Институт Философии
Российской Академии Наук




  5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов
Главная страница » Научно-образовательный центр » Аспирантура » Обучение в аспирантуре » Программы кандидатских экзаменов » 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов

5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов


I. Общие положения

 

Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук по научной специальности 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (философские науки).

 

 

II. Правила допуска к кандидатскому экзамену

 

Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:

1) подготовить диссертацию в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;

2) составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.

В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности диссертации в необходимом объеме и ее предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.

 

 

III. Содержание кандидатского экзамена

 

Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам эстетики. Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утвержденных на заседании сектора, к которому он прикреплен.

Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.

Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.

 

 

Вопросы кандидатского экзамена:

  1. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и концепция расширенного познания в современной когнитивной науке.
  2. Связь между телесной воплощённостью и энактивированностью познания.
  3. Компьютерная метафора сознания и современный философский натурализм.
  4. Полемика конструктивизма и реализма в эпистемологии и когнитивной науке.
  5. Объяснение, понимание, предсказание. Соотношение понятий.
  6. Современный философский натурализм как антитеза картезианскому дуализму и классической метафизике.
  7. Нейрофеноменология и «трудная проблема сознания (qualia)».
  8. Философские предпосылки становления методологического самосознания социальных наук.
  9. Проблема конвергенции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.
  10. Представление о восприятии как «большой иллюзии».
  11. Правовые аспекты проблемы искусственного интеллекта. Машиночитаемое право.
  12. Предтечи когнитивных наук в истории философии, психологии и математики.
  13. Классический когнитивизм и его проблемы.
  14. Коннекционизм, его критики и технологические достижения.
  15. Энактивизм и воплощённое познание: философские истоки и эмпирические подтверждения.
  16. Основные понятия теории предиктивного процессинга.
  17. Вычисления и репрезентации как опорные понятия когнитивных концепций, дискуссии вокруг них.
  18. Теории и технологии искусственного интеллекта, их роль для когнитивных наук.
  19. Компьютационизм и коннеционизм.
  20. Подход 4E Cognition в современной когнитивной науке.
  21. Функционализм и репрезентационализм в когнитивной науке.
  22. Вычислительный подход в современной когнитивной науке.
  23. Нейрофеноменология: особенности подхода.
  24. Проблема восприятия (классический эмпиризм, кантовский априоризм, феноменология).
  25. Проблема восприятия в аналитической философии.
  26. Репрезентационализм как теория восприятия.
  27. Понятие ментальной репрезентации и интенциональности.
  28. Сознание как интеллект, как осознанность, как качественный аспект психической жизни.
  29. Сознание доступа и феноменальное сознание.
  30. Психофизическая проблема.
  31. Проблема «квалиа».
  32. Понятие интерсубъективности в когнитивных науках и в философии.
  33. Классический искусственный интеллект. Сильный и слабый ИИ. Общий ИИ.
  34. Нейросети. Мультиагентные системы и распределенный интеллект.
  35. Проблема «доверенного» искусственного интеллекта.
  36. Этические и правовые проблемы искусственного интеллекта.
  37. Проблема информационной перегрузки.
  38. Цифровая память: новые возможности и новые риски.
  39. Проблема использования «больших данных» в науке, в прогнозировании.
  40. Социальное и биологическое. Когнитивная ограниченность уподобления обществ биологическим организмам.
  41. Коннекционистская критика идеи «машины А. Тьюринга».
  42. Восприятие и действие.
  43. Адекватное и иллюзорное восприятие.
  44. «Легкая» и «трудная» проблема сознания.
  45. Анализ «больших данных» как метод в естественных и в гуманитарных науках.
  46. Мультиагентные системы и распределённый интеллект.
  47. Нейрогерменевтика как теория коммуникации.
  48. Физикализм и функционализм в изучении сознания.
  49. Критика радикального когнитивизма.
  50. Проблема восприятия в классическом эмпиризме, в кантианской философии, в феноменологии.
  51. Критика современной концепции восприятия как «большой иллюзии» (А. Ноэ, Д. Деннет).
  52. Роль схемы тела и образа тела в процессе восприятия мира (М. Мерло-Понти, К. Кассам).
  53. Общественное сознание и коллективное бессознательное.
  54. Проблема «овнешвления» памяти.
  55. Конструктивный («деятельностный») реализм в научном познании.
  56. Культурно-деятельностное понимание познания в отечественной философии и психологии и современная когнитивная наука.
  57. Энактивизм и «воплощённое познание».
  58. Экстерналистский подход к пониманию ментальных состояний.
  59. Проблема «свободы воли» в философии и когнитивной науке.
  60. Антропогенез, сознание и язык.

