Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философские проблемы этнологии
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики » Сотрудники » Чеснов Ян Вениаминович » Персональный сайт Я. В. Чеснова » Список публикаций » Философские проблемы этнологии

Философские проблемы этнологии

Я.В. Чеснов



Философские проблемы этнологии. Программа спецкурса

Т е м а 1. Ремесло и мышление социального антрополога: интерпретация интерпретаций

 

Развитие этнологических знаний. Профессиональные падения и достиже­ния: этнологи на службе колонизаторов и этнологи - борцы за права мень­шинств. Человечность - универсальное табло этнологического мышления. Это основа выдающихся успехов Н.Н. Миклухо-Маклая, Ф. Кашинга и других "принятых" чужим обществом. Эту понимающую, интерпретативную антропо­логию (К. Гирц) следует отличать от эмпирических, фактографических описа­ний, заслуживших название этнографuзма. Понимание без нанесения вреда объективированному субъекту - суть герменевтических процедур. Систем­ность этнологической субъектности организует распределительно-топическое построение мира. Отношение к Другому как к равноправному субъекту­ ключевая позиция. Мышление - со-бытие двух сознаний (биномная модель В. Лефевра). Оно также представлено юнговской дуальностью анимы и аниму­са. Религия как пример рефлексивного решения биномной связи сакрального мышления с профанным. Антропологический текст порожден сценической ин­тенциональностью (миром должного) и интерпретацией (миром сущего).

Жанровый метод этнографического описания (жилище, пища и т.д.) сохра­няет необходимую дистанцию к объекту. Факты внутри жанра: факты­деструкции абстрагированы от фактов-впечатлений и фактов-переживаний ("как бы понятий"). Факты-деструкции удерживают совокупность фактов, об­разуя фрагмент культуры (праздник, обряд, социальный институт). Этнологи­ческое знание само как жанр встраивается в культуру современности и приоб­ретает статус антропологии. В философской проблематизации антропологии истина трактуется не как отражение и даже не как переживание, а как "одно­значное соподчинение знаков и предметов" (М. lllлик), как связь с действи­тельностью. Тогда жанр культуры предстает как высказывание.

       К л ю ч е в ы е с л о в а: человечность, "принятые", герменевтика, субъ­ектность, этнологическuй текст, антропологическuй текст, факты, жанр культуры.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Как вы обозначили бы сценические позиции в беседе этнолога и информанта?

2. Какими путями этнологическое знание превращается в антропологический текст со­временности?

3. Согласны ли вы с распределительно-топической моделью описания культуры?

 

Задание. Постройте ситуацию этнологической коммуникации между людь­ми разных культур.

 

Литература

 

Барт Ф. Личный взгляд на современные задачи и приоритеты в культурной и социаль­ной антропологии // Этнографическое обозрение. 1995. № 3.

Леви-Строс К. Первобытное мьштение / Пер., вступ. ст. и npим. А.Б. Островского. М., 1994.

Лефевр В.А. От психофизики к моделированmo души // Вопр. философии. 1990. № 7.

Пондопуло А.Г От этнографии-описания к этнографии-диалоry // Одиссей. Человек в ис­тории. М., 1991.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра: Период античной литературы. Л., 1936.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998; Он же: Н.Н. Чебоксаров в науке и в жизни 11 Этнографическое обозрение. 1997. № 3.

 

Т е м а 2. Поднявшееся небо: неолитическая революция и феномен души человека

Исторически известные представления о душе и душах. Трактовка души в иудаизме, христианстве, исламе. Актуальность понятий дyша и Дух, Всё — дом, всё пища, всё тело лицо в первобытности. Женами обмениваются. Всё сакрально, нет границ и нет повседневности (парадигматический тупик). Неолитическая революция (переход к производящему хозяйству, термин Гор­дона Чайлда) была означена представлением о поднявшемся небе (виновница женщина). Это конец мифического "золотого века": образуется смысловая вер­тикаль и человек обретает самодостаточность - душу. Анuмизм (термин, вве­денный Э. Тайлором) как трансцендирование вовнутрь, превращение рефлек­сивных биномов в ценности. Душа - носитель совести и человеческого дос­тоинства. Душа как индивидуальность и как начало жизни (в представлениях о зачатии и о демиургах - маргиналах). Проблема Творца. Кража Прометеем огня у богов (от Великой матери в более ранних версиях) как рефлексивное разъединение мира богов и мира людей. Самопорождение рационализма. Ра­ционализм как демиургическое деяние (возможность науки и философии).

