КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ - СЛОМ НЭПА
Исследование коллективизации только лишь как определенной суммы исторических событий ничего не проясняет в сущности этого явления. Его сущность начинает обнаруживать себя тогда, когда коллективизация встраивается в определенный событийный, теоретический и мировоззренческий ряд, когда не только раскрываются внешние причинно-следственные связи, но и обнаруживается глубинный многофакторный источник и замысел этой исторической акции.
Коллективизация была резким изменением курса, уничтожением нэпа в деревне. С этой аксиомой согласны все. Но какую историческую и экономическую линию продолжала коллективизация, в чем нужно искать ее истоки? События аграрной истории советской деревни после Октября не дают повода для сомнений. До 1929 года в деревне последовательно имели место лишь две политики — "военный коммунизм" и нэп. Коллективизация, если смириться с известной долей неточности, свойственной любой аналогии, была "военным коммунизмом" в новых исторических обстоятельствах.
Вместе с тем, и это мы пытались показать, "военный коммунизм" был в отличие от коллективизации в известной мере исторически неизбежен. Неизбежным он стал после поворота партии большевиков весной 1918 года к стимулированию классовой борьбы в деревне. Следствием политического выбора стало обострение экономического положения, чем, в свою очередь, этот выбор и оправдывался задним числом. Коллективизация не только ни в коей мере не диктовалась необходимостью экономического развития страны на рубеже 20— 30-х годов, но была абсолютно невозможна с точки зрения объективных тенденций социально-экономического развития деревни, а в определенной мере и индустриального города. Эта чужеродность экономическому развитию с самого начала определила ее насильственный, волюнтаристский, разрушительный характер.
Признание такого положения делает принципиально значимым вопрос о возможности появления этого, аллогичного с точки зрения экономики, грандиозного социального явления. Как стала возможна коллективизация? Ответ, на наш взгляд, следует искать в двух явлениях. Во-первых, в самой марксистской теории и в том искажении, которое было придано ей в идеологии 20-х годов. И, во-вторых, в гигантском социально-политическом интересе в ликвидации экономической самостоятельности крестьянства, который имелся у набиравшего силу общественного слоя — партийно-государственной и хозяйственной бюрократии, у поддерживающих этот слой социальных сил, которые к концу 20-х годов уже обрели в лице Сталина и его окружения своих политических вождей. (С этой позиции, не столько Сталин захватил власть, сколько сформировавшийся и конституировавшийся к середине 20-х годов новый социальный слой признал и сделал Сталина своим политическим вождем.) Логика развития административно-бюрократической системы управления политической, идеологической, экономической и общественной жизнью страны требовала ликвидации независимых субъектов, хозяйствования. Самым сильным и массовым противником системы было крестьянство. Поэтому насильственная коллективизация, несмотря на ее экономическую абсурдность, встала в порядок дня.
КОНЦЕПЦИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА" – ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
"Но когда ЦК, рассмотрев дело со всех сторон, увидел, что тут был пересол и что по отношению к этим профессорам, чужим, представителям не нашего класса, нужно взять линию поосторожней, тогда является Преображенский, вынимает программу и говорит: никаких политических уступок этому слою, иначе это — нарушение программы. Если так начать управлять партией, то это приведет нас наверное к гибели".
В. И. Ленин. XI съезд РКП (б). Заключительное слово по политическому отчету ЦК РКП (б) 28 марта.
Как уже говорилось, результатом "революционных мечтаний" в период "военного коммунизма" было положение, при котором экономика плясала под дудку политики. Положение это вновь стало давать о себе знать в 1927—1928 годах и окончательно установилось с началом коллективизации. Однако мотивы возобновления политики "военного коммунизма" в период коллективизации в сравнении с 1918 — 1920 годами принципиально изменились. На место необходимости "брать" хлеб у крестьян для спасения революции и страны, а также мечты—сразу, без промежуточных ступеней, перейти к "коммунистическому производству и распределению" — встали мотивы "научно обоснованного" строительства социализма в соответствии с имеющейся марксистской теорией. При этом некоторые "частные" несовпадения теории и грядущей практики социалистического строительства Сталиным и его учеными сподвижниками легко отвергались как несущественные. (Что собой представляли эти "частные" несовпадения, будет показано позднее.)
