4. ТЕМА НИР: «НАУКА, ЧЕЛОВЕК И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследований, проводимых в секторе в 2022 г. была обусловлена усилением влияния технологий на сферу жизни человека и недостаточным осмыслением ряда социальных, этических и эпистемологических проблем, вызванных этим процессом. Речь идет также о возникновении новых зон философской проблематизации влияния науки и технологий на человеческое существование. Среди них - модуляция сферы чувств с помощью цифровых и био-технологий, оценка влияния Интернет-технологий на трансформацию личности в контексте изменений в глобальном масштабе (в частности, вызванных обрушившейся на мир пандемией коронавируса, с одной стороны, и кризисом аналитических институтов в области политики, экономики, финансов, образования, с другой), анализ формирования новых представлений о субъектности и субъективности в контексте развития нейротехнологий и др. Существенной для разработки исследуемой проблематики стало осмысление историко-философских контекстов, значимую роль в которых в разные периоды приобретали идеи И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина, представления зарубежных представителей гуманистической мысли (Э. Фромма, Э. Блоха, Дж. Хаксли, А. Печчеи, Дж. Нэсбитта, Э. Агацци, Ю. Хабермаса и др.) Огромное значение в контексте исследований 2022 г. уделялось исследованию идей академика И.Т. Фролова, его роли в развитии комплексного междисциплинарного подхода к исследованию человека в контексте возникающих проблем техногенной цивилизации, в частности, в области экологии, а также в создании Института человека, где активно разрабатывались социально-философские проблемы развития науки и технологий. Также в методологическом отношении активно привлекалось и исследовалось творческое наследие Б.Г. Юдина, в частности, была рассмотрена фундаментальная проблемоцентричность его энигманической антропологии становления. Утверждается решающее значение идей и деятельности И. Т. Фролова и Б. Г. Юдина для становления отечественной и московской, в частности, школы биоэтики. Подчеркивается, что на ранних этапах становления отечественная биоэтика была в большей степени озабочена проблемами клинических испытаний, нежели моральными дилеммами, вырастающими из врачебной практики. Обсуждение проблемы философских оснований современной биоэтики позволило сформулировать два теоретических положения. Первое – определяет то, что философские теории не поспевают за революционными изменениями в области медицинской и научной практики. Второе – определяет необходимость формирования устойчивых отношений учитель – ученик, достаточных для приобщения к традициям биоэтического мышления. Кроме того, в рамках осуществлявшихся в 2022 г. исследований сотрудниками сектора рассматривался ряд актуальных проблем философии науки и техники: хрупкость жизни, глобальные перспективы человека, трансформации эмоциональной сферы человека и гендерных отношений в контексте развития цифровых и биомедицинских технологий, исследовался феномен добровольного отказа от жизни в контексте исследований критической суицидологии, анализировалась этика концептов вокруг движения за права инвалидов, исследовались проблема допинга в контексте постановки проблемы «искусственное-естественное», концепция рациональной автономии и проблема уважения персональной автономии, нарративные инструменты в коммуникации врача и пациента, философские проблемы понимания и не-понимания (аномии) природы виртуальной реальности и др. проблемы
