Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » » Сектор аналитической антропологии » Книги

Книги

Сектор аналитической антропологии

Книги

Картинки по запросу тимофеева история животных

Тимофеева О.В. История животных/ Оксана Тимофеева; предисл. С. Жижека. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 208 с.

 В книге, название которой заимствовано у Аристотеля, представлен оригинальный анализ фигуры животного в философской традиции. Животность и феномены, к ней приравненные или с ней соприкасающиеся (такие, например, как бедность или безумие), служат в нашей культуре своего рода двойником или негативной моделью, сравнивая себя с которой человек определяет свою природу и сущность. Перед нами опыт не столько даже философской зоологии, сколько философской антропологии, отличающейся от классических антропологических и по умолчанию антропоцентричных учений тем, что обращается не к центру, в который помещает себя человек, уверенный в собственной исключительности, но к периферии и границам человеческого. Вычитывая «звериные» истории из произведений философии (Аристотель, Декарт, Гегель, Симондон, Хайдеггер и др.) и литературы (Ф. Кафка и А. Платонов), автор исследует то, что происходит на этих границах, — превращенные формы и способы становления, возникающие в связи с определенными стратегиями знания и власти.





 

 


 Подорога В.А. Вопрос о вещи: Опыты по аналитической антропологии. М.: Издательство GRUNDRISSE, 2016. 348 с.


Картинки по запросу подорога посредник 

 

 Посредник. Массмедиа, общество и культура / Научн. ред. В.А. Подорога, отв. ред. А.А. Парамонов. М.: Р. Валент, 2016.

 Основу настоящей монографии составляют результаты многолетней работы коллектива сектора аналитической антропологии ИФРАН над проблемами современных медиа, антропологической теории, современной философии. Широкий круг вопросов и разность исследовательских подходов коллективного труда объединены общей темой (медиации). Монография проходит через анализ трех ключевых моментов: первый связан с представлением посредничества в качестве тотального феномена социальной жизни, второй - с посредником как субъектом множественно и по-разному варьируемых отношений с Другим и, наконец, третий момент вбирает опосредование как само действие, приводящее к (устойчивой/неустойчивой) форме отношений между различаемыми элементами любого возможного целого. Каждая из представленных в монографии статей (эссе) и заметок движется через эти три позиции (или момента), которые задают условия анализа, открывают новые возможности обобщения результатов. Статьи монографии условно сгруппированы по трем разделам: Теория, Программы и Архив, отражающие методологию и стилистику подхода к исследованию опосредования.

 

 Земляной С.Н Георг Лукач и западный марксизм / Сост. отв. ред. А.А. Парамонов, Р.Р. Михайлов. М.: Канон, 2017. -335 стр.

 

 


 Земляной С.Н Георг Лукач и западный марксизм / Сост. отв. ред. А.А. Парамонов, Р.Р. Михайлов. М.: Канон, 2017. 335 с.

 Настоящая книга представляет собой сборник работ Сергея Николаевича Земляного (1949-2012), обращенных к исследованию судьбы левой марксистской мысли в современном мире. В сборник вошли предисловия,  написанные С.Н. Земляным к текстам раннего Лукача, переводчиком которых он был, статьи по Адорно, Брехту, Ленину, размышления о морали, политике, этике.

Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. М.: проект lettera.org, 2014

 

 


 Подорога В.А. Антропограммы. Опыт самокритики. М.: проект lettera.org, 2014. 106 с.

 В монографии представлены узловые пункты и принципы аналитико-антропологического подхода к исследованию поэзиса национальной литературы как спектра темпоральных метафизик.

 

 

Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры / Сост., отв. ред. Парамонов А.А. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. 414 с.

 

 

 Джеймисон Ф. Марксизм и интерпретация культуры / Сост., отв. ред. А.А. Парамонов. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014. 414 с.

