«Арабский разум» и его начала в бедуинской поэзии.1) Тема разума, поднятая в начале 20 века М. Абдо, направленная на просвещение и реформирование ислама, но не получившая предполагавшегося решения, оставалась обсуждаемой в последующие десятилетия. В конце 80-х годов ее снова остро поставил марокканский философ М.А. аль-Джабири, настаивая на необходимости нового видения задачи разума – задачи критического пересмотра всей истории арабо-мусульманской истории культуры: теологии, фикха. Начинать анализ этой культуры надо с самого ее зарождения, то есть с доисламского периода, с оценки бедуинской культуры, находящейся в состоянии «невежества», «незнания», и ее отношения к последующей исламской, а также с оценки переходного периода от одной к другой – с эпохи записи Корана, возникновения и формирования письменного арабского языка, становления теологии и фикха. 2) Знакомство с поэзией кочевников (культура городских арабов – особая тема) позволяет увидеть специфику их восприятия реальности. Эта специфика характеризуется развитой риторикой, насыщенностью конкретных, детальных, частных знаний и отсутствием их обобщения. Многочисленные сравнения, аналогии не выходят за пределы поверхностного видения предметов, событий и поэтому не могут рассматриваться как подобия логический операций. Другой особенностью «разума» номадов является их пребывание в состоянии «здесь и теперь». Нет вопросов к прошлому – оно достояние воспоминаний о подвигах и утратах. Главное – наличная жизнь, наивный реализм. Нет дум о будущем, нет фантазий, предположений. Непосредственность восприятий и переживаний, доверие, принятие судьбы. 3) От язычества в исламскую культуру переходит язык, канонизированный Кораном, риторика, подобие логических операций. Аль-Джабири поддерживает определение араба как «говорящего живого» и замечает в связи с этим, что сущностной характеристикой араба является не только разум, но и язык. |
|||||
|