Я.В. Чеснов Философские проблемы этнологии. Программа спецкурсаТ е м а 1. Ремесло и мышление социального антрополога: интерпретация интерпретаций
Развитие этнологических знаний. Профессиональные падения и достижения: этнологи на службе колонизаторов и этнологи - борцы за права меньшинств. Человечность - универсальное табло этнологического мышления. Это основа выдающихся успехов Н.Н. Миклухо-Маклая, Ф. Кашинга и других "принятых" чужим обществом. Эту понимающую, интерпретативную антропологию (К. Гирц) следует отличать от эмпирических, фактографических описаний, заслуживших название этнографuзма. Понимание без нанесения вреда объективированному субъекту - суть герменевтических процедур. Системность этнологической субъектности организует распределительно-топическое построение мира. Отношение к Другому как к равноправному субъекту ключевая позиция. Мышление - со-бытие двух сознаний (биномная модель В. Лефевра). Оно также представлено юнговской дуальностью анимы и анимуса. Религия как пример рефлексивного решения биномной связи сакрального мышления с профанным. Антропологический текст порожден сценической интенциональностью (миром должного) и интерпретацией (миром сущего). Жанровый метод этнографического описания (жилище, пища и т.д.) сохраняет необходимую дистанцию к объекту. Факты внутри жанра: фактыдеструкции абстрагированы от фактов-впечатлений и фактов-переживаний ("как бы понятий"). Факты-деструкции удерживают совокупность фактов, образуя фрагмент культуры (праздник, обряд, социальный институт). Этнологическое знание само как жанр встраивается в культуру современности и приобретает статус антропологии. В философской проблематизации антропологии истина трактуется не как отражение и даже не как переживание, а как "однозначное соподчинение знаков и предметов" (М. lllлик), как связь с действительностью. Тогда жанр культуры предстает как высказывание. К л ю ч е в ы е с л о в а: человечность, "принятые", герменевтика, субъектность, этнологическuй текст, антропологическuй текст, факты, жанр культуры.
ВОПРОСЫ
1. Как вы обозначили бы сценические позиции в беседе этнолога и информанта? 2. Какими путями этнологическое знание превращается в антропологический текст современности? 3. Согласны ли вы с распределительно-топической моделью описания культуры?
Задание. Постройте ситуацию этнологической коммуникации между людьми разных культур.
Литература
Барт Ф. Личный взгляд на современные задачи и приоритеты в культурной и социальной антропологии // Этнографическое обозрение. 1995. № 3. Леви-Строс К. Первобытное мьштение / Пер., вступ. ст. и npим. А.Б. Островского. М., 1994. Лефевр В.А. От психофизики к моделированmo души // Вопр. философии. 1990. № 7. Пондопуло А.Г От этнографии-описания к этнографии-диалоry // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра: Период античной литературы. Л., 1936. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998; Он же: Н.Н. Чебоксаров в науке и в жизни 11 Этнографическое обозрение. 1997. № 3.
Т е м а 2. Поднявшееся небо: неолитическая революция и феномен души человека Исторически известные представления о душе и душах. Трактовка души в иудаизме, христианстве, исламе. Актуальность понятий дyша и Дух, Всё — дом, всё - пища, всё тело - лицо в первобытности. Женами обмениваются. Всё сакрально, нет границ и нет повседневности (парадигматический тупик). Неолитическая революция (переход к производящему хозяйству, термин Гордона Чайлда) была означена представлением о поднявшемся небе (виновница женщина). Это конец мифического "золотого века": образуется смысловая вертикаль и человек обретает самодостаточность - душу. Анuмизм (термин, введенный Э. Тайлором) как трансцендирование вовнутрь, превращение рефлексивных биномов в ценности. Душа - носитель совести и человеческого достоинства. Душа как индивидуальность и как начало жизни (в представлениях о зачатии и о демиургах - маргиналах). Проблема Творца. Кража Прометеем огня у богов (от Великой матери в более ранних версиях) как рефлексивное разъединение мира богов и мира людей. Самопорождение рационализма. Рационализм как демиургическое деяние (возможность науки и философии). К л ю ч е в ы е с л о в а: душа, анuмизм, Творец, рационализм, "неолитическая революция", повседневность.
ВОПРОСЫ
1. Как можно трактовать понятие неолитическая революция? 2. Как можно раскрыть культурологический смысл мифа о Прометее? 3. Что дают философии учения об анимистических верованиях?
Задание. Сопоставьте концепции Э. Тайлора и К.Г. Юнга о душе.
Литература
Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма 11 Воnp. философии. 1989. № 3. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIП-ХIХ вв. М., 1999. Леви-Строс К. Первобытное мышление 1 Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. М., 1994. Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994. Малиновский Б. Магия и религия /1 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. Мистнка. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. Религия, магия, миф: современные философские исследования. М., 1997. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989. Топоров В.Н Первобытные представления о мире (общий вид) // Очерки истории естественнонаучных взглядов в древности. М., 1982. Шнuрель.ман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.
