Институт Философии
Российской Академии Наук




  Киященко Николай Иванович
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии культуры » Страницы истории » Сотрудники прошлых лет » Киященко Николай Иванович

Киященко Николай Иванович

 Киященко Николай Иванович


Некролог >>


КИЯЩЕНКО Николай Иванович

23 октября 1930 г. (Кемеровская обл., Троицкий р-н, д. Романовка) – 18 января 2022 г. (г. Москва)

 

 

Образование

  • Высшее, 1962, Москва, МГУ. 

  

Ученые степени

  • Кандидат философских наук, 1964, «Героическое как категория эстетики».
  • Доктор философских наук, 1979, «Философские основы теории эстетического воспитания, защищены в Институте философии АН СССР.

Ученые звания
  • Доцент, 1976; профессор, 1986.

Сфера научных

интересов

Эстетика, философия культуры, философия образования, культурология.

Профессиональная деятельность

Научно-исследовательская работа (Работал главным научным сорудником до 2013 г.).

Доцент, профессор; редактор в издательствах, редактор в кинематографе.


Преподавательская деятельность

С 1965 года преподавал философию, эстетику, культурологию, философию образования, в том числе и за рубежом (Ангола, профессор Высшей партийной школы МПЛА-Партии труда Анголы).


Научное руководство

12 аспирантов, 6 докторантов.

 

Учебные

и учебно-методические разработки

Программы:

  • «Эстетика жизни» для 9-11 классов школы, 1996.
  • «Мировая художественная культура для школы», 1996.
  • «Эстетика. Общий курс. План-программа», для студентов университетов, 2002.
  • «Философские основы культурологи и теории искусства», 2005.
  • «Философия педагогам», 2006.
  • «Изучение культуры мировых цивилизаций в контексте гуманитарного образования», 2006.

Учебники:

  • «Эстетика жизни»: отд. Книжки для  9, 10, 11 классов:  «Эстетика жизни». Книга для учителя, 2004.
  • «Массовая культура», Уч. пособие для студентов ВУЗов, 2004.

Исследовательские проекты

  • «Новый человек», Алма-Ата, 1966, отв.ред.
  • «Сражающееся искусство», М., 1977, составитель и отв. ред.
  • «Эстетическое сознание и процесс его формирования», 1981, отв.редактор. 
  • «Человек и НТП», 1983, отв. ред.
  • «Эстетическая деятельность», 1986,  рук. авт. кол. 
  • «Философская культура и образование в современных условиях», 1988, отв. ред.
  • «Пути и средства эстетического воспитания», 1989, отв. ред.
  • «Эстетический опыт и эстетическая культура», 1992 , отв. ред.
  • «Эстетическое сознание личности», 1994, рук. авт. кол.
  • «Эстетическая культура», 1996, рук. авт. кол. 
  • «Современные концепции эстетического воспитания», 1998, отв. ред. 
  • «Массовая культура и массовое искусство – «за» и «против»,  2003, автор проекта и рук. авт. кол.  
  • «Творчество как принцип антропогенеза», 2006, автор проекта и ответ. ред. книги.

Научные публикации

23 монографии, руководство в качестве ответственного редактора над 18 книгами, более 200 статей в журналах и сборниках, материалах конгрессов и конференций, переведенных на 12 языков мира.

 

Статьи

 

2013

  • Трансдисциплинарные ориентиры культуры безопасности в обществе риска // Культура – равновесие и гармония будущего. Сборник научных трудов. Академия ГПС МЧС России. 2013. С. 64–74. В соавторстве.

 2012

  • Общество знания и философия культуры // Проблемы философии культуры. М.: ИФРАН, 2012. С. 111–124. (В соавторстве)
  • Культура устойчивого развития в трансдисциплинарном измерении // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2012. № 5 (17). С. 20–27. (В соавторстве)
  • Культура и власть: формы сопряжения // Философские науки. 2012. № 10. С. 106–108. (В соавторстве)
  • Культурологическое и эстетическое образование в контексте взаимодействия глобального и локального // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. № 3. С. 303–306.

 2011

  • Проблема соотношения культуры и власти в информационной цивилизации // Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция, власть: Материалы 8-й Всероссийской конф. (Москва–Уфа, 31 мая – 2 июня 2011 г.). Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 326–329.
  • Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. 2011. № 4(13). С. 12–25.
  • Синергетические проблемы образовательного процесса в современном мире // Полигнозис. 2011. № 2. С. 118–130.
  • Современен ли Чехов? // Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П. Чехова: Материалы 7-й Всероссийской конф. (Москва–Ростов-на-Дону, 12–16 окт. 2010 г.). М., 2011. С. 173–178.

2010

  • Введение // Толерантность в культуре и процесс глобализации. М., 2010. С. 5–10.
  • Вместо послесловия. Возможен ли толерантный диалог цивилизаций // Толерантность в культуре и процесс глобализации. М., 2010. С. 471–486.
  • Концепт и концепция эстетического воспитания // Концепты культуры ХХ века. Ярославль, 2010. С. 163–173.
  • Культура гражданского общества // Вопр. философии. 2010. № 10. С. 62–66.
  • Л.Н. Толстой и проблема образования детей крестьян России // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Междунар. научн. конф. (20–22 мая 2010 г.). Тула, 2010. С. 98–102.
  • Мои встречи с деятелями культуры // Филос. науки. 2010. № 9. С. 151–154.
  • Незавершенность человеческой природы // Вестн. Рос. филос. об-ва. 2010. № 3. С. 93–97. (в соавт. с П.С. Гуревичем)
  • Разрушение ментальных оснований российской культуры // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 479–485.
  • Толерантность как универсалия культуры // Толерантность в культуре и процесс глобализации. М., 2010. С. 12–31.