К л ю ч е в ы е с л о в а: душа, анuмизм, Творец, рационализм, "неолитиче­ская революция", повседневность.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Как можно трактовать понятие неолитическая революция?

2. Как можно раскрыть культурологический смысл мифа о Прометее?

3. Что дают философии учения об анимистических верованиях?

 

Задание. Сопоставьте концепции Э. Тайлора и К.Г. Юнга о душе.

 

Литература

 

Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма 11 Воnp. философии. 1989. № 3.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIП-ХIХ вв. М., 1999.

Леви-Строс К. Первобытное мышление 1 Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. М., 1994.

Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994.

Малиновский Б. Магия и религия /1 Религия и общество: Хрестоматия по социологии ре­лигии. М., 1996.

Мистнка. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.

Религия, магия, миф: современные философские исследования. М., 1997.

Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Топоров В.Н Первобытные представления о мире (общий вид) // Очерки истории естест­веннонаучных взглядов в древности. М., 1982.

Шнuрель.ман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989.

 

Т е м а 3. Герменевтика восприятий и возможность культуры

Теории восприятий в философской и психологической науках. Герменевти­ческая антропология восприятий позволяет вскрыть первичные символизмы и тем самым построить модели мотиваций и изначальные символы человека. Звук и визуальный образ лежат в основе находящихся вне человека простран­ственных моделей, которые организуют реальность и знание о ней. Звук — присутствие невидимого действователя, а образ включает в себя некую неви­димую часть. "Невидимость" в обрядах. Эта "невидимость" разрушает реак­тивные очевидные структуры. "Невидимость" инвестирует (термин З. Фрей­да) человека, повышая его энергетический уровень. Путь антропомерности ле­жит от "зеркала Лакана" к лицу человека, от цельно-гомеоморфного тела к внутреннему телу человека. Антропомерность обеспечивает рефлексивное ре­шение нравственной дилеммы добра и зла в пользу первого. Это решение представляет собой текст-побуждение, работающий в условиях неполной (не­завершенной) информации. Незавершенность - свойство текста (Ю. Лотман) и символического примирения с природой. Незавершенность вызывает расши­рение смыслов, которые создают в своем пределе Космос - дом для Другого и возможность для культуры. Философская проблема возможности культуры ис­ходит, таким образом, уже из самого уровня человеческих восприятий.

К л ю ч е в ы е с л о в а: восприятие, звуковой и визуальный коды, инве­стирование, антропомерность, незавершенность, пpuмиpeниe с природой, текст-побуждение.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Что можно сказать о развитии визуальных средств освоения мира в истории чело­вечества?

2. Что можно сказать о звуковых восприятиях как предыстории музыки?

З. Дайте философско-антропологическую интерпретацию детским играм с касанием (пятнашки, лапта, "чур не я").

4. Как работает текст-побуждение в условиях неполной информации?

Задание. Составьте письменный реферат с основными положениями тео­рии Ю.М. Лотмана о кодовом механизме культуры.

 

Литература

 

Делез Ж., Гватmари Ф. Что такое философия? М.; СПб, 1998.

Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1998. Т. 1.

Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954) / Пер. с фр. М., 1998.

Лотман Ю.М Внутри мыслящих миров. Человек-текст--семиосфера-история. М., 1996.

Лоmман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мамардашвuли М.К. Философия и личность 11 Человек. 1994. № 5.

Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб, 1999.

Фромм Э. Душа человека. М., 1998.

Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. Киев, 1996.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 1: Порождение реаль­ности - герменевтического пространства жизни; Он же: Визуальный концепт человека //Образование и информационная культура. Социологические аспекты: Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII / Под ред. В.С. Собкина. М., 2000.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

 

Т е м а 4. Повседневность и сакральность. Бытийно-личностный эксперимент

Социальная атропология о праздниках и игровых механизмах и отставание ее в изучении повседневности. Роль работ М.М. Бахтина. Повседневность и праздник как регуляции жизни. Недифференцированность и замкнутость тра­диционно-бытовой культуры. Становление повседневности. Повседневность знакова, но не символична. Ее отличие от заурядной обыденности. Символоге­нез - нарушение повседневности. Повседневность как не-миф. Учения о сим­воле (Г. Гегель, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили и др.). "Сплачи­вающая теплота тайны" у символа (С.С. Аверинцев). Ограниченность пред­ставления о сакральном как вечно тиражируемом образце (М. Элиаде). Распре­делительная топика культуры -символическая система саморегуляции ценно­стей, знаний и норм. Субъектность -инверсия символа. Свобода и достоинст­во порождаются в преодолении несовместимости повседневного и сакрально­го. Свобода как праздник. Философская способность к экспериментированию с формами жизни (поздний Л. Витгенштейн). Повседневность в герменевтиче­ских кругах смещений и замещений. Очевидность повседневности и знаки дос­товерности человеческого бытия. Философия как причинно- и целесообразный выход из кругов этногерменевтики.

К л ю ч е в ы е с л о в а: cuмвологенез, миф и не-миф, повседневность, празд­ник, знаки достоверности.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Как бы вы раскрыли философский аспект повседневности?

2. Как вы себе представляете "формы жизни"?

3. Раскройте различие понимания символогенеза у А.Ф. Лосева и у С.С. Аверинцева?

Задание. Опишите, в чем состоит сакральное обеспечение достоинства че­ловека?

 

Литература

 

Абрамян Л. Первобытный праздник. Ереван, 1983.

Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. М., 1971. Т. 6.

Барнс Б. Природа власти // Вестник МГУ. Сер. 12. 1992. № 4.

Бродель Ф. Структура повседневности: Возможиое и невозможное. М., 1986.

Вандельфельдс Б. Повседневность как плавильный тигель рационалыюсти // Социо-Логос. М., 1991.

Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени // Философская и социологиче­ская мысль. 1991.№ 5.

Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопр. философии. 1989.№ 5.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5; Он же: Беседы о мышлении // Мысль изреченная. М., 1991; Он же: Начало всегда исторично, т.е. случайно // Вопр. методологии. 1991.№ 1.

Пейден В. Прежде чем "сакральное" стало теологическим: перечитывая дюркгеймовское наследие 11 Этнографическое обозрение. 1994. № 2.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследова­ния). Л., 1963.

Чеснов Я.В. Лекции по исторпческой этнологии. М., 1998.

Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986.№ 1.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении (архетипы и повторение) // Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. М., 1987.

Ясперс К. "Осевое время" и цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хре­стоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998.

 

Т е м а 5. Природа, душа и тело человека

Природа как средство философского понимания человека. Роль Ж.-Ж. Руссо в истории европейской культуры. Экофильные принципы монотеистических ре­лигиозных систем. Природа - не только среда (экология), но и полюс фунда­ментальной дополнительности к культуре и человеку. Вещность и морфем­ность как предикаты тела человека (Б. Спиноза). Два аспекта телесности — природность и коммуникабельность - экстремальны. Природная экстремаль­ность выявляет архетипы человека. Природа и морфемность культуры. Роман­тическое бегство в природу (Ж.-Ж. Руссо) - постоянный детерминатив чело­века ("примирение с природой"). Примирение с природой маркирует появле­ние исторического субъекта. Природа — постоянный фактор натуралистиче­ского разоформления мира, ликвидирующего тупиковые состояния культу­ры - возгонку вторичного символизма (пример цивилизации майя). Философ­ское значение древних мистерий, например Элевсинских в Греции (страсти души и страсти тела). Герои (Геракл) "эмбриональны" или "женственны". Страсти души (по Декарту) и проблемы философского рационализма.

