Научный отчет за 2014 годI. Важнейшие научные результаты
Представлены узловые пункты и принципы аналитико-антропологического подхода к исследованию поэзиса национальной литературы как спектра темпоральных метафизик (Подорога В.А. Антропограммы: Опыт самокритики). Завершена работа по составлению научно-библиографического комментария к курсу лекций М.К. Мамардашвили «Психологическая топология пути. По роману Марселя Пруста “В Поисках утраченного времени”» (А.А. Парамонов) (Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Кн. 2). Подвергнуты переосмыслению философско-эстетические концепции раннего советского авангарда. Выдвинута оригинальная гипотеза об особой рациональности, которая связывает практики авангарда в ранний советский период с практиками «биополитической» (М. Фуко) интервенции, призванной изменить саму жизнь («быт») людей (Пензин А. (Penzin A.). The Biopolitics of the Soviet Avant-garde). Исследованы модели коллективности в русском художественном авангарде и массовых медиа (газета, фото, кино) на материале творчества русских конструктивистов, производственников и фактографов 1920-х гг. Большое место уделено анализу теории подобия и бессознательного мимесиса Вальтера Беньямина, которые он, в частности, прилагает к изучению природы конструктивного орнамента (Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда; Чубаров И.М. Письмо и опыт насилия). Проведен анализ произошедших изменений в содержании и методологии медиа-исследований последние нескольких лет в сравнении с периодом их институционального оформления в середине 1990-х. Прояснено, насколько измерение медиа соотносимо с измерением «человеческого». Даны характеристики дискурса, развиваемого медиа-теоретиками и медиа-практиками, выходящие за рамки гуманитарного знания и проблематизирующие главный предмет их интереса (Сосна Н.Н. The Ghost of The Universal Spectator; Сосна Н.Н. «Научно» прекрасное: от «нульмерного» к физике чувств; Сосна Н.Н. Кино до и после новой истории). Проведен анализ причин выхода на первый план в современной массовой культуре темы конца истории и апокалипсиса, в качестве инструмента философского анализа этого феномена предложено понятие «катастрофического времени» (Тимофеева О.В. (Timofeeva O.V.). The End of The World: Form Apocalypse to The End of History and Back).
II. ПубликацииМонографии и коллективные трудыПодорога В.А. Антропограммы: Опыт самокритики. М.: Логос, 2014. 106 с. Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014. 344 с. Классические тексты и переводы Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. 2-е изд., доп., испр. / Сост.коммент.: М.К. Мамардашвили, А.А. Парамонов. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. 1232 с. Плановые статьи в научных журналах Пензин А .А . (Penzin A .). Die letzte Zuflicht? Schlaf im Kapitalismus heute // Springerin. 2014. Hft. 4. S. 48–52. Пензин А .А . (Penzin A.). The Biopolitics of the Soviet Avant-garde // Pedagogical Poem. The Archive of the Future Museum of History. Venice, 2014. P. 76–94. Пензин А .А . (Penzin A.). The Only Place to Hide? The Art and Politics of Sleep // Psychopathologies of Cognitive Capitalism: Part 2. Berlin, 2014. P. 221–245. Пензин А .А . (Penzin A.). Tumult in the Land of Managed Democracy: An Introduction // South Atlantic Quarterly. 2014. No. 113.1. P. 161–168. Пензин A.А. Биополитика советского авангарда // Педагогическая поэма. Архив будущего музея истории. Венеция, 2014. С. 70–89. Пензин А.А. Открытая диалектика Фредрика Джеймисона // Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. М.; Екатеринбург, 2014. С. 5–30. Подорога В.А. (Podoroga V.А.). Das Herren-Monster. Tyrannei und Transgression – zu einer anthropologie der Macht // Lettre Internationale. 2014. No. 105 Sommer. S. 80–83. Подорога В.