Источник публикации: Расы и народы. М., 2001. С. 47-66. Чеснов Я.В. СУФИЗМ И ЭТНИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЧЕНЦЕВ
В общественном мнении, будь то на самом Кавказе,в России или за рубежом эпоха Кавказской войны прошлого века прочно и по справедливости связана с именем Шамиля. Но был еще один человек, не столь известный, но не менее глубоко выразивший суть того времени. Им явился чеченец Кунта-хаджи Кишиев. Его оружием были вера, человеческое слово и мудрость. Не будет преувеличением сказать, что чеченский народ обязан ему своим физическим выживанием. И не только в годы той кровавой войны. Его учение спасало народ в годы советской депортации, когда члены религиозных братств брали на себя заботу о нуждающихся семьях. Оно и сейчас, в наши дни, не позволяет чеченцу предаться отчаянию, уйти в скорлупку эгоистических интересов, нести неискоренимую веру в Бога и в справедливость своего дела. Выразив интересы своего народа Кунта-хаджи тем самым внес неоценимую лепту в духовное развитие всего человечества: его учение о непротивлении злу насилием явно коснулось пребывавшего в начале 1850-х годов в Чечне Льва Толстого. Нравственное и художественное воздействие последнего на современную цивилизацию вне всяких сомнений обязано чеченским истокам.
Тенденция борьбы с учением Кунта-хаджи путем замалчивания была изначально принята царским правилельством. При этом не гнушались извращением его идей, выслеживанием и уничтожением его сторонников, арестом в 1864 году самого Кунта-хаджи и ссылкой его в глухое Устюжино Новгородской губернии на полуголодное существование, отчего тот и умер в сравнительно молодом возрасте.
Какое поразительное отличие от судьбы плененного Шамиля, который жил в Калуге со всей своей семьей в огромном доме, получал колоссальную пенсию и был окружен всяческим вниманием!
В чем тут дело? Почему основатель духовного суфийского движения, известного царским чиновникам под именем зикризма, рассматривался противником почище Шамиля? Ведь писал же один из знатоков чеченского быта того времени А.П. Ипполитов, что зикризм "ограничивался в то время изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравствнными, так что в сущности оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным". Тем не менее проводник великодержавной политики начальник Терской области Лорис-Меликов доносил:"Учение зикр направлением своим, во многом подходящее к газавату, служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатичческого пробуждения отдохнувших сил". Вот, оказывается в чем разгадка: в боязни народного соединения! Газават (религиозная борьба) тут просто пристегнут для убежденности. Поверженный Шамиль не представлял уже опасности, а Кунта-хаджи даже после трагического завершения свей земной судьбы оставался нравственной опорой народного духа. И были развернуты гонения на его сторонников.
"Бунтовщиком почище Пугачева" назвала Екатерина Вторая философа и литератора Радищева. Та же самая оценка, тот же самый страх пред силой человеческого слова направлял действиями царских вельмож по отношению к постому и великому чеченцу Кунта-хаджи Кишиеву.
Традиции единобожия в мировоззрении вайнахов
Когда начинаешь внимательно изучать кадирийское учение Кунта-Хаджи, пронизанное всеобщим гуманизмом, задумываться о причине успеха его миссионерской деятельности, то приходишь к мысли о том, что этот великий человек был носителем самой глубокой и искренней веры в единого для всего человечества Бога. А рядом с этим выводом возникает другой - и не менее большой и волнующий: проповедь Кунта-хаджи слилась с исходными для вайнахской цивилизации принципами единобожия. Эти доказательства сохранялись в памяти народных обычаев, отношений к той или иной ситуации, наконец, были в течение тысячелетий зафиксированы в оборотах вайнахской речи.
Ученые-специалисты по истории вайнахов ведут споры о доисламских верованиях чеченцев и ингушей: было ли это христианство, язычество или смещанная из этих верований (синкретическая) религия. При этом в язычестве видят прежде всего многобожие и идолопоклонство. Это неверно для религиозных представлений всех народов мира - концепция о едином Боге (монотеизм) изначально присутствует в мировоззрении всего человечества. Но вера в единого Бога на той стадии не выпячивается, не изображается статуями или картинами, потому что в этом случае монотеизм архаического человека превратился бы в политеизм, т.е. единый Бог стал бы одним из богов и тогда торжествовало бы полное язычество. Но человечество несло из глубины веков веру в единого Бога, не очень это афишируя, храня ее в чувстве и в мысли, в выражениях языка, в нравственности своих поступков. Вся история это постепенное и мучительное очищение религиозной практики от языческой шелухи.
У вайнахов испокон веков существовало представление о едином Боге, именуемом Дяла/Дела. Для носителя языка это имя воспринимается как форма произношения Да ала ("Отец бессмертия"). Божественное имя видоизменяется также в Дейла, Диали и идентично имени грузинского божества Дели. Вера Бердавелидзе, крупнейший знаток верований грузинских племен, находила соответствие имени Дела/Дали в имени древневосточного (шумерского) божества Дилбит. Это одно из направлений связей, показывающих исходное елинство представлений о Боге-творце. Другое нам указывается родством имени Дяла в направлении индо-европейских народов: Дяла может быть идентично с именем Зевса-громовержца (Дий, Диаус).
В вайнахском мировоззрении Дяла - творец солнца, луны, утренней звезды Сасетки, земли и гор. Он также создает из глины первых людей: на востоке мужчину, на западе женщину. Дяла всемогущ. И, хотя о нем не рассказывалось много мифологических сюжетов, его почитание было сопряжено со страхом. Женщины не могли произносить имя Дяла, а заменяли его в своих молитвах на Гела или Гелой. Смысл этого последнего обращения ритуален: имя Гела может быть родственно названию потустороннего мира и ада у германских народов (Holle).
Как бы то ни было Дяла оказывается владыкой подземного царства (Дяла-Эштр). В этой роли он властитель человеческой жизни, которая прекращается по его воле, причем смерть с агонией у него предназначена грешнику. Мир мертвых - Эл (русское написание, снова созвучие с Holle). Это мир мрака, холода, возмездия, но одновременно и мудрости. Элу противостоит солнечный мир Мялха дуне - мир света и человеческого благополучия.
Со светом у вайнахов связано одно из важнейших мировоззренческих понятий о человечесой душе. Она именуется также как и свет - са. У этого же вайнахского слова есть и третье значение: угол. В этом есть своя логика. Она заключается в том, что угол в жилище является местом входа в потусторонний мир. Значит, свет не изолирован глухо от мира мрака, а мир мрака от света. Душа человека соединяет эти миры. Это позволяет человеку достойно встретить конец своей жизни. Вайнахский потусторонний мир тесно примыкает к нашему, солнечному миру. Жива память об обрядах, участниками которых мыслились усопшие. Живые находятся в связи с умершими родственниками. В древности был даже обряд, по которому умерший неженатый юноша или незамужняя девушка не должны были оставаться безбрачными - им находили живого супруга. Умершие также нуждаются в свете. Эта идея видна в обычае устраивать надземные склепы ("солнечные могильники"), распространенные у вайнахов со средневековья вплость до ХIХ в. Некоторые авторы в архитектуре склепов выдят влияние христианского (византийского и грузинского) церковного зодчества. Но даже при этом главным была мысль об универсальном значении света для живых и умерших.
Важно, что свет в исламских суфийских учениях является основополагающей категорией. Он исходит от единого Бога и его отблески улавливают люди на земле. Но то же самое, как мы видели, лежало в основе доисламских верований вайнахов и с того самого времени, когда вообще возникла вайнахская речь. Последнее обстоятельство говорит об исходности концепции света, которая предшествовала суфийским учениям. Некоторые авторы полагают, что суфии развили категорию света, заимствовав ее от неоплатоников-философов и теологов, сыгравших большую роль в первые века новой эры в становлении раннего христианства.