Т е м а 3. Герменевтика восприятий и возможность культуры Теории восприятий в философской и психологической науках. Герменевтическая антропология восприятий позволяет вскрыть первичные символизмы и тем самым построить модели мотиваций и изначальные символы человека. Звук и визуальный образ лежат в основе находящихся вне человека пространственных моделей, которые организуют реальность и знание о ней. Звук — присутствие невидимого действователя, а образ включает в себя некую невидимую часть. "Невидимость" в обрядах. Эта "невидимость" разрушает реактивные очевидные структуры. "Невидимость" инвестирует (термин З. Фрейда) человека, повышая его энергетический уровень. Путь антропомерности лежит от "зеркала Лакана" к лицу человека, от цельно-гомеоморфного тела к внутреннему телу человека. Антропомерность обеспечивает рефлексивное решение нравственной дилеммы добра и зла в пользу первого. Это решение представляет собой текст-побуждение, работающий в условиях неполной (незавершенной) информации. Незавершенность - свойство текста (Ю. Лотман) и символического примирения с природой. Незавершенность вызывает расширение смыслов, которые создают в своем пределе Космос - дом для Другого и возможность для культуры. Философская проблема возможности культуры исходит, таким образом, уже из самого уровня человеческих восприятий. К л ю ч е в ы е с л о в а: восприятие, звуковой и визуальный коды, инвестирование, антропомерность, незавершенность, пpuмиpeниe с природой, текст-побуждение.
ВОПРОСЫ
1. Что можно сказать о развитии визуальных средств освоения мира в истории человечества? 2. Что можно сказать о звуковых восприятиях как предыстории музыки? З. Дайте философско-антропологическую интерпретацию детским играм с касанием (пятнашки, лапта, "чур не я"). 4. Как работает текст-побуждение в условиях неполной информации? Задание. Составьте письменный реферат с основными положениями теории Ю.М. Лотмана о кодовом механизме культуры.
Литература
Делез Ж., Гватmари Ф. Что такое философия? М.; СПб, 1998. Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1998. Т. 1. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954) / Пер. с фр. М., 1998. Лотман Ю.М Внутри мыслящих миров. Человек-текст--семиосфера-история. М., 1996. Лоmман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. Мамардашвuли М.К. Философия и личность 11 Человек. 1994. № 5. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб, 1999. Фромм Э. Душа человека. М., 1998. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. Киев, 1996. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 1: Порождение реальности - герменевтического пространства жизни; Он же: Визуальный концепт человека //Образование и информационная культура. Социологические аспекты: Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / Под ред. В.С. Собкина. М., 2000. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Т е м а 4. Повседневность и сакральность. Бытийно-личностный эксперимент Социальная атропология о праздниках и игровых механизмах и отставание ее в изучении повседневности. Роль работ М.М. Бахтина. Повседневность и праздник как регуляции жизни. Недифференцированность и замкнутость традиционно-бытовой культуры. Становление повседневности. Повседневность знакова, но не символична. Ее отличие от заурядной обыденности. Символогенез - нарушение повседневности. Повседневность как не-миф. Учения о символе (Г. Гегель, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили и др.). "Сплачивающая теплота тайны" у символа (С.С. Аверинцев). Ограниченность представления о сакральном как вечно тиражируемом образце (М. Элиаде). Распределительная топика культуры -символическая система саморегуляции ценностей, знаний и норм. Субъектность -инверсия символа. Свобода и достоинство порождаются в преодолении несовместимости повседневного и сакрального. Свобода как праздник. Философская способность к экспериментированию с формами жизни (поздний Л. Витгенштейн). Повседневность в герменевтических кругах смещений и замещений. Очевидность повседневности и знаки достоверности человеческого бытия. Философия как причинно- и целесообразный выход из кругов этногерменевтики. К л ю ч е в ы е с л о в а: cuмвологенез, миф и не-миф, повседневность, праздник, знаки достоверности.
ВОПРОСЫ
1. Как бы вы раскрыли философский аспект повседневности? 2. Как вы себе представляете "формы жизни"? 3. Раскройте различие понимания символогенеза у А.Ф. Лосева и у С.С. Аверинцева? Задание. Опишите, в чем состоит сакральное обеспечение достоинства человека?
Литература
Абрамян Л. Первобытный праздник. Ереван, 1983. Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. Т. 6. Барнс Б. Природа власти // Вестник МГУ. Сер. 12. 1992. № 4. Бродель Ф. Структура повседневности: Возможиое и невозможное. М., 1986. Вандельфельдс Б. Повседневность как плавильный тигель рационалыюсти // Социо-Логос. М., 1991. Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени // Философская и социологическая мысль. 1991.№ 5. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопр. философии. 1989.№ 5. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5; Он же: Беседы о мышлении // Мысль изреченная. М., 1991; Он же: Начало всегда исторично, т.е. случайно // Вопр. методологии. 1991.№ 1. Пейден В. Прежде чем "сакральное" стало теологическим: перечитывая дюркгеймовское наследие 11 Этнографическое обозрение. 1994. № 2. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963. Чеснов Я.В. Лекции по исторпческой этнологии. М., 1998. Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986.№ 1. Элиаде М. Миф о вечном возвращении (архетипы и повторение) // Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. М., 1987. Ясперс К. "Осевое время" и цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998.