К л ю ч е в ы е с л о в а: прuрода, экологuя, вещность, морфемность, архети­пы, разъятое (гротескное) тело, эмбриологичеcкuе представления, мистерии.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Каковы функции природы в обществе помимо экологических?

2. Каково содержание понятия примирвние с природой?

3. На чем основана, по вашему мнению, концепция "токсикоза культуры"?

4. Приведите примеры неэкофильного отношения к природе. Чем оно, по вашему мнению, вызвано?

 

Задание. Изложите концепцию первичного символизма по книге М.К. Ма­мардашвили и А.М. Пятигорского "Символ и сознание" (М., 1997).

Литература

 

Гайденко В.Л. Природа в религиозном мировосприятии // Вопр. философии. 1995. № 3. История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзо­рах и рефератах. М., 1996.

Мамардашвили М.К., Пяmигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассужде­ния о сознании, символике и языке. М., 1997. Разд. IV: Соотношение символических и есте­ственно-языковых систем как фактор, определяющий характер культуры.

Чеснов Я.В. Этнологическое мышление и методика полевой работы // Этнографическое обозрение. 1999. № 6.

 

Т е м а 6. Традиция и витально-этнографический круг

Ограниченность концепций традиции как стереотипизированного опыта или транслируемого сакрального образца. Дискуссии в отечественной науке. Традиция ограничивает тотальность культуры. Традиция в дополнительном отношении к корпоративности. Выпадение - разрывы (вид смещения и не­знания) организуют традищпо. Автоматизм ритуала. Пространственность то­посов объясняет этологическую гомологию поведения человека и животных. Парная организация топосов перестраивается в тексты-побуждения, тогда ви­тальность не субстанция, а субъектность, формирующая внутреннее тело чело­века. Традиция включена в витально-личностное пространство (витально­этнографический герметический круг). Традиция и корпоративность (традиция без корпоративности маргинальна, как и корпоративность без традиции). Тра­диция как предание. Субъектность как выход из собственной традиции дает возможность войти в чужую традицmo. Традиция — компонент смыслопорож­дающих философских структур

к л ю ч е в ы е с л о в а: традиция, корпоративность, смещеuие, разрывы, ритуал, тексты-побужденuя, витально-личностное пространство.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Как взаимосвязаны традиция и культура?

2. Может ли традиция обновляться?

З. Как соотнесены традиция и корпоративность?

Задание. Раскройте роль традиции в жизненном (витально-этнографичес­ком) круге.

 

Литература

 

Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб, 1998. § 44.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991.

Пропп В.Я Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Религиозные верования. М., 1993.

Свод этнографических понятий и терминов (Социально-экономические понятия и социо­нормативная культура). М., 1986.

Степанов Ю.C. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997.

Традиция в истории культуры. М., 1978.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 3. Традиция как жанр и предание.

Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

Этнические и этно-социальные категории. М., 1995.

Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и на­правления. Методы. М., 1988.

Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1999. Вып. 6.

 

Т е м а 7. Шаманизм как пример работы сознания

 

Причины современной моды на шаманские верования. Шаманизм - спо­соб достраивания сценария жизни человека с использованием измененного со­стояния сознания. Как техника экстаза (концепция М. Элиаде) шаманизм от­крывает вход в витально-личностное пространство. Шаманизм способен суще­ствовать в недрах современных культур. В архаике он охватывает весь спектр культуры, становясь этнически характерным. Генезис шаманизма: палеолити­ческие жезлы с отверстием и "шаманская кость" с дыркой - эмблемы входа в измененное состояние сознания. Благо на выходе: здоровье, предсказание, уда­ча. Трехчастная Вселенная без среднего уровня, где расположено целостное ночное сознание. Ночь - время камланий шамана, сакрального специалиста. Шаманизм есть целостная форма сознания, представленная в разных формах религии. Как практика повседневности шаманизм встраивается в любую куль­туру, порождая ее собственные морфемы. Поэтому шаманизм - это архаика, которая может становится авангардом. В философском плане шаманизм - на­глядный пример идеального, ухватывающего становление феномена в его суб­станциональных морфемах. Ограниченность архаических познавательных ре­сурсов, достигающих разрушительного уровня в случаях оккультизма и нео­язычества.