В связи с анализом теории К. Маркса и Ф. Энгельса о социалистическом сельском хозяйстве и реальной практики коллективизации уже затрагивался вопрос о теоретической "запрограммированности" общенационального насилия. Не вдаваясь снова в конкретные представления К. Маркса и Ф. Энгельса о путях становления и функционирования крупномасштабных, индустриальных по своей сути сельскохозяйственных предприятий, отметим лишь то, что было важно в этой концепции с точки зрения выбора курса развития деревни на рубеже 20—30-х годов.
Еще в начале века в России велись жаркие споры между марксистами и их оппонентами (в том числе народниками) по вопросу о перспективности крупного и мелкого хозяйства в деревне. Народники, в частности, приводили то место из III тома "Капитала" К, Маркса, в котором, по их мнению, Маркс в поздний период творчества изменил свою прежнюю позицию и признал большую эффективность мелкого хозяйства в сравнении с крупным. Поскольку этот вопрос сделался предметом специального рассмотрения со стороны В. И. Ленина в конце XIX века, обратимся к тексту книги "Развитие капитализма в России". "В заключение, — пишет Ленин, — мы должны еще остановиться на оригинальной попытке народников истолковать некоторые заявления Маркса и Энгельса в 111 томе "Капитала" в пользу их мнений о превосходстве мелкого земледелия над крупным, о том, что земледельческий капитализм не играет прогрессивной исторической роли. Особенно часто цитируют в этих видах следующее место из III тома "Капитала".
"Мораль истории, — которую можно также извлечь, рассматривая земледелие с иной точки зрения, — состоит в том, что капиталистическая система противоречит рациональному земледелию, или что рациональное земледелие несовместимо с капиталистической системой (хотя эта последняя и способствует его техническому развитию) и требует либо руки мелкого, живущего своим трудом... крестьянина, либо контроля ассоциированных производителей" [3, т. 3, с. 322— 323].
Как утверждает Ленин, ни конкретный контекст, ни общее учение К. Маркса о мелком земледелии не свидетельствуют о том, что он переменил свои прежние взгляды и они вместе с Энгельсом начали признавать большую эффективность мелкого производства в сельском хозяйстве в сравнении с крупным. Обратимся к некоторым текстам Маркса и Энгельса по этому вопросу.
"Сельские рабочие, — писал Ф. Энгельс в предисловии ко второму изданию работы "Крестьянская война в Германии", — могут избавиться от своей ужасающей нищеты только при условии, если прежде всего земля, являющаяся глав- ^ ным объектом их труда, будет изъята из частного владения крупных крестьян и — еще более крупных — феодалов и обращена в общественную собственность, коллективно обрабатываемую товариществами сельских рабочих" [1, т. 16, с. 419]. Земледелие, как и промышленность, по мысли Энгельса, высказанной в 1893 году, уже достигло такого уровня развития, что требует немедленного перехода в руки всего общества. "Для такого перехода латифундии и крупные дворянские поместья по сравнению с мелким крестьянским хозяйством представляют для нас более пригодный материал, так же как для такого перехода в промышленности более подходят крупные фабрики, чем мелкие ремесленные предприятия" [1, т. 39, с. 89]. Рабочие в интересах своего союза с сельским пролетариатом должны требовать, чтобы конфискованная феодальная собственность осталась государственным достоянием и была превращена в рабочие колонии, обрабатываемые ассоциированным сельским пролетариатом, который использует все преимущества крупного земледелия. Возникшее со временем "великое общенациональное производственное товарищество", работающее по "общему плану", — то состояние, которое и может быть названо коммунизмом [1, т. 22, с. 523 и т. 17, с. 346-347],- дают определение Маркс и Энгельс.
Через десять лет после смерти Маркса Энгельс детализирует их совместные представления. На вопрос Р. Мейера о том, как будет решена проблема разной продолжительности рабочего дня в земледелии в течение года, и о том, что сельскохозяйственный труд не может выполняться промышленным пролетариатом, он разъясняет: "Что касается рабочего времени, то нам ничто не мешает во время сева или уборки урожая и вообще всякий раз, когда необходимо быстро увеличить количество рабочей силы, ставить на работу столько рабочих, сколько потребуется. При 8-часовом рабочем дне можно установить две и даже три смены в сутки, даже если бы каждый должен был работать ежедневно только два часа — на данной специальной работе, — то, коль скоро у нас имеется достаточно людей; обученных для такой работы, можно установить восемь, девять, десять последовательных смен" [1, т. 39, с. 88]. Стоит только разбить сельхозугодья Германии на участки в 600-900 гектаров в зависимости от природных условий, ввести на поля машины и усовершенствованные орудия труда, и возникнет избыток рабочих рук. Крестьян можно будет направлять на заводы, а рабочих в поля, что, кстати, полезно для здоровья. "Допустим даже, — продолжает Энгельс, — что нынешнее взрослое поколение не годится для этого. Но молодежь-то можно этому обучить. Если несколько лет подряд в летнюю пору, когда есть работа, юноши и девушки будут отправляться в деревню, — много ли семестров придется им зубрить, чтобы получить ученую степень пахаря, косаря и т. п.? Вы же не будете утверждать, что необходимо весь свой век ничем другим не заниматься, что надо так отупеть от работы, как наши крестьяне, и только так научиться чему-нибудь путному в сельском хозяйстве?" [1, т. 39, с. 88-89].
