Институт Философии
Российской Академии Наук




  Шаталов Александр Трофимович
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Cектор философии естественных наук » История сектора » Мемориальные страницы » Шаталов Александр Трофимович

Шаталов Александр Трофимович

 
 

 

И.К. Лисеев
 
Памяти А.Т. Шаталова (04.06.1927 – 01.12.2006).
Этот том ежегодника Отдела философии науки и техники
Института философии РАН посвящен памяти старейшего со-
трудника Института философии РАН А.Т.Шаталова, на про-
тяжении многих лет активно разрабатывавшего проблематику
философии здоровья.
А.Т.Шаталов родился 4 июня 1927 года в селе Изрог Белго-
родской области. Войну с фашистской Германией встретил и
пережил все тяготы оккупации в Краснодонском районе Луган-
ской области. Был свидетелем и отчасти участником легендарной
деятельности «Молодой гвардии» в Краснодоне. После изгна-
ния фашистов с родной земли был призван в армию, служил на
кораблях Северного флота. В 1958 году окончил философский
факультет МГУ и с этого же года до конца жизни А.Т.Шаталов –
сотрудник Института философии.
Обладая большим организаторским талантом, личным обая-
нием и умением работать с людьми, А.Т.Шаталов многое сделал
для становления нового этапа отечественной философии, сво-
бодного от догматизма прошлых лет. Он был ученым секретарем
многих Всесоюзных совещаний по философии естествознания,
организатором подготовки советских делегаций к ряду Всемир-
ных и общесоюзных философских Конгрессов и конференций.
Долгие годы А.Т.Шаталов работал Ученым секретарем Института
философии. Он был страстным пропагандистом современных
философских идей.
В своей научной деятельности А.Т.Шаталов последователь-
но развивал философские проблемы медицины, исследовал
геронтологические проблемы, проблемы философии здоровья.
Он являлся ответственным редактором ряда больших академи-
ческих исследований этих проблем. Среди них – монографии
«Биофилософия», «Философия здоровья» и др.

 

А.П. Огурцов
 
Памяти друга.
Я знал Александра Трофимовича Шаталова с 1953 г. – с года
поступления на философский факультет МГУ. Учился вместе с
А.Шаталовым на одном курсе первые два года. В конце второго
курса весь поток был разделен на тех, кто желает изучать био-
логические науки (именно это выбрал Александр Трофимович),
и тех, кто хочет изучать физико-математические науки (я выбрал
последнее). Наши пути надолго разошлись: он после окончания
в 1958 г. факультета стал работать в Институте философии, а я с
1963 г. в редакции «Вопросов философии». Он занимался мало
понятными для меня в то время проблемами геронтологии. Чем
ближе к старости, тем больше мне становится понятной акту-
альность и значимость этих тем. Страшны в старости не только
болезни, но и то, что приходится хоронить друзей (скольких я
похоронил!), хороших знакомых, приятелей, которые, как мне
иногда кажется, куда-то ушли и в скором времени появятся, и
мы созвонимся и встретимся.
Александр Трофимович был трудоголик. Он всегда старался
быть незаметным среди своих коллег – философов, начавших
заниматься генетикой после 1964 года. Учили же нас всех «мичу-
ринскому учению» в интерпретации и т.д. Лысенко. Геронтоло-
гия – наука, которая имеет дело и с демографией, и с медицин-
ской статистикой, и с генетикой, и с экологией. Все эти аспекты
геронтологии обсуждались А.Т.Шаталовым. Второй круг тем,
который его заинтересовал, – «медицинское знание», его осо-
бенности и специфика среди всех отраслей естественнонаучного
знания. Его статьи о Николае Ивановиче Пирогове – медике с
широким философско-религиозным взглядом на медицинскую
практику и теорию – вывели его на новую проблематику: про-
блематику русского космизма, взаимоотношений «общества и
природы», природопользования, расширив взгляд на геронто-
логию как на отрасль медицины, где столь важны ценностные
ориентиры общества.
Общество, где старые люди оказываются в социальном
забвении, – это общество, где отсутствует связь поколений,
где нарушена преемственность между молодыми и стариками
(скажем мягче, пожилыми). Актуальность геронтологии обна-
ружилась в то время, когда состарился состав академических
институтов, когда процент пенсионеров резко возрос среди
сотрудников РАН, а приток молодых в фундаментальную науку
крайне ослаблен. Разрыв между поколениями, обусловленный
пренебрежением к «старым людям», захваченностью молодого
поколения деньгами (а не ценностями культуры), превращением
денег в единственную «ценностную» установку новых поколе-
ний, влечет за собой или социальную аномию, или социальные
катаклизмы.