Т е м а 5. Природа, душа и тело человека Природа как средство философского понимания человека. Роль Ж.-Ж. Руссо в истории европейской культуры. Экофильные принципы монотеистических религиозных систем. Природа - не только среда (экология), но и полюс фундаментальной дополнительности к культуре и человеку. Вещность и морфемность как предикаты тела человека (Б. Спиноза). Два аспекта телесности — природность и коммуникабельность - экстремальны. Природная экстремальность выявляет архетипы человека. Природа и морфемность культуры. Романтическое бегство в природу (Ж.-Ж. Руссо) - постоянный детерминатив человека ("примирение с природой"). Примирение с природой маркирует появление исторического субъекта. Природа — постоянный фактор натуралистического разоформления мира, ликвидирующего тупиковые состояния культуры - возгонку вторичного символизма (пример цивилизации майя). Философское значение древних мистерий, например Элевсинских в Греции (страсти души и страсти тела). Герои (Геракл) "эмбриональны" или "женственны". Страсти души (по Декарту) и проблемы философского рационализма. К л ю ч е в ы е с л о в а: прuрода, экологuя, вещность, морфемность, архетипы, разъятое (гротескное) тело, эмбриологичеcкuе представления, мистерии.
ВОПРОСЫ
1. Каковы функции природы в обществе помимо экологических? 2. Каково содержание понятия примирвние с природой? 3. На чем основана, по вашему мнению, концепция "токсикоза культуры"? 4. Приведите примеры неэкофильного отношения к природе. Чем оно, по вашему мнению, вызвано?
Задание. Изложите концепцию первичного символизма по книге М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского "Символ и сознание" (М., 1997). Литература
Гайденко В.Л. Природа в религиозном мировосприятии // Вопр. философии. 1995. № 3. История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. Мамардашвили М.К., Пяmигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997. Разд. IV: Соотношение символических и естественно-языковых систем как фактор, определяющий характер культуры. Чеснов Я.В. Этнологическое мышление и методика полевой работы // Этнографическое обозрение. 1999. № 6.
Т е м а 6. Традиция и витально-этнографический круг Ограниченность концепций традиции как стереотипизированного опыта или транслируемого сакрального образца. Дискуссии в отечественной науке. Традиция ограничивает тотальность культуры. Традиция в дополнительном отношении к корпоративности. Выпадение - разрывы (вид смещения и незнания) организуют традищпо. Автоматизм ритуала. Пространственность топосов объясняет этологическую гомологию поведения человека и животных. Парная организация топосов перестраивается в тексты-побуждения, тогда витальность не субстанция, а субъектность, формирующая внутреннее тело человека. Традиция включена в витально-личностное пространство (витальноэтнографический герметический круг). Традиция и корпоративность (традиция без корпоративности маргинальна, как и корпоративность без традиции). Традиция как предание. Субъектность как выход из собственной традиции дает возможность войти в чужую традицmo. Традиция — компонент смыслопорождающих философских структур к л ю ч е в ы е с л о в а: традиция, корпоративность, смещеuие, разрывы, ритуал, тексты-побужденuя, витально-личностное пространство.
ВОПРОСЫ
1. Как взаимосвязаны традиция и культура? 2. Может ли традиция обновляться? З. Как соотнесены традиция и корпоративность? Задание. Раскройте роль традиции в жизненном (витально-этнографическом) круге.
Литература
Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб, 1998. § 44. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. Пропп В.Я Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Религиозные верования. М., 1993. Свод этнографических понятий и терминов (Социально-экономические понятия и соционормативная культура). М., 1986. Степанов Ю.C. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997. Традиция в истории культуры. М., 1978. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 3. Традиция как жанр и предание. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. Этнические и этно-социальные категории. М., 1995. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1999. Вып. 6.
Т е м а 7. Шаманизм как пример работы сознания
Причины современной моды на шаманские верования. Шаманизм - способ достраивания сценария жизни человека с использованием измененного состояния сознания. Как техника экстаза (концепция М. Элиаде) шаманизм открывает вход в витально-личностное пространство. Шаманизм способен существовать в недрах современных культур. В архаике он охватывает весь спектр культуры, становясь этнически характерным. Генезис шаманизма: палеолитические жезлы с отверстием и "шаманская кость" с дыркой - эмблемы входа в измененное состояние сознания. Благо на выходе: здоровье, предсказание, удача. Трехчастная Вселенная без среднего уровня, где расположено целостное ночное сознание. Ночь - время камланий шамана, сакрального специалиста. Шаманизм есть целостная форма сознания, представленная в разных формах религии. Как практика повседневности шаманизм встраивается в любую культуру, порождая ее собственные морфемы. Поэтому шаманизм - это архаика, которая может становится авангардом. В философском плане шаманизм - наглядный пример идеального, ухватывающего становление феномена в его субстанциональных морфемах. Ограниченность архаических познавательных ресурсов, достигающих разрушительного уровня в случаях оккультизма и неоязычества. К л ю ч е в ы е с л о в а: шаманизм, техника экстаза, сценарий жизни человека, измененное состояние сознания.
