ВВЕДЕНИЕ
Кризисное состояние, к которому подошло наше общество на седьмом десятилетии строительства социализма, проявилось во множестве форм. В начале восьмидесятых годов стало очевидно, что пытаться бороться с каждой формой кризиса в отдельности, находить временные лекарства или новые способы, откладывать решение давно назревших проблем уже нельзя: эти возможности исчерпаны или близки к исчерпанию. В перспективе замаячили очертания ситуации, приближающейся к ленинской формуле революционности: низы не хотели жить по-старому, а верхи по-старому управлять не могли. Но значительно ближе обозначились контуры общенационального кризиса. По этим причинам, начатая в апреле 1985 г. "революция сверху" — перестройка — встретила активное одобрение довольно широких слоев.
Вместе с тем в еще большей мере перестройка обнаружила хотя и позитивное, но выжидательное отношение людей, которое вполне понятно. На их памяти многие радикальные, порой взаимоотрицающие повороты политических стратегий, сменявших друг друга на протяжении жизни нынешних поколений. Более того, чем решительнее были послеапрельские инициативы, исходившие от верхнего эшелона политического руководства страны, тем более настоятельной становилась потребность в правдивой информации, касающейся всех сторон жизни общества. Понуждаемые к активности люди в качестве первой, нравственной гарантии хотели услышать от власти известную многим, но не признанную правду о трагической истории страны, в том числе и о трагической истории деревни. И о ней постепенно начали говорить.
Одновременно развернулось экономическое исследование проблем. Однако с сугубо экономической точки зрения понять сегодняшнюю ситуацию в деревне во всем ее объеме нельзя. Не все ее параметры поддаются описанию экономическими понятиями. Взять, например, такую активно пропагандируемую сегодня хозяйственную форму, как аренда.
Для более инициативных, трудолюбивых, склонных по натуре трудиться "на особицу" она, несомненно, более привлекательна, чем хозяйствование в колхозе или совхозе, где каждый работник обеспечивает свою часть производственного процесса, а конечный результат появляется как составляющая многих усилий. Однако переходят на новую форму далеко не все, кто в принципе был бы не прочь. В чем причина? Может быть, в необеспеченности этой формы со стороны промышленности, в недостатке финансово-экономических гарантий и свобод?
Вообразим на минуту, что машиностроение, мелиорация и химическая индустрия переориентировались на фигуру фермера-арендатора и смогли обеспечить его на равных с крупными коллективными формами. Допустим также, что фермер имеет равные с колхозами и совхозами возможности в кредите, покупке средств производства, получил свободу в выборе хозяйственного партнера, способов и каналов реализации производственной продукции, в определении ее цены. При всем этом такое положение (даже будучи закрепленным юридически), как представляется, не сразу приведет к массовому движению. В фермеры-арендаторы пойдут далеко не все. Как показывают социологические исследования, основная часть "на всякий случай" повременит, подождет.
Что стоит за этим? Прежде всего (в особенности со стороны тех, чьи семьи наиболее остро испытали на себе трагические повороты в аграрной политике) — недоверие к власти в самом широком смысле этого слова. Получив землю в "общенародное достояние" в октябре 1917 года, испытав на себе все последствия "революционных мечтаний" с ходу осуществить "непосредственный переход" к коммунизму в 1918-м— 1921-м и поработав на земле так, как он того хотел, менее семи лет, крестьянин потерял и землю, и право свободного хозяйствования в 29-м году. Сопротивляющихся ждали тундра, таежный гнус или заснеженные степи Казахстана. Миллионы покорных смела в могилы "красная метла" (как называли крестьяне на Украине тех и то, что творилось от имени Советской власти), вычищавшая в 32-м году амбары до последнего зернышка, уничтожавшая "аграрное перенаселение" советской деревни. Аграрная история последующих лет - продукт целенаправленной работы партийно-государственной и хозяйственной бюрократии, стремившейся любыми средствами удержать деревню в пределах размеченного котлована будущего общепролетарского дома.
Удержать оболваниванием и ложью, голодом и страхом, тотальным насилием и террором.
