,3 л.).
  • Киященко Н.И. Может ли быть толерантным диалог цивилизаций? // Россия и Восток. Проблема толерантности в диалоге цивилизаций: Материалы научно-практ. конф. Тверь, 2007 (0,75 п.л.).
  • Киященко Н.И. Можно ли научить религиозности и вере? // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы Междунар. конф. М., 2007 (0,4 п.л.).
  • Киященко Н.И. Музыкальное искусство и его воспитательные возможности // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебн. пособие. М., 2007 (1,1 п.л.).
  • Киященко Н.И. Профессионализм и культура творческой личности // Междисциплинарность современного гуманитарного знания как мощный энергетический потенциал образования: Материалы IV Всерос. форума «Сибирские Афины». Томск, 2007 (0,4 п.л.).
  • Киященко Н.И. Российская интеллигенция: сущность, социальная природа и социальная ответственность // Байкальская встреча: Материалы VI Междунар. научно-практ. конф. Улан-Удэ, 2007 (0,6 п.л.).
  • Киященко Н.И. Философия и методология музыкально-педагогической деятельности // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебн. пособие. М., 2007 (1,2 п.л.).
  • Кознова И.Е. Память о прошлом и национальное самосознание // Проблемы российского самосознания. М., 2007 (0,3 п.л.).
  • Кознова И.Е. Память о прошлом: основные направления исследовательского поиска // Философия и методология истории: Сб. научн. ст. II Всерос. научн. конф. (Коломна, 17–18 мая 2007 г.). Коломна, 2007 (0,3 п.л.).
  • Кознова И.Е. Проблемы российского самосознания // Вопр. философии. 2007. № 6 (0,5 п.л.).
  • Кознова И.Е. Российская модернизация XX в. и крестьянская память // Государственная власть и крестьянство в XX – начале XXI вв.: Сб. ст. Ч. I. Коломна, 2007 (0,4 п.л.).
  • Межуев В.М. Гуманитарная наука и идеология // Российская гуманитарная наука: генезис и состояние: Материалы постоянно действующего научн. семинара. М., 2007. № 2 (1 п.л.).
  • Межуев В.М. Приоритеты культурной политики в условиях рыночного реформирования // Социокультурное развитие региона в условиях реализации административной системы. М.–Владимир, 2007 (0,5 п.л.).
  • Межуев В.М. Сочетание разума с духом – путь к общечеловеческому единству // Христианская цивилизация: система основных ценностей. Мировой опыт и российская ситуация: Материалы постоянно действующего семинара. 2007. Вып. № 3 (0,5 п.л.).
  • Межуев В.М. Если человек не нуждается в свободе, то и философия ему ни к чему… // Новое время. 29.10–30.10. 2007 г. № 83; Кентавр. № 2007. № 6 (0,5 п.л.).
  • Межуев В.М. О цивилизационной идентичности России // Индекс. 2007. № 25 (1 п.л.).
  • Межуев В.М. Россия и Европа: возможен ли диалог? // Обсерватория. М., 2007. № 2–3 (1,5 п.л.).
  • Межуев В.М.Россия и Европа: возможен ли диалог? // Проблемы российского самосознания. М., 2007 (1 п.л.).
  • Межуев В.М.Социализм – пространство культуры (еще раз о социалистической идее) // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1 (2 п.л.).
  • Межуев В.М. Финансирование национальной культуры – прямая обязанность государства // Культура и культурная политика. Вып. 4: Культура и экономика: поиск новых моделей взаимодействия: Материалы и докл. XIV научно-методол. семинар. М., 2007 (0,5 п.л.).
  • Наумова Т.В. Религия и интеллигенция в новой истории России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 277–290 (1 п.л.).
  • Никольский С.А.Миросознание земледельца в русской литературе ХIХ столетия: горестно-обнадеживающий взгляд Чехова // Вопр. философии. 2007. № 5. С. 108–131 (1 п.л.).
  • Никольский С.А. О русском мировоззрении // Человек. 2007. № 4. С. 32–43 (1 п.л.).
  • Никольский С.А. О характерных особенностях русского самосознания XIX в. и способах его постижения // Проблемы российского самосознания. М., 2007. С. 44–55 (1 п.л.).