Вайнахская натурфилософия (учение о природе вещей) не ограничивается концепцией света. Этот свет порождается тьмой, синонимом которой выступает замкнутое пространство. "Солнце выходит из материнского чрева" говорили вайнахи в старину. Дошли также неясные указания на то, что все порождается утробой (че) богини земли Аны (ан по-вайнахски "горизонт"). Удивительна последовательность вайнахского мировоззрения, видящего в полости первоначальный исток вещей. "Люди после смерти уйдут в полость земли" (лятт кера)". Считается, что желудок людям создан Богом для того, чтобы они через совместную трапезу познавали взаимное уважение, нормы человеческого общежития.
Отсюда проистекает взаимное уважение, нормы человеческого общежития. Поэтому столь почитаема пища. Потребление пищи воспринимается как вхождение в мир духовных ценностей. Сошлемся на обычай уважительного непроизношения имени (например, имени тестя со стороны невестки). Такая табуация имени (по-ингушски обозначается выражением цiекоб - "кормить имя") связана с представлением о сокровенном хранении важнейшей ценности, будь то пища или имя человека.
Сакральной (т.е. божественной) полостью является пещера. Многие из доисламских обрядов заключали момент непременного пребывания людей в пещере накануне праздника и выхода из пещеры для встречи солнца. Существование таких обрядов описано еще в конце прошлого века и оно вытекало из всего мировоззрения вайнахов. Хотя в столетия христианства подобные обряды могли восприниматься и как повторение истории рождения Иисуса Христа, который по распространенному народному (апокрифическому) преданию родился в хлеву, находившемуся в пещере. Пещера, как пребывание животворной темноты может передать свои функции могиле, особенно могиле святого человека.
Важно отметить, что вайнахская мысль не полагает темноту вечной, она попеременно меняется местами со светом. Недаром существует мнение, что если бы солнце пылало не равномерно, а пульсируя, то оно грело бы землю гораздо жарче (записано Саидом Хасиевым). Темнота пещеры в описываемом обряде кончается тем, что люди выходят навстречу солнцу. Был обычай, по которому мумии предков периодично выносили из солнечных могильников, их истлевшую одежду меняли на новую - это тоже попеременная смена света и тьмы, обряд обновления вечной жизни.
Можно говорить о вайнахском культе могилы как таковой. В Ингушетии возле села Плиева есть мавзолей Борга-каш. Он относится к началу ХY в. Там похоронен один из золотоордынских правителей. Эта могила стала почитаемой народом, потому что такое отношение соответствует древнему вайнахскому мировоззрению.
В связи со всем этим нужно сказать, что ночь для вайнахов полна потенциями дня. По выражению одного нашего собеседника "Ночь не просто отсутствие солнца. Это чудо, как и день".
К сожалению, многие ученые являются узкими специалистами и мысль их идет в привычных рамках. Они во всем видят только следы влияния поздних развитых религий. Вот так и с использованием свечей, которые явно применялись в доисламских культах. Их единодушно объявляют воздействием со стороны христианского ритуала. Но ведь если иметь в виду все приведенные здесь соображения, опирающиеся на вахнахскую натурфилософию, то культовое помещение свечей в нишу святилища можно убедительно интерпретировать как концепцию ценности, находящейся в хранилище,- архетип света, замкнутого полостью. Тоже можно сказать о представлении о раскрытом небе (верят, что тогда исполняются высказанные пожелания). В христианской мифологии есть мотив о раскрывщемся небе, из которого при рождении Христа вышла звезда Вифлиема. Не отрицая христианского предания нужно согласиться, что вайнахские представления о замкнутом пространстве, выпускающем свет, о душе имеют свою линию развития, которая приводит к мотиву раскрывшегося неба.
В египтологии считается, что реформы фараона-солнцепоклонника Эхнатона (Аменхотепа IY), правившего в ХY в. до н.э. были выражением поиска монотеизма взамен почитания полчищ божеств. Многие вайнахские обряды можно проинтерпретировать как почитание солнца, за которым скрывается монотеическая подоплека. Обращает на себя внимание еще одно сходство вайнахской натурфилософии с древнеегипетской - монотеические тенденции развиваются вокруг учения о единстве жизни на этом и в загробном мирах, т.е. учения о вечности жизни. С такими идеями согласуются погребальные обряды как древних египтян, так и средневековых вайнахов, выражающиеся в мумификации тел умерших. Вайнахо-древнеегипетские параллели могут говорить если не о преемственности культур, то по крайне мере о том исходном для человечества положении, которое мы должны представить культуре вайнахов. Наконец, нужно отметить, что древние монотеические искания вайнахов, безусловно, стали основой глубокого восприятия ими ислама в эпохи, когда уже повсюду завоевывал себе место бездуховный европейских рационализм.
Когда за конкретными обычаями (пусть они будут условно называться "языческими") видна иная система ценностей, не вытекающая из чувственного опыта, но связанная с идеей Бога-творца, то перед нами явные проявления монотеической религии. Она может быть заглушена реальной практикой, в силу исторических обстоятельств нуждающейся в создании сонма языческих божеств, доступных влиянию человека, выполняющих его частные прихоти. Язычество всегда порождало эгоизм. Оно раскалывало человечество на враждующие племена. Монотеическая же религия требует от человека духовного напряжения, чтобы подняться над материальными условиями его жизни, перейти от частного к всеобщему и ощутить эту всеобщность как вне находящуюся силу. Чувство, возникающее перед этой силой, часто именуется страхом. Но на деле это чувство открытия беспредельности мира и своей принадлежности этому миру. Такое чувство вовсе не порождено недавними успехами наук. Оно не насаждено в исторические времена исламом или христианством. Как это нам показывает вайнахская традиция, оно извечное, человеческое.
Вот почему праведная жизнь и учение чеченца Кунта-хаджи Кишиева имеет принципиальное значение для всего человечества. Для каждого из нас его пример показывает, что в любом месте человек может стать учителем человечности, если сумеет как можно полнее выразить духовный потенциал своего народа.
О суфийском исламе
К началу прошлого века ислам в Дагестане и Чечне утвердился в своей мистико-аскетической форме, известной в арабском мире как тасаввуф, а у европейцев как суфизм. Корневое слово, лежащее в основе обеих терминов, трактуют по-разному. Его ведут и от греческого "софия", т.е. мудрость, и от арабского "суф", т.е. шерсть (члены аскетических монашеских братств носят грубую шерстяную одежду), и от арабского корня соф, означающего "чистоту", "непорочность".
Суфизм - это способ духовного созерцания и конечного слияния с Всевышним, основанный на психосоматической практике, которой ученик обучается у учителя. В ходе обучения ученик (мурид) постигает с помощью учителя (устаза, шейха) навыки отказа от эгоистического, земного "я", от его ограничеснности, чтобы найти истинное существование, раствориться в истине. Эта практика связана с утонченными процедурами духовного труда, с уменьем анализировать мельчайшие душевные переживания, личные мотивы, разоблачать в них ложные побуждения.
Для каждого адепта - суфия, продвигающегося по пути (тарика) приближения к Богу, важны наставления его учителя, который в свою очередь имел своего учителя. Такая генеалогическая линия (силсил) доходит до самых первых основателей суфийских братств. Такие братства утвердились в исламском мире в ХI-ХIY веках, когда суфийское движение приняло характер народных. Новые братства основывались вплоть до ХХ века. Но самые первоначальные создатели течений (тарикатов - буквально "путей") действовали гораздо раньше.
Рассмотрим здесь вкратце историю двух тарикатов, представленных в Чечне - накшбандийа и кадирийа. Начнем с первого.
Накшбандийа - суфийский тарикат и братство, получившее имя от Бахааддина Накшибанда, жившего в Средней Азии в ХIY веке. Он был чеканщиеком (накшбандом). Развивал он традиции тариката, возникшего гораздо раньше и возводимого к Абу Бакру, одного из первых сподвижников Пророка Мухаммеда. С ХY века братство накшбандийцев было представлено во всем исламском мире от Китая и островов Индонезии до Северного Кавказа. Это братство обладало огромной исламизирующей силой как в Средней Азии (обратив в ислам казахов и киргизов), на Кавказе и в Поволжье, а также в Индии. Этой своей ролью оно обязано было политической активности. До сих пор члены этого братства призваны поддерживать существующую власть. Так, в советские годы они более лояльно относились к господствующему строю, чем другое братство, представленное в Чечне - кадирийя.