Лишь в последние годы люди получили возможность открыто поделиться своим горем друг с другом, рассказать о том, как уничтожали их близких. Вот что говорят, к примеру, те, кому посчастливилось пережить коллективизацию и голод 1932—1933 годов. "...Секретарь нашего сельсовета Михаил Елисеевич Мешко подсчитал, что на фронтах и даже "от последствий войны" в нашем селе погибло 124 души, а от голода умерло (может, немного и от старости) — 485...
...Голодные люди у нас умирали, как мухи. Если подумать, это была бескровная война, которую начал Сталин против народа. Ему хотелось, чтобы крестьяне мучились и подыхали. Не умирали, а подыхали, как собаки. Это видело все руководство вверху и внизу. Но не заступилось ни за кого".
Член партии с 1905 года Кондрат Арсененко, глядя на то, что творилось на его родной Полтавщине, "горько вздыхал, качал головою и приговаривал: "Вот одурачили нас, сучьи дети, с этой коллективизацией!.." [86][1].
"Красная метла" имеет в народной памяти конкретные имена. Это прежде всего такие же жители деревень, как и сами крестьяне, но ставшие активистами, объединенными в "буксирные" бригады. Они шли следом за сытыми, хорошо одетыми и вооруженными уполномоченными и "цепляли" к себе (на "буксир") все, чего не замечал или чем брезговал авангард".
Вспоминают крестьяне: "буксиры" лютовали, как дьяволы. Особенно Павел Малогуб, Василий Тютюнник и Борис Веренский. А еще Варька Бровко. У них, казалось, и в самом деле — классовый нюх, и они никого не жалели. Кто не шел в колхоз или не справлялся с заданиями — тех эта команда выбрасывала из хаты даже в метель. Старый, малый, больной — для них все равно. Еще и трубы, бывало, развалят и повыбивают окна и двери, чтоб не возвращались люди с улицы".
"Была у нас такая Терегерка, она ездила по домам и все забирала уже после обысков. Находила и забирала. Не оставалось даже на прокормление детям. Говорила: "Нам, активистам, так велено — так и будет..." И вот она и ее прихлебатели издевались над всем селом" [86].
Чем отличаются (если говорить не о глубине преступлений, а о существе) от "буксиров" те, кто еще несколько лет назад отдавали приказы и крушили теплицы на личных подворьях и позднее, в порыве административного рвения, пуская под нож бульдозера выводимые десятилетиями элитные сорта винограда, а в последние год-два, не без услуг преступного элемента, поджигают постройки первых арендаторов, портят их технику и продукцию, выживают из села? Разве не власть организовывала или допускала, в любом случае участвовала в этом? Как же может столько раз "ученый" крестьянин сразу и полностью довериться ей?
Даже напроказившего ребенка родители понуждают вслух признать свою вину, дать обещание впредь не поступать плохо. Механизм здесь прост. Признать вину — значит покаяться, назвать плохим то, что было плохо. Но тут же встает вопрос: а что такое хорошо? Как сделать так, чтобы плохое не повторилось, как сделать хорошее? Эти вопросы не могут задаваться порознь. В жизни они давно стоят рядом. И нам не избежать их гласной формулировки и столь же гласного ответа на них.
Накануне мартовского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам аграрной политики "Известия" провели "круглый стол" с рядом известных ученых-аграрников и экономистов [43]. В своем выступлении заведующий отделом Всесоюзного научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства В. Узун, поддержанный участниками беседы, поставил вопрос о политической реабилитации крестьянства. Однако в последующем откликов не последовало. Наверное, мы пока способны признавать публично невиновность лишь отдельных людей, и покаяние становится затруднительным, когда счет начинается на миллионы. Но в этом случае нам не стоит обманывать себя надеждой, что миллионы, забыв не слишком отдаленное и вовсе недавнее прошлое, без серьезных правовых и публично данных глубоких нравственных гарантий, необходимых для обеспечения нового хозяйственного механизма, "вдруг" сделают эффективным сельское хозяйство. Без нравственных оснований перестройке в аграрном производстве не обойтись. А нравственность прежде всего — правда.