К л ю ч е в ы е с л о в а: шаманизм, техника экстаза, сценарий жизни че­ловека, измененное состояние сознания.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Что такое измененное состояние сознания?

2. Что представляет собой шаманизм как техника экстаза?

3. В чем состоят функции шамана как сакрального специалиста?

Задание. Охарактеризуйте шаманские верования какого-либо народа Рос­сии.

 

Литература

 

Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983.

Медоуз К Магия североамериканских индейцев. Киев, 1997.

Минделл А. Дао шамана: путь тела сновидения / Пер. с англ. Киев; М., 1996.

Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления струк­тур. М., 1984.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Файдыш Е. Мистический космос: Путеводитель по тонкоматериалъным мирам и парал­лелъным пространствам. М., 1999.

Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1958. Т. 2.

Хоппал М. Некоторые результаты изучения шаманизма в современной этнологии // Ми­ровоззрение финно-угорских народов. Новосибирск,1990.

Чеснов Я.В. Размышление об абхазской культуре // Советская этнография. 1989. № 1.

Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. М., 1998.

 

Т е м а 8. Гендерно-возрастное сознание: ребенок

Почему общество должно направлять большие усилия на изучение мира детства? Мировоззренческая роль педагогической антропологии. Агрессия взрослой культуры по отношенmo к детской. Выпадение подростковой культу­ры в архаике. Самодостаточность детской культуры, иллюстрируемая мифом о независимом от взрослых происхождении детей (эмбриональная цепь). Арте­мида и Аполлон - знаки чередования полов в эмбриональной цепи. Эмбрио­нальная модель описания тела взрослого человека. Вражда Великой матери к ее детям. Архетип Божественного дитя, объективирующий психическое со­стояние и сценарии жизни взрослого. Стратегический уровень личности взрос­лого. Божественное дитя - Другой внутри нас самих, носитель духовности. Историко-культурный образ ребенка. Проблемы воспитания, этнопедагогики и образования. Философский подход к миру детства и к ребенку раскрывает по­следнего в качестве символа взрослой социальности. Ребенок характеризует механизм интериоризации социально-нормативных параметров, подчиненных ценностному образу человека.

К л ю ч е в ы е с л о в а: детская культура, подростковая культура, эм­бриональная цепь, Великая мать, Божественное дитя, образ человека.

 

ВОПРОСЫ

 

1. На каких данных может быть основана теория эмбриональной цепи?

2. Как К.Г. Юнг раскрывает архетип Божественного дитя?

З. Какую роль играют публикации К.Г. Юнга в современном миропонимании?

4. Почему "мир детства" можно считать самостоятельным фрагментом современной культуры?

Задания. 1. Дaйтe философскую оценку психологическому исследова­шno М.В. Осориной "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых". СПб, 1998.

2. Спланируйте эксперимент, позволяющий выяснить структуризацию ре­бенком его пространства ("страшные" и "тайные" места, границы "своего" и "чужого", границы добра и зла)?

 

Литература

 

Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995.

Бим-Бад Б.М Педагогическая антропология. М., 1998.

Бубер М Проблема человека. Киев, 1998.

Дольто Ф. На стороне подростка. СПб, 1997.

Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб, 1997.

Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагоги­ческого процесса. М., 1994.

Mappy A.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

Мuд М. Культура и мир детства // Избр. произв. М., 1988.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 1999. Совершенный человек. Теология и философия. М., 1997.

Чесноов Я.В. Колдуны и тинэйджеры в гипертексте девиантности // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М., 1998; Он же: Мир детства об этническом и человеческом // Этнокультурное образование в Москве на пороге XXI века. М.,1999. вып. 6.