В последние годы своей жизни Маркс, как известно, пристально всматривался в русскую общину, в которой "общая собственность на землю" и "привычка русского крестьянина к артельным отношениям облегчила бы ему переход от парцеллярного хозяйства к хозяйству коллективному". Именно эти два условия образуют "естественную основу коллективного производства и присвоения" [2, т. 6, с. 65]. В России, считал Маркс, имеется возможность соединения существующей в рамках сельской общины общественной собственности на землю с преимуществами капиталистического производства — машинами, оборудованием, удобрениями, агрономическими знаниями. Но чтобы русская община превратила из возможности в действительность "скачок в коммунизм", нужна русская революция. Итак, применительно к России основоположники научного коммунизма сформулировали конкретные мысли. И дело, как полагали русские революционеры сразу после Октября, заключалось в том, чтобы воплотить их в жизнь. Окажется ли страна готовой к таким преобразованиям? Захочет ли русский крестьянин оставить глубоко намеченный путь кооперирования мелких трудовых и крупных товарных хозяйств, чтобы вступить на дорогу промышленного аграрного производства? Ответами русских революционеров на эти вопросы были практические дела.
Работу по решительному повороту страны к коммунизму возглавлял В. И. Ленин. Работа эта велась прежде всего в области аграрной теории. Вся аграрная политика партии периода 1918 — начала 1921 годов, как мы старались показать, проводилась в русле немедленной или осуществимой в недалекой перспективе ориентации на крупные сельскохозяйственные предприятия. В течение 1921-1922 годов эта точка зрения менялась, постепенно уступая место (и в теории, и на практике) идеям многоукладной экономики, кооперирования мелких трудовых крестьянских хозяйств. Именно в это время Ленин говорил о том, что конкретные условия России оказались таковы, что продолжать слепо придерживаться буквы учения К. Маркса означает погубить дело социализма.
Эта теоретическая установка Ленина была решительно отброшена Сталиным и его сподвижниками. На рубеже 20-30-х годов вопрос о теоретическом обосновании коллективизации начал получать иной вид. Разработанные Марксом и Энгельсом прогностические модели эффективного, построенного на общественной собственности на землю аграрного производства, рассматривались как теоретический фундамент намеченных радикальных перемен. При этом Сталин снял самый мощный тормоз, имевшийся в системе взглядов Маркса и Энгельса, который мог помешать превращению научного прогноза в программируемый конечный результат, в основание безудержного насилия. Сделано это было в декабре 1929 года в докладе "К вопросам аграрной политики в СССР" на конференции аграрников-марксистов. В нем Сталин приводил выдержку из работы Ф. Энгельса 1894 года "Крестьянский вопрос во Франции и Германии". "Мы решительно стоим на стороне мелкого крестьянина, — цитировал Сталин Энгельса, - мы будем делать все возможное, чтобы ему было сноснее жить, чтобы облегчить ему переход к товариществу, в случае, если он на это решится; в том же случае, если он еще не будет в состоянии принять это решение, мы постараемся предоставить ему возможно больше времени подумать об этом на своем клочке" [80, т. 12, с. 152]. В этой мысли Сталин намеренно акцентирует внимание на чисто прагматической стороне, а именно — почему Энгельс был так "преувеличенно осмотрителен" по отношению к крестьянству (а не беспощадно-насильственен, как следовало из сталинской логики). Основание — по Сталину — наличие на Западе частной собственности крестьян на землю. А "так как у нас нет частной собственности на землю, приковывающей крестьянина к его индивидуальному хозяйству", а есть национализация земли, то это облегчает "дело перехода индивидуального крестьянина на рельсы коллективизма" [80, т. 12, с. 153]. Давая такую упрощенно-извращенную интерпретацию, Сталин лжет. И лжет дважды — по отношению к Энгельсу и русскому крестьянину.