Накшбандийа в Чечне и Дагестане считается более "старшим" братством, чем кадирийа. Шамиль был накшбандийцем.
Учение накшбандийа предполагает путь к Богу с помощью богоугодных деяний и молитв. Среди последних важную роль играет мысленное поминание имени Бога ("тихий зикр") в отличие от "громкого зикра", практикуемого кадирийцами. Среди атрибутов принадлежности к братству выделяется ношение белой шапочки из четырех клиньев с вышитыми стихами из Корана.
В Чечне накшбандийское братство менее многочисленно и представлено всегда было больше у равнинного населения, чем у горного.
Кадирийа как суфийское течение связано и по духу и по своему названию с именем Абд ал-Кадира ал-Джилани (Гилани), жившего в ХI-XIIвв. в провинции Гилан в Иране. Его теологическая деятельность развернулась в Багдаде. Он получил за свою мудрость почетное прозвище "Роза Багдада". (Джилани долгие годы странствовал. Когда же он захотел войти в Багдад, тамошние мудрецы послали ему, остановившемуся за городскими воротами, полную водой вазу, как знак того, что все заполнено, места для него в городе нет. Джилани силой своего духа создал благоуханную розу и поместил ее в вазу. Потрясенный город с восторгом принял его и дал в память о событии почтительное прозвище. Его мавзолей одна из святынь ислама). В ХIII-ХIY оформилось кадирийское братство. Оно отталкивалось от глубокого почитания Джилани, видя в нем основного заступника людей перед Богом. Считается, что всегда он находится со Всевышним. Идея заступничества, наиболее понятная и волнующая для простых людей, охватила разные страны исламского мира от Индии до Африки. Кадирийские братства были очень активны в Турции в ХIХ в., где проходил маршрут Кунта-хаджи во время его хаджа в Мекку. Взгляды кадирийцев с их верой в заступника и их спаянная организация вокруг руководителя отвечали интересам и чаяниям чеченского общества, нуждавшегося в духовной консолидации.
Кунта-хаджи ввел в Чечне принципы кадирийского учения, где большое значение имеет клятва верности мурида своему наставнику и сплоченность локального братства. Правда, эти же принципы вели к отделению новых братств во главе с учениками Кунта-хаджи, что давало, однако, демократическую силу всему движению.
Демократическому характеру кадирийа соответствует также проведение открытого общественного моления ("громкого зикра") наряду с индивидуальным ("тихим"). Некоторые братства в Чечне применяют музыкальные инструменты, как это делалось у кадирийцев Турции во времена Кунта-хаджи. В кадирийа придается особое значение психосоматическим средствам моления Богу: определенный ритм дыхания и форсированный выдох, резкие и ритмичные движения головой, удары ногой о землю и т.п. при мысленном или вслух произнесении слов молитвы. Ношение зеленой одежды (например, черкески) считается памятью о зеленой "Розе Багдада" (Джилани). Имя последнего в форме Гилани одно из самых популярных в Чечне.
Демократическая направленность кадирийцев видна еще в том, что в их круговые моления - зикры допускаются иногда женщины и даже иноверцы.
Кадирийский таракат оказался близок чеченскому мышлению, специфике вайнахских традиций единобожия, идее заступничества, которая в реальной жизни выражалась в чувстве долга. Это последнее создало в вайнахском быту даже особый институт рыцарства - конахства. Оно состоит в том, что человек (не только мужчина, но и женщина) сознательно берет на себя особые обязанности, например, кто-то обязуется при любых ситуациях защищать даже ценой своей жизни детей или женщин. Существовало несколько ступеней такого рыцарства. Конах - это излюбленный герой героических песен. Современные чеченцы говорят, сожалея, что раньше было конахов много, а теперь не осталось. Но в этом суждении всегда есть скрытая убежденность в том, что есть на земле еще конахи и уважающий себя человек считает, что он хоть в какой-то мере обладает этим качеством.
Почитатели Кунта-хаджи стали в нем самом видеть заступника за людей перед лицом Бога. В этой своей роли образ Кунта-хаджи даже сравнялся с образом Джилани. Есть народная история о том, что когда Джилани поднялся к Богу, оказалось, что рядом с ним уже находился Кунта-хаджи.
Ниже мы более подробно охарактеризуем учение и по возможности личность самого Кунта-хаджи. Здесь же хотим подчеркнуть, что тарикат кадирийа в условиях чеченской действительности 50-х годов прошлого века, когда гибнул большой для Кавказа и жизнеспособный народ, оказался средством, преодолевающим отчаяние, выводящим человека из состояния загнанности к обретению человеческого достоинства и этнической сплоченности.
Жизнь и борьба Кунта-хаджи
Учению Кунта-хаджи Кищиева посвящены публикации, начиная уже с прошлого века. В те времена, да и в советские годы официальная точка зрения по отношению к нему и его последователям не была объективной. Положение стало понемногу исправляться после 1991г. Наконец, появилась книга Вахаида Акаева, посвященная в основном общественно-политической стороне движения Кунта-хаджи. В данной работе мы останавливаем особое внимание на этическом и философском наследии святого человека, значимом не только для чеченцев и ингушей.
Отношение к нему со стороны народа - вот то главное, что возвышает образ Кунта-хаджи в сердцах его сторонников и должно вызвать к нему глубокую симпатию людей всего мира. Имя Кунта-хаджи Кишиева должно встать в ряд великих гуманистов современности наряду с именами Толстого, Ганди, Швейцера, матери Терезы. Примечательно, что есть все основания думать, что Толстой мог каким-то образом соприкоснуться с проповедью ненасилия, которую вел Кунта-хаджи, в годы своей службы на Кавказе.
Читатель, к которому автор обращается в этот раз, это не только вайнах или другой кавказец, испытавший на себе благое влияние ислама. Жизненный подвиг Кунта-хаджи должен стать духовным сокровищем не только его муридов и не только мусульман. Надежда состоит в том, чтобы русский человек или читающий по-русски увидел, что проповедь и пример Кунта-хаджи в равной степени обращены и к его сердцу, пробуждают его праведное отношение к своим родителям и детям, не только к болям своего собственного народа, но и любого другого народа, и всего человечества.
Мысль о том, что Кунта-хаджи принадлежит человечеству, заключена уже в народной легенде о том, что Кунта-хаджи имеет своих почитателей в Китае. И чеченцы, и ингуши по этому поводу ссылаются на сведения от уйгуров, которые были получены во время высылки в Среднюю Азию. Возможно, это только легенда, но народ не ошибся в главном - в том, что учение Кунта-хаджи имеет всеобщее значение. Сейчас, когда дефицит духовности гораздо больше дефицита товаров, мы должны бережно по крупицам собирать все, что относится к памяти таких учителей, каким был Кунта-хаджи Кишиев.
Его социальное положение было крайне низким - он был до своего хаджа простым пастухом. Как-то во время пастьбы овец он увидел внезапно спустившуюся к нему тучу. Он был испуган. Из тучи прозвучал голос: "Не бойся, святой человек. Мы к тебе имеем дело". Затем он увидел ангелов, приближающихся к нему. Они сказали, что посланы по воле Аллаха объявить ему, что Всевышний делает его избранником и поручает организовать братство. Его члены попадут в рай. В руки Кунте они дали Коран, который образованные муллы не смогли читать. Его читать и толковать людям смог только сам Кунта, хотя арабского языка и письменности он вроде бы не знал. Кунта отправился после этого события в Мекку (в 1848-1849гг.). Вернувшись, стал проповедовать смирение, набожность и незлобие.