 

 Сборник статей известного американского теоретика культуры Фредрика Джеймисона (р. 1934) представляет основные теоретические интересы и творческие мотивы автора. Это первое столь представительное издание работ Ф. Джеймисона на русском языке. В книгу вошли работы, ранее опубликованные в книгах «Политическое бессознательное: Нарратив как социально-символический акт» (1981), «Тюрьма языка: Критическое разъяснение структурализма и русского формализма» (1972), «Марксизм и форма: Диалектические теории литературы в 20 в.» (1971), «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма» (1991), «Идеологии теории. Очерки 1971–1986» (1988), «Геополитическая эстетика: Кино и пространство в мировой системе» (1992) и др. Джеймисон предлагает теоретическое осмысление постмодернистской эпохи и ее различных культурных проявлений, а также способов ее репрезентации; он критически воспринимает основные посылы радикальной мысли (К. Маркса, Ж.-П. Сартра, В. Беньямина, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Блоха, Г. Лукача, Б. Брехта, Л. Альтюссера и др.) и современные языки анализа (концепции Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Лакана и др.). Исследования Джеймисона охватывают философию, теорию культуры, теорию литературы, киноведение, социальную теорию, политологию: их жанровое многообразие обретает единство в «теории», соединяющей констатации наблюдателя, интерпретации критика, аргументы аналитика и прозрения/идеалы мыслителя эпохи «позднего капитализма».

 

 Републикации на сайте «Теория и практика»

 

 

Медиа: между магией и технологией / Под ред. Н.Сосна, К.Федоровой. Екатеринбург-Москва: Кабинетный ученый, 2014.

 

 

 Медиа: между магией и технологией / Под ред. Н.Сосна, К.Федоровой. Екатеринбург-Москва: Кабинетный ученый, 2014. 380 с. – ISBN 978-5-7525-2832-3


  Эффекты медиа – тотализирующее действие СМИ, неоднозначность реакции на достижения мира технологий и их мнимые свободы – способствуют удержанию этого понятия в обороте культурной критики не одно десятилетие. Кажущаяся ясность того, что такое медиа, что означает посредническая функция и каковы структуры медиального, при внимательном рассмотрении, скрывает в себе глубинные проблемы связи технического и антропологического, машинного и эстетического, «нематериального» и «вещного». Категориальный поиск современных теоретиков медиа направляется далее описаний по случаю, высказываний в апокалиптическом тоне и техно-визионерских предсказаний и является более строгим и нацеленным на результативное знание. В предлагаемом сборнике собраны работы авторов, по преимуществу, мало известных российскому читателю и представляющих палитру значимых методологических перспектив для философских исследований медиа сегодня.

 

 Содержание

 

 

Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. 

 

 

 

 Чубаров И.М. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Издательство ВШЭ, 2014. 344 с. – ISBN: 978-5-7598-1095-7.

 

 Эта книга посвящена антропологическому анализу феномена русского левого авангарда, представленного прежде всего произведениями конструктивистов, производственников и фактографов, сосредоточившихся в 1920-х годах вокруг журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» и таких институтов, как ИНХУК, ВХУТЕМАС и ГАХН. Левый авангард понимается нами как саморефлектирующая социально-антропологическая практика, нимало не теряющая в своих художественных достоинствах из-за сознательного обращения своих протагонистов к решению политических и бытовых проблем народа, получившего в начале прошлого века возможность социального освобождения. Мы обращаемся с соответствующими интердисциплинарными инструментами анализа к таким разным фигурам, как Андрей Белый и Андрей Платонов, Николай Евреинов и Дзига Вертов, Густав Шпет, Борис Арватов и др. Объединяет столь различных авторов открытие в их произведениях особого слоя чувственности и альтернативной буржуазно-индивидуалистической структуры бессознательного, которые описываются нами провокативным понятием «коллективная чувственность». Коллективность означает здесь не внешнюю социальную организацию, а имманентный строй образов соответствующих художественных произведений-вещей, позволяющий им одновременно выступать полезными и целесообразными, удобными и эстетически безупречными. 