ВОПРОСЫ
1. Что такое измененное состояние сознания? 2. Что представляет собой шаманизм как техника экстаза? 3. В чем состоят функции шамана как сакрального специалиста? Задание. Охарактеризуйте шаманские верования какого-либо народа России.
Литература
Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983. Медоуз К Магия североамериканских индейцев. Киев, 1997. Минделл А. Дао шамана: путь тела сновидения / Пер. с англ. Киев; М., 1996. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур. М., 1984. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. Файдыш Е. Мистический космос: Путеводитель по тонкоматериалъным мирам и параллелъным пространствам. М., 1999. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1958. Т. 2. Хоппал М. Некоторые результаты изучения шаманизма в современной этнологии // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск,1990. Чеснов Я.В. Размышление об абхазской культуре // Советская этнография. 1989. № 1. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. М., 1998.
Т е м а 8. Гендерно-возрастное сознание: ребенок Почему общество должно направлять большие усилия на изучение мира детства? Мировоззренческая роль педагогической антропологии. Агрессия взрослой культуры по отношенmo к детской. Выпадение подростковой культуры в архаике. Самодостаточность детской культуры, иллюстрируемая мифом о независимом от взрослых происхождении детей (эмбриональная цепь). Артемида и Аполлон - знаки чередования полов в эмбриональной цепи. Эмбриональная модель описания тела взрослого человека. Вражда Великой матери к ее детям. Архетип Божественного дитя, объективирующий психическое состояние и сценарии жизни взрослого. Стратегический уровень личности взрослого. Божественное дитя - Другой внутри нас самих, носитель духовности. Историко-культурный образ ребенка. Проблемы воспитания, этнопедагогики и образования. Философский подход к миру детства и к ребенку раскрывает последнего в качестве символа взрослой социальности. Ребенок характеризует механизм интериоризации социально-нормативных параметров, подчиненных ценностному образу человека. К л ю ч е в ы е с л о в а: детская культура, подростковая культура, эмбриональная цепь, Великая мать, Божественное дитя, образ человека.
ВОПРОСЫ
1. На каких данных может быть основана теория эмбриональной цепи? 2. Как К.Г. Юнг раскрывает архетип Божественного дитя? З. Какую роль играют публикации К.Г. Юнга в современном миропонимании? 4. Почему "мир детства" можно считать самостоятельным фрагментом современной культуры? Задания. 1. Дaйтe философскую оценку психологическому исследовашno М.В. Осориной "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых". СПб, 1998. 2. Спланируйте эксперимент, позволяющий выяснить структуризацию ребенком его пространства ("страшные" и "тайные" места, границы "своего" и "чужого", границы добра и зла)?
Литература
Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. Бим-Бад Б.М Педагогическая антропология. М., 1998. Бубер М Проблема человека. Киев, 1998. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб, 1997. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб, 1997. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. Mappy A.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. Мuд М. Культура и мир детства // Избр. произв. М., 1988. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999. Совершенный человек. Теология и философия. М., 1997. Чесноов Я.В. Колдуны и тинэйджеры в гипертексте девиантности // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М., 1998; Он же: Мир детства об этническом и человеческом // Этнокультурное образование в Москве на пороге XXI века. М.,1999. вып. 6. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы 1986-1992 гг. СПб, 1993. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV. Вып. VI.
Т е м а 9. Культура и женщина
Феминистские проблемы известны с древности (Медея и Ясон). "Стихия первоначального бытия" М.М. Бахтина - антитеза структурализму и творческое разоформление культуры до "атомарностей". Очищение от "яда культуры" (токсикоза) в таком процессе. Женский бунт против культуры (образ волшебницы Медеи). Женщина - "образ нереальности". Голая танцовщица и Абсототный Дух А.М. Пятигорского - культурогенная женская модель. Внедомность (небесный партнер) и свобода девушек. Земные заместители небесного партнера, включая мужчину. Космические истоки красоты женщины. Уплотнение ее тела, чтобы оно стало генеративно "тяжелым". Агрессивные образы хозяйки мира, хозяйки зверей и Великой матери. Культурогенез как снятие женской апокaлиптичности. Культурогенные редупликации О.М. Фрейденберг. Женское тело облекается культурой. Человеческое достоинство исторически оформляется как достоинство женщины. Философское обращение к ее образу вскрывает факт самодвижения кульryры из недр еще неотрефлексированного бытия. Феминистское движение как попытка найти иное внутри самих себя с целью выйти из тупика культуры. . К л ю ч е в ы е с л о в а: хозяйка мира, женская апокалипmичносmь, достоинство жсенщины, "небесный пapmнep", "голая танцовщица".