- Подготовлен к изданию сборник произведений академика И.Т. Фролова по экзистенциальной проблематике (Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: ЛЕНАНД, 2022). - Представлены очерки гуманистической мысли в философии XX века. Раскрыты принципы нового научного гуманизма, сформулированные академиком И. Т. Фроловым в рамках комплексного подхода к исследованию человека. (Фролова М.И. Человек в гуманистической философии XX века: проблемы существования и перспективы развития. М.: Канон+, 2022. 256 с. ISBN 978-5-9710-9881-2. Тираж 1000 экз.) - Рассмотрена предыстория и история Института человека РАН. Суммированы основные научные результаты Института человека РАН и освещены трудности, с которыми сталкивался Институт в период своего существования. (Белкина Г.Л., Корсаков С.Н., Фролова М.И. К 30-летию Института человека РАН (Из современной истории философии) // Вопросы философии. 2022. № 7. С. 199‒215. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-7-199-215 Web of Sciences, SCOPUS, RSCI, ERIH PLUS, РИНЦ) - Продолжена концептуализация проекта энигматической антропологии становления (Б. Г. Юдин). Дана развернутая интерпретация идеи открытой целостности человека. (П.Д. Тищенко. Человек как открытая целостность: Монография / Отв. ред. Л. П. Киященко, Т. А. Сидорова. Новосибирск: Академиздат, 2022. 420 с. C. 286 – 295.) - Проведён этико-философский анализ применения психотехнологий с соблюдением личностных границ и учетом последствий границ в пространстве морального выбора на примере работы психолога-консультанта (Ф.Г. Майленова.з Монография.Лабиринты морального выбора: между этикой и психотерапией. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2022. — 320 с. ISBN 978-5-4469-1936-9 - Рассмотрен процесс трансформации эмоциональной сферы человека и гендерных отношений в контексте развития цифровых и биомедицинских технологий и дана философская оценка технологическому преобразованию сферы человеческих чувств в конструируемый объект с заданными параметрами. (Попова О.В. Технологическая колонизация интимности: от любви к технологиям – к биомедицинским технологиям против любви // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 6. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.13. С. 145-159. ISSN 1998-9873. (ВАК)) - Проведен философский анализ влияния Интернет-технологий на трансформацию личности в VUCA-мире в контексте изменений в глобальном масштабе. (Майленова Ф.Г. Интернет-технологии и трансформация личности в VUCA-мире / Человечество в новой реальности: глобальные технологические вызовы. Ответственный редактор Г.Л. Белкина. Редактор-составитель М.И. Фролова. М., Канон+, 2022. - С.367-381. ISBN 978-5-88373-712-0 (статья)) - Представлен анализ основных положений критической суицидологии и исследован феномен добровольного отказа от жизни в медицинском, социальном, политическом и культурном контекстах. (Антипов А.В. Об основных понятиях критической суицидологии // Философия и общество. 2022. № 4. С. 71–88. DOI: 10.30884/jfio/2022.04.04. ISSN 1681–4339. (ВАК, RSCI)) - Дан обзор этики концептов. На примере изменений концепта «инвалидность» (disability) продемонстрированы различия между этикой концептов и концептуальным активизмом и показано, что предлагаемые борцами за права людей с ограниченными возможностями изменения этого понятия подвергались постоянной этической оценке в рамках биоэтических дискуссий.( Антипов А.В., Шевченко С.Ю. Биоэтика и этика концептов вокруг движения за права инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2022. № 4. C.685-696. DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-4-685-696. ISSN 1727-0634. (Scopus, WoS, RSCI, ВАК)) - Дан анализ проблемы допинга в контексте постановки проблемы «искусственное-естественное». (Воронин А.