 


IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене

 

Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:

 

 

Оценка


Критерии оценивания


Отлично

Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение

Хорошо

В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено

Удовлетворительно

В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют

Неудовлетворительно

Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют

 

 

 

V. Перечень основной и дополнительной литературы

 

Основная литература

  1. Бажанов В.А. Мозг – культура – социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2019. 288 с.
  2. Баулина М.Е. Нейропсихология: учебник. М.: Владос, 2018. 401 с.
  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: в 2 т. М.: Юрайт, 2019‑2022. Т. 1 – 405 с.; Т. 2 – 286 с.
  4. Лекторский В.А. Человек и культура: избранные статьи. СПб.: СПбГУП, 2018. 639 с.
  5. Финн К. Искусственный интеллект. Методология. Применения. Философия. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: URSS, 2021. 468 с.

 

Дополнительная литература

  1. Алексеев А.Ю. Общефункционалистский концепт искусственной потребности как основа общего искусственного интеллекта // Философские науки. 2019. Т. 62. № 11. С. 111–124.
  2. Анохин К.В. Когнитом: В поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности, 2021. том 71. № 1. С. 39–71.
  3. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М.: Русское слово, 1996. С. 7–10.
  4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания / Пер. с англ. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 322 с.
  5. Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Инсайт и инкубация в мышлении: роль процессов осознавания // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 19–35.
  6. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 272 с.
  7. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602–644.
  8. Вильянуэва Э. Что такое психологические свойства?: метафизика психологии. М.: Независимый нац. ун-т Мехико: Ин-т правовых исслед., 2006. 255 с.
  9. Винник Д.В. Квантовые свойства в физической организации мозга: амплификация или нивелировка? // Философия науки. 2020. № 1. С. 96–118.
  10. Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699 с.
  11. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 461 с.
  12. Грегори Р. Разумный глаз: Как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях / Пер. с англ. А.И. Когана. М.: УРСС, 2003. 232 с.
  13. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004. 398 с.
  14. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. № 1. С. 12–21.
  15. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Пер. с англ. яз. А. Веретенникова; Под общ. ред. Л.Б. Макеевой. М.: Идея-Пресс, 2004. 183 с.
  16. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины: Критика искусств. разума / Пер. с англ. Н. Родман. М.: Прогресс, 1978. 334 с.
  17. Дэвидсон Д. Материальное сознание // Аналитическая философия: избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф. Грязнов. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 131–143.
  18. Дубровский Д.И. Сознание как «загадка» и «тайна»: к парадоксам «радикального когнитивизма» // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 151–161.
  19. Дубровский Д.И. Проблема «Сознание и мозг»: Теоретическое решение. М.: Канон+, 2015. 208 c.
  20. Дубровский Д.И. Проблема сознания. Теория и критика альтернативных концепций. М.: ЛЕНАНД, 2019. 400 с.
  21. Дубровский Д.И. Природа человека и социальные процессы // Дубровский Д.И. Сознание. Мозг. Искусственный интеллект. М.: Стратегия-Центр, 2007. С. 249–264.
  22. Дубровский Д.И. Задача создания Общего искусственного интеллекта и проблема сознания // Философские науки. 2021. Т. 64. № 1. С. 13–44.
  23. Дубровский Д.И. Значение нейронаучных исследований сознания для разработки общего искусственного интеллекта (методологические вопросы) // Вопросы философии. 2022. № 2. С. 83–93.
  24. Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М.: URSS, 2013. 236 с.
  25. Интерсубъективность в науке и философии / Ред. Н.М. Смирнова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 415 с.
  26. Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив: Университетская книга, 2014. 352 с.
  27. Лебедев А.А., Русановский В.В., Лебедев В.А., Шабанов П.Д. Нейрофизиология. Основной курс: учебное пособие. М., Берлин: Директ-Медиа, 2022. 270 с.