2009

  • Достоинство милиционера как высшее проявление его эстетического развития и правовой культуры // Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2009. С. 143–150.
  • Междисциплинарность современного гуманитарного знания: синергетический потенциал образования и самосознания россиян // Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки: Материалы 3-й Всерос. конф., 22–24 мая 2008 г., Москва–Пенза. М., 2009. С. 66–71.
  • Нравственно-патриотическое воспитание – база формирования высокой политической и гражданской культуры сотрудников МВД // Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных специалистов органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2009. С. 56–61.
  • Онтологическая расколотость эстетики и культуры // Философия и культура. 2009. № 190. С. 87–95.
  • Роль интеллекта и интеллигенции в становлении информационной цивилизации // Культурные трансформации в современной России: (социально-филос. анализ). М., 2009. С. 99–110.
  • «Столичность» как принцип централизации культуры // Культурный универсум в предметном поле культурологи, истории, философии, искусствоведения, филологии. Ярославль, 2009. С. 37–42.
  • Элитарное образование: генетические и социокультурные основы // Социология образования. 2009. № 1. С. 72–84.
  • Эстетика жизни как интегративный предмет гуманитарного образования // Тез. материалов V Рос. филос. конгр. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 390–391.

2008

  • Может ли быть толерантным диалог цивилизаций? // Философские науки. 2008. № 4. С. 10–25.
  • Может ли быть толерантным диалог цивилизаций? // Гуманитарные исследования. 2008. № 2 – перепечатка выступления на астраханской конференции 2006 г.
  • Есть ли в современной России перспектива становления гражданского общества? // Человек и культура в становлении гражданского общества в России. Материалы 2-й Всерос. конференции. 21–23 мая 2007 г. Москва-Тамбов. М.: ИФРАН, 2008. С. 121–125.
  • Нравственно-патриотическое воспитание – база формирования высокой политической и гражданской культуры работников МВД // Нравственно-патриотическое воспитание – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2008.
  • Достоинство милиционера как высшее проявление его эстетического развития, правовой культуры и толерантного отношения к людям // Нравственно-патриотическое воспитание – фундаментальная основа подготовки высокопрофессиональных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2008.
  • Возможно ли в современной России становление гражданского общества? // Полигнозис. 2008. № 2.

2007

  • В.А. Конев – философ, эстетик, культуролог и блистательный педагог // Философия, общество, культура. Самара, 2007.
  • Высококультурный сотрудник органов внутренних дел – гарант правовой культуры в гражданском обществе // Нравственно-патриотическое воспитание курсантов Московского университета МВД России – фундаментальная основа подготовки высоко профессиональных специалистов органов внутренних дел: Материалы научно-практ. конф. Тверь, 2007.
  • Инерционность системы образования в России. Рецензия // Филос. науки. 2007. № 2.
  • Может ли быть толерантным диалог цивилизаций? // Россия и Восток. Проблема толерантности в диалоге цивилизаций: Материалы научно-практ. конф. Тверь, 2007.
  • Можно ли научить религиозности и вере? // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы Междунар. конф. М., 2007.
  • Музыкальное искусство и его воспитательные возможности // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебн. пособие. М., 2007.

 Участие в конференциях

  • Культура безопасности в обществе риска. Доклад на пленарном заседании научно-практической конференции с международным участием «Культура и безопасность в современном мире» ФГБОУ ВПО Академия Государственной противопожарной службы МЧС России. (Москва, 2013 г.). В соавторстве.
  • Выступление с секционным докладом «Проблема соотношения культуры и власти в современной России» на VII Всероссийской научной конференции «Проблемы российского самосознания: народ, интеллигенция и власть» (Москва – Уфа, май 2011 г).
  • Выступление с секционным докладом «Л.Н. Толстой и проблема образования детей крестьян России» на VI Всероссийской научной конференции «Проблемы российского самосознания: мировоззрение Л.Н. Толстого» (Москва — Тула, 20–22 мая 2010 г.).
  • Выступление с секционным докладом «Современен ли Чехов?» на VII Всероссийской научной конференции «Проблемы российского самосознания: мировоззрение А.П. Чехова» (Москва – Ростов-на-Дону, 12–16 октября 2010 г.)
  • Выступление с секционным докладом «Л.Н. Толстой и проблемы образования» на Международном толстовском форуме (Москва, ноябрь 2010 г.)
  • Выступление с секционным докладом «Разрушение ментальных оснований российской культуры». Всемирный день философии (Москва, 2009 г.).
  • Выступление с секционным докладом «Эстетика жизни как интегративный предмет гуманитарного образования» на V Всероссийском философском конгрессе (Новосибирск, июль 2009).
  • Выступление с секционным докладом «Культура повседневности как фактор развития самосознания личности» на 4-й Всероссийской научной конференции «Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала» (Москва – Белгород, 2008 г.).

Научно-

организационная

работа

Ответственный организатор 8 школ молодых философов, проводимых в разных городах СССР в 70-80-е годы.

Организационно-

проектная деятельность

Руководитель грантов: «Массовая культура и массовое искусство – «за» и «против». Грант РГНФ 99-03-19839, 1999-2001 гг.; «Творчество как принцип антропогенеза», грант РГНФ 010-03-00405,  2001-2003 гг.;

«Толерантность культуры и глобализация мира», грант РГНФ 06-03-00009а, 2006-2008 гг. и 2 издательских гранта по осуществленным проектам.

Награды

 

3 медали, 2 диплома ВДНХ, многочисленные премии по работе.

Е-mail:   larisaki@yasenevo.ru