А.А. Ивин, доктор философских наук, профессор
О ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СУЩИМ И ДОЛЖНЫМ
Тезисы доклада
В докладе рассматриваются три вопроса: (1) определение понятия ценности, (2) неустойчивость границы между сущим и должным и (3) роль ценностей в научном познании и, прежде всего, в социальных и гуманитарных науках. Человек не только созерцающее, но и практическое, действующее существо, опирающееся в своей деятельности на оценки, планы, идеалы и т.п. Цель описания – сделать так, чтобы слова соответствовали миру, цель оценки – сделать так, чтобы мир отвечал словам. Это положение диктует общую линию подхода к анализу ценностей. И ценность, и истина являются не свойствами, а отношениями. Истинно утверждение, соответствующее описываемой им ситуации. Позитивно ценной является ситуация, соответствующая высказанному о ней утверждению, отвечающая предъявляемым к ней требованиям. Чистые оценки и чистые нормы не так часты, как это обычно представляется. Гораздо более употребительны двойственные, описательно-оценочные выражения. К ним относятся принципы морали, законы государства, принципы научных теорий, регулятивные принципы познания, научные законы, и т.д. Социальные и гуманитарные науки всегда содержат рекомендации, касающиеся человеческой деятельности. Экономическая наука, социология, политология, лингвистика, психология и т.п., перестроенные по образцу физики, в которой нет субъективных и потому ненадежных «оценок», практически бесполезны. Действительная проблема наук, включающих явные или неявные оценочные утверждения (в частности, двойственные, описательно-оценочные высказывания), состоит в том, чтобы разработать критерии обоснованности и, значит, объективности такого рода утверждений и по возможности исключать необоснованные оценки. Оценивание всегда субъективирует. Науки о культуре отстоят дальше от идеала объективности, чем науки о природе. Вместе с тем, без оценочной субъективации и известного отхода от объективности невозможна деятельность человека по преобразованию мира.
|
|||||
|