ВОПРОСЫ
1. Чем вы можете обосновать необходимость рефлексивного разоформления культуры? 2. Что дает для рассмотрения проблемы культурогенеза образ апокалиптичной Великой матери? 3. Каковы ваши apгyмeнты в пользу и против феминистского движения?
Задание. Постройте объяснительную модель культурной редупликации по книге О.М. Фрейденберг "Миф и литератyра древности". М., 1978. Литература
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1978. С. 361. Евзлин И.И. Космология и ритуал. М., 1993. 3еленин Д.К. Обряд совершеннолетия девицы // Живая старина, год ХХ, 1911. Никитин В.А. Рационализм и культура // Рационализм XXI века. Обнинск, 1991. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. Семья, гендер, культура. М., 1997. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. Л., 1936. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 16. Женский путь из природы в культуру. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А.К Байбурин, И.С. Кон. СПб, 1991.
Т е м а 10. Маскулинность в порождеиии личности и власти Неизученность маскулинных проблем. Символическая деятельность — главная топика мужчины и проблема встраивания ее в реальность. Героические страдальцы (Вакджункага, Гильгамеш, Эдип). Избыточность означающих (природы) и несовершенство человека. Отражение этого в мифах о господстве женщин. Мужчина — изгой. Обретение младшего друга. Культурологические аспекты темы близнецов. Обряды обретения маскулинности и власти через захват женских ролей (возрастные инициации, андрогинизм и траверстизм). Старшинство - маркировка всеобщности первобытным правом. Нрав — полюс частности в герменевтическом круге. Проблема личной собственности. Возвращение мужчины в общество блaroдаря обладанию знанием. Власть как побуждение и структура личности. Личность, находящая выход из наличных обстоятельств. Мужские и женские союзы. Бигмены или грейтмены? История первобытности свидетельствует о постоянном откате от вторичных идеологических символизмов к виraльности ради института собственности и социальной субьектности. К л ю ч е в ы е с л о в а: символическая деятельность, героические страдальцы, избыточность означающux, мужчина-изгой, инициации, нрав, знание, власть, собственность.
ВОПРОСЫ
1. Откуда мы знаем об образах героических страдальцев-мужчин? 2. В чем, по вашему мнению, был самонадеян Эдип? 3. Как в обрядах инициаций старшинство превращается в отношения власти? 4. Каковы живучие заблуждения по поводу главенства мужчины в обществе? Задание. Покажите развитие концепции права (этоса) на античном материале.
Литература Абрамян Д.А. Мир мужчин и мир женщин. Расхождение и встречи 11 Семиотика культуры. Архангельск, 1988. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997. Гл. II. Инициация. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. О все ведавшем. Эпос о Гильгамеше // Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981. Радин П. Трикстер. СПб, 1999. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997. Ранние формы политической организации. М., 1995. Ранние формы социальной стратификации. М., 1993. Элuаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. М.; СПб, 1999. Элькuн А. Коренное население Австралии. М., 1952.
Т е м а 11. Ритуальная концепция культурогенеза О причинах огромного интереса к ритуалу в современной литературе. Ритуаал -морфемный антимиф. Биномные основы ритуала - парные безличные взаимоотношения. Из них возможен рефлексивный выход в распределительную топику культуры. Нетопическая морфологизация ритуала ведет к токсикозу культуры (снятие биномных отношений). Отсюда в архаике смазанная топика: "все - событие", нет ритуального растяжения бездействия. В стадии же культурогенеза ритуальный топос организуется парно, где присутствует сакральный полюс или Другой. Тогда реальность морфологизируется метонимическим замещением. Культурогенез - это состояние метонимической парности: чтобы увидеть русалку, нужно войти в такое состояние. Культурогенез — это раскрытие человеческой сокрытости, путь от лица к внутреннему телу — боли и к свидетельствованиям о Творце. Выход из истории в достойное одиночество, в труд и технику, в социально-ответственные ранги, в аристократизм и в архетип образования. Философия культурогенеза как усилие по выходу из предопределенности истории к идеальному, к любви и страданию, к трагической и творческой вброшенности в мир (М. Хайдеггер). К л ю ч е в ы е с л о в а: ритуал, топика культуры, токсикоз культуры, кулътурогеиез, метонимическая парностъ, свидетельствованuя о Творце, вброшенностъ в мир.
ВОПРОСЫ
1. Как вы себе представляете ритуал и его связь с мифом? 2. В чем отличие позиции "Почему люди видят русалку?" от позиции "Как войти в состояние, чтобы ее увидеть"? 3. Каковы переломные эпохи в процессе культурогенеза? 4. Приведите примеры современного мифотворчества (из сферы обыденной жизни, политики, бизнеса и т.д.). Задание. Какие основания для теории культурогенеза использованы в книге Я.В. Чеснова "Лекции по исторической этнологии"?
