Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научно-практический семинар «Диалоги о человеке»
Главная страница » Ученые » Семинары и конференции » Научно-практический семинар «Диалоги о человеке»

Научно-практический семинар «Диалоги о человеке»

Диалоги о человеке



Семинар посвящен актуальным проблемам человека, связанным с его особой природой, многомерностью существования, дихотомией сознания и бессознательного, соотношением духовного, социального и физического модусов бытия, а также с вызовами, стоящими перед человеком в XXI столетии. Круг тем для обсуждения предельно широк и ориентирован, прежде всего, на их практическую составляющую. К особенностям семинара можно отнести широкое представительство молодых ученых среди участников, а также интерактивную форму работы, организованную по методу сократического диалога, который позволяет задействовать в ходе дискуссий всех участников. Встречи проходят в дружелюбной атмосфере, приветствуется активная вовлеченность всех заинтересованных в процесс обсуждения. Приглашаются все желающие. Вход свободный.


Ответственный модератор семинар:

  • кандидат политических наук, доцент, психолог, научный сотрудник ИФ РАН, Угрин Иван Михайлович

Контактная информация:

  • 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д.12, стр.1. Институт философии РАН, к. 422.
  • Тел.: +7 (919) 777-88-61, e-mail: ivan_ugrin@mail.ru


Ближайшие заседания семинара

 

Первое заседание семинара «Диалоги о человеке», 5 февраля 2019 г.

 

Начинает работу научно-практический семинар, посвященный актуальным проблемам человека, связанным с его особой природой, многомерностью существования, дихотомией сознания и бессознательного, соотношением духовного, социального и физического модусов бытия, а также с вызовами, стоящими перед человеком в XXI столетии. Круг тем для обсуждения предельно широк и ориентирован, прежде всего, на их практическую составляющую. К особенностям семинара можно отнести широкое представительство молодых ученых среди участников, а также интерактивную форму работы, организованную по методу сократического диалога, который позволяет задействовать в ходе дискуссий всех участников. На первом заседании семинара выступит молодой ученый (аспирант) Алтафова Анелия Рафисовна с темой «Влечение к смерти: инстинкт или метафора?». Приглашаются все желающие.

 

5 февраля, 2019 г., 18.00 (Институт философии РАН, ауд. 422)

 

Влечение к смерти: инстинкт или метафора?


Проблема человеческой деструктивности заняла отдельное место в философском дискурсе лишь в XX веке после выхода в свет поздних работ Зигмунда Фрейда о наличии у человека особого, разрушительного, влечения к состоянию доорганического покоя, в предельном смысле - к смерти. Концепция биологически детерминированного «инстинкта смерти» была призвана стать объяснительной моделью всех форм социального зла на Земле - от алкоголизма и наркомании до насилия и катастрофических войн. Однако избранный австрийским мыслителем натуралистический подход, придававший деструктивности статус биологической нормы, не только не способствовал борьбе с этой проблемой, но и приводил к оправданию «пагубных наклонностей», которые «даже более в природе вещей, чем наша борьба с ними». Поэтому современники Фрейда по большей части отвергали концепцию инстинкта смерти. Открытие Фрейда, по всей видимости, опередило свое время, поскольку именно в рамках философии постмодернизма оно получило не только признание, но и глубокую проработку. Инстинкт смерти выступает в работах постмодернистов не в качестве природного инстинкта, а как метафора или миф, раскрывающий истину не о биологической, а об антропологической «природе» человека. Сама смерть, воспринимаемая символически, обретает положительные коннотации: будучи не концом жизни, а ее атрибутом, она способствует углублению чувств, усилению интенсивности эмоциональных состояний. Если, к примеру, садизм в работах Фрейда и его последователя Эриха Фромма мыслился как «злокачественная опухоль», от которой необходимо избавить человечество, то уже в работах Жоржа Батая и Жиля Делёза он становится способом трансгрессивного выхода за свои собственные пределы, инструментом самостановления. Так, негативные на социальном уровне феномены обретают на уровне символического мышления положительный смысл, который заключается в стремлении к смерти не физической, а символической. Подобный подход, в котором разрушение выступает не как цель, а как средство, позволяет выйти из теоретического тупика, в котором оказался Фрейд, и утверждает возможность решения проблемы человеческой разрушительности.

