О некоторых стереотипах в преподавании курса истории философии и перспективных задачах его изучения на гуманитарных специальностях Белорусских университетов Румянцева Т.Г. (Минск)
Одной из актуальнейших задач современных историко-философских исследований является пересмотр некоторых стереотипов в понимании места, сути и значения, как отдельных знаковых персоналий, так и целых этапов в развитии европейской философской мысли. Это связано с тем, что характер изучения истории философии в традиции советской высшей школы гуманитарного профиля вплоть до середины 1990-х годов обусловливался рядом деформирующих содержательных особенностей мировоззренческого и идеологического порядка, которые, как показывает практика, увы, не везде и не полностью утратили свое значение и сегодня в ВУЗах нашей республики.
В этом же контексте следует упомянуть и отображение в качестве пограничных, маргинальных школ по отношению к «главным философским направлениям» истории философии ряда направлений западной метафизики и «деонтологизированной» философии 20 столетия (аналитической философии, философии жизни, парадигм понимания и т.д.), а также редукцию философского творчества не- и антимарксистски ориентированных отечественных мыслителей 19-20 вв. к уровню исключительно религиозного философствования, с последующим игнорированием их реального вклада в мировую философскую культуру 20 века. Все это, увы, имеет место и в сегодняшнем освещении историко-философского процесса.
Очевидно, что обеспечение гармоничной интеграции историко-философского курса в обновляемый массив гуманитарного образования необходимо предполагает преодоление вышеуказанных парадигмальных деформаций, которые по-прежнему имеют место в преподавании, особенно в нестоличных вузах нашей республики. Исполняя роль своеобразного средства формирования определенного типа миропредставления и мирооценки, история философии как учебная дисциплина занимала и продолжает занимать устойчивое место в структуре традиционного гуманитарного образования. Основными целями и главными задачами изучения курса данной дисциплины на гуманитарных специальностях университетов является осмысление, усвоение и активное овладение студентами следующих информационно-ценностных модулей-блоков: а) исторические типы философии; б) ведущие описательные модели историко-философского знания в структуре интеллектуального процесса, уяснение доминирующих механизмов их исторической динамики и смены; в) концептуальный отказ от европоцентризма в понимании историко-философского процесса; г) представление об историко-философском процессе как о неразрывно связанной последовательности репертуаров и процедур интерпретаций, декодировок, расшифровок, обновляющихся трактовок и деконструкций реальных и потенциально «примыслимываемых» текстов в контексте постоянного переосмысления их имманентного содержания и ценностного пафоса; д) демонстрация обратной связи между разновременными философскими дискурсами разноудаленных интеллектуальных исторических эпох; е) четкое обозначение главных параметров функционирования, взаимодействия и субординации основных компонентов социума в контексте теории факторов; ж) постоянная и акцентированная экспликация глобальной закономерности общественных изменений (динамика и качественное обновление философских оснований культуры - трансформация и смена доминирующих совокупностей ценностей и идеалов общества и его элиты - осуществимость и гуманистическая эффективность социально-экономических реформ любого рода); 3) легитимация компаративистского подхода как одного из наиболее важных объяснительных принципов историко-философских реконструкций. |
|||||
|