У Энгельса "преувеличенно осмотрительное" отношение к мелкой крестьянской собственности вытекает не из факта ее наличия. Признавая факт, можно было не уважать позицию собственника-крестьянина, игнорировать ее. Уважительное отношение Энгельса проистекает из даваемого коммунистами крестьянам обещания, что они не будут против их воли, силой изменять их имущественные отношения. Каково наше отношение к мелкому крестьянству? — спрашивает Ф. Энгельс. Как мы должны поступить с ним в тот день, когда обретем государственную власть? Во-первых, "мы предвидим неизбежную гибель мелкого крестьянина, но ни в коем случае не призваны ускорять ее своим вмешательством.
А во-вторых, точно так же очевидно, что, обладая государственной властью, мы и не подумаем о том, чтобы насильно экспроприировать мелких крестьян (с вознаграждением или нет, это безразлично), как это мы вынуждены сделать с крупными землевладельцами. Наша задача по отношению к мелким крестьянам состоит прежде всего в том, чтобы их частное производство, их собственность перевести в товарищескую, но не насильно, а посредством примера, предлагая общественную помощь для этой цели. И тогда у нас, конечно, будет достаточно средств, чтобы показать мелкому крестьянину выгоды, которые ему должны бы быть ясны уже и теперь" [1, т. 22, с. 518].
В отношении среднего и крупного крестьянина, использующего наемный труд, Энгельс также высказывается в духе их неминуемой гибели от конкуренции капиталистического хозяйства и дешевого заокеанского производства зерна. Средство спасения — устранение эксплуатации наемного труда и вхождение в "великое общенациональное производственное товарищество". "От насильственной экспроприации, вероятно, мы и тут откажемся, но сможем, впрочем, рассчитывать на то, что экономическое развитие научит уму-разуму и эти упрямые головы" [1, т. 22, с. 523]. И лишь в отношении крупных земледельческих капиталистических предприятий, по мнению Энгельса, ссылающегося на Маркса, нужно проводить либо экспроприацию, либо выкуп земельной собственности — смотря по обстоятельствам. "Возвращенные таким образом обществу крупные имения мы будем передавать в пользование под контролем общества организующимся в товарищества сельскохозяйственным рабочим" [1, т. 22, с. 523].
Итак, выводы Маркса и Энгельса во всех случаях однозначны: мелкая собственность закрывает крестьянам путь к собственному освобождению. Но во всех случаях вывод этот есть научный прогноз. Границей, отделяющей научный прогноз от программируемого конечного результата, выступает свободное волеизъявление.
На основе этого терпимого, уважительного отношения, считает Энгельс, коммунисты могут рассчитывать на пополнение крестьянами их рядов. Кроме того, не допуская пролетаризации крестьянства, которая неизбежна при насилии, коммунисты будут способствовать тому, чтобы "скорее и легче" совершился переход к новому обществу.
Рассуждения Энгельса показывают принципиальное отличие его подхода от планируемого Сталиным "великого перелома". Общественное производство, сменяющее частное, — верит Энгельс — неизбежность. А значит вопрос о сроках, если речь идет о союзничестве (а тем более о гражданской войне города против деревни), не стоит. Для Энгельса важно, во-первых, чтобы крестьяне свободно стали коммунистами по своим убеждениям. И не менее существенно, во-вторых, сохранение профессионально-культурных навыков крестьянства, недопущение их пролетаризации, так как новый общественный строй по своим производительным силам, по качеству составляющих его работников не может не быть выше капитализма". Поступая так, мы будем действовать соответственно неизбежному ходу экономического развития, а оно уже прочистит крестьянам мозги для понимания наших слов" [1, т. 22, с. 521]. Зная эти положения, но смещая акценты, извращая Энгельса, Сталин" лгал.