Л и т е р а т у р а
Байбурuн А.К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993. Геннеп ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999. Пятигорский А.М. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. М., 1996. Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. Тэрнер В. Символ и ритуал / Ред. кол.: И.С. Брагинский и др. М., 1983. (Исследования по фольклору и мифологии Востока). Флuер А.Я. Культурогенез. М.,1995. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопр. философии. 1989. № 9.
Т е м а 12. Народная культура: феномены жилища и пищи Эпохи подъема и падения интереса к народной культуре. Антропологическая герменевтика представляет собой ядро однородности и всеобщности традиции, окруженное поясом единичного и иного. Слово как ограничитель восхождения смыслов единичного. Единичное - организующее начало народной культуры (концепция Р. Редфилда), проблема малой и большой традиции. "Опущенное культурное достояние" (Г. Науманн). Ареально-локальные типы выражают сущность народной культуры. Народная культура антропоценозна и аффективна. Амбивалентность аффектов требует морфологической структурированности и поэтому народная кулыура определяет себя через экспозицию (предпонимание). Нрав - типичная поведенческая структура в народной культуре, генетически связанная с состоянием стихий (Древняя Греция). Потребность в телесной целостности — организмический биовитальный принцип мышления в этой культуре. Порог дома как рубеж биовитального времени, как отрезок пути - протоморфема жилища. Архетип жилища: "человек не должен спать под открытым небом". Русская изба как витальная сцена психодрамы души. Психодрама пищи (пищевая тревога и пищевые обособления народов). Культурологический потенциал противопоставления сырого и вареного (по К. Леви-Стросу). Архетип пищи: "человек не должен ложиться спать голодным". Анти-пища. Соль и алкоголь как магическая пища защиты. Жилище и пища - наиболее изученные темы витального эксперимента человечества, отражающего философскую проблему бытия как становления, демонстрация культурогенного погружения объекта в субъект. К л ю ч е в ы е с л о в а: единичное, традиция, нрав, архетип, антропологическая герменевтика.
ВОПРОСЫ
1. Что выражает оппозиция "жилище-дорога"? 2. Что такое этнографические типы? Проиллюстрируйте их, исходя из своих собственных впечатлений. 3. Что такое анти-пища и в чем состоит архетип пищи? Приведите факты, подтверждающие или опровергающие концепцию анти-пищи. 4. Раскройте какой-либо жанр фольклорного народного творчества как слово, обращенное к людям. 5. Почему в Библии Творец после создания человека не сказал Слово "И это хорошо"? Задания. 1. Постройте модель народной культуры на материале этнологии жилища и пищи. 2. Раскройте концепцию культурного ландшафта в книге В.Н. Калуцкого и др. "Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье". М., 1998. Литература
Байбурuн А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Байбурuн А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.,1989. Байбурuн А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. Т. 37. Л., 1981. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. Культура жизнеобеспечения и этнос / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян. Ереван, 1983. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье / Калуцкой В.Н, Иванова А.А., Давыдова Ю.А., Фадеева Л.В., Родионов Е.А. // Семинар "Культурный ландшафт": первый тематический выпуск докладов. М., 1998. Куфтин Б.А. Жилище крымских татар. М., 1925. Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962. Мильчик М.И., Ушаков Ю. С Деревянная архитектура русского Севера. Л., 1981. Tопоpков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
Т е м а 13. Философия телесности и этнология
Прогресс современной науки в изучении выразительных средств человеческого тела, оформление соматологии, проксемики и т.д. Окультуренное человеческое тело всегда "разъято": одни части его мы видим, а другие нет. С разъятым гротескным телом человек вступил в историю, о чем повествуют мифы об отдельно функционирующих органах. Цельно всегда не внешнее, а внутреннее тело. Библия рассматривает сердце как средоточие внутреннего тела. Сексуально возбуждающее тело - окультуренное, внешне-частное. Стыдятся частного тела. Одежда призвана сообщать телу целостность, она соотнесена с внутренним витальным телом. Одежда восполняет витальностъ, "приманивает счастье". Жест возвращает нас к парадигме разъятого тела, поэтому жест, как выразился Р.-М. Рильке, должен быть "осмотрительным". Парадигма разъятого тела дает возможность существованию языка жестов. Исторически жесты конечностями и торсом уступают место мимике лица, а она все больше сосредотачивается вокруг глаз. Лицо выражает внутреннее тело человека (парадигма "целостного лица" в Китае, "потеря лица" в Европе и т.п.). Лик, лицо и личина в учении П.А. Флоренского. Важнейшая философская проблематика тела связана с вопросом: Сосуд ли это греха или "образ Божий"? Страсти души служат сборке тела из отделяемых органов. Роль лица как топоса сборки личности человека. Внешние средства сборки визуального концепта человека в современности. К л ю ч е в ы е с л о в а: разъятое тело, гротескное тело, внутреннее тело, жест, лик, лицо и личина, вuзyальный концепт человека.