Важное обстоятельство, что женой Кунта-хаджи была дочь национального героя чеченцев Бейбулата Таймиева. Последний известен своей беззаветной верностью высоким идеалам своего народа. Его кругозор был еще шире. Он в 20-е годы прошлого века пытался объединить все народы Кавказа в борьбе против царизма. Отметим важную для нашей темы деталь: именно Бейбулату чеченцы приписывают слова о роль женщины в формировании настоящего мужчины. На вопрос, какими такими достоинствами Бейбулат заслужил в своей стране юольшое уважение, он ответил, что никаких особых достоинств не имеет. Только вот его уважает жена, поэтому уважают соседи. Уважают соседи, поэтому уважает все село. Уважение от села переняла страна. В этой легенде этический статус мужчины кругами расходится от центра, который занимает женщина. Примечательно, что уже
Б.Таймиев делал основной упор на ненасилие как средство объединения народов Кавказа. Такая политическая позиция Б.Таймиева была продолжением линии Ушурмы (Шейха Мансура), который первоначально на первых этапах своего движения, направленного против агрессии царизма в конце ХYIII в., выступал за ненасильственные методы борьбы. По преданию переход к вооруженным методам был вызван тем, что Ушурма собственными глазами увидел, как царский солдат пронзил штыком женщину.
Нечто близкое мы наблюдаем в проповеди и в деятельности Кунта-хаджи: нравственное отношение к женщине и к детям было сердцевиной его мировоззрения, основой духовности. Как нам представляется, в этом лежит причина того, что учение Кунта-хаджи лишено какой-либо этнической узости.
В связи с этническими сюжетами надо поставить вопрос о правомерности называния Кунта-хаджи "святым человеком". Ведь святые часто бывают покровителями отдельной общины или народа. Надо сказать, что в представлении о святости человека у всех народов во всех вероисповеданиях есть две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя сторона состоит в том, что человек, дух или вообще какое-то явление считаются способами оказывать чудесным образом благое влияние на обычную жизнь. Источник такого влияния наделен святостью. Человек, ею обладающий, - святой. Внутренняя сторона святости человека не противоречит описанной внешней, но подчеркивает больше чистоту помыслов и деяний самого человека, достигшего степени святости. Народное отношение к Кунта-хаджи, который вел самую праведную жизнь, возносит эту жизнь его с внутренней позиции на внешнюю, т.е. в народном представлении Кунта-хаджи, ведший аскетически-праведную жизнь, наделяется святостью, дарованной свыше.
Учение Кунта-хаджи кадирийское и этим уже отличалось от взглядов Шамиля, который придерживался накшбандийского толка. Пропаганда ненасилия в условиях ведущейся войны с царской Россией противоречила всем лозунгам Шамиля. Первый этап деятельности Кунта -хаджи продолжался в начале 1850-х годов и был прерван изгнанием Шамилем Кунта-хаджи за пределы Кавказа. В Чечне популярен рассказ о том, как Шамиль вызвал Кунта-хаджи на суд. Опровергателями взглядов Кунта-хаджи должны были быть девять богословов. Если бы Кунта-хаджи оказался неправ, то его голова должна была бы оказаться на острие вкопанного столба. Кунта-хаджи попросил принести двадцать люлек с младенцами. Ходя между люлек Кунта-хаджи запел "Ля-илаха-ил-аллах". Все двадцать младенцев за ним стали повторять слова молитвы. По условиям спора должны были погибнуть ученые богословы - противники Кунта-хаджи. Но он просил Шамиля оставить им жизнь.
Кунта-хаджи отправился снова в Мекку. Оттуда он диктовал письма (сам он был как-будто безграмотным) своим сторонникам. В них содержалось изложение основ кадиризма. Назад он вернулся в 1861 г., когда власть Шамиля пала.
Его деятельность вызывала настороженность и у царской администрации. Подозревали, что оставшиеся почитатели Шамиля ведут подпольную борьбу, включая применение оружия, от имени Кунта-хаджи. 3 января 1864г. Кунта-хаджи был арестован вместе со своим братом Мовсаром и другими сторонниками. Этот арест был произведен по прямому указанию наместника Кавказа. 6 января он был препровожден во Владикавказ, затем полгода его содержали в тюрьме в Новочеркасске. Во время заключения в тюрьме он, согласно народной традиции, поражал тюремщиков чудесами. Например, будучи в кандалах, тем не менее, мог оказаться на какое-то время вне тюрьмы и потом туда возвращаться.
После полугодового пребывания в тюрьме он был сослан в Новгородскую губернию, в город Устюжино (ныне Вологодской области). Условия его жизни в Устюжино были крайне тяжелые. Сохранились письма Кунта-хаджи из Устюжино (они написаны по-арабски), очевидно, это его подлинники, потому что врядли кто в Устюжино мог за него писать на этом языке. Эти письма адресованы со славами ободрения к своим сторонникам, с описанием ужасных условий существования российскому начальству, к своей жене Сете. Судя по письмам, Кунта-хаджи страдал от скудности одежды, болезни глаз и всего тела, недоедания. В одном из писем он интересуется, учится ли его сын Мовла. До тех, кому эти письма направлены, они не дошли. Сохранились архивные материалы, утверждающие факт смерти Кунта-хаджи в 1867г. Но среди его последователей есть убеждение, что он не умер и жив до сих пор. По другим мнениям он ушел в Китай и там основал братство кунтахаджинцев. Наконец, есть еще мнение, что Кунта-хаджи все-таки умер в России и что там находится его могила, известная небольшому числу его почитателей, которые ее посещают. Среди верующих его сторонников есть убеждение, что Кунта-хаджи с момента своего рождения был отмечен Всевышним, воспитан ангелами и что Бог дал ему жизнь длительностью в три срока человеческой жизни. В Чечне ходят слухи, что время от времени Кунта-хаджи где-то видят, например, один чеченец видел его в Мекке в 1971 году.
Коротко скажем о политической стороне движения кунта-хаджинцев, о событиях, последовавших после 1861 года, когда Кунта-хаджи вернулся из Мекки. Вплоть до его ареста в 1864 году стремительно развивалась организованность его движения. У него появились свои заместители - наибы и старшины на местах. Среди окружения Кунта-хаджи были люди, готовые вести вооруженную борьбу с царской администрацией и войсками. Лидеры этого крыла использовали новую организацию, основанную на духовном тарикате, в интересах продолжения войны. Примечательно, что наблюдательный А.П.Ипполитов отмечал самостоятельную роль участников сражений с царской армией, которые "в особенности и придавали мистическому учению тот материальный и вместе с тем воинственный характер, которого в сущности оно вовсе не имело".
После ареста Кунта-хаджи в 1864г. его сторонниками овладела идея освободить учителя, который, по их мнению, содержался в Шали (на самом деле он был в заключении в крепости Новочеркасск). Зикристы со всей Чечни в количестве свыше трех тысяч человек собрались в ауле Герменчук. Против них была двинута огромная войсковая сила: пехота, кавалерия, артиллерия. Столкновение было неизбежным. Для зикристов это был акт трагедии. 18 января 1865 года отчаявшиеся люди, оставив ружья, только с холодным оружием пошли со стороны Шали на царские войска, стоявшие в боевых порядках. Шесть батальонов дали залп по приблизившимся людям. Картечью ударили пушки. Сотни полторы (по другим данным больше) полегло на месте. Среди убитых оказалось несколько женщин, одетых в мужскую одежду.
За шалинским боем, получившим название "кинжального", последовали репрессии, кончавшиеся ссылками на каторжные работы. Исполнение зикров было запрещено. Царские власти вдруг проявили особое радение о вере, приказав исповедовать "истинные обряды исламизма". Вместе с этим весной 1865 года стал проводиться очередной, но не последний акт деэтнизации Чечни - переселение чеченцев, а вместе с ними и ингушей в Турцию.
Для чеченцев, оставшихся на Родине, преследуемый зикризм стал формой национальной самоиндентификации. И здесь показательно проанализировать идеологическую позицию царизма. Как известно, после завоевания Кавказа царизм сделал установку на борьбу с юридическими нормами шариата, пропагандируя нормы обычного права (адата). Введены были "горские суды", действовавшие от имени последних, и другие подобные институты. Так почему же зикризм, который в богословском смысле отличается от канонического шариата, вызывал столь бурную ненависть властей, направивших против зикристов войска с артиллерией, сыщиков и приговоры на каторжные работы? Ответ может быть только один: шла борьба именно против этнических устоев чеченцев как отдельного народа. И недаром уже в начале текущего, двадцатого, столетия властями стала обдумываться мысль о поголовной высылке чеченцев. Она была реализована 23 февраля 1944 года. Само этническое бытие чеченцев оказалось трагичным. Разве не об этом говорят сегодняшние события?