А. Допинг в контексте «искусственное – естественное»//Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы. Ответственный редактор Г.Л. Белкина Редактор-составитель М.И. Фролова. М.: КАНОН+, 2022. С. 432-445.) - Исследованы методы и эвристические возможности практик драматизации в рамках коммуникации врач-пациент. (Лаврентьева С.В. Драматизация и прием «остранения» как нарративные инструменты в коммуникации врача и пациента // После постпозитивизма. материалы Третьего Международного Конгресса Русского общества истории и философии науки. Москва: РОИФН, 2022. С. 262-264. (РИНЦ)) - Рассмотрена концепция уважения персональной автономии как проблемы смыслополагания и ценностного обоснования в биоэтике. (Белялетдинов Р.Р. Уважение персональной автономии как проблема смыслополагания в биоэтике // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 4. С. 160-172. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.14. ISSN 1998-9873. (ВАК)) - Исследованы представления о рациональном автономном субъекте, получившие активное развитие в связи с приростом нейробиологического знания. (Белялетдинов Р.Р. В поисках нового понимания субъекта: нейроисследования морали и рациональная модель автономии // Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы. М.: КАНОН+, 2022. 496 с. С. 381-391.) - Проведен философский анализ феноменов неразличения в технологиях виртуальной реальности (реального мира и порожденного компьютерами) и природоподобных технологий (природы и техногенной цивилизации) (30. Пронин М.А., Раев О.Н. Феномен неразличения в технологиях виртуальной реальности // Современные проблемы социотехноантропосферы / коллективная монография / Буданов В.Г., Аршинов В.И, Баева А.В., Белоногов И.Н., Белялетдинов Р.Р., Герасимова И.А., Лепский В.Е., Попова О.В., Пронин М.А., Раев О.Н., Розин В.М., Свирский Я.И., Струговщикова У.С., Тищенко П.Д., Шевченко С.Ю.; Отв. ред. В.Г. Буданов. Курск: Университетская книга, 2022. С. 198-207. ISBN 978-5-907679-23-8. Тираж 500 экз.) - Продолжен историко-сравнительный анализ философских оснований психотехнического проекта Н.В. Цзена и виртуалистики Н.А. Носова (Пронин М.А., Пахомов Ю.В. Николай Цзен и Николай Носов // Психотехнический проект Николая Цзена: История человека и книги глазами друзей и современников.– М.: Когито-Центр, 2022. – С. 437-441. (ISBN 978-5-89353-663-8. Тираж 300).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА О НИР
1.1. Попова О.В.Рассмотрен процесс трансформации эмоциональной сферы человека и гендерных отношений в контексте развития цифровых и биомедицинских технологий и дана философская оценка технологическому преобразованию сферы человеческих чувств в конструируемый объект с заданными параметрами. (Попова О.В. Технологическая колонизация интимности: от любви к технологиям – к биомедицинским технологиям против любви // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 6. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.13. С. 145-159. ISSN 1998-9873. (ВАК)) Исследован философский дискурс, возникший в период развития пандемии коронавируса COVID-19. Проанализирован ряд социально-политических проблем, вызванных развитием пандемии, и показан процесс переосмысления ряда устоявшихся социально-философских понятий, таких, как «лагерь», «чрезвычайное положение», «биополитика», и продемонстрированы различные философские позиции, отражающие реакцию переосмысления роли философии в контексте формирования новой пандемической реальности. (Попова О.В. Философский контекст пандемии // Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы / Институт философии; Ответственный редактор Г.Л. Белкина. Редактор-составитель М.И. Фролова. РАН, М.: КАНОН+, 2022. С. 274-284. ISBN 978-5-88373274-283.)