Сказанное делает понятной настоятельную необходимость философско-теоретического осмысления реального и возможных путей развития отечественного сельского хозяйства. Однако такое осмысление не может быть осуществлено до того, как будет изучена история совершившихся преобразований. Социально-философский анализ не может предшествовать историческому. Он вторичен, хотя там, где представляется возможность, должен вплетаться в ткань исторического рассмотрения. Поэтому одна из первых задач исследования проблем деревни — реконструкция логики исторических событий.
В предлагаемой работе это делается, однако, не по историческим канонам. Приоритет отдан не историко-хронологическому, а логико-теоретическому анализу. Отдельные ключевые события периода 1918—1933-х годов рассмотрены в свете проблемы утверждения в деревне "социалистической" бюрократии. В этой связи внимание вначале сосредоточивается на периоде "зарождения" административно-бюрократической системы управления в эпоху "военного коммунизма". Эта политика видится не только традиционно — как вынужденная суровыми обстоятельствами. В существенной мере она представляла попытку немедленного воплощения в жизнь "революционных мечтаний" о коммунистическом устройстве, последовательно проводимую систему мероприятий по "переделке" жизни в соответствии с революционной теорией.
Вопросы эти активно обсуждаются сегодня учеными в публицистике, в том числе в русле дискуссий о сталинизме и его истоках [88]. Некоторые авторы в качестве решающей, как они считают, причины называют ответственность самого народа за ошибки и трагедии отечественной истории. Так, И. Клямкин задается вопросом о степени "научной добросовестности и гражданской честности иных авторов научно-популярных журналов, внушающих нам, что истоки всех наших бед нужно по-прежнему искать за пределами отечества, то есть в завезенных из-за рубежа идеях нетоварного хозяйства". "Почему же, — спрашивает он, — чужеземные идеалы эти на их родине не прижились и не восторжествовали не только во времена Каутского, но и до сих пор, а в нашей стране укоренились и успели принести столько бед?" [49, с. 225].
Тот же вопрос задает и Л. Аннинский: "Ципко в "Науке и жизни" пишет, нечего, мол, кивать на "бородатого мужика", он бы сроду никакого сталинизма не выдумал, а это все — блуд интеллигентской мысли, левачество, опыты над человечеством. Мужик, мол, только почва, а семена откуда? Все так, но что-то на другой почве эти семена не дали такой поросли? Семена, можно сказать, интеллигенция из Европы завезла, да в Европе как-то вывернулись, а мы насквозь проросли. Вот я и хочу понять: отчего это бородатый мужик так доверчив?" [12, с. 6].
Вопрос этот представляется чрезвычайно важным, и поскольку он сделался в сегодняшних дискуссиях одним из центральных, а проблематика книги напрямую с ним связана, сделаем несколько предварительных замечаний.
И. Клямкин не ограничивается прозрачными намеками на внутренне присущую "мужику", то есть во многом народу в целом, склонность к тоталитарной власти. В названной статье он строит систему рассуждений с целью показать, будто бы "нэп, призванный заменить военный коммунизм, создал условия для его возрождения и прочного утверждения" [49, с. 225]. При всей оригинальности такого интеллектуального поворота, без сомнения, повышающего интерес читателя, более привлекательной нам кажется все же если не ориентация на очевидные факты, то, по крайней мере, соблюдение пределов здравого смысла. Ведь в случае принятия этой точки зрения окажется, например, что лучшее средство воссоздать сталинизм сегодня — активнее развивать перестроечные процессы. Какие же условия делают возможными выполнение столь необычного авторского хода?
Прежде всего — "забывчивость", незнание или боязливость. Оказывается, военный коммунизм 1918-1921 годов был результатом "энтузиазма и героизма" больших масс людей, значительную часть которых нужно было все же "принуждать", но они это согласно принимали, так как верили в близость завтрашнего счастья [49, с. 226]. Очевидно, здесь перед нами редкий в истории случай своеобразного массового идеологического мазохизма.