ВОПРОСЫ
1. На основании каких данных мы можем построить концепцию внутреннего тела? 2. Можно ли, по вашему мнению, провести аналогию между вербальным языком и языком жестов? З. Почему жест, по Р.-М. Рильке, осмотрителен? 4. Почему роль одежды шире функции укрывания наготы? Раскройте неутилитарные функции одежды.
Задание. Реферат книги Ж.-Л. Нанси. Corpиs. М., Ad Marginem. М., 1999.
Литература
Белицер В.Н Народная одежда мордвы. М., 1971. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. Маслова Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX-начале XX в. М., 1984. Нанси Ж.-Л. Corpus. М., Ad Marginem. М., 1999. Подорога В. Антропология тела. Мимезис. Другой. Тело без органов. Картография тела // Логос. 1999. № 2. С. 29 и далее. Розин В.М. Природа сексуальности // Вопр. философии. 1993. № 4. Сычев В. Китайский костюм: Символика, история, трактовка в литepaтype и искусстве. М., 1975. Фейерабенд П. Против методологического принуждения: Очерк анархистской теории познания // Избр. труды по методологии науки. М., 1986. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 11. Тело в облачении одежд; Лекция 10. Архетипы вещей; Лекция 12. Кинесика и жесты.
Т е м а 14. Нравственный выбор: добро и зло Религиозно-философские концепции появления добра и зла в результате грехопадения. Асимметрия золотого сечения нравственного выбора (П. Рикер, В. Лефевр) - предзаданность добра и совести при философском подходе. Находится ли этот выбор в культуре или он врожден? Ответ дают пигмеи-семанги и дpyгие самые архаические народы, у которых сохранились следы почитания Бога-творца, что помещает истоки нравственности в откровении. Проблема прамонотеизма (В. Шмидт). Бог и человек в Священном Писании. Человек как задание быть человеком (М. Бубер), длящиеся откровения Бога (Ф. Розенцвейг). Культура - и возделывание, и выпалывание, отделение некультурного, разъятие и жертвоприношение. Архаическое тело аффективно-разъято, оно - жертва. В таком теле пребывают страх и смех, которые маркируют присутствие человека в мире. Мифологическая передача зла женщине, у которой тело нестабильно и множится. Появление стыда (гнев, обращенный во внутрь) одновременно с "примирением с природой". Диалог с Другим в монотеизме -появление подлинно исторического субъекта. Религиозные проблемы различения добра и зла, выведение наружу и объективация страха, трансцендирование стыда во внутрь переходят в проблемы философской субъектности, ответственности и прав человека. К л ю ч е в ы е с л о в а: нравственный выбор, Этика, Бог-творец, nрамонотеuзм, жертва, страх и смех, добро и зло, стыд, права человека.
ВОПРОСЫ
1. Как вы обоснуете тезис о нравственном несовершенстве языческих религиозных систем? 2. Как вы думаете, почему страх занимает столь видное место в учениях С. Киркегора, М. Хайдеггера и других? З. Почему стыд можно считать гневом, обращенным на себя? 4. Почему М.М. Бахтин положил концепцию гротескного разъятого тела в основу своего понимания народной культуры? Задание. Сопоставьте диалогическую концепцию М. Бубера с аналогичной концепцией М.М. Бахтина.
Литература
Аверинцев С.С. Бахтин и русское оrnошение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е.М. Мелетинского. М., 1993. Батай Ж. Литература и зло / Пер. с фр. и коммент. Н.В. Бунтман и Е.Г. Домогацкой, предисл. Н.В. Бунтман. М., 1994. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986. Бубер М. Проблема человека. Киев, 1998. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности/ Вопр. философии. 1989. № 12. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб, 1997. Лефевр В.А. От психофизики к моделированmo души // Вопр. философии. 1990. № 7. Мамардашвuли М.К. Мой опыт нетипичен. СПб, 2000. Проблема человека в западной философии: Сборник переводов / Сост. и послесл. П.С. Гуревича. М., 1986 Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблема анализа знания // Теория социальных эстафет: история-идеи-перспективы. Новосибирск, 1997. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. Хоpyжuй С.С. София-Космос-Материя: устои философской мысли Сергия Булгакова // Вопр. философии. 1989. № 12. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 17. Архаическая личность: аффекты и витальность; Лекция 18. Смех и истоки культуры; Он же: По страницам работ С.А. Токарева о происхождении и ранних формах религии // Эrnографическое обозрение. 1999. № 5. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. М., 1994.