1.2. Тищенко П. Д.Философия Б. Г. Юдина представлена через его антропологическую идею, которую вполне резонно рассматривать в качестве узла, связанного многочисленными отсылками с его онтологическими, этическими (биоэтическими) и гносеологическими исследованиями, с его пониманием философии как практической в своём существе. В отличие от классических антропологических построений, пытающихся в многообразии эмпирических и теоретических описаний особенностей человеческого существования выявить (усмотреть философским взглядом) некоторые инвариантные характеристики бытия, в концепции Б.Г. Юдина акцент сделан на идее человеческого в человеке как антитезе бытия и становления. Его подход вполне можно назвать постметафизическим в том смысле, который придал этому термину Ю. Хабермас. Человеческое существо, образно говоря, вспорото вопросом «Что такое человек?». На протяжении тысячелетий это вопрошание заставляет мысль мыслить, пускаться в рискованные предприятия с целью обрести устойчивый смысл, и, с неизбежностью, порой достигнув на этом пути временных интересных результатов, вновь пережить неудачу – проблема, звучащая в вопросе: «Что такое человек?» остаётся нерешенной, требуя новых интеллектуальных и моральных усилий для своего разрешения. Б.Г. Юдин разрешает эту проблему. Правда в слове «разрешение» нужно услышать не только смысл найденного частного решения поставленной задачи, но и смысл согласия. Учитель разрешил ученику покинуть класс, или разрешил остаться. В антропологической концепции Б.Г. Юдина проблеме не просто разрешено остаться, но и занять центральное место человеческого в человеке. Его антропологическая мысль фундаментально проблемоцентрична. Проблема, как мысль, осознающая свою недостаточность на границе с немыслимым, оказывается той сущностью человека, которая на протяжении веков остаётся инвариантной, постоянно самовозобновляемой. Это бытие в пограничном режиме становления иным. Подчеркивается, что проблемоцентричная, ориентированная не на бытие, а на становление форма познания жизни реализуется в идеях технонауки. При этом особую роль играет в концепции Б. Г. Юдина идея экспериментальной установки. Экспериментальная установка создаётся для обеспечения контролируемости и воспроизводимости познавательного опыта. Доказав свою эффективность в познавательной ситуации, экспериментальная установка, как система, обеспечивающая контроль интересуемых параметров объекта и воспроизводимость результатов воздействия на него, транспонируется (в смысле И. Гофмана) в сферу практического использования в качестве технологии. Наука превращается в технонауку. (Тищенко П. Д. Постметафизическая философская антропология Бориса Григорьевича Юдина / Философия во множественном числе. Книга вторая. Академический проект, 412 с. С. 159 - 167.) 1.3. Воронин А.А.На примере книги В.И. Толстых рассмотрены некоторые характерные особенности «комфортного марксизма»: 1. негласная, внетеоретическая конвенция отстранения теории от реальности, и два феномена в ее основе – «право на непонимание» и «право на неведение»; 2. подмена реальности как предмета теории идеологическими, утопическими фантомами; 3. построение теории общества как логически безукоризненной системы утверждений, парящей над реальностью и избегающей контакта с реальными проблемами – как общественными, так и теоретико-познавательными. (Воронин А.А. Параллели, перпендикуляры и мнимые величины. Читая книгу В.И. Толстых «Мы были. Советский человек как он есть» // Вопросы философии. 2022. № 3. С. 175 –181.) Исследована проблема объективных угроз и субъективных переживаний хрупкости, незащищенности человеческой жизни в понятийной оппозиции безграничности жизненной силы человечества как глобальной общности. Показано, что современность умножает как риски и угрозы, так и защиту и всемогущество человека, оставляя индивидууму широкое пространство самоопределения, в котором, однако, продолжают сохраняться не зависящие от человека опасные тенденции. Они связаны как с прогрессом технической и интеллектуальной среды, так и с неожиданными всплесками милитаризма и политического произвола. (Воронин А.А. Хрупкость жизни // VOX. Философский журнал. 2022. № 38. URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2038/Vox38_1_Воронин.pdf DOI: 10.37769/2077-6608-2022-38-1, ISSN 2077-6608. (РИНЦ))