В соответствии с этим заблуждением получается, что идеология "военного коммунизма" — это всего лишь идеология "трансплантации органов войны в ткань мирной жизни", разработанная "на исходе гражданской войны тогдашним наркомом по военным делам Троцким" [49, с. 220]. Очевидно, стремление осмыслить происходящее и придать этому идеологическую форму появилось только тогда, когда практическая линия "скачка в коммунизм" начала давать сбои, а до этого "военно-коммунистическая" идеология не разрабатывалась и "величайшие импровизации", включающие насилие как одно из главных средств, совершались в идеологическом вакууме.
Оказывается, горожане эпохи "великого перелома" - это живущие в своих закрытых колониях марсиане, убежденные, что "коллективизация — это победа великой идеи, светлый праздник освобождения деревни, добровольно устремившейся в "новую зажиточную жизнь" [49, с 226][2].
Предложенные суждения обеспечиваются соответствующими базовыми понятиями. К приведенному ранее и само собой "понятному" термину "мужик" И. Клямкин добавляет "город", "идеологическую психотерапию", "народную душу", нанизанные на неоднократно повторяемую идею: "Нельзя обмануть того, кто не готов обмануться". Сочетание удобных для манипулирования абстракций с простецким тезисом создают нужную концентрацию "убедительности". В самом деле: кто шел в города после двадцать первого года? Вроде сразу ясно: те, кто "выталкивался" из села. Но возвращались и те рабочие, которые были призваны в армию (она была сокращена с пяти миллионов до нескольких сотен тысяч), и те горожане, в том числе квалифицированные рабочие, кто от голода в гражданскую войну бежал в деревню. Принимая в расчет даже этот минимум сведений, можно ли утверждать в качестве стержневой идеи — желание обмануться в нэпе и вернуть военный коммунизм, — даже не помышляя об анализе социального состава горожан и его динамики, не исследовав, например, вопрос о начавшейся перестройке мышления рабочего в условиях хозрасчета двадцатых годов?
"Однородное" и "единодушно настроенное на самообман" население городов дополняется в описании И. Клямкина чуть более дифференцированным населением деревни. Треть ее жителей — "безлошадная беднота", оказывается, вся воодушевилась идеей коллективизации: она тоже готова была обмануться [49, с. 226]. Тогда почему столь ничтожно число добровольно коллективизировавшихся и "коммунизировавшихся" в основном бедняцких хозяйств к началу "великого перелома", существовавших почти исключительно на государственные дотации со статусом "революционных заповедников"? Неужто все-таки не захотела обмануться "народная душа" или оказалась слаба "идеологическая психотерапия"?
За этими рассуждениями И. Клямкина в целом стоит убежденность в том, что власть была способна, а люди — почти все без разбора внутренне готовы к тому, чтобы состоялось великое манипулирование умами и телами, великое переселение — кого в города, кого в тайгу, а кого и на тот свет.
Подход и позиция И. Клямкина представляются крайне спорными (при том, что за неверными, на наш взгляд, оценками и выводами есть серьезная проблема) не только потому, что так не было: бурный, взрывной характер утверждения нэпа прежде всего в деревне — первое тому опровержение. Такой подход неприемлем с позиций научного анализа, требующего рассмотрения взаимодействующих и противоборствующих социальных сил, их интересов, преследуемых ими целей, отстаиваемых идеологий. С этих позиций мы очень скоро должны будем отказаться от преувеличения роли личностного начала в историческом процессе борьбы за власть Сталина и его группы с их оппонентами. И поскольку речь идет о становлении социализма, который, в особенности на первых стадиях, созидается в соответствии с теоретическими прогнозами, неизмеримо возрастает значимость анализа доктринальных, идеологических, исторических и социально-психологических факторов[3].