Вторая ложь Сталина — в отношении русского крестьянина — отчасти не была его личным изобретением. Она проистекала из политики "военного коммунизма" в тех ее аспектах, в которых предпринимались усилия по осуществлению "скачка в коммунизм". Ранее мы говорили о предпринятых в 1918-1919 годах попытках пересмотреть те положения Декрета о земле 1917 года, в которых под флагом национализации намечались меры по свертыванию хозяйственной свободы крестьянина. Переход к нэпу реально вернул хозяйственную самостоятельность труженику села. Национализация сохранялась как преграда использовать землю для возрождения эксплуатации, реставрации капитализма. Но реально крестьяне выступали владельцами земли, то есть обладали свободой в ее использовании, в управлении производственным процессом и распоряжении произведенным продуктом.
Говоря о "переводе индивидуального крестьянского хозяйства на рельсы коллективизма" и о кардинально отличном положении крестьянина в СССР от крестьянина на Западе, Сталин акцентировал внимание на вопросе о собственности. Но при решении вопроса о коллективизации, то есть об отнятии у крестьянина хозяйственной самостоятельности (то есть уничтожении крестьянина как владельца — свободно использующего, управляющего и распоряжающегося землей) , речь о собственности не шла. Вопрос был о хозяйственной самостоятельности. А в этом крестьянин в СССР в период нэпа вполне был сопоставим с крестьянином Запада: он тоже был самостоятелен. Поэтому — Сталин это знал и намеренно извращал положение — не было "легкости и быстроты, с какой у нас развивается в последнее время колхозное движение" [80, т. 12, с. 153]. Так Сталин обошелся с теми аспектами наследия Маркса и Энгельса, которые не вписывались в проводимый им курс.
Позиция В. И. Ленина принималась Сталиным в той ее части, в которой еще не был ощутим поворот к многоукладной экономике, к кооперированию индивидуальных трудовых хозяйств крестьян. Что же касается того ленинского наследия, в котором признавалась необходимой коренная перемена "всей точки зрения нашей на социализм", то из системы идей о кооперировании села, опять-таки после определенной фальсификации[1], были взяты лишь две хозяйственные формы — коллективное хозяйство и госхоз (совхоз). При этом, как показала практика коллективизации, были отброшены такие важнейшие принципы кооперации, как добровольность и постепенность.
Теперь, когда мы в общих чертах попытались прояснить существо позиции Маркса и Энгельса о крупном и мелком хозяйствах в деревне, вернемся к вопросу о теоретической "запрограммированности" практики коллективизации в СССР.
Вопрос о том, можно ли научному прогнозу придать статус результата объективного процесса, "объявить" прогноз неизбежным конечным результатом и на этом основании попытаться "преобразовать" под прогноз действительность, как было показано ранее, был поставлен и утвердительно решен в России после Октября. С окончанием гражданской войны и провалом политики "военного коммунизма" в части "непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению" политическая ситуация в деревне, как и во всей стране, начала коренным образом меняться. Глубокие, принципиальной важности перемены произошли к тому времени, когда после коллизий "кризиса хлебозаготовок" в воздухе вновь запахло "военным коммунизмом". Созданное периодом "военного коммунизма" мировоззрение, равно как и исповедующие его и существующие с его помощью социальные слои, не исчезали, его адепты ждали своего часа. Левацкие элементы партии в союзе с партийно-государственной бюрократией при опоре на массы "выдвиженцев" все полнее обретали власть.
"Военно-коммунистическое" мировоззрение как система идей, взглядов, убеждений, имевших соответствующую психологическую и эмоциональную окраску, возникло в специфических условиях балансирования страны на грани жизни и смерти. Уже поэтому оно, по идее, не могло быть долговременным. Вступление общества в период нормального социально-экономического развития должно было постепенно уничтожать эти аномальные идеологические формы.
Однако в действительности произошло другое. "Военно-коммунистическое" мировоззрение не только не изживалось, но набирало силу. Тому было много оснований. Назовем основное. Согласно ему, революция в России рассматривалась не как исторически конкретное явление, а как начало, пролог серии мировых социалистических революций.
"Священный огонь" будущего мирового пожара должен был оберегаться и поддерживаться чистотой идей. Для этого требовались касты жрецов, множество служителей и слепо поклоняющиеся массы. Функции первых на себя уже в первой половине 20-х годов взяли Сталин, его ближайшие помощники и временные союзники. Для создания корпуса "служителей" были произведены соответствующие изменения в принципах и формах организации и работы партии. По замыслу Сталина, организация партии должна была быть близка "ордену меченосцев". Более хлопотным и продолжительным оказалось дело формирования поклоняющихся масс. Начинать нужно было с уничтожения их экономической самостоятельности. Но при этом следовало всемерно заботиться о распространении и культивировании в массах "военно-коммунистического" мировоззрения. Остановимся на его содержании.