1.4. Майленова Ф.Г.Наука, человек и перспективы техногенной цивилизации Исследованы новые правила поведения и общения в сети Интернет - одна из задач современной прикладной этики. Исследованы трансформации современного человека в постоянно меняющейся реальности VUCA-мира, позитивные и негативные последствия этой трансформации. Период с начала 2020 года был отмечен небывалой скоростью изменений в глобальном масштабе, которая определялась, в первую очередь, обрушившейся на мир пандемией коронавируса, с одной стороны, и кризисом аналитических институтов в области политики, экономики, финансов, образования, с другой. Все чаще в работах обозревателей и аналитиков можно встретить выражения «новая реальность», «непредсказуемое развитие ситуации», «наступивший в 2020 VUCA-мир». При этом в связи с массовым переходом на онлайн-работу и учебу, огромную роль в нашей жизни стали играть интернет-технологии. Интернет с его небывалым количеством информации, которая ежеминутно обрушивается на наш мозг, все глубже врастает в нашу жизнь. Показано, как многократное ускорение ритма жизни и глобальных изменений, в частности переход важнейших аспектов жизни человека в виртуальное пространство, влияет на наши личностные и интеллектуальные качества человека. (Майленова Ф.Г. Интернет-технологии и трансформация личности в VUCA-мире / Человечество в новой реальности: глобальные технологические вызовы. Ответственный редактор Г.Л. Белкина. Редактор-составитель М.И. Фролова. М., Канон+, 2022. - С.367-381. ISBN 978-5-88373-712-0 (статья); Майленова Ф.Г. Трансформация норм этикета в цифровой реальности /Философские контексты современности: искусственный интеллект и интеллектуальная интуиция. ФИКОС 2022: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием; Ижевск, (25–26 февраля 2022 г.) / отв. ред. Н.Б. Полякова, сост. А.А. Шамшурин. – Ижевск: Удмуртский университет, 2022. – С.196-198. ISBN 978-5-4312-1008-2 http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/21029 (доклад))
Исследована роль цифровизации как основы для на сближение человека и машины: компьютеры и роботы с искусственным интеллектом из помощников превращаются в полноценных участников общения, а их изначально подчинённая роль незаметно перестаёт быть таковой. Рассмотрены возможные последствия внедрения в жизнь человека роботов-андроидов. Ключевые слова: технологии, этика роботов, андроиды, секс-роботы, искусственный интеллект, прикладная этика. (Майленова Ф.Г. Дигитосексуальность: девиация, мода или наше грядущее будущее? / ХVIII Таврические философские чтения «Анахарсис»: «Человек во власти цифры: мышление, знание, сознание». Республика Крым (г. Судак, пос. Новый Свет, 14.09.22.–16.09.22).
1.5. Белкина Г.Л.В 2022 г. проведено исследование концепции глобальной мирной стратегии И.Т. Фролова, которая реализовывалась в его трудах по экологической проблеме, опиралась на идеалы гуманизма и социального прогресса и предполагала формирование нового экологического сознания и мышления усилиями философов, учёных и вообще гуманистов (См.: И.Т. Фролов: экология и перестройка (из истории недавнего прошлого) // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке: XIII Всероссийская с международным участием научная конференция. Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. С. 67-82). Проводились исследования по философским проблемам человека в советской философии в связи с функционированием научных институций: Института человека и философского общества (К 30-летию Института человека РАН (Из современной истории философии) // Вопросы философии. 2022. № 7; К 50-летию создания РФО: из истории философского общества (1987-1999) // Вестник Российского философского общества. 2022. № 1-2.). Подготовлен к изданию сборник произведений академика И.Т. Фролова по экзистенциальной проблематике (Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: ЛЕНАНД, 2022).