Вместе с тем была бы нежелательна задержка современных, выполненных с позиций сегодняшнего дня исторических и социально-экономических исследований. В процессе этой работы, несомненно, разрушится миф о тайных мечтаниях "хама-мужика", жаждущего возврата военного коммунизма. Даже выявив в настроениях каких-то слоев тоску по "сильной руке", по идеям уравнительности, общинности в смысле единообразия и уничтожения инициативы, личностного начала, не стоит забывать, что тогда и сегодня эти идеи присутствуют в общественном сознании в том числе и потому, что носители других идей целенаправленно десятилетиями изолировались или уничтожались. Говорить о том, что качества раба присущи "мужику" - в значительной мере народу — значит, наряду с прочим, исключать из народа тех, кто отдал жизнь в борьбе с рабством.
Общественно-государственное устройство, которое виделось В. И. Ленину вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1918— 1921 годах и которое воплощалось в жизнь, в существенных чертах было утопично. И дело заключалось не только в том, что капитализм еще не развил всех имеющихся у него потенций и более-менее органичное существование диктатуры пролетариата в России было возможно длительное время лишь в форме государственного капитализма (нэпа). Многое решали методы. Активное внедрение утопии в жизнь, стимулируемое руководителями "сверху" и разворачиваемое "активом" "снизу", шло с 1918 года, и процесс этот должен был в значительной мере носить только насильственный характер. Каково бы ни было содержание конкретных политических событий тех лет, проявлявшиеся в них политические линии в разной мере были либо утопичны сами по себе, либо являлись реакцией на утопизм. Партия большевиков, сделавшись главным субъектом политической жизни страны с Октября 1917 года, на протяжении всего периода политики "военного коммунизма" свои усилия в существенной степени направляла на то, чтобы насильственно привести действительность в соответствие с замыслом. Поэтому рассуждения о "корнях", "почве" и "доверчивости" не выходят за рамки абстракций, если не обращаются к жизни, существенной частью которой в 1918-1921 и начиная с 1929 года было насилие над деревней.
В стране, четыре пятых населения которой жило в деревне и занималось сельскохозяйственным трудом, эти стремления прежде всего и проявлялись в аграрной сфере. Сомнений в отношении деревни не было. Не только принципиальные идеи, но и конкретные разработки были даны К. Марксом и Ф. Энгельсом. Общественная собственность на средства производства, в первую очередь на землю. Создание крупных производственных коллективов ассоциированных производителей — госхозов. Централизованное директивное планирование и управление производством и распределением произведенной продукции. Жесткий контроль и взаимная ответственность всех частей производственно-управленческой пирамиды. Гигантский технический прогресс, который обеспечит быстрое развитие всего общественного хозяйства. Взаимная помощь города и деревни, в перспективе стирающая разделяющую их грань, и т. п.
По замыслу В. И. Ленина, изложенному в работе "Государство и революция", после победы над буржуазией пролетариат начнет свою деятельность со слома старой государственной машины, поголовно вооружив рабочих, включая всех их в дело управления государством. Все превращаются "... в работников и служащих одного крупного "синдиката", именно: всего государства" [3, т. 33, с. 97]. Каждый член общества выполняет порученный ему "урок" и в итоге получает удостоверение о том, что данное задание он выполнил. По этому удостоверению из общественных складов ему выдается столько продовольственных и промышленных товаров, сколько соответствует выполненной работе. Такая организация производства и распределения становится возможной потому, что все средства производства обобществлены. На железной дороге и фабрике, в большом магазине и на сельскохозяйственном предприятии условия производства и дисциплина будут обеспечены однотипно, и все должны будут их принять под угрозой порчи механизма или продукта. В условиях полной национализации, при наличии единого плана, под контролем большинства народа тем, кто желал бы отлынивать от работы, "некуда будет деться". Работники государственного аппарата будут выборны и сменяемы в любое время, их труд не будет оплачиваться выше труда рабочего, функции контроля и надзора станут исполнять все, а управлять по очереди. Очень скоро такое устройство "...станет привычкой.
И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе, а вместе с тем к полному отмиранию государства" [3, т. 33, с. 102].