Этическое учение Кунта-хаджи
Суфийскому исламу, принятому чеченцами и ингушами, хорошо известно почетание аулийа (по-вайнахски ойляш) - святых подвижников веры. Концепция аулийа, развитая на ранних этапах суфизма, основана на идее знания и благодати (барака), переходящих от учителя (шейха) к ученику-муриду. В вайнахской традиции развилось глубоко интимное отношение к людям-ойляш, божественные качества которых обнаруживались, как правило, после их смерти. Могилы этих людей стали священными для всей территории Чечни и Ингушетии. Характерна при этом позиция самого Кунта-хаджи, который, по преданию, сам отрицал отнесение его к числу ойляш. Помимо этого он предупреждал, что тот, кто допустит это в отношении себя самого, отойдет тем самым далеко от истинной веры.
Вайнахской мусульманской традиции известен также институт шейхов (по-арабски шейх ал-ислам - "старейшина ислама"). Шейх - это скорее титул, приложимый к высокоавторитетному учителю. В народной традиции чеченцев и ингушей с наименованием человека шейхом связано представление об обладании им особых тайных знаний, дара предвидения. Поскольку Кунта-хаджи обладал такими качествами, его принято считать шейхом. Рассказывают, что однажды Кунта-хаджи был со своим братом Мовсаром в пустынной местности, где не было источника воды. Кунта-хаджи сказал своему брату, что в будущем там забъет источник чистой воды и это место наполнится людьми, почитающими Бога. Это предвидение оправдалось и там сейчас расположена одна из чеченских святынь.
Учение Кунта-хаджи продолжает кадирийское стремление к Богу на пути построения гармоничных отношений с людьми. Люди, объединенные целью делать друг другу добро, уже одной этой идеей приближаются к Богу. Поэтому, считал Кунта-хаджи, не особенно нужны книги, разъясняющие религиозные идеи и поучающие людей. Он говорил, что религиозный человек, ищущий Бога, подобен охотнику, который идет по следу дичи. Когда охотник оказывается прямо перед дичью и видит ее, то этот след становится ему не нужен.
Поэтому среди заповедей Кунта-хаджи, направленные на то, чтобы отношения людей были сердечными и гармоничными, стоят на первом месте. Достичь справедливости в обществе, считает Кунта-хаджи, можно только отказавшись от эксплуатации других людей. В народе часто рассказывают, что кто-то без ведома Кунта-хаджи успел вскопать ему часть огорода, плодами которого он жил. Кунта-хаджи, увидев это, обозначил вскопанный участок и урожай, собранный с него, раздал бедным. Кунта-хаджи учил, что слиток золота не должен вызывать у человека больше радости, чем ком земли. Очень категорично Кунта-хаджи выступал против всяческих попыток поставить один тейп выше другого и против деления жителей села на живущих там исконно и пришлых.
Сам Кунта-хаджи придерживался аскетизма - был скромен в потребностях и строг по отношению к плоти. Поучения Кунта-хаджи лежат в основе правила современных его последователей, по которому человеку после женитьбы нельзя участвовать в развлечениях. Русские источники еще прошлого века сообщали, что последователи Кунта-хаджи не пьют вина и не курят. Не носят оружие, только посох. Не воруют. В знак принадлежности к братству опоясываются куском белого полотна. Та сторона наименования "шейх", которая связана с тем, что это титул, вызвала тенденцию к наследованию этого института, что, надо сказать, привело к перекосам в реальной жизни: на титул шейха стали претендовать люди весьма далекие от духовности и требующие в наши дни для себя какой-то особой позиции в обществе.
Кунта-хаджи всячески отвергал какие-либо привилегии для себя. Он считал себя простым правоверным мусульманином. Это видно в приведенной нами ранее истории со вскопанным учениками для Кунта-хаджи огородом, урожаем с которого он не воспользовался. Другой случай, донесенный памятью народа таков. На Кунта-хаджи кто-то донес русским властям о его якобы причастности к вооруженной борьбе с этими властями. Русский военачальник с солдатами прибыл арестовать Кунта-хаджи. Тот в это время сеял рожь. Военноначальник, видно, был не глупый человек и досконально выяснил образ жизни Кунта-хаджи. Один из вопросов к Кунта-хаджи состоял в определении того, сколько он и для чего засевает. Оказалось, что Кунта-хаджи определил необходимую площадь урожаем, нужным для прокормления себя, своей семьи и получением урожая для мечети (церковный мусульманский взнос, равный одной десятой дохода). Вскоре военноначальник убедился, что Кунта-хаджи совершенно мирный человек и даже пожаловал тому 10 рублей. Кунта-хаджи поблагодарил, но денег не взял, посоветовав отдать тому, кто писал донос.
Подобные предания о Кунта-хаджи очень популярны среди чеченцев и ингушей и имеют определенное нравственно-воспитательное значение. В них народ языком притч, в основе которых лежит реальная жизнь Кунта-хаджи, подчеркивает такую важную сторону его святости - простоту. В приведенном эпизоде Кунта-хаджи - простой крестьянин, честно живущий по нормам своего общества и с точки зрения своей принципиальной простоты без особых усилий определивший чью-то злодейскую хитроумность и предательство.
В истории жизни Кунта-хаджи есть много моментов, характеризующих его учение как учение о простоте, как утверждение элементарных норм жизни. Этот принцип ясно виден из легендарного ответа Кунта-хаджи Шамилю, что при вынужденной жизни с русскими, "детей рождающую женщину, телят рождающую корову и жеребят рождающую кобылу никто не понизит".
Особо внимательно отношение к простым основам жизни: к рождающей женщине и к детям - вот что в очень большой степени характерно для учения Кунта-хаджи. Благоговение перед жизнью Кунта-хаджи распространял на всю природу. Он считал большим грехом бить животных, даже если скотина забредала в неположенное ей место. Все это можно назвать вайнахской этикой жизни. Проследим этику жизни в учении Кунта-хаджи.
Семейные связи он выдвигал на одно из первых мест. Причем от родителей он требовал ответственности за детей. Долг последних - почтительное отношение к родителям. Не почитающие родителей будут прокляты богом - учил Кунта-хаджи. В изложении кунтахаджинцев милосердный Бог пожалел изгнанных из рая Адама и Еву и дал им в утешение детей. Мысль о том, что семья (где возникает союз родителей и детей) создавалась по предопределению Бога, видна в другой кунтахаджинской притче. Рассказывают, что у друга пророка умер сын. Пророк так утешал в горе несчастного отца: "Это не твоя потеря. Сын тебе не принадлежал полностью. Его тебе ниспослал Бог, как вещь, для хранения. Сын твой оказался ему нужен и он забрал его, как свою вещь".
Все это принципы вайнахской этики жизни, проявляющиеся в сюжетах и без участия Кунта-хаджи. Например, в популярных рассказах о конфликте пророка Мусы (Моисея) с отступником Пироном (фараоном). Пирон проявляет неуважение к хлебу, а также неуважение к старшим и детям.
Надо сказать несколько слов об особой связи Кунта-хаджи с детьми. О самом Кунта-хаджи говорят, что он родился ребенком, наделенным уже возвышенным знанием. По другому преданию Кунта-хаджи самым высоким знанием считал то, которое ребенок получает в утробе матери, затем стоит только знание, приобретенное в жизни. Недаром и сегодня бытует у вайнахов пословица: "Пусть наученный богом будет с нами, а наученный людьми у других". Сохранились предания о том, что Кунта-хаджи предсказывал детям будущее. (Например, то, что они, когда вырастут, обязательно совершат хадж). Кунта-хаджи заповедовал никому не пересекать дорогу идущей беременной женщине.
