5.7.1. Онтология и теория познания |
|
|
|
I. Общие положения
Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя учёной степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения учёной степени кандидата наук по научной специальности 5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки).
II. Правила допуска к кандидатскому экзамену
Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:
1) подготовить диссертацию в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;
2) составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.
В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности диссертации в необходимом объеме и её предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.
III. Содержание кандидатского экзамена
Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по разделам «Онтология» и «Теория познания», приведенным ниже. Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта (соискателя, экстерна), подписанных научным руководителем и утверждённых на заседании сектора, к которому он прикреплен.
Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.
Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.
Вопросы кандидатского экзамена:
Раздел «Онтология»
- Бытие как центральная категория онтологии. Мировоззренческие и методологические функции научной онтологии.
- Бытие и мышление. Проблема «сознание-тело» (mind-body problem).
- Бытие, сущность, существование.
- Потенциальное и актуальное бытие.
- Уровни и типы бытия. Формы движения и энергии в мире.
- Бытие и развитие. Современные представления об эволюции.
- Понятие субстанции и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии.
- Диалектический метод.
- Детерминизм и индетерминизм. Закономерность и случайность.
- Категории пространства и времени в философии и науке. Физическое, биологическое, социальное, культурное, психологическое пространство-время.
- Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
- Философский анализ гипотез развития Вселенной.
- Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции.
- Философская, научная, мифологическая и религиозная картины мира.
- Объективная и субъективная реальность. Проблема виртуальной реальности.
- Проблема единства мира в философии и науке. Субстанциальное, системное, структурное, эволюционно-генетическое единство мира.
- Системный подход. Основные понятия и проблемы.
Раздел «Теория познания»
- Понятия эпистемологии: «познавательное отношение»; «субъект», «предмет», «объект»; «субъективное и объективное»; «интерсубъективное и общезначимое».
- Познаваемость мира. Реализм и его виды (наивный, научный, критический и пр.). Конструктивизм. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм.
- Роль эпистемологии в когнитивных науках. Проблема искусственного интеллекта и моделирование мышления.
- Источники человеческого знания о мире. Рационализм и сенсуализм. Рационализм и эмпиризм.
- Теоретико-деятельностный подход в познании. Познание и практика.
- Роль языка в познании. Язык и действие. Наррация и интерпретация. Репрезентация. Перевод и понимание.
- Типы мышления: знаково-символическое, логико-вербальное и образное. Перцептивное мышление.
- Вненаучное познание (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое).
- Социокультурные детерминанты познания.
- Личностное и коллективное знание. Традиция и новация в познании.
- Основные концепции истины (корреспондентская, когерентная, прагматическая, дефляционная).
- Истина и мнение. Истина и вера. Истина и заблуждение. Релятивизм. Степени правдоподобия.
- Истина и ценности. Этические и эстетические компоненты в познании.
- Сознание как предмет эпистемологических исследований. Сознание и самосознание.
- Сознание и бессознательное. Индивидуальное и коллективное бессознательное.
- Современные эпистемологические концепции сознания.
- Проблема «Я» в эпистемологических исследованиях.
- Проблема идеального.
- Эмпирический уровень научного исследования. Наблюдение, измерение, эксперимент. Описание.
- Теоретический уровень научного исследования. Классификация, гипотеза, модель, теория.
- Методы научного познания. Индуктивный метод. Гипотетико-дедуктивный метод. Генетически-конструктивный метод. Абстракция и идеализация.
- Понимание, объяснение, интерпретация.
- Предвидение и предсказание. Нормативное и поисковое прогнозирование. Прогноз и проект.
- Логика и интуиция. Виды интуиции. Проблема творческого мышления.
- Аргументация, обоснование, убеждение. Доказательство.
- Знание о прошлом. Память, воспоминания, историческое исследование.
- Структура и функции научной теории. Научный факт.
- Науки о природе и науки об обществе. Проблема специфики гуманитарного знания.
- Природа математического и логического знания.
- Ценность и рациональность. Ценностные ориентации научного знания.
- Техника, наука и общество. Технонаука.
- Рациональность: критерии и типы научной рациональности.
- Эволюционная эпистемология: основные подходы, понятия, проблемы.
- Социальная эпистемология: проблемы и представители.
IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене
Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:
Оценка
|
Критерии оценивания
|
Отлично
|
Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение
|
Хорошо
|
В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено
|
Удовлетворительно
|
В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют
|
Неудовлетворительно
|
Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют
|
V. Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература
- Касавин И.Т. Наука – гуманистический проект. М.: Весь мир, 2020. 489 с.
- Лекторский В.А. Человек и культура. СПб.: СПбГУП, 2018. 640 с.
- Перспективы реализма в современной философии: сб. трудов / Под ред. В.А. Лекторского. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 464 с.
- Труфанова Е.О. Субъект и познание в мире социальных конструкций. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2018. 320 с.
- Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: монография/ Под ред. чл.-корр. РАН И.Т. Касавина и Н.Н. Ворониной. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2018. 413 с.
Дополнительная литература
- Алексеев А.П. Философский текст. Идеи, аргументация, образы. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 328 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=44323
- Библер В.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 499 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42601
- Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. 248 с.
- Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1999. 407 с.
- Касавин И.Т. Социальная эпистемология: Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Альфа-М, 2013. 557 с.
- Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 346 с.
- Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007. 223 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84862
- Левин Г.Д. Эмпирия и теория. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016. 255 с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 358 с.
- Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 383 с.
- Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
- Меркулов И.П. Когнитивные способности. М.: ИФ РАН, 2005. 184 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=44992
- Метавселенная, пространство, время : научное издание / Отв. ред. В.В. Казютинский. М.: ИФ РАН, 2013. 143 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444486
- Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 622 с.
- Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977. 192 с.
- Наука глазами гуманитария: сб. / Под ред. В.А. Лекторского. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 345 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=45111
- Проблема сознания в междисциплинарной перспективе: сб. ст. / Под ред. В.А. Лекторского М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. 375 с.
- Рикёр П. Очерки о герменевтике. М.: Директ-Медиа, 2007. 559 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36149
- Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. М.: Новый хронограф, 2008. 345 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228553
- Смирнова Н.М. Смысл и творчество. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 304 с.
- Социальная эпистемология. Идеи, методы, программы: сб. / Под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 711 с.
- Теория и практика аргументации / Под ред. И.А. Герасимовой. М.: ИФ РАН, 2001. 259 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39937
- Франк С.Л. Предмет знания. М.: Директ-Медиа, 2016. 856 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436088
- Хюбнер К. Критика научного разума. М.: ИФ РАН, 1994. 494 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=63390
- Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. 231 с.
- Эпистемология в XXI веке: Новые книги, справочные материалы, рецензии и обзоры (2000–2011) / Отв. ред. А.Ю. Антоновский. М.: ИФ РАН, 2012. 208 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444033
- Эпистемология: перспективы развития: сб. / Отв. ред. В.А. Лекторский. М.: Канон+, 2012. 535 с.
- Юлина Н.С. Очерки по современной философии сознания. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2015. 407 с.
- Язык и сознание: аналитические и социально-эпистемологические контексты / Отв. ред. И.Т. Касавин. М.: Альфа-М, 2013. 479 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469650
|