В этот глобальный замысел создания гигантского государства-организма, работающего как единая фабрика, должна была быть включена деревня, представляющая собой десятки миллионов самостоятельных хозяйств. И хотя в "Государстве и революции" Ленин пока почти ничего не говорит о ней, именно деревня, крестьянин с его нежеланием "вдруг", под обещания и идеи, коренным образом изменить известный ему, соразмерный и привычный способ бытия, волной восстаний и вооруженной борьбы в ходе гражданской войны встал на пути воплощения в жизнь "революционной мечты". Не сразу, в марте 21-го, а постепенно, на протяжении 1921 — 1922 годов, Ленин убеждался в том, что нэп нельзя считать просто отступлением, переменой тактики с целью накопить силы для нового штурма. Он начинал понимать, что нэп, кооперация в деревне в первую голову — единственно возможная дорога к социализму, без скачков, революционного принуждения и перегибов. В январе 1923 года он призвал товарищей по партии и Политбюро к коренной перемене всей точки зрения нашей на социализм [3, т. 45, с. 376]. Призвал и остался в одиночестве. Генеральная Схема была создана, поворотные решения нэпа рассматривались как временная сдача позиций. По поводу последних статей и писем Б. И. Ленина Политбюро разослало всем парторганизациям страны циркуляр с указанием не обращать внимания на эти работы, считая, что они написаны больным человеком, ничего не знающим о реальной жизни и ничего в ней не понимающим[4]. Совершенный Лениным в последний период жизни поворот не был понят и принят. Какая-то часть партии оказалась не готова, а какая-то принципиально не пожелала усвоить последний, преподанный вождем урок — не насиловать жизнь, дать ей возможность свободного развития.
В связи с начинающимся в сегодняшних исследованиях анализом марксистской теории социалистического сельского хозяйства и реальной практики коллективизации в СССР встает вопрос о теоретической "запрограммированности" в марксизме имевшегося в действительности насилия и классового геноцида.
Точное использование термина "программа" как намеченного плана действий и системы мер по его реализации требует ответить на поставленный вопрос отрицательно. В марксистской теории и реальной практике коллективизации принципиально отличаются не только средства, но и конечная цель. Последнее требует пояснения, так как имеется обратная точка зрения. Действительно, в обоих случаях речь идет о национализированном, крупномасштабном, индустриальном (технически высокооснащенном и энергонасыщенном, построенном по индустриальным принципам организации и оплаты труда и т. д.), централизованном и директивно управляемом аграрном производстве. Однако, во-первых, в представлениях К. Маркса и Ф. Энгельса эта модель носила характер прогноза, а не подавалась как то, что любой ценой должно быть "пересажено" в жизнь. И, во-вторых, этот прогноз предполагал свободное объединение в крупномасштабные коллективные хозяйства мелких собственников и национализацию помещичьих имений в силу объективной логики развития сельского хозяйства — в частности, научно-технического прогресса и признания самими производителями факта большей эффективности "научно-промышленного" типа аграрного производства. (В том, что скоро обнаружатся преимущества крупного хозяйства, Маркс и Энгельс были уверены.)
Крупномасштабное коллективное производство — новая аграрная революция — должно было быть результатом действий самих крестьян, возникнуть в процессе их постепенной внутренней переделки. Совокупность средств определяла содержание и структуру конечного результата, первоначально прогнозируемого как цель процесса. Как ученые Маркс и Энгельс не допускали того, чтобы в той или иной форме навязывать действительности прогноз, пусть даже казавшийся истинным. Перед Марксом и Энгельсом как политиками жизнь такую проблему не ставила.
Идеи марксизма были непререкаемы среди русских революционеров. Но в России были и свои мыслители, прогнозирующие будущее деревни. Одним из главных отечественных авторитетов для большевиков, готовивших Октябрь и возглавивших страну после его победы, был Н. Г. Чернышевский. Изображенное им в романе "Что делать?" общество будущего вдохновляло теоретиков и практиков русской революции. Зачитывался этим революционно-романтическим произведением и В. И. Ленин. На страстно-наивный вопрос героини романа Веры Павловны — как это "сделалось", что "бесплодная пустыня обратилась в плодороднейшую землю", следует ответ: "Как это сделалось? Да что ж тут мудреного?" Создано много "сильных машин", а люди стали умны и образованны. "Трудно было людям только понять, что полезно, они были в твое время еще такими дикарями, такими грубыми, жестокими, безрассудными... а когда они стали понимать, исполнять было уже нетрудно" [97, т. 1, с. 380]. Дело, таким образом, заключалось преимущественно в понимании.