В кадирийских вирдах, восходящих с кунтахаджинскому, всегда женщина и дети окружены главным вниманием. У чинмирзоевцев и висхаджинцев женщины и дети принимают активное учатие в круговом молении (в зикре). Деятельность Вис-хаджи, развернувшаяся в трудные военные годы в высылке, когда женщины с детьми оказались без кормильцев-мужчин, имела основанием опеку этих обездоленных. Вис-хаджи ввел обычай общиной обеспечивать брак юноши (в 20 лет) и девушки (в 18 лет), выделение им дома и имущества. Он же отменил обычай калыма.
Думается, что в аспекте этики жизни должен быть понят культ могилы матери Кунта-хаджи (ее зиарата). Эта святая для кунтахаджинцев и всех чеченцев могила находится в Чечне около села Гуни (зиарат в местности Иласхан-юрт). Мать его звали Хеди, и поэтому основателя учения именуют еще Хеди- кант (Сын Хеди). Могила матери окружена почитанием и она служит центром многочисленных паломничеств особенно в мае, когда по преданию умерла Хеди. Весна - это сезон обновления жизни. И у любого народа есть весенний праздник, отмечающий перелом в природе к лучшему времени. В этом весеннем и радостном периоде для чеченцев звучит также печальная и даже трагическая нотка.
Сама гора Эртан-корта, на южном склоне которой расположена могила Хеди, была старинным местом сбора Совета страны (Мехи-Кхел) чеченцев. Эта святая гора - рубеж между внутренней Чечней (Че) и чеченской равниной, место, где враги чеченцев, приходящие с севера, встречали суровое сопротивление. Оно же стало духовным центром нации. Каждый чеченец, патриот своей Родины, с благоговением уносит с собой маленькую веточку от растущих на вершине хвойных деревьев как залог своей преданности народу и Родине.
Поэтому как страшное кощунство восприняли чеченцы бесчинства российских войск в районе Эртан-корты в 1994-1996 годах.
Еще раз об истоках учения Кунта-хаджи
"Простота" Кунта-хаджи, в своей деятельности оберегавшего материнство, восходит к глубинам вайнахской этики жизни. И в этой связи становятся понятными некоторые особенности первоначального распространения ислама в Чечне, когда, по преданиям, проповедники обращались не ко взрослым, а к детям. В предании о Термаоле, пытавшемся силой внедрить в Чечне ислам, ясно указано, что он не нашел общего языка с детьми и они подвергали его насмешкам. Термаол покончил с собой.
Кунта-хаджи - прежде всего защитник жизни. Этим он чрезвычайно близок образу Хидра (Хазыра, мусульманского святого спасителя). Многие из опрошенных мною людей в чрезвычайных и опасных ситуациях испытали помощь от Кунта-хаджи, который предстал в облике, близком облику Хидра. Возможно, что фольклорно-литературный образ наложил отпечаток на восприятие деятельности реально-исторического лица.
Арабские народно-религиозные романы достигали Чечни и Ингушетии. Это относится и к устным вариантам и сюжетам. В этом плане показательна мифическая роль Абу Муслима, главы аббасидского движения в Хорасане и в Средней Азии, убитого в 755 г. Он был самого низкого, рабского происхождения. Но сделался ревностным распространителем ислама и властителем огромных территорий. Абу Муслим был крупным теологом и одним из создателей исламской обрядности. С его именем связано одно из первых в исламе представлений о воплощенности божества в человеке, которое было подхвачено после смерти Абу Муслима руководителем народного восстания Муканной. Судьба Абу Муслима отражена в популярных романах ХI-ХII веков.
Хотя Абу Муслим накогда не был на Кавказе, в легендах он стал распространителем там ислама. Он считается основателем в Дагеста-не шамхальского правления. Легенды, исследованные Ибрагимом Дахкильговым, перенесли его деятельность из Дагестана в Чечню и Ингушетию. Так, он стал считаться основателем аула Химой на реке Шаро-Аргуне. Удивительнее всего, что Абу Муслиму была приписана деятельность по распространению ислама также в Ингушетии, где он, якобы, умер и был похоронен в знаменитом христианском храме Тхобе Ерды (постройка же датируется Х11 веком).
Что общего между фольклором, зафиксированным Дахкильговым, и реальной проповеднической деятельностью Кунта-хаджи в Ингушетии, которую он посещал в 1860-е годы? Общее не только в обстоятельстве социального происхождения: Абу Муслим был рабом, а Кунта-хаджи в молодости бедным пастухом . Есть определенные структурные совпадения фольклора об Абу Муслиме с деятельностью Кунта-хаджи. Например,смерть Абу Муслима соотносима с проповедями Кунта-хаджи на кладбищах. Но главное сходство состоит в параллели между мифологическим долголетием Абу Муслима и верой в бессмертие Кунта-хаджи. Судьба обоих, одна - фольклорно-мифологическая, другая - реально-историческая, сомкнулись на кладбище. то есть на месте родового культа и культа святой земли. Земля, женщина и ребенок - это три опорные точки вайнахской этики жизни, которая определила всю специфику восприятия фольклорных сюжетов и искренность мусульманского вероисповедания.
Обращение Кунта-хаджи к народу с советом спрятать религию в сердце в связи с приходом неверных было созвучно не только настроениям, вызванным конкретной ситуацией. Оно соответствовало древнему нахскому представлению об укрывании света внутри какого-то хранилища - так еще хурритское божество как свет выходило изнутри горы. До сих пор многие чеченцы и ингуши убеждены, что конец жизни сопровождается выходом света из тела умерающего. Сама жизнь в виде светового начала уходит в "полость земли" (лятт кера).
Со светоносной философией жизни у нахов соотнесена этика поведения. Она требует, чтобы человек вел себя максимально скромно, чтобы в оболочке сдержанности он хранил свои лучшие душевные качества и побуждения. Поэтому терпение (собор) считается отправной точкой развития всех благородных сторон характера человека. Без терпения и выдержки все благонравное поведение будет неискренним, показным.
Все это говорит о том, что истоки учения Кунта-хаджи глубоко народны.
Вместе с такими этническими ценностями, которые учел Кунта-хаджи, в его совете терпения была еще сторона, связанная с утонченными исламскими учениями. Представление, бытующее у чеченцев о такаларах (оно было отмечено Саидом Хасиевым), заставляет нас внимательно изучить и это направление, сказавшееся на взглядах Кунта-хаджи. О такаларах в народе говорят, что это люди особенно высоких знаний и нравственности, но как бы скрывающие это. Время не настало еще для их активной деятельности. Но их час настанет.
Несомненно, что здесь мы сталкиваемся с принципом ат-такийа (осмотрительности). Он был выдвинут в арабском мире в условиях, когда ислам еще только утверждался в ряде стран и допускал внешний отказ от религиозного поведения в пользу сохранения ислама в сердце. В целое учение ат-такийа было развито в шиитском исламе после У111 века н.э. Трудно сказать, когда вайнахи познакомились с принципом ат-такийа. На том основании, что он известен тем народам Кавказа, которые, как абхазы, максимально удалены от шиитских центров, можно сделать заключение, что этот принцип проник к вайнахам очень рано, возможно, еще в первом тысячелетии н.э.
Место Кунта-хаджи и религиозных братств в современной жизни вайнахов
Отношение к личности Кунта-хаджи, которое мы встречаем среди его почитателей в Чечне и Ингушетии, благоговейное. Считается, что Кунта-хаджи входит в число 360 святых, благодаря которым существует мир. Иногда образ Кунта-хаджи бывает поставлен выше всех других суфийских иерархов. Может быть, со сторогой теологической точки зрения легенды, подобные легенде о встрече Джилани с Кунта-хаджи на небе, неправомочны, но они рисуют стремление народа иметь перед Богом своего представителя и защитника. Здесь Кунта-хаджи выступает как бы олицетворением всего вайнахского народа.
Получить какую-то защиту от Кунта-хаджи, считают современные его почитатели, можно только верой в него. Один пожилой водитель грузовика мне рассказал, что в его иногда опасной работе два раза Кунта-хаджи пришел на помощь. Один раз он, утомленный дорогой, уснул за рулем. Вдруг во сне водитель видит, что наперерез мчащейся машине едет на бричке старичок с белой бородой - Кунта-хаджи. Тотчас водитель включил тормоза и обнаружил, что машина остановилась на краю обрыва. В другой раз при починке мотора вспыхнул бензин и этот огонь потушил дунувший на него Кунта-хаджи.
