Источник публикации: Мифы и религии мира. Учебное пособие М. 2004 С.175-178 Я. В. Чеснов
Тибето-бирманские народы
Тибето-бирманские народы расселены на огромных пространствах от Западных Гималаев до горных отрогов на севере Вьетнама. Среди них представлены народы с древними цивилизациями, созданными в Непале, на северо-востоке Индии, в Тибете и Бирме. Этногенез тибето-бирманских народов ещe совершенно не изучен. Ученые на основании языковых связей, помимо очевидного родства с китайцами, предполагают возможные связи с кетами на севере и с народами мунда на юге. Давно уже существуют определенные теории родства тибето-бирманцев с народами Передней Азии, в частности с шумерами. По-видимому, древние религиозные верования и мифология тибето-бирманцев подтверждают такие построения.
Если сопоставить общее мировоззрение тибето-бирманцев с аналогичными системами у расселенных в целом восточнее от них мон-кхмеров и тайцев, то можно отметить следующее. У тибето-бирманцев интенсивно разрабатывалась тема творения человека, антропоморфизма, предназначений человека, смерти и бессмертия. Здесь человек – активная сила, равная другим стихиям природы. У каренов в Бирме и Таиланде есть образ человека, стремящегося к солнцу. Его зовут Тауб. В детстве он был слабым, тщедушным ребенком. Решил отправиться к солнцу, чтобы вырасти. И действительно, около солнца от жары и дождя он вырос в гиганта. Тогда он решил покинуть свой дом и отправился путешествовать. Во время странствий он совершил различные подвиги, но самый. главный из них связан с борьбой против змея. Змею удалось проглотить Тауба, но герой смог разрубить его чрево изнутри и выйти невредимым.
Мотив змееборства, здесь ярко выраженный, совершенно не характерен для мифов других народов Юго-Восточной Азии.
Вот другой миф о столь же активном герое, взятый у ади (группы тибето-бирманских народов дафла, мири, сулунгов, апатани и других, расселенных на северо-западе Индии). Его зовут Аботени. От его потомков ведут свое происхождение перечисленные народы. Аботени жил в мифической местности Супунг, которая находилась где-то на востоке Гималаев. От первых трех жен Аботени породил различные существа земли и неба. От четвертой Джамир Гимбаре родился сын Аблома, который создал бронзовые вещи, в том числе и тибетские колокола. Этот сын стал предком ремесленников. Злые духи отняли у Аботени его жен. Тогда Аботени стал угрожать, что из лука он застрелит солнце и луну и все разрушит. Духи все же дали ему жену Зукхумане, но Аботени пришлось доказывать права на своего сына. Жена посоветовала Аботени вместе с сыном бежать от духов. Закхумане захватила с собой два бамбуковых сосуда. В одном оказались рис и домашние животные, в другом - люди. Духи отыскали беглецов и стали требовать себе в жертву все, что принесла Зукхумане, включая и людей...
В мифологии, тибето-бирманцев весьма важное значение придается человеческому телу: в ряде версий оно само дает начало всему живому и даже металлам. Так, у тех же ади есть миф о Седи (Земле) и Мело (Небе). Они, сестра (Земля) и брат (Небо), вступили между собой в брак. Их потомство -- существо Линген Собо, части тела которого стали металлами, растениями и животными. От последнего отпрыска Седи и Мело – Педонг Нане (Дождя) родилась Донио - Луна. Детьми Седи и Мело были Кари и Таро -- первые охотники, Ядо Йонгма -- первый кузнец.
Человеческое тело у тибето-бирманцев космологично или создано космическими божествами, как Шинграва у качинов Бирмы. После того как творец Вайшу создал всех духов, он сделал тыкву и просил духов что-либо присоединить, прибавить к этому творению. Они выполнили просьбу. Например, дух леса дал ноги, дух солнца -- глаза и т. д. С деятельностью Шинграва связано устройство мира после потопа. Современную форму земли, горы, реки Шинграва создавал молотом. Долго ходил он по земле, устраивая ее. Потом попал на небо. Потомком Шинграва был Шиппаун Айаунг -- отец всех качинов.
Человеческое тело может моделироваться, и тогда оно участвует в ритуале, например, предсказания урожая. Так, у кая в Бирме осенью изготавливают Фюдийкрий. Это божество урожая. Фигуру делают из корзины, голову - из тыквы, глаза – из закрылок жука. Одевают в национальный костюм. Фюдийкрий – В центре обрядов урожая. В некоторых деревнях есть и «Бабушка рисовая корзина». В таких деревнях празднующие разделяются на мужскую и женскую половины. Фигуры этих божеств урожая используют для гадания о будущем урожае. На время гадания одежду с фигур снимают - значима нагота «человеческого тела».
