Источник публикации: газета "Алашара" №1(14) январь 1991 г. с.3 МОЛОДЫЕ МУЖЧИНЫ В Известно, что в любом традиционном обществе возрастная категория молодых, неженатых мужчин находится в особом положении. С одной стороны, они — защитники общества, образующие основную военную силу, а с другой стороны их сообщество живет собственной жизнью, находясь иногда даже в оппозиции к обществу. Социальная автономия молодых воинов подчеркивается символически их близостью к природе. Они живут вне семьи, иногда в лесном военном лагере. Они подчинены строгому контролю своих старших. В отсутствие военных действий их основное занятие — охота. Благодаря дистанции между обществом и классом молодых мужчин, а также символической и реальной натурализации их быта, эти мужчины образуют в обыденной ситуации маргинальную по статусу группу. Зато в чрезвычайных обстоятельствах: война, свадьба, похороны — эта группа из маргинальной делается центральной. Смена социального статуса, периферии на центр и обратно — примечательная черта категории молодых мужчин. Поэтому в быту общественные функции лиц этой категории медиативны, они — посредники, вестники. О.В.Маан сделал открытие, касающееся маргинального статуса категории молодых мужчин у абхазов. Рассматривая эту категорию, он сообщает, что по материалам, собранным им в с.Отхара, мужчины возраста арпыс /от 18—20 лет до женитьбы/ выполняли функции вестников в случае смерти и свадьбы. О мужчине, посылаемом с вестью, говорили: ‘Он подобен Ажвейпшаа”, т.е. богу охоты. Почему? Попробуем ответить на такой вопрос. Арпыс, как доказывает диссертант, возраст совершеннолетия. Его отмечают вручением пояса. К поясу, надеваемому поверх черкески или бешмета, крепятся кинжал, кремень и кресало, необходимые в пути шило и шнурки. Даже набор этих вещей уже говорит о функци возраста арпыс /военной/, об образе жизни /вне дома, в дороге/. Другое бесценное свидетельство, зафиксированное диссертантом: арпыса могли назвать положительным эпитетом “похож на бешеную собаку”. Чем вызвано это сравнение? Надо думать, что уже тем, что арпысу зазорно сидеть в доме, он должен быть постоянно в пути. Но это сравнение с собакой не просто метафора, так сказать, по образу жизни. Этот эпитет скрывает более глубокие пласты значений. В абхазской культуре мы находим особое отношение к собаке. Считается, что в ней течет человеческая кровь. Нами был записан миф, согласно которому после создания богом первого человека, лошади поняли, что это существо будет ездить на них верхом. И вот табун мчится на первого человека, совершенно безоружного, чтобы растоптать его копытами. /Близкий сюжет есть у сванов, где в охотничьем эпосе стадо туров растоптало охотника—свана/. Тогда человек вырвал из своего бедра кусок мяса и кинул его в табун. Эта плоть человека на лету превратилась в собаку, которая встала на пути лошадей и лаем отогнала их. Положительное отношение к собаке и волку —универсалия абхазской культуры. “Он силен как волк”, говорят о человеке большой физической силы. Встретить на пути волка или собаку — хорошая примета. Волки же рассматриваются как собаки бога охоты Ажвейпшаа, помогающие ему пасти дичь. А вот другое свидетельство о тесном соотнесении собаки с охотой, записанное нами в Абхазии. Оказывается, у абхазов есть не только охотничий “лесной языки”, но и траурный, в котором в соответствующей ситуации запрещено произносить некоторые слова. В частности нельзя произнести слово “собака”, его нужно заменить на слово “охотник”. В том. что молодой мужской возраст символически представлен с охотничьим животным или волком, пожалуй, нет ничего удивительного с точки зрения мировых реалий, скажем, взятых из быта архаических народов. Данные абхазской этнографии тем ценнее: они позволяют найти в культуре, причастной к истории развитых мировых центров, познавшей христианство и ислам, отдаленнейшие истоки, уходящие в глубины каменного века. Но какова же роль упомянутого соприкосновения с мировыми религиями? Неужели народ, способствовавший распространению христианства на Кавказе, сохранил без изменения чуть ли не палеолитические обычаи? Актуальная и увлекательная задача абхазской этнографии найти доказательства того, что знакомство с монотеизмом (христианстзом и исламом) не могло пройти для культуры бесплодно. И это воздействие нам видится прежде всего в особых аспектах личности, понимание ее предназначения. Обратимся к тому же возрасту арпыс. Свойства человека в этом возрасте по-абхазски передаются термином “айбага”, который этимологизируется через слова ай — “совместно” и бага “брать”. Здесь имеется в виду совместная гармоническая деятельность органов. Возраст айбага понимается как возраст физического и нравственного здоровья. Характерны метафоры такого состояния: человек в возрасте айбага “горит как огонь”, “похож на пламя”, “положить в огонь, не сгорит” и т.