Там, где проповедовал Кунта-хаджи, бережно хранят память о нем. Есть семьи, в которых берегут зерна из четок Кунта-хаджи. Это святыни ("мели").
Кто пожил некоторое время в Чечне, Ингушетии и заинтересовался исламом, рано или поздно узнает, что люди по-разному отправляют положенные им обряды. Это проистекает от того, что они принадлежат к разным братствам (вошалла). Эти братства именуются еще вирдами или тобами (вирдаш и тобаш арабские слова в широком смысле равные вайнахскому вошалла). Внешняя обрядовая жизнь братств накшбандийцев и кадирийа различается. В коллективном молении-зикре у висхаджинцев и чинмирзойцев (эти братства распространены в Чечне) участвуют женщины, в остальных не участвуют. В кадирийских вирдах три дня идут поминки. У накшбандийцев нет поминальной трапезы. На молитве последних в помещении не включают свет, молящиеся не открывают глаз, четки держат под одеждой. У кадирийцев принят громкий зикр-моление в форме кругового танцевального движения с хлопками руками и пением формулы "ля-илаха-ил-аллах". Зикр для посторонних людей загадочен и вызывает настороженное отношение. Но стоит поговорить с одним из участников зикра и всякое опасение рассеивается: это форма искреннего моления Богу.
Но проследим далее различия кадирийцев и накшбандийцев, которые имеются даже в самом обряде захоронения. Могила там и тут расположена с востока на запад. По мусульманскому обычаю внизу для тела устраивают подбой (нишу) для тела, которое всегда лежит головой на запад и лицом на юго-запад в сторону Мекки. Но подбои устраиваются по-разному. У накшбандийцев он сделан на южной стороне, т.е. перед лицом умершего находится стена могилы. У кадирийцев подбой с северной стороны и перед лицом умершего могила, а за спиной стена. В обоих случаях подбой закрывают досками. Прощающиеся стоят по длинной стене могилы с севера. Полный трагизма погребальный обряд, наиболее значимый в жизни вайнахов.
Руководит общиной зикристов глава, называемый устазом. Он считается ответчиком за людей перед Всевышним во время их земной и загробной жизни. И так до наступления судного дня. В своей жизни устаз подает пример членам общины. У общины есть организатор-староста (туркх). Зикристский обряд, как говорилось выше, это психосоматическое (с участием нашего тела) форма молитвы. И уж никак не агрессивный танец, как это пытаются часто подать некоторые программы телевидения Москвы.
Организационные заповеди самого Кунта-хаджи были скорее нравственными. Вся община крепко спаяна взаимопомощью и считается братством. Отсюда у чеченцев и ингушей красивый ритуал взаимного приветствия между мужчинами - они слегка косаются друг друга грудью.Члены братства должны иметь неразрывную связь с устазом, подавлять в себе всякую зависть к людям, относиться к ним уважительно вплоть до того, что в любом из них видеть своего устаза. У зикристов есть система наказаний, но она направлена на усиление нравственной ответственности совершившего проступок: от него потребуют совершить какое-либо общественное благодеяние, тысячу раз произнести "ля-илаха-ил-аллах".
В среде чеченских и ингушских мусульман существует неоднозначное отношение к "громкому зикру" - хоровому-молению с пениеми ля-иллаха-ил-аллах, во время которого участвующие вступают в экстатическое состояние. Оно называется шоук. Такое состояние приемлемо в кадирийских толках и отрицается в накшбандийских. Беседы с людьми, испытывающими шоук, показывает, что в этом состоянии как бы угасает отдельная человеческая личность с ее психическими особенностями, с физическими немощами, с кругом ее житейских проблем. Человек в шоуке испытывает необыкновенный прилив энергии. Для некоторых людей, слабых здоровьем, их иногда многочасовое участие в энергичном танце-молении, служит предметом собственного удивления и дает основание вере в божественное происхождение их силы.
Круг людей в танце-молении с прославлением Бога попеременно движется то в одну, то в другую сторону. Время от времени участники зикра останавливаются и бьют в ладоши или притопывают ногой. Это очень ритмичное и активное действие. Внутри круга никто не должен находиться. Руководитель обряда (обычно туркх) находится с внешней стороны круга, в руках его посох, соответствующий вирду. От него требуется огромное напряжение сил, чтобы организовывать движение, находясь вне круга. Почему же так почитается пустующее место в середине круга? Со всей определенностью можно сказать, что это место принадлежит божественной силе. Вызывать у себя шоук искусственно считается большим грехом. В некоторых колдовских обрядах, говорят, вызывают это состояние снадобьями, но делают недобрые люди и с недобрыми целями. Есть сведения, что состояние транса было известно древним вайнахским жрецам. Так, один русский автор середины прошлого века отмечал, что жрец на ингушском празднике в честь Тамаж-ерды поднимался на гору и там, находясь в иступлении, говорил от имени Бога. Возможно, состояние транса использовалось вайнахами в древности в вооруженной борьбе, требующей максимального напряжения сил человека. Саид Хасиев слышал у чеченцев одну легенду, в которой мать советовала своему сыну в бою входить в состояние транса - тогда его не возьмет никакое оружие. В современном зикре, который является молением, никакой мысли об оружии не должно быть. Даже запрещено в зикре участвовать с оружием. Зикр должен оставаться психофизиологической молитвой с участием тела человека. Недаром состояние вхождения в экстаз иногда называется халчи отт ("ввести в себя нагрузку").
У разных кадирийских вирдов вайнахов приняты разные формы зикра. Так в Чечне очень распространен зикр, введенный в практику учеником Кунта-хаджи по имени Бамат-Гиреем Митаевым (Бамат Гира-хаджи, по прозвищу Овда). Центр этого суфийского братства расположен в селе Автуры. Бамат-Гирей проходил послушение под непосредственным руководством своего учителя. Семь лет в уединении он изучал коран. Кунта-хаджи обратил внимание на искреннее и глубокое экстатическое вдохновение Бамат-Гирея во время молений - зикров. Бамат-Гирей углубил психофизиологическую сторону зикра, открыв новый способ дыхания, быстрее ведущий к экстазу. Кунта-хаджи увидел в Бамат-Гирее своего восприемника, передав ему духовную связь (силсила) и завет проповедовать свое учение. Бамат-Гирей ввел в зикр участие двух запевал. Теперь зикр стал начинаться с медленного напева и медленного движения, с переходом в более быструю часть, с ударами в ладоши, и с завершающей стадией без напева, но с хлопками и подпрыгиванием. Зикр завершается длинной молитвой к Богу. Судьба самого Бамат-Гирея повторила судьбу Кунта-хаджи. В 1911 году он был сослан в Калугу за то, что в его братстве принимал участие знаменитый на весь Кавказ борец с царской властью Зелимхан Харачоевский. Там он и умер.
Но описанная форма зикра применяется не во всех братствах. У висхаджинцев используется скрипка, у чинмирзойцев ритуальный барабан жирга. Последний является священным предметом, способным возносить души молящихся людей к богу.
Проводятся моления зикры регулярно по пятницам и при похоронах в течение трех дней. Накшбандийцы не устраивают громких зикров, утверждая, что не выставляют своих религиозных чувств напоказ. Моления они проводят в закрытых помещениях и делают это, держа четки под одеждой. Очевидно, от этого они получили название "закрытое общество" (къыйла вирд). О руководителе накшбандийцев рассказывают, что он еще в 1905 году предсказал высылку чеченцев и тогда царская власть уже разрабатывала проект о высылке, осуществленной впоследствии Сталиным. Кстати, существует легенда, что Дени Арсанов встречался со Сталиным.
Накшбандийский тарикат, которого придерживался и Шамиль, всегда опирался на наиболее зажиточные слои населения. Эта традиция чувствуется сегодня. Арсановцы представляют в Ингушетии активную экономическую силу, сильную своей сплоченностью.