Т е м а 15. Этнос и этничностъ
Примордиалистские и ситуационные концеции этничночти. Герменевтика этничности основана на полевых этнографических исследованиях: этничность как эндогенная философо-антропологическая позиция. Коллективная этническая интерпретация как методика изучения этноса. Выразительные средства этничности (так называемые признаки этноса). В этносе сознание морфологизировано в представлениях о предках, об этнической терриrории, о родном языке, об этническом автообразе и в других экзистенциалах. Гендерно-возрастные топотомки (родовое тело). Оппозиция "мы--они" вторична, поскольку является идеологемой. Этнос - единичное, у его членов гомогенные реакции на мир (коллективная субъектность Г.Г. Шпета). Тотальность этноса и конфликтогенность. В этническом "Я" (оторванная часть родового тела) при гомогенной реакции на мир порождается этническая тревога. Этническая идентификация как вид энергетической фасцинации (критика пассионарной теории Л.Н. Гумилева). Философия этноса как не-сокрытость этнического, спасение его от узкой социологизации, преодоление этнической самости ради этнической субъектности. К л ю ч е в ы е с л о в а: этничность, выразительные средства, предки, этническая территория, автообраз, родовое тело, пассионарность, этническая су6ъектность.
ВОПРОСЫ
1. Почему древнейшие этнонимы (предэтнонимы) означают "человек", "люди"? 2. В чем различие этнических экстра- и интраобразов? З. На чем основано представление об этническом "родовом теле"? 4. Можно ли привести доказательные факты в пользу пассионарной теории Л.Н. Гумилева?
3адание. Постройте одну из моделей этнического менталиrета какого-либо народа России.
Литература
Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978. Гумилев Л.Н. Этносфера: история тодей и история природы. М., 1993. Зэлдин Т. Все о французах. М., 1989. Имя и этнос / Отв. ред. В.Ш. Джарылгасинова, В.Н. Шинкарев. М.,1996. Кон И. С. к проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М., 1971. Лейн Э. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М.,1982. Русские. Историко-этнографический атлас М., 1964. Теребихин Н.И. Лукоморье (очерки религиозной геософии и маринистики Северной России). Архангельск, 1999. Чеснов Я.Н. Лекции по исторической этнологии. М., 1998; он же: Быть чеченцем: личность и этнические идентификации народа // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999; Он же: Мир детства об этническом и человеческом // Этнокультурное образование в Москве на пороге XXI века. Вып. 6. / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 1999; Он же: Этнологическое мышление и методика полевой этнографической работы // Этнографическое обозрение. 1999. № 6. С. 3-15. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. Этнонимы / Под ред. В.А. Никонова. М., 1970.
Т е м а 16. Регионалистика как философская проблема
Регионалистика - развивающееся знание, учитывающее неравномерность развития локальных исторических процессов и связанных с этим явлений напряженности. Регионы - территориальные образования, объединенные не только деятельностью, но и рефлексией. Культурный ландшафт — культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат его деятельности в условиях совокупного действия природных, хозяйственных, этнических, фольклорных и языковых факторов. Право как уровень регионального мышления. Внутренние и внешние конфликты: позиции "философа" и "предводителя" в архаических обществах (по П. Радину). Философский подход к регионалистике, связанный с проблемой самооrpаничения личности через моральные установления. Например, застольные обычаи сыrpали оrpомную роль в "пацификациях" средневекового человека (Н. Элиас). Геродот о конфигурациях культурного развития на материале противопоставления Эллады и варварского мира. Хозяйственно-культурные типы и историко-этноrpафические области как проторегионы. Понятие о культуроценозах и антропоценозах. Дрифты, стили и цивилизации. Цивилизациология у Н. Данилевского, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби, П. Сорокина и в школе "Анналов". "Конфликт цивилизаций" С. Хантингтова. Евразийская теория положения России между Западом и Востоком. Цивилизация привносит ценностный контроль над бытием и сознанием, которое становится более открытым и скоординированным. Регионалистика не кризис рационализма, а герменевтическое расширение самопознающего субъекта, сообщающего локальным культурам вменяемость Текста. Современные процессы в регионалистике: суперкультуры по интересам, молодежные и т.д. Воспитание человека как философская категория кулыуры. Региональные гонки в системах образования. К л ю ч е в ы е с л о в а: регион, культурный ландшафт, хозяйственно-культурные типы, культуроценозы, антроnоценозы, дрифты, стили, цивилизации, суnеркультуры.
ВОПРОСЫ
1. Приведите доказательства наличия субъектных факторов в регионе. 2. Почему культуроценозы и антропоценозы не только экологично адаптивны? 3. Какие вы можете привести apгументы в пользу концепции о локальности цивилизации? 4. Какими средствами мы можем читать Тексты иных цивилизаций?
Задание. Найдите регионообразующие факторы в концепции капитализма М. Вебера.
Литература
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7; 1988.№ 9. Ахuезер А. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопр. философии. 1990. № 1,2. Вебер М. Избранные произведения М., 1990. Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности // Вопр. философии. 1989. № 3. Данuлевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. Карсавин Л. Евразийство: мысли о России. Тверь, 1992. Вып. 1,2. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасова. М., 1998 (Соответствующие разделы). Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. Цивилизации / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 1997. Вып. 4. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии; Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация. Шпенглер О. Закат Европы // Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.
|
|||||
|