Институт Философии
Российской Академии Наук




  Теистические и атеистические убеждения и стандарты рациональности
Главная страница » » Сектор философии религии » Международное сотрудничество » Совместные проекты » Теистические и атеистические убеждения и стандарты рациональности

Теистические и атеистические убеждения и стандарты рациональности

 

To english version

О ПРОЕКТЕ

Цель настоящего проекта —  придать новый импульс отечественной философии религии через обращение к эпистемологической проблематике. Первые шаги уже были предприняты ранее: это издание собрания статей А. Плантинги «Аналитический теист: антология Алвина Плантинги», который разработал множество проблем в рамках философии религии, но всегда оставался эпистемологом по преимуществу, а также публикация специального выпуска журнала Эпистемология и философия науки (2017, Т. 53, №3). С этой целью будут переведены три классических монографии по эпистемологии религии, организованы семинары для молодых ученых, проведены две конференции.


Основные темы проекта


(1) Эпистемология религиозной веры.

Границы рациональности религиозных убеждений и, в особенности, теологии; нацелены ли эпистемические механизмы, формирующие религиозные убеждения, на познание истины. Возможно ли предложить единые стандарты рациональности для всех типов религиозных убеждений? Что может считаться свидетельством в обосновании религиозных убеждений? Какова природа обоснования убеждений в религиозном контексте? Как меняются стандарты обоснования убеждений от одной религиозной традиции к другой? Проблема религиозного авторитета: как получается, что религиозный авторитет может выступать достаточным источником обоснования религиозных убеждений? Имеются в теологии особые практики понимания (например, в литургии и молитве)? Оказывает ли влияние религиозное разнообразие на оправданность принятия одних религиозных убеждений и отказа от других?


(2) Теология как вид знания.

Является ли теология видом знания? Справедливо ли оценивать теологические убеждения именно в категориях знания? Каковы отличительные черты теологического дискурса? Как широкое использование метафор влияет на обоснование теологических утверждений? Различия теологии и философии.


(3) Проблема научного атеизма. 

В какой мере научное познание окружающей действительности приводит к атеистическому мировоззрению, какова эпистемическая связь между научным восприятием окружающей действительности и атеистическим мировоззрением. Является ли атеизм особым видом мировоззрения или он просто выражает методологическо-эпистемическую позицию, занимаемую неверующими? Связано ли развитие атеистических представлений с ростом научного знания и нигилизма?