1.6. Белялетдинов Р.Р.Проанализирована концепция уважения персональной автономии как проблемы смыслополагания и ценностного обоснования в биоэтике с помощью философской аргументации. В работе анализируется концепция Ю. Хабермаса о философии как «интерпретаторе» и «местоблюстителе», оказывающего влияния на формирование моральных представлений, определяющих легитимность научного исследования в жизненном мире. Рассматриваются проблемы комплексности модели персональной автономии и конкретные кейсы, в которых представлено различение телесного и ценностного аспектов, регулируемых с помощью уважения персональной автономии. (Белялетдинов Р.Р. Уважение персональной автономии как проблема смыслополагания в биоэтике // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 4. С. 160-172. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.14. ISSN 1998-9873. (ВАК)) Проведен анализ биоэтических аргументов принуждения и уважения персональной автономии в рефлексивном пространстве биоэтики, столкнувшейся с необходимостью быстрого перестроения с обычного, про-пациентского дискурса, ориентированного на ценностные приоритеты, в режим мобилизации всех медицинских ресурсов, часто ограниченных, на поддержание выживаемости самой системы здравоохранение. Показано, что принуждение и сохранение принципа уважения автономии в этих обстоятельствах оказались наиболее глобальными темами в биоэтике, а перераспределение влияния этих принципов на принятие решений вызывало опасения и было само спровоцировано опасениями, связанными либо с подключением жестких регулятивных инструментов принуждения, либо, напротив, с ослаблением контроля и наблюдения за людьми во время пандемии. (9. Белялетдинов Р.Р. Биоэтика и цифровое принуждение: уважение персональной автономии во время пандемии // Современные проблемы социотехноантропосферы / коллективная монография / Буданов В.Г., Аршинов В.И, Баева А.В., Белоногов И.Н., Белялетдинов Р.Р., Герасимова И.А., Лепский В.Е., Попова О.В., Пронин М.А., Раев О.Н., Розин В.М., Свирский Я.И., Струговщикова У.С., Тищенко П.Д., Шевченко С.Ю.; Отв. ред. В.Г. Буданов. Курск: Университетская книга, 2022. С. 207-226. ISBN 978-5-907679-23-8. Тираж 500 экз.)
1.7. Пронин М.А.Охарактеризован отечественный/российский задел в области терминологии виртуалистики — Словарь виртуальных терминов (2000) как Версия 1.0, который рассмотрен как словарь концептуальный, категориально-родовой и, в этом смысле, инвариантный и/или универ- сальный; обоснован его статус как словаря «природной виртуальности человека», без которой технологии виртуальной реальности не работали бы. Сформулированы теоретические проблемы — парадигмальные аномии — и прагматические перспективы подготовки обновлённого словаря версии 2.0 с учётом разработок различных континуумов виртуальности, как частных дисциплинарных словарей прецедентов. (Пронин М. А. Словарь виртуалистики, версия 2.0: вызовы, заделы и перспективы // Инновационные технологии в кинематографе, медиаиндустрии и образовании: IX Всероссийская научно-практическая конференция, Москва, 18–22 октября, 1 ноября 2022 г.: Материалы и доклады / под общей редакцией О. Н. Раева. М.: ИПП «КУНА», 2022. С. 153-171. ISBN 978-5-98547-141-0. Тираж 500 экз.)
Вскрыты парадигмальные проблемы понимания и не-понимания природы виртуальной реальности философией и наукой мейнстрима – аномии и/или патология их эпистем (Пронин М. А., Раев О. Н. Почему не пришёл звёздный час технологий виртуальной реальности // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XIV Международная научно-практическая конференция, Москва, 19–20 апреля 2022 г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией О. Н. Раева. — Москва: ИПП «КУНА», 2022. — С. 137-146. ISВN 978-5-98547-140-3 тираж 500).