п. Это не случайные, поверхностные сравнения, ибо в абхазской культуре стихия огня не просто наделена особой святостью, но из огня исходит то, что можно назвать нравственным императивом. Есть изречение “огонь заставляет делать хорошее”. Терпенье, основа этического поведения, делается огнем. Противоположны коннотации воды —это косность и прочие отрицательные качества. О туповатом говорят: “Из него ведро воды можно выжать”. Итак, стихия арпысов — огонь, цвет — красный. В древности было положено в бою надевать красную одежду, обычно головной убор из красной материи. Цвет бога охоты тоже красный. Сам Ажвейпшаа часто представляется рыжим. Он живет в медном доме. В песне Ажвейпшаа поется: “Освещающий красные скалы красным огнем”. Ну, конечно, молодые мужчины — это воины, несущие смерть. Но вот что еще важно: сами они в своем полностью сбалансированном возрасте айбага совершенны, находятся вне трансформаций (как это происходит с мальчиком или стариком) и поэтому единственная приличная им трансформация — это смерть. Вот основа отмечаемой всеми героичности абхазских преданий, фолькора и даже быта. В абхазском эпосе герой гибнет ради людеи. Здесь это глубоко разработанная нравственная линия. Не ради загробного воздаяния умирает абхазский герой, а ради остающихся жить людей. Арпыс, покидающий уют домашней жизни и живущий надеждой на такой подвиг, это не юноша, пассивно увлекаемый в неизвестные заросли для проведения инициационного обряда. В абхазской культуре инициация растянута на всю жизнь и ее важнейшим моментом является героическая смерть. Такой уровень личности обязан христианству. Внешние же атрибуты христианских обрядов в абхазском быту многочисленны и рассматривать сейчас их не место. Один момент, относящийся к проблеме христианства, мы должны все же упомянуть. Речь идет о культуре Св. Георгия, на абхазской почве ставшего божеством Айергь. Функция этого божества /или семьи божеств, как в виде семьи божеств может выступать и Ажвейпшаа/ аналогичны функциям Ажвейпшаа. Есть большая приуроченность цикла Айергьов к Абжуйской (христианизированной) Абхазии. В то же время Айергьи могут рассматриваться как божественное семейство, находящиеся в родственных связях с Ажвейпшаа. Главное, что отличает культ Айерьгов от более раннего культа Ажвейпшаа, взгляд на первых как на людей, достигающих святости. “Св. Георий был простой охотник”, — так начинается одно сказание, написанное в прошлом веке. В народном представлении Айергь человек, ставший жертвой, — бог у него удалил желудок и Айергь стал святым, помогающим людям. Человеческое происхождение Айергьа дало поразительные рефлексы в абхазском охотничьем культе. С Айергьом, оказывается, можно спорить. Но он милосерден и оказывает помощь при грозе, эпидемиях, море скота. Как человек—жертва Айергь занял первенствующее место по отношению к Ажвейлшаа: “Айергь впереди Ажвейпшаа стоит, вожак их”, — было нами записано в 1984 г. Теперь, кажется, стало понятным почему “Песня Айергьа” вошла в жанр героических песен, стала походной — с этой песней человек—жертва оказывается впереди живых людей. Танатологические абхазские представления примечательны тем, что в них явно снижена роль ритуального стереотипа, повышено сознательное отношение личности к смерти. В диссертации О.В.Маан правильно отметил, как всевозможными мерами устраняют детей от участия в погребальной обрядности, а в то же время она оказывается пронизанной духом участия. Это участие опять же мало ритуализовано, что сближает погребальную обрядность абхазов с грузинской и отличает от этой обрядности мусульманских народов Северного Кавказа. Данные, приводимые диссертантом по другим мужским возрастам, говорят о гораздо меньшем воздействии на них со стороны христианства. Обряды детского цикла — языческие с небольшими влияниями мировых религий. /Вроде пришедшего с исламом названия младенца амаалык — “ангелочек”/. Еще поболее строгой “языческой” модели проводятся абхазские “обряды старости”. Примечателен факт, сообщаемый О.В.Мааном: старик-исполнитель обряда в честь бога молнии Афы называется атцлахэыста — “сухое дерево”. Это исконно абхазская, древняя категоризация человеческой жизни и личности через дерево. Возможно, она связана с захоронениями на дереве, известными у абхазов в древности. Если мы правы в том, что наиболее “христианизированной” у абхазов оказалось личность из возрастной категории молодых неженатых мужчин, то можно было бы поставить вопрос, почему это произошло. Однако это требует специального исследования. Ян Чеснов, к.и.н.
|
|||||
|