 



 

Заседание семинара «Диалоги о человеке», 5 марта 2019 г.


5 марта состоится второе заседание семинара «Диалоги о человеке», с докладом выступит научный сотрудник ИФ РАН, кандидат политических наук, Угрин Иван Михайлович. Тема доклада: «Потерянный Разум: рассуждение о смыслах философии Гераклита Эфесского».

 

5 марта 2019 г, 18.30 (ауд. 422). 

 

Потерянный Разум: размышление о смыслах философии Гераклита Эфесского


Жить по уму или согласно разуму? Эта не вполне очевидная, на первый взгляд, проблема отражает сущностную дилемму, перед которой стоит каждый человек. Мы пользуемся наши умом для анализа, рассуждений, подведения итогов, планирования и принятия решения, и, даже если не каждый может сказать, что он живет по уму, нет того, кто мог бы сказать, что живет без ума. Безумие, понимаемое как психопатология, точнее назвать искривлением ума или, уже в контексте поставленной проблемы, отсутствием связи между умом и разумом, рассматриваемом в данной контексте как действенная сила. Психические расстройства, проявляющиеся в скрытых формах в обыденной жизни или открыто, что чревато десоциализацией и дезадаптацией в наиболее тяжелых случаях, могут исследоваться под углом той точки зрения, которая ставит вопрос об отчуждении сознания человека от разума. При этом разумность или Разум (Логос) видится не только как достояние человеческого существования, более того, homo sapiens оказывается с этой точки зрения не таким уж разумным, а, скорее, имеющим в себе лишь зачатки разума, прорасти которые способны лишь при определенных условиях и при живой заинтересованности самого человека в этом. Разум – это космическая сила, организующая и поддерживающая порядок вселенной и одновременно задающая ритм и направление ее эволюции. В этом ракурсе разум предстаёт в большей степени как сила бессознательная для ограниченного собственными представлениями и кругозором человека, но в то же время готовая проявиться в сознании человека через синергийное взаимодействие с его умом. Согласно Гераклиту, космический Логос – это не только разум, но и огонь, то есть энергия, приводящая все остальные элементы в движение. Гераклит видит в Логосе основу для разумной жизни, то есть такой жизни, в которой трудно разрешимое противоречие между нашими мыслями («я считаю правильным жить таким-то образом») и реальным воплощением их в действительность («но живу я совсем иначе») снимается, поскольку Логос – это и мысль, и энергия, реализующая эту мысль. С опорой на отдельные высказывания и афоризмы Гераклита Эфесского будет строиться наше рассуждение на тему обретения разума или, что равнозначно, приобщения к Разуму Космоса, и путях преодоления собственного безумия.

 

 

Заседание семинара «Диалоги о человеке», 2 апреля 2019 г.


2 апреля состоится очередное заседание семинара «Диалоги о человеке», с докладом выступит молодой ученый, аспирант, Голиков Кирилл Сергеевич. Тема доклада: «Зов экзистенции». Приглашаются все желающие!

 

2 апреля, 18.30 (Институт философии РАН, ауд. 422)

 

Зов экзистенции


С начала технологических революций, техника отчуждается от человека, а человек от создаваемой им техники. Сегодня мы живем в эпоху шестого технологического уклада (НБИКС-конвергенция) и в период четвертой промышленной революции (Industry 4.0). Это нанотехнологии, цифровизация процессов производства и потребления. Робототехника в купе с искусственным интеллектом в скором времени окончательно возьмут на себя рутинную работу. Многие профессии исчезнут. Человеческий субъект все больше уходит в информационное пространство. «Успешная» техногенная цивилизация позитивного знания приблизилась к тому пределу, когда человека стало возможно заменить машиной. Но тогда возникает вопрос, чем мы от этой машины отличаемся? Ценные размышления, связанные с этой проблемой, можно найти в экзистенциальном философствовании Карла Ясперса. Его видение ситуации экзистенциального отчуждения и варианты преодоления такого отчуждения, связанные с развертыванием подлинного бытия человека экзистирующего, мы и обсудим на предстоящей встрече.