  28. Лекторский В.А. Философия, искусственный интеллект и когнитивная наука // Искусственный интеллект: междисциплинарный подход / Под ред. Д.И. Дубровского и В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2006. С. 13–21.
  29. Лекторский В.А. Восприятие // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. С. 443–446.
  30. Лекторский В.А. Деятельностные концепции в советской философии и когнитивная наука // Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: Канон+ РОИИ «Реабилитация», 2012. С. 247–265.
  31. Лекторский В.А. Искусственный интеллект в изучении человека, человек в мире, создаваемом искусственным интеллектом // Человек и системы искусственного интеллекта / Под ред. В.А. Лекторского. СПб.: Юридический центр, 2022. С. 10–29.
  32. Лекторский В.А. Трансформация индивидуальной и коллективной памяти в контексте цифровизации // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. Т. 11. Вып. 9 (95). URL: https://history.jes.su/s207987840012305-4-1/.
  33. Лекторский В.А. Философия перед лицом когнитивных исследований // Вопросы философии. 2021. № 10. С. 5–17.
  34. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001. 255 с.
  35. Лепский В.Е. Социогуманитарные критерии оценки новаций цифровой реальности // SocioTime / Социальное время. 2018. № 4 (16). С. 16–26.
  36. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / Пер. с англ. И. Гайдюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 240 с.
  37. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. СПб.: Ювента: Наука, 1999. 605 с.
  38. Методология истории: Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский, Д.М. Петрушевский, В.М. Хвостов / Под ред. Т.Г. Щедриной, Б.И. Пружинина. М.: РОССПЭН, 2019. 399 с.
  39. Михайлов И.Ф. «Искусственный интеллект» как аргумент в споре о сознании // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXII. № 2. С. 107–122.
  40. Михайлов И.Ф. Вычислительный образ науки // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. XVII. № 3. С. 81–88.
  41. Михайлов И.Ф. Искусственный интеллект и идентичность человека // Рабочие тетради по биоэтке. Вып. 13. М.: МосГУ, 2012. С. 110–117; То же. URL: https://iphras.ru/uplfile/humexp/biblio/-----------13--2012-.pdf.
  42. Михайлов И.Ф. Кант и вычисления: как меняется со временем философия психологии // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2019. № 3 (XVI). C. 143–151.
  43. Михайлов И.Ф. Квалиа, репрезентации и магия философских комнат // Философия науки и техники. 2018. Т. 23. № 2. С. 73–88.
  44. Михайлов И.Ф. Концепции вычислений в современных науках о человеческом познании // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2018. Т. 14. № 1. С. 4–22.
  45. Михайлов И.Ф. Моделирование интеллекта: возможна ли осознанность без репрезентаций? // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2018. Т. 14. № 1. С. 92–102.
  46. Михайлов И.Ф. Онтологии сознания в философии и когнитивных науках // Личность. Культура. Общество. 2017. Т. XIX. № 3–4 (95–96). С. 87–101.
  47. Михайлов И.Ф. Репрезентации в науках о человеке: время переосмысления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 53. № 2. С. 297–307.
  48. Михайлов И.Ф. Сознание и осознание: концептуальный анализ // Субъективный мир в контексте вызовов современных когнитивных наук / Под ред. В.А. Лекторского, Е.О. Труфановой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2017. С. 157–169.
  49. Михайлов И.Ф. Философское «я», время и когнитивные науки // Vox. 2016. Вып. 21. URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2021/Vox21-Mikhailov.pdf.
  50. Михайлов И.Ф. Человек, сознание, сети. М.: ИФ РАН, 2015. 196 с.
  51. Нагель Т. Каково быть летучей мышью? // Глаз разума. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 349–260.
  52. Нагуманова С.Ф. Материализм и сознание: анализ дискуссии о природе сознания в современной аналитической философии. Казань: Казанский ун-т, 2011. 221 с.
  53. Патнэм Х. Разум, истина и история. М.: Праксис, 2002. 296 с.
  54. Патнэм Х. Философия сознания / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, О.А. Назаровой. М.: Дом интеллектуал. кн. (ДИК), 1999. 234 с.
  55. Плейс У.Т. Является ли сознание процессом в головном мозге? // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. II. № 4. С. 193–203. URL: https://philosophy.hse.ru/article/download/8601/9186.