Теологическая мысль тибето-бирманцев пытается осмыслить идею смертности через ту же модель человеческого тела. У качинов считается, что люди раньше были бессмертны. Первым вечность жизни утратил Апаккьит Лок. Вот как это произошло. Апаккьит Лок жил в Майаушинграпум, прародине качинов. Девять раз он становился стариком, но юность возвращалась к нему. Однажды он пошел на рыбную ловлю. В лесу поймал спящую белку. Решив подшутить над соседями, он сунул белку, которая так и не проснулась, в вершу и надел на вершу свою одежду. Соседи это увидели и подумали, что Апаккьит Лок умер. Стали готовиться к погребальному обряду. Сумри - жизненный принцип человека, находившийся в Апаккьит Локе, отправился к верховному духу солнца, но дух увидел, что нить, связывающая сумри с человеком, цела. На землю были направлены посланцы для выяснения дела. Когда люди танцевали похоронный танец, они задели одежды на корзине, и все обнаружилось. Тогда в гневе верховный дух перерезал нить. Апаккьит Лок заболел и вскоре умер. После него стали умирать и другие люди. Очевидно, белка в этом рассказе - внедренный в человеческое тело жизненный принцип, душа, которая обладает как бы своим собственным телом. Такая концепция совершенно чужда другим народам Индокитая, где в человеке заключено множество частных душ.
Естественно, что при акценте на человеке не могла остаться без внимания проблема загробного существования. Его идея связана у тибето-бирманцев с темой опасностей, подстерегающих душу умершего.
Приведем две версии. У кхьенгов в Бирме и Бангладеш есть образ Гнатхеина - властителя райской страны счастья и судьи умерших. Свой суд он правил под деревом. Люди, совершавшие добрые поступки, после смерти там находят всевозможные удовольствия: пьют опьяняющие напитки, едят жареное мясо - все то, что люди жертвуют духам. Чтобы души умерших благополучно достигли Гнатхеина, нужны особые обряды - на дороге туда души подстерегают и губят гусеницы. Петух, привязанный к ноге умершего, должен отпугивать этих гусениц. Меч, положенный на голову, должен отпугивать злых духов. По дороге к Гнатхеину душа должна пересечь реку Пузаутуибо по нитяному мосту. Души плохих людей не могут попасть в небесный рай. Гнатхеин отправляет их в железный котел с кипящей водой. Если душа грешника убегает, то собака Гнатхеина ее ловит. Если эта душа пытается спрятаться в кроне дерева, то она становится жертвой птицы Хакгьи.
У ангами нага на северо-востоке Индии высшее божество зовут Кепенопфу. Кепенопфу - женщина. Буквальный перевод ее имени - «дух-мать». Кепенопфу - благожелательное для людей божество. Она живет в небе в райской стране, куда отправляются души умерших. Когда духи, ей подчиненные, убивают быка-митхана, которым в небе представлен каждый человек, то этот человек умирает. Души поднимаются в небо по невидимой лестнице в высоких горах. У других нага загробный мир делится на две части - для праведников и для грешников. У сема нага первые уходят на восток с тем, чтобы возродиться снова, вторые - на запад и не возрождаются. На пути души подстерегают злые духи, и цель погребальных обрядов – обезопасить путь душ.
Строение мира в мифологии тибето-бирманцев связано с антропоморфными представлениями, важным его элементом служат камни, скалы. Так, у чинов Бирмы весь мир покоится на плечах гиганта Макона. Основанием мира служит огромный плоский камень, на котором разлит Мировой океан. В океане плавает рыба Нгазалон и носит на себе плоскую скалу - поверхность земли, где живут люди. Когда Макон от усталости подставляет под все мироздание то одно плечо, то другое, случаются землетрясения. Некоторые стихийные явления происходят по воле духов. Например, дух Гло создает гром; каменные орудия, находимые в земле, - его зубы.
Вот качинский миф о Лунгилунге - «скале, которая знает все». Когда предстояли важные дела или случались болезни, люди обращались к ней за советом. Однажды у скалы было много дел и она не могла ответить на все вопросы. Тогда люди решили ее расколоть. Они подняли ее кверху и бросили. Скала раскололась и дала рождение первому жрецу, первому сказителю, а также божествам. Кроме того, появились мелкие камни лунгилунги (с помощью их качины узнают волю духов), а также другие ритуальные предметы.
Мир духов у тибето-бирманцев нельзя назвать земельно-кадастровым. Это и не олицетворение стихий. Скорее, можно говорить о местах (причем это скалы, горные территории), где сосредоточены сверхъестественные силы, обладающие разумом и богатствами. Такова, например, местность Маелтонг у лепча Сиккима, где были создань растения. Маелтонг находится около тибетской границы. Это место окружено скалами, и никто не может войти в его пределы. Оттуда созданные духами растения распространились по свету. В Маелтонг живут волосатые карлики - мужчины и женщины. Карлики также имеют отношение к растительным силам, которые сосредоточены в Маелтонг. Сельскохозяйственные церемонии лепча при севе риса и уборке направлены на призывание помощи сил, сосредоточенных в Маелтонг.
Хтонические (относящиеся к подземному миру) образы вроде змееобразных существ в мифологии тибето-бирманцев не выражены ярко, иногда просто отсутствуют. Примечательна трансформация нагов у бирманцев. Наги - существа змеиной породы. Но в отличие от мон-кхмерских народов у бирманцев этот образ не приобрел особой значимости, хотя в прошлом у них существовал культ нагов. Нага - это огромная змея, лежащая у поверхности земли, и с положением ее тела согласуют место строительства домов, прокладывание дорог. В зависимости от сезонов Нага меняет положение своего тела. В Верхней Бирме во время обряда перехода мальчиков в юношеское состояние их выводят «показывать» Наге у ворот деревни. В бирманских сказках есть сюжет о превращении Наги в миловидную женщину и вступлении ее в брак с мужчиной.
Указанные сюжеты и образы стоят вне глубинных структур тибето-бирманского мировосприятия. |
|||||
|