Вопрос о том, можно ли научному прогнозу придать статус результата объективного процесса, "объявить" прогноз неизбежным финалом и на этом основании преобразовать под прогноз действительность, впервые был поставлен и утвердительно решен в России после победы Октября.
В контексте чрезвычайно специфических исторических обстоятельств политическая ситуация в деревне состояла, на наш взгляд, в соединении двух искусно, но чем дальше, тем более искусственно соединяемых линий. Одна линия (ее можно было бы назвать "выживание") состояла, как говорил В. И. Ленин, в политическом компромиссе между партией большевиков и крестьянством в вопросе о продразверстке, а с 1920 года — о трудповинности. В качестве "платы" за избавление от власти помещиков и царя крестьяне в разной степени добровольно-принудительно отдавали производимый ими продукт.
Другая линия (назовем ее "скачок в коммунизм") преследовала цель введения прямого, непосредственного обмена продуктами между городом и деревней. Она совпадала с первой линией в той части, в которой фиксировалась безвозмездная поставка сельхозпродуктов в города. Но отличалась от нее в том, что обещала с помощью насаждавшихся коммун и госхозов в скором времени создать продовольственное изобилие как для рабочих, так и для крестьян. Заключенный в этой линии утопизм нашел отражение в аграрном законодательстве 1918-1920 годов, привел к 1921 году, говоря словами В. И. Ленина, к "чрезмерному задушению" кооперации, к "самому большому внутреннему политическому кризису".
Утопизм линии "скачка в коммунизм" вырастал из теоретического волюнтаризма, превращавшего прогноз Маркса и Энгельса в якобы исторически неизбежный конечный результат процесса аграрной эволюции. В ходе осуществлявшихся в деревне акций теоретический волюнтаризм с помощью революционного насилия материализовался и стал реальностью.
С окончанием гражданской войны и провалом политики "военного коммунизма" в части "непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению" (В. И. Ленин) политическая ситуация в деревне, как и во всей стране, начала коренным образом меняться. Однако созданное этим временем мировоззрение, равно как и исповедующие его и существующие с его помощью социальные слои (в том числе "социалистическая" бюрократия), не исчезли, ждали своего часа. Эти силы, занимавшие ключевые посты в управлении партией и обществом, выпестовавшие Сталина и, в свою очередь, первоначально лелеемые им и его сподвижниками, допустили власть непосредственного производителя (наряду с собственной властью) лишь на краткий исторический период. Планируемый В. И. Лениным в последние месяцы творческой деятельности на 20 и более лет, "всерьез и надолго", нэп был несовместим с административно-бюрократической системой. "Военно-коммунистическая" идеология, мировоззрение широких слоев сторонников революционного насилия не терпели умонастроений, деятельности, да и самого существования самостоятельного крестьянина — "мелкобуржуазной стихии". И крестьянство — главный и наиболее опасный враг бюрократии — в конце 20-х годов было атаковано под флагом "исторически неизбежной" коллективизации, необходимости "ликвидации кулачества как класса".
В процессе работы над рукописью автор знакомился с работами теоретиков и практиков революционных преобразований, хотя, безусловно, огромная масса материала не позволяет говорить о его знании в полном смысле этого слова — настолько этот материал велик и в должной мере не изучен специалистами.
Многое для понимания проблемы становления социализма в деревне как реализации "революционной мечты", для понимания вопроса о возникновении и утверждении "социалистической" бюрократии дали автору исследования советских историков, философов, экономистов — В. Ф. Башмачникова, В. П. Данилова, Н. А. Ивницкого, Г. X. Попова, В. А. Тихонова, А. С. Ципко, а также публицистические произведения В.Селюнина, А. Стреляного, Ю.Черниченко и других.