Отказ от развиваемого Лениным в последний период жизни творческого отношения к аграрной теории марксизма вел к ее догматизации. В соответствии с этим, одним из основных элементов "военно-коммунистического" мировоззрения стала убежденность в наличии "абсолютно истинной" теории "социалистического села". В ее содержание прежде всего входила идея национализации земли, передаваемой производителям только лишь в пользование при практически неограниченных функциях распоряжения и управления, сосредоточенных в руках аппарата. В ней всячески обосновывалась мысль о неизмеримо большей эффективности (при прочих равных условиях) крупных сельскохозяйственных предприятий в сравнении с мелкими. В этой теории постулировалось немедленное вытеснение товарообмена — продуктообменом, а рынка — централизованным директивным снабжением и распределением. Точно так же централизованно-директивно предполагалось управлять процессом производства. Качество директивных способов регулирования предполагалось обеспечить с помощью всесторонней и всепроникающей системы учета и контроля.
Постулирование положений "абсолютно истинной" теории "социалистической деревни" вселяло уверенность в то, что все дело коммунистического строительства состоит "всего лишь" в том, чтобы "перенести" теорию в жизнь, переделать жизнь в соответствии с требованиями теории. В силу этого в культивируемом "военно-коммунистическом" мировоззрении все меньшую роль играли ценности развивающейся науки и все большее внимание уделялось, например, разнообразным идеям "покорения", "обуздания" природы, приведения ее в соответствие с провозглашенной догмой. Само собой, не приветствовалось, а в дальнейшем и преследовалось творчески-критическое отношение к теории "социалистического села", всячески поощрялась ее апологетика, лозунговое толкование и пропаганда.
"Военно-коммунистическое" мировоззрение, говоря современным языком, насквозь было проникнуто духом своеобразного сциентизма — безоглядной веры в возможности научного знания. Стоило кому-либо из теоретиков произнести, например, слово "электричество" или "электрический плуг", и дальнейшие вопросы как бы растворялись, а у собеседников появлялась уверенность в возможности простого разрешения любых проблем. И это касалось не только техники и технологии, но и любых аспектов развития природы и человека.
Обратной стороной "сциентистской" ориентации "военно-коммунистического" мировоззрения было пренебрежение гуманитарными проблемами, в частности вопросами гуманизации человеческого бытия. В отличие от техники, человеку в этой системе взглядов отводилось третьестепенное место. Его силы не выдерживали конкуренции с силами машин. Его желания и потребности мешали строгому ритму трудового процесса. Человек в принципе подлежал кардинальной редукции с тем, чтобы легко пройти под планкой, определяющей уровень всеобщего универсального счастья"[2].
"Человеческий материал", с точки зрения идеалов "военного коммунизма", требовал значительных политико-идеологических преобразований, а в дальнейшем и репрессивно-принудительных акций, так как не соответствовал чистоте "военно-коммунистических" критериев. Один из таких критериев — рабоче-крестьянское происхождение. Стоило его установить и начать последовательно применять, как в руках административно-бюрократического аппарата оказывалось мощнейшее оружие. "Объект", к которому применялся нажим, был бессилен, в то время как субъекты насилия были в полном смысле слова всевластны. Стоило изменить критерий — считать "социально близким" не просто самостоятельного крестьянина-середняка, а только того середняка, который никогда не арендовал дополнительную землю или не использовал (даже краткосрочно) наемный труд (хотя и то и другое разрешалось законом), как планка "близости" неумолимо поднималась, и для значительных масс закрывались многие жизненные возможности.
Делалось все это в строгом соответствии с тем "военно-коммунистическим", мировоззренческим постулатом, по которому наследуемый социализмом "человеческий материал" безнадежно испорчен антагонистическими формациями и нуждается либо в "хирургическом вмешательстве", либо вообще в стопроцентной "перековке".
Главным средством преобразования человека — в соответствии с идеями "военного коммунизма" - считалось принуждение. Выбор именно этого средства диктовался многими соображениями. Во-первых, принуждение органически вытекало из насилия в период революции. Отсутствие оружия аргументов легко восполнялось аргументом оружия. Во-вторых, насилие было самым эффективным и быстрым видимым способом решения любых вопросов. В-третьих, насилие исключало необходимость диалога, сопоставления позиций, вообще мыслительной деятельности, что было очень важно при соблюдении критерия "социальной близости"[3].