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследо­вания системы 1986-1992 гг. СПб, 1993.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV. Вып. VI.

 

Т е м а 9. Культура и женщина

 

Феминистские проблемы известны с древности (Медея и Ясон). "Стихия первоначального бытия" М.М. Бахтина - антитеза структурализму и творче­ское разоформление культуры до "атомарностей". Очищение от "яда культуры" (токсикоза) в таком процессе. Женский бунт против культуры (образ волшеб­ницы Медеи). Женщина - "образ нереальности". Голая танцовщица и Абсо­тотный Дух А.М. Пятигорского - культурогенная женская модель. Внедом­ность (небесный партнер) и свобода девушек. Земные заместители небесного партнера, включая мужчину. Космические истоки красоты женщины. Уплот­нение ее тела, чтобы оно стало генеративно "тяжелым". Агрессивные образы хозяйки мира, хозяйки зверей и Великой матери. Культурогенез как снятие женской апокaлиптичности. Культурогенные редупликации О.М. Фрейденберг. Женское тело облекается культурой. Человеческое достоинство исторически оформляется как достоинство женщины. Философское обращение к ее образу вскрывает факт самодвижения кульryры из недр еще неотрефлексированного бытия. Феминистское движение как попытка найти иное внутри самих себя с целью выйти из тупика культуры. .

К л ю ч е в ы е с л о в а: хозяйка мира, женская апокалипmичносmь, дос­тоинство жсенщины, "небесный пapmнep", "голая танцовщица".

 

ВОПРОСЫ

 

1. Чем вы можете обосновать необходимость рефлексивного разоформления культуры?

2. Что дает для рассмотрения проблемы культурогенеза образ апокалиптичной Вели­кой матери?

3. Каковы ваши apгyмeнты в пользу и против феминистского движения?

 

Задание. Постройте объяснительную модель культурной редупликации по книге О.М. Фрейденберг "Миф и литератyра древности". М., 1978.

Литература

 

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1978. С. 361.

Евзлин И.И. Космология и ритуал. М., 1993.

3еленин Д.К. Обряд совершеннолетия девицы // Живая старина, год ХХ, 1911.

Никитин В.А. Рационализм и культура // Рационализм XXI века. Обнинск, 1991.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

Семья, гендер, культура. М., 1997.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. Л., 1936.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 16. Женский путь из природы в культуру.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А.К Байбурин, И.С. Кон. СПб, 1991.

 

Т е м а 10. Маскулинность в порождеиии личности и власти

Неизученность маскулинных проблем. Символическая деятельность — главная топика мужчины и проблема встраивания ее в реальность. Героические страдальцы (Вакджункага, Гильгамеш, Эдип). Избыточность означающих (природы) и несовершенство человека. Отражение этого в мифах о господстве женщин. Мужчина — изгой. Обретение младшего друга. Культурологические аспекты темы близнецов. Обряды обретения маскулинности и власти через за­хват женских ролей (возрастные инициации, андрогинизм и траверстизм). Стар­шинство - маркировка всеобщности первобытным правом. Нрав — полюс част­ности в герменевтическом круге. Проблема личной собственности. Возвращение мужчины в общество блaroдаря обладанию знанием. Власть как побуждение и структура личности. Личность, находящая выход из наличных обстоятельств. Мужские и женские союзы. Бигмены или грейтмены? История первобытности свидетельствует о постоянном откате от вторичных идеологических символизмов к виraльности ради института собственности и социальной субьектности.

К л ю ч е в ы е с л о в а: символическая деятельность, героические стра­дальцы, избыточность означающux, мужчина-изгой, инициации, нрав, знание, власть, собственность.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Откуда мы знаем об образах героических страдальцев-мужчин?

2. В чем, по вашему мнению, был самонадеян Эдип?

3. Как в обрядах инициаций старшинство превращается в отношения власти?

4. Каковы живучие заблуждения по поводу главенства мужчины в обществе?

Задание. Покажите развитие концепции права (этоса) на античном мате­риале.