А. Смех мира. Фрагменты из книги: «Мимесис». Материалы по аналит. антропологии лит. // Диалог искусств. 2014. № 1. С. 72–75. Сосна Н.Н. «Научно» прекрасное: от «нульмерного» к физике чувств // Филос. журнал. 2014. № 2 (13). С. 135–145. Сосна Н.Н. Человек ли посредник: проект ответа // Медиа между магией и технологией / Под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М.; Екатеринбург, 2014. С. 313–324. Сосна Н.Н., Федорова К.Е. Введение // Медиа между магией и технологией / Под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М.; Екатеринбург, 2014. С. 7–18. Сосна Н .Н . (Sosna N.) The Ghost of The Universal Spectator // Criticism. 2014. Vol. 56. № 1. P. 119–127. Тимофеева О.В. (Timofeeva O. V.). The End of The World: From Apocalypse to The End of History and Back // e-flux Journal. 2014. № 56. [Electronic resource] URL: http://www.e-flux.com/journal/the-end-of-the-world-from-apocalypse-to-the-end-of-history-and-back; Arts & Opinion. 2014. № 13/5. [Electronic resource] URL: http://www.artsandopinion.com/2014_v13_n5/timofeeva.htm Тимофеева О .В. Zivalskost in totaliteta [«Животное и тотальность»] // Problemi. 2013. No. 7–8. С. 37–52 (словен. яз.) (не вошло в отчет 2013 г.). Чубаров И . (Chubarov I.). Anthropologie machinique. Manifeste tardif / Eds. : M. Dennes, L. Gogotishvili // Revue philosophique de la France et de l’Étranger. 2014. No. 3 (139). P. 377–394. Чубаров И . (Chubarov I.). Communist Sensuality. Theses on Production Art // Pedagogical Poem. The Archive of the Future. Museum of History. Ed. Ilya Budraitskis, Arseniy Zhilyaev. Venice, 2014. P. 53–59. Чубаров И . (Chubarov I.). Die Erfahrung der unbewussten Mimesis in der Ornamentik der russischen Avantgarde // Paragrana: Internationale Zeitschrift Historische Anthropologie. Berlin, 2014. Bd. 23. Hft. 2. S. 115–127. Чубаров И . (Chubarov I.). Die Eugen- und Fremdbedeutung der Produktionskunst in der kunstwisenschaftlichen Diskussion unter den Abwesenden: Pavel Popov, Richard Hamann und Lev Trockij / Kunst als Sprache – Sprachen der Kunst. Russische Ästhetik und Kunsttheorie der 1920er Jahre in der europäischen Diskussion. N. Plotnikov (Hg.) // Zeitschrift für Ästhetik und Allgemeine Kunstwissenschaft. 2014. Sonderheft 12. S. 281–295. Чубаров И . «В названии “Логоса” заложена идея поиска нового – нового голоса, нового языка, нового слова» // Логос. 2014. № 4 (100). С. 2–11. Чубаров И. Письмо и опыт насилия // Философия и культура. 2014. № 9. С. 1216–1225. Чубаров И. Проблема «Я» в герменевтической философии Густава Шпета // Густав Густавович Шпет. М., 2014. С. 208–217. Переводы Парамонов А.А., пер. с англ.: Джеймисон Дж. Когнитивная картография // Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. М.; Екатеринбург, 2014. С. 335–349. Пензин А.А., пер. с англ.: Джеймисон Дж. Постмодернизм и общество потребления // Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры. М.; Екатеринбург, 2014. С. 288–308. Сосна Н.Н., пер. с англ.: Гэллоуэй А.Р. Неработающий интерфес // Медиа между магией и технологией / Под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М.; Екатеринбург, 2014. С. 252–288. Сосна Н.Н., пер. с нем.: Эрнст В. Время медиа: понятия, архология, наука // Медиа между магией и технологией / Под ред. Н. Сосна, К. Федоровой. М.; Екатеринбург, 2014. С. 144-161. Доклады, тезисы, выступления Сосна Н.Н. Кино до и после новой истории // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре: материалы научно.-теорет. конф. (г. Иваново, 12–14 июня 2014 г.). Иваново, 2014. С. 269–275. Научно-популярные статьи Подорога В.А. Советы старейших // Афиша. 2014. № 1 (361). 23 янв. Тимофеева О.В. Даже мертвые не уцелеют // Open Left. 14.09.2014. [Электронный ресурс] URL: http://openleft.ru/?p=4084
|
|||||
|