Едва ли не самым важным принципом "военно-коммунистического" мировоззрения был принцип независимости политики от морали, доминирования политики над нравственностью. Мы уже останавливались на этой проблеме в связи с вопросом политического равноправия рабочих и крестьян. Теперь обратимся к некоторым иным аспектам.
Почему вообще эта проблема то и дело всплывала как в дискуссиях внутри партии, так и в размышлениях некоторых позднейших авторов?[4] На наш взгляд, сами революционеры - наиболее моральные из них - не могли не испытывать духовно-нравственного дискомфорта от реальностей как революционной, так и — главным образом — послереволюционной борьбы. Борьба, ее цель исключала нравственные средства. Врага надо было обмануть, перехитрить, выдать черное за белое, повергнув на землю - добить.
Логика дооктябрьских схваток начала вырабатывать стереотипы соответствующего поведения, формировать привычки, психологию, не контролируемые сознанием реакции. В этой связи исторического прояснения ждут многие явления. В частности, экспроприаторская деятельность против буржуазии, в которой крупно преуспели Коба — Сталин, Камо — Тер-Петросян и другие, ее обоснование и отношение к ней в руководстве и широких слоях партии.
Послеоктябрьские реалии не упростили, а усложнили положение. Цель — удержаться у власти — требовала соответствующих средств, заставляла высмеивать мысль "делать политику в белых перчатках". В этой связи можно назвать примеры, требующие специального анализа. О роспуске законно избранного Учредительного собрания (так как большинство в Советах было за левыми силами, что, по оценкам большевиков, и есть истинное народное волеизъявление), расстреле членов царской семьи (включая детей) по мотивам "революционной целесообразности", о масштабах и военной необходимости "красного террора" и другие.
В последнее время из исторических и историко-публицистических работ становятся известны многие факты такого же рода. О вероломстве и бесчестности Сталина в борьбе за власть (уже с 1918 года, в частности, о его предательской в этой связи деятельности на Южном фронте под Царицыном); о пособничестве ему в те годы Куйбышева и Мануильского; о политических интригах и уничтожении Ворошиловым, Буденным и Щаденко - Б. М. Думенко, истинного творца "красной конницы"; о закулисных интригах Зиновьева и Каменева, беспринципно боровшихся в блоке со Сталиным против Троцкого; о доносительстве Сталину содержания секретных бумаг больного Ленина, которое осуществляла личный секретарь вождя Л. Фотиева, и другие[5].
Было бы неправильным полагать, будто вопрос о доминировании политики над моралью давал о себе знать лишь в деяниях беспринципных политиканов или безмерных честолюбцев. Определенный вклад в ее теоретическое обоснование, на наш взгляд, внес и В. И. Ленин. Примером объявления принципов морали производными от конкретной политики была, например, его речь "Задачи союзов молодежи" на III съезде комсомола. Произнесенная 2 октября 1920 года в пик политики "военного коммунизма", она хрестоматийно высвечивает примат политики над моралью — один из основных постулатов "военно-коммунистического" мировоззрения.
Главный тезис речи повторяется несколько раз: "Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата" [3, т. 41, с. 310]. И далее следует аргументация в духе политики "военного коммунизма". "Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т. е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора. Чем больше оставляет он себе хлеба, тем ему выгоднее, а другие пусть голодают: "чем больше они голодают, тем дороже я продам этот хлеб" [3, т. 41, с. 310].
"Надо, - формулирует задачу "военно-коммунистического" замысла Ленин, — чтобы все работали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку. Легко ли это сделать? Вы видите, что тут нельзя добиться решения так же легко, как прогнать царя, помещиков и капиталистов. Тут надо, чтобы пролетариат перевоспитал, переучил часть крестьян, перетянул тех, которые являются крестьянами трудящимися, чтобы уничтожить сопротивление тех крестьян, которые являются богачами и наживаются на счет нужды остальных" [3, т. 41, с. 310-311].
Конкретно-исторический контекст речи, акцентирование ее сугубо временного содержания — на период, когда власть ставит цель выжить даже ценой насилия над большинством крестьянства, перевели бы поднятые в тексте вопросы в совершенно определенную плоскость, хотя и не сняли бы их полностью. Однако этого как раз нет. Ленин отводит для этих установок длительный период — до того как будет построено коммунистическое общество. "Вы должны построить коммунистическое общество, — говорит он молодежи. — Первая половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превратить в груду развалин. Расчищена почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество" [3, т. 41, с. 308].
