Источник публикации: Профессиональная коммуникация: вербальные и когнитивные аспекты. М.: РИПО ИГУМО, 2007. С. 33-34 Я. В. Чеснов канд. ист. наук, вед. науч. сотр. ИФ РАН, Москва
Термины странной телесности
В профессиональных полевых изысканиях этнографа владение местной речью не только дает наибольшую аутентичность собираемому материалу. Нередко это ведет к столкновению с проблемой и с последующей её когнитивной разработкой. На протяжении моих многолетних исследований на Кавказе такой сложной вербальной, поведенческой и когнитивной проблемой было явно архаическое использование разной животноводческой лексики для описания человека. Так, термином «рогач» в абхазо-адыгских и нахских языках называют себя горделиво мужчины молодых возрастов. Аналог можно видеть в неоднократном сравнении в Торе прекрасного Йосифа с быком: «Он великолепен, как первородный бык, и рога буйвола — его рога» (Дварим, 33:17).
Примечательно обозначение зрелого мужчины в абхазском итымтха («полный, целый») и ингушское онк долуш стаг («человек, имеющий онк»). Последнее выражение мало кто помнит. Оказалось, что онк — архаическое слово, означающее «бок». Смысл расшифровывает старинный кавказский обычай, согласно которому из туши, сваренного в честь гостя животного, именно бок предназначался этому гостю в дорогу. Значит, термины «полнота» и «имеющий бок» — это обозначение статусного ранга мужчины. Статус мужчины-хозяина также зависел от упитанности его скота. В Грузии (в Кахетии) ради престижа хозяин специально натирал маслом бока буйвола.
Итак, статус полноценного мужчины связан с ритуалом восполнения его боковой телесности. Исходно символическим восполнением был бок быка, животного, имеющего отношение по форме рогов, копыт и сроку вынашивания детеныша к репродуктивной деятельности человека. Исходя из всего этого, сотворение Евы из бока (ребра) Адама можно рассматривать как статусную процедуру человека, прошедшего возрастную инициацию и вступившего в репродуктивный возраст. |
|||||
|