Институт Философии
Российской Академии Наук




  Н.В. Мотрошилова. Реплика по теме 7
Главная страница » События » Архив событий » 2012 » Конференция «История философии: вызовы XXI века» » Материалы, поступившие после конференции » Н.В. Мотрошилова. Реплика по теме 7

Н.В. Мотрошилова. Реплика по теме 7

Европоцентризм существует в разных формах. В том числе в виде позиций и реальной деятельности философов, занятых только изучением европейской философии и фактически игнорирующих работы коллег, получивших солидное философское образование, глубоко изучивших западную мысль, но избравших для своей высоко специализированной деятельности философии древнего или современного Востока. Вообще-то такая “европоцентристская леность” понятна: нельзя объять необъятное… Однако сегодня привычное невнимание к неевропейской мысли есть европоцентристское по своей природе явление, с которым, полагаю, неверно мириться – ни в общекультурном смысле, ни на уровне взаимодействия стран, регионов мира, ни в специализированной работе, подобно философии. (Особенно неправильно в нашем Институте, в частности, в нашем отделе, не уделять хотя бы какое-то время освоению результатов тех исследований, которые много лет замечательно проводят ближайшие коллеги из уникального – знаю этого по собственному опыту сопоставления с тем, что есть на Западе, – Центра восточной философии под руководством М.Т.Степанянц или сектора исламской философии под руководством А.В.Смирнова. Достаточно упомянуть – кроме названных М.Степанянц и А.Смирнова – имена таких видных, мирового класса ученых, как В.Лысенко, Е.Фролова, В.Шохин, Л.Карелова, Н.Ефремова, более молодых специалистов И.Насырова, К.Бурмистрова, А.Лукашева, С.Рыкова и др.)

Важнейшими считаю те разъяснения, которые даны востоковедными философами именно на этой конференции: в XIX–XX века в “восточном” мышлении, в том числе в философии, появились настойчивые и содержательные попытки перехватить у Запада “лидерство в глобальном масштабе”, как пишет М.Т.Степанянц – в том числе лидерство в идейном, духовном обосновании и переосмыслении ценностей человечества и его цивилизации. Многие конкретные философские разработки, которые уже сегодня имеются в Индии, Китае, на арабском Востоке, решительно включаются в осмысление именно глобальных, общецивилизационных проблем. Например, тех, которые касаются путей модернизации, прилаживаемых к традиционным культурам, ценностям, к живущим новой жизнью этических системам. В действительном диалоге культур (о котором так много говорят, часто не внося в него конкретного современного содержания) в наши дни будут реально участвовать существенно обновленные идеи, идеологии, философские системы и концепции Запада и Востока, как бы идущие навстречу друг другу.