Строительство коммунизма, считает Ленин, будет сопровождаться классовой борьбой. "Классовая борьба продолжается; она только изменила свои формы. Это классовая борьба пролетариата за то, чтобы не могли вернуться старые эксплуататоры, чтобы соединилась раздробленная масса темного крестьянства в один союз. Классовая борьба продолжается, и наша задача подчинить все интересы этой борьбе. И мы свою нравственность коммунистическую этой задаче подчиняем. Мы говорим: нравственность — это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов" [3, т. 41, с. 311] .
Речь на III съезде комсомола в одном из своих существенных аспектов была своеобразной, подготовленной специально для молодежи теоретической разработкой "военно-коммунистической" мировоззренческой установки, обосновывающей доминирование политики над моралью.
В предшествующем изложении были приведены примеры, подтверждающие правильность утверждения о происхождении принципов, идей и установок "военно-коммунистического" мировоззрения из теории и практики 1918—1920 годов. Сейчас нам важно показать в "чистом" виде наиболее существенные моменты "военно-коммунистического мировоззрения" как "интеллектуально-идеологического" основания приближающейся коллективизации. Именно концепция и мировоззрение "военного коммунизма", как жар под пеплом тлеющего костра, покоились в недрах идеологии, в теоретических разработках ученых адептов административно-бюрократической системы, воспламеняли умы и сердца сотен тысяч функционеров разных рангов, стремившихся к власти "выдвиженцев" и "актива". Концепция и мировоззрение "военного коммунизма" не были развенчаны в последний период жизни Ленина, тем более — после его смерти. Угли хранили жар, и "светильник" вспыхнул вновь.
* *
*
"Спустя час он собрал в уисполкоме всех чевенгурских большевиков — одиннадцать человек — и сказал им одно и то же, что всегда говорил: "Надо, ребята, поскорей коммунизм делать, а то ему исторический момент пройдет, - пускай Прокофий сформулирует!"
... Как только Прокофий начинал наизусть сообщать сочинение Маркса, чтобы доказать поступательную медленность революции и долгий покой Советской власти, Чепурный чутко худел от внимания и с корнем отвергал рассрочку коммунизма. — Ты, Прош, не думай сильней Карла Маркса: он же от осторожности выдумывал, что хуже, а раз мы сейчас коммунизм можем поставить, то Марксу тем лучше... — Я от Маркса отступиться не могу, товарищ Чепурный, — со скромным духовным подчинением говорил Прокофий. — Раз у него напечатано, то нам идти надо теоретически буквально. Пиюся молча вздыхал от тяжести своей темноты. Другие большевики тоже никогда не спорили с Прокофием: для них все слова были бредом одного человека, а не массовым делом".
А. П. Платонов. "Чевенгур"
[1] В этом можно убедиться, сопоставив текст статьи В. И. Ленина "О кооперации" с ее сталинской интерпретацией в той же речи 27 декабря 1929 года. [2] Одна из такого рода "военно-коммунистических" утопий была в те годы изображена Е. Замятиным в романе "Мы". [3] С этой точки зрения в книге "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина" "социально чуждыми" администрации лагерей называются вчерашние священники, специалисты, "кулаки", а "социально близкими" — воры, убийцы, вообще преступный элемент. [4] Одно из наиболее глубоких философско-художественных исследований этой проблемы провел А. Кестлер в романе "Слепящая тьма", написанном еще в 1940 году [Нева. 1988. № 7, 8]. [5] См., например: Антонов-Овсеенко А. В. "Сталин и его время" в журнале "Вопросы истории" за 1989, № 1 и последующие; Мигулин В. "Легенда и быль о первом маршале" в еженедельнике "Аргументы и факты" - 1989, № 10; Медведев Р. "О Сталине и сталинизме" в журнале "Знамя" — 1989, № 1 и последующие; "Правда созидающая" в журнале "Международная жизнь" — 1988, № 6; Рябов Г. "Принуждены Вас расстрелять..." и Иоффе Г. "Дом особого назначения" в журнале "Родина" — 1989, № 4, 5; Сироткин В. "Еще раз о "белых пятнах" в газете "Неделя" - 1989, № 24, 25; его же "Шестое июля" в "Учительской Газете" — 1989, 6 июля 1989 и другие.
|
|||||
|