  56. Проблема сознания в философии и науке / Под ред. проф. Д.И. Дубровского. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. 472 с.
  57. Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея-пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. 406 с.
  58. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 410 с.
  59. Сёрл Дж. Мозг, сознание и программы // Аналитическая философия: становление и развитие: Антология / Общ. ред. и сост. А.Ф. Грязнова. М.: Дом интеллект. кн. (ДиК): Прогресс-традиция, 1998. С. 377–400.
  60. Сёрл Дж. Открывая сознание заново / Пер. с англ. А.Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, 2002. 256 с.
  61. Сёрл Дж. Природа Интенциональных состояний // Философия, логика, язык / Сост. и предисл. В.В. Петрова; Общ. ред. Д.П. Горского, В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 96–126.
  62. Сильный искусственный интеллект. На подступах к сверхразуму / А. Ведяхин и др. М.: Интеллектуальная литература 2021. 232 с.
  63. Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. 400 с.
  64. Смирнова Н.М. Феноменология в парадигме натуралистического поворота // Вопросы философии. 2021. № 12. С. 56–66.
  65. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. 188 с.
  66. Труфанова Е.О. Информационное перенасыщение: ключевые проблемы // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2019. № 1. С. 4–21. https://doi.org/10.17726/philIT.2019.1.16.1.
  67. Фаликман М.В. Новая волна Выготского: разум как незавершённый проект // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/361/198.
  68. Фодор Дж., Пылишин З. Коннекционизм и когнитивная структура: критический обзор // Язык и интеллект / Сост. и вступ. ст. В.В. Петрова; Под общ. ред. В.И. Герасимова, В.П. Нерознака. М.: Прогресс: Универс, 1995. С. 230–313.
  69. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Цифровизация и современные трансформации права // Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука. М.: ИНФРА-М, 2020. С. 105–133.
  70. Хомский Н. Вопросы теории порождающей грамматики // Философия языка / Ред.-сост. Дж.Р. Сёрл; Пер. с англ. И.М. Кобозевой [и др.]. М.: УРСС, 2004. С. 99–140.
  71. Чалмерс Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: URSS, 2019. 512 с.
  72. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004. 1054 с.
  73. Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках // Социология. Хрестоматия для вузов. 2-е изд. М.: Академический проект, 2004. С. 90–106.
  74. Эволюционная эпистемология. Антология / Науч. ред., сост. Е.Н. Князева. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.704 с.
  75. Bell G., Gemmell J. Total recall: how the e-memory revolution will change everything. New York: Dutton, 2009. 304 p.
  76. Bennet V.R., Hacker P.M. Philosophical foundation of neuroscience. Blackwell, Oxford, 2003. P. 2–404.
  77. Bermudez J. The Paradox of Self-Consciousness. Cambridge: MIT Press, 1998. 356 p.
  78. Dijck J. van. Mediated Memories in the Digital Age Stanford: Stanford University Press, 2007. 256 p.
  79. Gallagher S. Mutual Enlightenment: Recent Phenomenology in Cognitive Science // Journal of Consciousness Studies. 1997. No. 4. P. 195–214.
  80. Gallagher S. Phenomenology and experimental design // Journal: Conscious Studies. 2003. No. 10. P. 85–99.
  81. Gallagher S., Zahavi D. The Phenomenological mind. An introduction to philosophy of mind and cognitive science. London: Routledge, 2008. P. 7–129.
  82. Heersmink R. Extended mind and artificial autobiographical memory // Mind & Language. December, 2020. P. 1–15. https://doi.org/10.1111/mila.12353
  83. Heersmink R. Narrative niche construction: memory ecologies and distributed narrative identities // Biology & Philosophy. 2020. Vol. 35. Article 53. DOI: 10.1007/s10539-020-09770-2.
  84. Henkel L.A. Point-and-Shoot memories: The Influence of Taking Photos on Memory for a Museum Tour // Psychological Science. 2013. Vol. 25. Iss. 2. P. 396–402. DOI: 10.1177/0956797613504438.
  85. Lupton D. The quantifed self: A sociology of self-tracking. Cambridge: Polity Press, 2016. 240 p.
  86. Noe A. Action in Perception. Cambridge: MIT Press, 2004. 277 p.
  87. Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips // Science. 2011. Vol. 333. Iss. 6043. P. 776–778. DOI: 10.1126/science.1207745.
  88. Varela F., Thompson E., Rosch E. The Embodied Mind. Cambridge: MIT Press, 1991. 308 p.
  89. Wolfram S. A New Kind of Science. Champaign, Illinois: Wolfram Media, 2002. 1197 p.