Книги специалистов, посвященные отдельным историческим периодам или проблемам, показали автору, что в подготавливаемой им работе о некоторых существенных вопросах говорится мало или не говорится совсем. Так, например, в вопросе о проведении в жизнь политики продразверстки в 1918—1920 годах ничего не сказано о внешнеполитической ситуации, в частности о проникновении бывших союзников России по Антанте в 1918 году в Крым, на Кавказ, в Прибалтику и т. д., нет материалов о внутренней контрреволюции и заговорах и прочего. В этой книге не освещены аграрные программы небольшевистских партий, не рассмотрены многие другие вопросы, но все же она затрагивает много тем, что делает ее уязвимой для критики специалистов.
Поправки и дополнения при освещении столь значительного и важного исторического периода отечественной истории неизбежны, особенно если учесть, что до недавнего времени политика партии большевиков, в том числе и по аграрному вопросу, без детального анализа заранее признавалась единственно возможной и верной. (Может быть, единственное альтернативное мнение на этот счет высказано недавно Р. А. Медведевым в книге "Трудная весна 1918 года".)
Вместе с тем работа, предполагающая предметный разговор по социально-философским вопросам (или создающая возможности для его начала), должна иметь многоаспектный, а не узкоспециальный, ограниченный в проблематике характер. Многоаспектность, как представляется, сделала возможной постановку философской проблемы о формировании замысла и воплощении в жизнь "революционной мечты".
Идея, развиваемая в книге, в кратком виде такова. Попытка опрокинуть старый мир и перебросить общество из отсталости в коммунизм с помощью "красногвардейской атаки" вскоре после Октября показала свою неосуществимость и потребовала иного пути. Однако в качестве гаранта осуществления замысла в обоих случаях выступала некая контролирующая и поставленная над обществом, хотя и "извлеченная" из него самого, сила. Задуманная первоначально как средство организации и контроля, работающая на общее благо, она очень скоро отвергла саму идею своего служения обществу. "Социалистическая" бюрократия начала строить общественный процесс в соответствии со своими собственными интересами.
Что предполагало эту метаморфозу в самой "революционной мечте"? Как шел реальный процесс становления "социалистической" бюрократии? Ответы на эти вопросы нельзя дать без анализа тех теоретико-мировоззренческих оснований, которые сделали возможной политику "военного коммунизма", а впоследствии и коллективизации.
В процессе обсуждения рукописи автору иногда высказывались советы расширить места, показывающие его собственное отношение, за счет документально-информационной части усилить аналитичность работы. Однако, был избран путь возможно непредвзятого изложения теоретического содержания и повествования, с тем, чтобы постараться дать читателю возможность свободного размышления, формулировки своих собственных суждений и оценок. Этот выбор был сделан исходя из того факта, что рассматриваемый материал во многом либо не был прежде известен широкому читателю, либо подавался исключительно "с одной стороны". В данной работе сделана попытка дополнить уже существующие работы освещением "другой стороны", о которой прежде умалчивалось.
С позиций происходящих сегодня процессов перестройки книга, как надеется автор, может сыграть свою роль в разворачивающейся работе по осмыслению того, что представляют собой мнимые ценности и идеалы социализма, поможет в какой-то мере ответить на вопросы — какие именно идеи социализма не выдержали проверку временем и почему это произошло.
[1] Здесь и далее цифры в квадратных скобках обозначают порядковый номер цитируемой работы по списку литературы (см. в конце книги), номер страницы в этой работе или номер тома и страницы. [2] Нет слов, много было и таких. Но несравненно больше тех, кто правду знал от других или кого она касалась лично. Поэтому говорить обо всех огульно можно лишь в угоду какой-то схеме. [3] В этой связи нельзя не заявить о принципиальной важности линии исследований, начатой статьей А. С. Ципко "Истоки сталинизма". [4] Подробнее см.: Правда созидающая // Международная жизнь. 1988. № 6. С. 57. |
|||||
|