Книга адресована широкому кругу гуманитариев – специалистам по философии литературы и искусства, компаративистам, художникам.

 

Отзывы в СМИ:

 

 

Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше.

 

 Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше. М.: Издательство GRUNDRISSE, 2013. 180 с.


 В монографии фиксируются узловые моменты актуального искусства сегодня, отличающие его от недавнего прошлого: контролируемость художника властью, «нормой», принятие современным обществом самого пространства асоциальной экспериментации; импульс для решающего перехода к иному типу художественной практик можно увидеть в успехах современных наук. В актуальном искусстве автор видит решительный отказ от традиционных аспектов мимесиса в пользу экспериментального конструирования. В работе также рассмотрены и иные сущностные аспекты актуального произведения искусства. 

 

Презентация книги в рамках программы Книжного клуба РГГУ

 

 

Catalogue of the editions published by the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. 2007-2012. — 2nd edition, revised and enlarged. Edited by A.A. Paramonov, A.V. Smirnov, and A.A. Rossius. Moscow: Progress-Tradition, 2013. 124 p. 

В Каталоге представлены аннотации более чем 225 изданий, среди которых книги, журналы, ежегодники, изданные Институтом философии РАН, ведущим исследовательским  институтом в России в области философского знания. Работы, написанные ведущими российскими учеными, охватывают широкое поле современных исследований в области истории философии, этики, эстетики, синергетики, эпистемологии, логики, социальной и политической философии и фокусируют внимание на наиболее значимых проблемах в век глобализации и роста национального самосознания. 


Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX_XX веков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Канон+, 2012. 552 с.

В книге исследуется  метафизика ландшафтных образов в философской культуре ХIХ-ХХ столетия. В центре внимания автора вопросы: что такое философское произведение (его «идеология», отношение к миру и условия воспроизводства), что такое пространственность мысли, ее коммуникативные планы и возможности, как изменялась в течение века авторская позиция в философии? Аналитическая работа начинается с исследования особенностей видения и чувства пространственного в мысли С. Кьеркегора, далее обращается к идеям «вечного возвращения» Ф. Ницше и геофилософии позднего Хайдеггера.

 

Культура и революция: фрагменты советского опыта 1920–1930-х гг. / Отв. ред. Е.В. Петровская. М.: ИФРАН, 2012. 128 с.

На основе применения новейших теоретических инструментов вскрыты неявные аспекты советского культурного опыта 1920–1930-х гг. Авангардная фотография рассмотрена с точки зрения антропологии восприятия. Изучены различные режимы использования национального архива. Послереволюционное преобразование труда и быта представлено как проявление биополитики. Предложено почтение коммуникативной логики проектов Александра Богданова. Проанализировано внутреннее время произведений авангардного искусства. Коллективная монография предназначена для специалистов в области философской антропологии и истории культуры, а также для широкого круга читателей, интересующихся свежим прочтением советского социокультурного эксперимента.

 

Подорога В.А. Мимесис: материалы к аналитической антропологии литературы.

Том 1. М.: Культурная революция, Логос, Логос-Альтера, 2006.  688 с.

Том 2/1. М.: Культурная революция, 2011.  608 с.

Исследований в области литературы и искусства автор начал вести с середины 80-х годов. Сначала это был вполне ограниченный проект: планировалось опубликовать несколько статей о русской и западно-европейской литературе (Ф. Кафка, М. Пруст, А. Платонов и др.), проверить, насколько может быть удачно применена техника антропологического анализа к явлениям литературы и искусства... Только к концу 90-х гг. определилась задача: на материале одной из ведущих традиций русской литературы XIX-XX вв. (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, А. Платонов, А. Белый, Д. Хармс и А. Введенский), — которую Подорога определяет как «другая» или «экспериментальная», отделяя от так называемой «придворно-дворянской» или «классицистской» литературы, — проследить становление идеи произведения (литературного). Раздел между «литературами» симптоматичен, указывает на конфликт между двумя доминирующими формами мимесиса (а шире, между двумя видениями мира). Мы должны, считает Подорога, ответить на вопрос, почему мы что-то не узнаем, что-то не понимаем, что-то отвергаем, почему произведение непереводимо на язык другого времени и других произведений, почему автор нам не в силах больше помочь, и как сделать авторское бессилие единственной возможностью доступа к смысловым ресурсам произведения

 

Сосна Н.Н. Фотография и образ: Визуальное, непрозрачное, призрачное.