 

 

Заседание семинара «Диалоги о человеке», 21 мая 2019 г.


21 мая состоится очередное заседание семинара «Диалоги о человеке», с докладом выступит кандидат философский наук, доцент РНИМУ им. Пирогова, Абрамов Петр Дмитриевич. Тема доклада: «Беспредельное развитие материи и творчество человека». 

Приглашаются все желающие!

 

21 мая, 18.30 (Институт философии РАН, ауд. 422).

 

Беспредельное развитие материи и творчество человека


Общая, онтологическая концепция материи позволяет человеку глубже понять себя и свое место в мире. В этой связи обозначим ключевые качества материи.

Во-первых, она реальна, объективна, а не чей-то конструкт, ведь сознание и социум существуют не сами по себе, а во взаимосвязи с космосом, благодаря обмену с ним энергией и информацией. Именно материя является началом объективного бытия, дающим жизнь, возможность эволюционного развития.

Во-вторых, законы природы, структурируют, упорядочивают материю, и эти законы постигаются разумом человека. Среди законов важное место занимают законы симметрии (красоты) и сохранения вещества и энергии, ритмического (спирального) развития. Человек отображает, осмысливает и направляет ряд процессов в бытии.

В-третьих, материя сложна и многомерна. Феномен темной, или странной, материи демонстрирует, что научно исследованы лишь некоторые аспекты материи. Многоплановость материи в общих чертах можно определить следующим образом. На наиболее фундаментальном уровне – уровне абсолютной реальности – материя тождественна духу. В этом случае она есть изначальная сверхчувственная субстанция, обеспечивающая единство, целостность всего мироздания. Далее, материя предстает как пластичное светоносное первовещество, при дифференциации дающее все многообразие веществ и полей. Этот уровень материи осмысливался как софийная первоматерия в русской софиологии, прана в философии восточной, огненная материя в учении Живой Этики. Наконец, в повседневном опыте мы наблюдаем более плотную материю, определяемую такими физическими параметрами как масса, энергия, пространственно-временные характеристики и др.

Светоносная материя выступает как «одеяние духа», сила, посредством которой он выражает себя. Это сотворчество духа и материи мы можем наблюдать в красоте и величии природы, в разнообразии производимых ею форм. Грубая материя может быть хаотичной, инертной, разобщенной с духом, она – то, что человеку предстоит организовать и преобразить. Сознание человека и материя – это аспекты единой абсолютной реальности. Материя беспредельна, неисчерпаема в своем развитии и множестве своих проявлений, значит, беспределен, способен к безграничному, свободному творческому совершенствованию и человек.

 

 

 


Заседание семинара «Диалоги о человеке», 18 июян 2019 г.

 

18 июня состоится очередное заседание семинара «Диалоги о человеке», с докладом выступит философ, независимый исследователь, Оганов Артур Романович. Тема доклада: «Теория мемов и анатомия религий». Приглашаются все желающие!

 

18 июня, 18.30 (Институт философии РАН, ауд. 422)

 

План доклада

1. Ограничения применимости теории.Теория мемов как модель. Условия для работоспособности. Точность модели. Научность теории.
2. Основные определения и механизмы.Понятие мема и его проблемность. Комплекс мемов. Взаимодействие комплексов и его правила. Влияющие факторы.
3. Примеры и аналогии. Основная аналогия с генами. Искусственные модели. Вирусы, неживые системы. Социальные институты.
4. Использование на примере религий. Адаптации. Структура религий. Взаимодействие религий. "Несущие конструкции" и смерть религии.