В недавние и недобрые годы к исламу вообще и к братствам чеченцев и ингушей проводилось со стороны государства враждебная политика. Чего стоит один тот факт, что в 1920-е годы почти все арабисты были репрессированы, а многие расстреляны. Религиозное братство, объединяющее людей в тесно сплоченный коллектив, настораживало власти будь то царские, будь то советские. Но чем опасны, например, кунтахаджинцы, которые не пьют и не курят, не воруют, носят палку, а не оружие, и опоясываются куском белого полотна? Важна сама суть братства: его основу составляет акт духовного самоограничения и покаяния мурида перед своим устазом (тоба, отсюда обозначение вирда этим же словом). Члены братства в эпоху Кунта-хаджи именовались тобаш лец нах ("прошедше тоба", т.е. набожные люди).
Личное общение с членами братства показывают, что это наиболее социализированные люди, с пробудившимся сознанием. Характерно, что взрослый человек сам решает, к какому вирду ему принадлежать и здесь решающую роль обычно играет искренность веры нравственного лидера вирда. Отец и сын могут принадлежать к разным вирдам. Сознательно выбранная религиозная ориентация, как правило, является залогом гражданской позиции.
В литературе иногда оценивают распространение вероучения Кунта-хаджи Кишиева как результат поражения горцев в Кавказской войне прошлого века и вызванных этим пессимистических настроений. Но в годы, последовавшие за событиями 1991-го года, когда общественно-политическая жизнь в Чечне оказалась на явном подъеме, произошло оживление именно кадирийского движения и воздействия идей Кунта-хаджи. Поэтому нужно не просто признать очевидный факт овладения этими идеями тысяч людей, но и понять причину их действенности, их социальной энергетики.
Кому-то идеи Кунта-хаджи могут показаться утопичными, но они движут помыслами и поступками людей, стремящихся обрести свое человеческое достоинство и защитить жизнь и достоинство своих семей. Наконец, идеи Кунта-хаджи имют самое прямое отношение к процессам национального возрождения в Чечне и в Ингушетии. В чем же тогда кроется причина столь значимого явления, как оживление кунтахаджинского муридизма? Ответ состоит в том, что учение Кунта-хаджи Кишиева - это учение о праведности, о нравственных обязанностях и о долге. Оно глубоко национально. Вместе с тем оно полно общечеловеческого смысла. Оно возникло среди пепла сожженных по приказу царских генералов селений и полей, в неимоверных человеческих страданиях. На наших глазах, под порой безразличными объективами телекамер население Чечни прошло не меньшие ипытания. То, что оно вынесло из огня, связано с именем чеченца Кунта-хаджи Кишиева.
О трагическом чувстве жизни
Пословицы у всех народов всегда интересны. Иногда забавны, иногда поучительны. Но, пожалуй, нет нигде такой щемяще тоскливой и мудрой, как чеченская: "Не тебя первого жизнь обольстила". О чем она? Об опыте всей человеческой жизни. Но создать ее смог только народ, от природы наделенный способностью радоваться жизни и осознавать ее трагизм, способный столетиями идти по тяжкой стезе познания и вдруг в прекрасных по точности и краткости словах выразить в итоге слово. А это слово блестнет драгоценным камнем среди песчаных и грязевых наносов, которые река столетиями откладывает в одном месте. Откуда она прикатила этот бриллиант?
Нет, не один вовсе камешек принесли нам неугомонные воды жизни чеченского народа, которые то бурными водопадами спадали с Кавказских скал, то широкими реками разливались по северокавказской равнине. Предки чеченцев и ингушей хорошо были знакомы и с Черным, и с Каспийским морем, и с более дальними. Не об этнической территории сейчас речь, а об огромном историко-культурном пространстве, которое было духовно освоено предками вайнахов. Самая большая ценность, принесенная из прошлого - единобожие. Язычникам трагическое ощущение жизни вовсе не свойственно.
Не какие-нибудь тупые люди чеченцы, не ведающие страха. Отчаянный смельчак Зелимхан Харачоевский и то не стыдился сказать, что испытал страх, когда ночью наступил на зайца, а тот жутко закричал. И Бейбулат Таймиев признавался, что всегда боится как бы не поступить неправильно. Такой страх происходит от совести. А она - это голос внутри нас кого-то другого: беззащитного ребенка, женщины, старика, наконец, самого Всевышнего. Отсюда в чеченском менталитете сожаление, что человек не в силах выполнить все завещенное ему актом его рождения. "Эх, Вселенная, не наша" (Дунея вайн дац! Хара дунея вайн деци!) - это выражение правильнее перевести по русски "Эх, жизнь!", где выражен оттенок сожаления. В чеченском понимании еще острее чувствуется временность пребывания человека на земле, подчеркивается мысль, что люди только гости здесь. И еще в приведенном выражении сокрыт нравственный мотив: "Коли мы здесь временно, так будем порядочными людьми, давайте жить мирно, дружно!". Не случайно поэтому в чеченских нравственных понятиях так выражено требование принять на себя вину. Это проверка на благородство, на духовный аристократизм.
Свобода, неистребимое чувство свободы - вот фундамент чеченского этнического менталитета, заложенного верой в единого Бога. Самим рождением человек обретает право на жизнь и свободу. И даже еще неродившийся, о чем говорит одна пословица: "Лучше убить хаджу из Чяба (Мекки), чем ребенка в чреве матери". А мать - это исток и гарант свабоды. Недаром в одной героической песне (илли) о Бейбулате Таймиеве именно его мать посылает его в бой. Это трагическое восприятие материнства стало истоком также учения Кунта-хаджи. И в прошедшей войне были моменты, когда матери, готовые к самому худшему (готовые "принять харам на свою грудь"), отправляли сыновей туда, где им грозила гибель.
Этническая память очень прочная вещь. Люди, пережившие 13-летнюю высылку, рассказывали мне, что там некоторые девушки не хотели выходить замуж, чтобы в неволе рожать детей.
В Кавказской войне прошлого века Чечня, по оценкам некоторых специалистов, потеряла чуть ли не девять десятых своего населения. Кунта-хаджи должен был проявить такой нравственный авторитет, чтобы переломить отчаяние, вернуть людей к жизни и тем самым сохранить этнос.
А что сейчас? Весной 1996г. я ехал в очередную этнографическую поездку в Чечню. Незадолго до этого умер мой учитель по части чеченских обычаев - незабвенный Ибрагим Саидов. Умер не от "болезни, которую не называют", и с которой жил и работал многие годы, а от того, что увидел сожженный Грозный, вернувшись в него из села, где спасался от войны. Наши беседы с ним остались в моей памяти как завещание неустанно собирать драгоценные крупицы традиционной культуры чеченцев. Вот и ехал я на свою работу из Назрани в трясущемся старом автобусе. Не знал я, что в ту поездку мне придется видеть горящие (во второй раз, после разгрома 1995г.) Самашки, стоя в толпе беженцев из этого села и видеть страшную человеческую трагедию, видеть глаза матери, у которой в селе остались дети.
На границе с Чечней разговорился с офицером российского блок поста. "Как вы думаете, долго ли чеченцы будуть воевать?" - спросил я. "Да хоть лет двести", - ответил он. Правота его слов проявилась в одном таком факте. В Ингушетии старики в знак сочувствия бедам чеченцев приняли решение не делать очень торжественных свадеб - ведь у братского народа горе. А въехав в Чечню я не раз увидел чему-то радующихся людей, услышал музыку. Хотя горе было повсюду. Это все - черта чеченского менталитета с трагическим ощущением красоты нашего краткого пребывания на земле. Чеченская музыка бодра и заразительна.
Что помогает чеченцам при трагической их истории и при трагическом ощущении жизни быть бодрыми? (Об этом говорит хотя бы такая пословица "От смерти бегать постыдно"). Я бы ответил, что два обстоятельства. Во-первых, уникальная гуманистическая культура, которая в силу единобожия признает ценность жизни и человеческого достоинства. А во-вторых, наследие великих людей, целой плеяды праведников как Шейх Мансур, Бейбулат Таймиев и Кунта-хаджи Кишиев. Все они были сыновьями своего народа, людьми своего времени, но умели прозревать будущее. |
|||||
|