 

Сосна Н.Н. Фотография и образ: Визуальное, непрозрачное, призрачное. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 212 с.


Монография посвящена анализу визуального через проблему образа: это позволяет сместить акцент с «плана изображения» на условия, которые позволяют изображение увидеть. На малоизвестном материале современной теории – исследованиях В. Флюссера и Р. Краусс и впервые вводящихся в научный оборот исследованиях М.-Ж. Мондзэн – выделяется общий проект, который связан с изысканием возможностей для последовательного построения критического суждения о визуальном при помощи выделяемых базовых понятий – «оптическое», «иконическое», «медиальное»; эти понятия позволяют заново поставить проблему соотношения субъекта и объекта восприятия на примере фотографии. В приложении помещен первый перевод на русский язык короткой статьи М-Ж. Мондзэн.

 

Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. 

Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание / Ред. А.Парамонов, В. Файбышенко. М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, М.: Прогресс-Традиция, 2009. 288 с.

 

Книга заняла первое место в конкурсе Института философии «Лучшая книга года» в номинации «Издание классики».

Впервые увидевшая свет в 1982 году в Иерусалиме книга М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского «Символ и сознание» посвящена рассмотрению жизни сознания через символы. Понимание символа выводится за рамки семиотической трактовки символа как «знака чего-то другого». Cимвол — единственный способ войти в жизнь сознания, которое в понимании авторов есть предельный горизонт самого философствования. Метатеоретический подход к изучению сознания, развиваемый в книге, предлагает способ описания, открывающий возможность схватывания символической природы сознания, для чего вводятся понятия сферы, структуры и состояния сознания. Издание представляет собой самый полный на сегодняшний день текст книги, в котором учтены расхождения трех имеющихся источников: иерусалимского (1982) и московского (1997) изданий, а также машинописного экземпляра из архива М.К. Мамардашвили. В приложении публикуется статья «Три беседы о метатеории сознания. (Краткое введение в учение виджнянавады)», первый подступ авторов к проблематике книги «Символ и сознание».


 

 

Подорога В.А. Апология политического. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. 288 с.

Настоящая книга представляет собой собрание эссе и других материалов, не публиковавшихся или частично опубликованных в малодоступных изданиях за последние десятилетия. Применяя оригинальную технику анализа (метод «аналитической антропологии») к различным областям гуманитарного опыта, автор показывает, как знание, которое формируется в тех или иных системах мысли, приобретает значение политического. По его мнению, политическое не имеет отношения к «реальной политике», но принадлежит стратегиям знания, существующим в горизонте личной свободы.

 

Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии/ Ред. Е.Мамардашвили и А.Парамонов М.: Прогресс-Традиция, 2009. 248 с.

Публикуемые лекции Мераба Константиновича Мамардашвили (1930–1990) — один из курсов по истории философии, которые были прочитаны в 1978–1980 гг. студентам Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор ставит перед собой задачу рассказать об истории философии как истории размышлений о предельных основаниях отношений человека и мира. В центре его внимания проблема бытия существующего, возникающая в пространстве древнегреческой мысли. Раскрывая бытие как нечто становящееся, автор прослеживает в размышлениях греческих философов фундаментальные принципы, лежащие в основаниях античного, а, в последующем, в целом европейского идеала мышления и понимания мира и человека. Настоящее издание является дополненным и исправленным по сравнению с более ранней (1997, 2002) публикацией «Лекций по античной философии».