 

Литература

Абрамян Д.А. Мир мужчин и мир женщин. Расхождение и встречи 11 Семиотика культу­ры. Архангельск, 1988.

Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.

Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М., 1997. Гл. II. Инициация. Нойманн Э. Происхож­дение и развитие сознания. М., 1998.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.

О все ведавшем. Эпос о Гильгамеше // Я открою тебе сокровенное слово. Литература Ва­вилонии и Ассирии. М., 1981.

Радин П. Трикстер. СПб, 1999.

Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.

Ранние формы политической организации. М., 1995.

Ранние формы социальной стратификации. М., 1993.

Элuаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. М.; СПб, 1999.

Элькuн А. Коренное население Австралии. М., 1952.

 

Т е м а 11. Ритуальная концепция культурогенеза

О причинах огромного интереса к ритуалу в современной литературе. Ритуа­ал -морфемный антимиф. Биномные основы ритуала - парные безличные взаимоотношения. Из них возможен рефлексивный выход в распределитель­ную топику культуры. Нетопическая морфологизация ритуала ведет к токсико­зу культуры  (снятие биномных отношений). Отсюда в архаике смазанная топи­ка: "все - событие", нет ритуального растяжения бездействия. В стадии же культурогенеза ритуальный топос организуется парно, где присутствует са­кральный полюс или Другой. Тогда реальность морфологизируется метоними­ческим замещением. Культурогенез - это состояние метонимической парно­сти: чтобы увидеть русалку, нужно войти в такое состояние. Культурогенез — это раскрытие человеческой сокрытости, путь от лица к внутреннему телу — боли и к свидетельствованиям о Творце. Выход из истории в достойное одино­чество, в труд и технику, в социально-ответственные ранги, в аристократизм и в архетип образования. Философия культурогенеза как усилие по выходу из предопределенности истории к идеальному, к любви и страданию, к трагиче­ской и творческой вброшенности в мир (М. Хайдеггер).

К л ю ч е в ы е с л о в а: ритуал, топика культуры, токсикоз культуры, кулътурогеиез, метонимическая парностъ, свидетельствованuя о Творце, вброшенностъ в мир.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Как вы себе представляете ритуал и его связь с мифом?

2. В чем отличие позиции "Почему люди видят русалку?" от позиции "Как войти в со­стояние, чтобы ее увидеть"?

3. Каковы переломные эпохи в процессе культурогенеза?

4. Приведите примеры современного мифотворчества (из сферы обыденной жизни, политики, бизнеса и т.д.).

Задание. Какие основания для теории культурогенеза использованы в кни­ге Я.В. Чеснова "Лекции по исторической этнологии"?

 

Л и т е р а т у р а

 

Байбурuн А.К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993.

Геннеп ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

Пятигорский А.М. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. М., 1996.

Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

Тэрнер В. Символ и ритуал / Ред. кол.: И.С. Брагинский и др. М., 1983. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

Флuер А.Я. Культурогенез. М.,1995.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопр. философии. 1989. № 9.

 

Т е м а 12. Народная культура: феномены жилища и пищи

Эпохи подъема и падения интереса к народной культуре. Антропологиче­ская герменевтика представляет собой ядро однородности и всеобщности тра­диции, окруженное поясом единичного и иного. Слово как ограничитель вос­хождения смыслов единичного. Единичное - организующее начало народной культуры (концепция Р. Редфилда), проблема малой и большой традиции. "Опущенное культурное достояние" (Г. Науманн). Ареально-локальные типы выражают сущность народной культуры. Народная культура антропоценозна и аффективна. Амбивалентность аффектов требует морфологической структури­рованности и поэтому народная кулыура определяет себя через экспозицию (предпонимание). Нрав - типичная поведенческая структура в народной куль­туре, генетически связанная с состоянием стихий (Древняя Греция). Потреб­ность в телесной целостности — организмический биовитальный принцип мышления в этой культуре. Порог дома как рубеж биовитального времени, как отрезок пути - протоморфема жилища. Архетип жилища: "человек не должен спать под открытым небом". Русская изба как витальная сцена психодрамы души. Психодрама пищи (пищевая тревога и пищевые обособления народов). Культурологический потенциал противопоставления сырого и вареного (по К. Леви-Стросу). Архетип пищи: "человек не должен ложиться спать голод­ным". Анти-пища. Соль и алкоголь как магическая пища защиты. Жилище и пища - наиболее изученные темы витального эксперимента человечества, от­ражающего философскую проблему бытия как становления, демонстрация культурогенного погружения объекта в субъект.