1.8. Шевченко С.Ю.Продемонстрированы перспективы применения процессуалистского подхода в теоретических и эмпирических исследованиях когнитивного расширения (экологии памяти). Для этой области все ключевые факторы процессуализма Дж. Дюпре – наличие жизненных циклов, антиэнтропийность и включенность в симбиоз – являются также тремя основными характеристиками когнитивной динамики. В этой связи можно различать вопросы о том,как индивид выстраивает свою когнитивную нишу, и о том, как когнитивная среда делает возможным такое выстраивание. Показано, что выходя за пределы статичного взгляда на расширенный разум и экологию памяти, мы выходим и за пределы индивидуального, поскольку начинаем иметь дело с коллективным, институциональным и видовым. (Варианты эмпирического применения процессуалистского подхода предложены в рамках авторского вклада Шевченко С.Ю. в дискуссию Баранов Д.А., Верле А.В., Мирошниченко М.Д., Петряшин С.С., Филатова А.А., Шевченко С.Ю., Соколовский С.В. К экологии сознания и аффекта: комментарии // Этнографическое обозрение. 2022. № 5. С. 76–113. https://doi.org/10.31857/S0869541522050050
1.9. Фролова М.И.В 2022 г. проведено исследование основных этапов и представителей гуманистической мысли в философии XX века. Рассмотрены основные проблемы, находившиеся в центре внимания мыслителей-гуманистов: глобальный социально-антропологический кризис и деиндивидуализация, социальное отчуждение и манипулирование человеком, глобальные перспективы человека, этико-гуманистическая экспертиза современных технологий, проблемы биоэтики. Проанализированы воззрения Э. Фромма, Э. Блоха, Дж. Хаксли, А. Печчеи, Дж. Нэсбитта, Э. Агацци, Ю. Хабермаса. Раскрыты принципы нового научного гуманизма, сформулированные академиком И.Т. Фроловым в рамках комплексного подхода к исследованию человека (Фролова М.И. Человек в гуманистической философии XX века: проблемы существования и перспективы развития. М.: Канон+, 2022). Подготовлен к изданию сборник произведений академика И.Т. Фролова по экзистенциальной проблематике (Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.: ЛЕНАНД, 2022).
1.10. Антипов А.В.Проведен анализ основных положений критической суицидологии – с опорой на противопоставлении устоявшихся и конвенциональных представлений о суицидальном поведении и способов их критики. Прослежено понимание добровольного отказа от жизни как патологизированного феномена в виде объяснительных моделей, которые формулируются в медицине и психиатрии. Показано, что оформление научной суицидологии как междисциплинарного поля исследования связывается с использованием количественных, а не качественных методов исследования, и поиском универсальных причин суицидального поведения. Критическая суицидология ставит такое положение дел под сомнение, выстраивая свои рассуждения на необходимости понимания суицида как феномена, всегда происходящего в определенном социальном, политическом и культурном контексте. На основании этого выделены слабости медикализированного взгляда, которые состоят в размывании вопроса об ответственности, недостаточном внимании к репрессивным практикам, отказе в свидетельстве от первого лица. Также в рамках критической суицидологии рассмотрена попытка проследить формирование суицидального субъекта, который связан с реализацией дискурсивных практик, определяющих способ проявления суицидальности. (Антипов А.В. Об основных понятиях критической суицидологии // Философия и общество. 2022. № 4. С. 71–88. DOI: 10.30884/jfio/2022.04.04. ISSN 1681–4339. (ВАК, RSCI)) Также дан обзор этики концептов как одного из вариантов пересмотра текущих способов употребления «выразительных средств языка». Этика концептов, и близкое к ней направление концептуального инжиниринга, являются частью амелиоративистских течений, направленных на разработку нормативных установок в экспертных сообществах а также улучшение социальных структур и взаимодействий. Понятия, используемые для обозначения социальных практик, в частности, инвалидности рассматриваются не только как способы именования вещей и событий, а как точки приложения усилий, направленных на улучшение этих практик. В статье этика концептов размежевывается с моральной философией, а термин «этика» используется достаточно широко – для того, чтобы включить в себя и проблемы долженствования, и проблемы оценки действий и последствий. При этом этика концептов оценивает применимость понятий с ценностных позиций. В этой связи некоторые авторы считают ее первым этапом концептуального инжиниринга. Другой его составляющей является концептуальный активизм, цель которого состоит прежде всего во внедрении новых понятий в коммуникативные практики или в постепенном улучшении имеющихся понятий. На примере изменений концепта «инвалидность» (disability) демонстрируются различия между этикой концептов и концептуальным активизмом. Показано, что предлагаемые борцами за права людей с ограниченными возможностями изменения этого понятия подвергались постоянной этической оценке в рамках биоэтических дискуссий. Тем самым в рамках биоэтики произошло формирование рамок таких изменений, были выработаны формы сочетания или перевода немедицинских и медицинских моделей «инвалидности». Социальное значение биоэтики, нейроэтики, цифровой и техноэтики не ограничивается регулированием процессов разработки новых технологий и мониторингом распространения связанных с ними социальных практик. Эти междисциплинарные области оказываются своеобразными испытательными полигонами понятий, в которых вырабатываются формы согласования их значений, а значит происходит координация активности государственных и общественных институтов, и отдельных социальных групп. (Антипов А.В., Шевченко С.Ю. Биоэтика и этика концептов вокруг движения за права инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2022. № 4. C.685-696. DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-4-685-696. ISSN 1727-0634. (Scopus, WoS, RSCI, ВАК))
1.11. Лаврентьева С.В.Исследованы практики драматизации в качестве возможных инструментов для выстраивании новой истории о себе и преодоления кризиса идентичности пациентом. Раскрыты три возможных составляющих применения данной практики: рефлексивность, ненапряженное восприятия, остранение. Показано, как остранение может помочь пациенту в выстраивании непривычного нарратива о себе в условиях неопределенности, а рефлексивность и ненапряженное восприятие - преодолеть кризис идентичности засчет восприятия себя как условного героя нового сюжета. (Лаврентьева С.В. Драматизация и прием «остранения» как нарративные инструменты в коммуникации врача и пациента // После постпозитивизма. материалы Третьего Международного Конгресса Русского общества истории и философии науки. Москва: РОИФН, 2022. С. 262-264. (РИНЦ) Проведен анализ возможного применения контрфактуального мышления в коммуникации врача-генетика и пациента в условиях неопределенности. Рассмотрены условия применения контрфактуального нарратива с учетом двух особенностей: логики предрешенности и воздействия надличных сил и представлений о кровной связи, способствующих деиндивидуализации пациента. С опорой на формулировку понятия возможности, предложенной А.С. Карпенко, обозначен эвристический подход к набрасыванию вероятных сценариев для лечения в ходе генетического консультирования. Раскрыта проблема идентичности себя-будущего, выстраиваемой пациентом в рамках контрфактуального нарратива. Данная проблема рассмотрена на примере двух мысленных экспериментов. Первый мысленный эксперимент (о судьбе еще нерожденного ребенка - Д. Бунин) раскрывает саму проблему идентичности. Второй (касающийся недерменистического поведения подброшенной монетки - К. Дорст) показывает, как эта проблема раскрывается в условиях неопределенности. Показано, что в рамках создания возможных сценариев развития заболевания и его лечения с помощью контрфактуалов важно учитывать «необходимые свойства» (У. Эко) пациента, ориентируясь при этом на качественное, а не нумерическое тождество. Данный вывод обоснован в свете концепции нарративной идентичности, в рамках которой может быть развернуто контрфактуальное набрасывание потенциальных сценариев. (Лаврентьева С.В. Контрфактуальное мышление и проблема идентичности: казус коммуникации о генетических рисках // Философская мысль. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39362 DOI: 10.25136/2409-8728.2022.12.39362 ISSN 2409-8728 (ВАК)
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
1. Перечень опубликованных книг (с указанием ISBN и тиража)
Человечество в новой реальности: глобальные биотехнологические вызовы / Институт философии РАН; Ответственный редактор Г.Л. Белкина, редактор-составитель М.И. Фролова. – М.: КАНОН+, 2022. – 496 с. ISBN 978-5-88373. 1000 экз.
2. Перечень статей, опубликованных по теме государственного заданияСтатьи в журналах (с указанием DOI и индексирования – WoS, Scopus, RSCI, ВАК)
3. Перечень прочих опубликованных работ● Статьи в журналах (с указанием ISSN)
● Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций (с указанием ISBN и тиража)
● Научно-популярные статьи (для статей, опубликованных в книгах, нужно указать ISBN и тираж; для опубликованных в журналах, нужно указать ISSN)
|
|||||
|