К л ю ч е в ы е с л о в а: единичное, традиция, нрав, архетип, антрополо­гическая герменевтика.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Что выражает оппозиция "жилище-дорога"?

2. Что такое этнографические типы? Проиллюстрируйте их, исходя из своих собствен­ных впечатлений.

3. Что такое анти-пища и в чем состоит архетип пищи? Приведите факты, подтвер­ждающие или опровергающие концепцию анти-пищи.

4. Раскройте какой-либо жанр фольклорного народного творчества как слово, обра­щенное к людям.

5. Почему в Библии Творец после создания человека не сказал Слово "И это хо­рошо"?

Задания. 1. Постройте модель народной культуры на материале этнологии жилища и пищи.

2. Раскройте концепцию культурного ландшафта в книге В.Н. Калуцкого и др. "Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье". М., 1998.

          Литература

 

Байбурuн А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Байбурuн А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.,1989.

Байбурuн А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. Т. 37. Л., 1981.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Культура жизнеобеспечения и этнос / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян. Ереван, 1983.

Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье, Поморье / Калуцкой В.Н, Ивано­ва А.А., Давыдова Ю.А., Фадеева Л.В., Родионов  Е.А. // Семинар "Культурный ландшафт": первый тематический выпуск докладов. М., 1998.

Куфтин Б.А. Жилище крымских татар. М., 1925.

Маковецкий И.В. Архитектура русского народного жилища. М., 1962.

Мильчик М.И., Ушаков Ю. С Деревянная архитектура русского Севера. Л., 1981.

Tопоpков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 9. Окультуренная при­рода: жилище и пища.

Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.

 

Т е м а 13. Философия телесности и этнология

 

Прогресс современной науки в изучении выразительных средств человече­ского тела, оформление соматологии, проксемики и т.д. Окультуренное чело­веческое тело всегда "разъято": одни части его мы видим, а другие нет. С разъятым гротескным телом человек вступил в историю, о чем повествуют мифы об отдельно функционирующих органах. Цельно всегда не внешнее, а внутреннее тело. Библия рассматривает сердце как средоточие внутреннего те­ла. Сексуально возбуждающее тело - окультуренное, внешне-частное. Сты­дятся частного тела. Одежда призвана сообщать телу целостность, она соотне­сена с внутренним витальным телом. Одежда восполняет витальностъ, "прима­нивает счастье". Жест возвращает нас к парадигме разъятого тела, поэтому жест, как выразился Р.-М. Рильке, должен быть "осмотрительным". Парадигма разъятого тела дает возможность существованию языка жестов. Исторически жесты конечностями и торсом уступают место мимике лица, а она все больше сосредотачивается вокруг глаз. Лицо выражает внутреннее тело человека (па­радигма "целостного лица" в Китае, "потеря лица" в Европе и т.п.). Лик, лицо и личина в учении П.А. Флоренского.

Важнейшая философская проблематика тела связана с вопросом: Сосуд ли это греха или "образ Божий"? Страсти души служат сборке тела из отделяемых органов. Роль лица как топоса сборки личности человека. Внешние средства сборки визуального концепта человека в современности.

К л ю ч е в ы е с л о в а: разъятое тело, гротескное тело, внутреннее те­ло, жест, лик, лицо и личина, вuзyальный концепт человека.

 

ВОПРОСЫ

 

1. На основании каких данных мы можем построить концепцию внутреннего тела?

2. Можно ли, по вашему мнению, провести аналогию между вербальным языком и языком жестов?

З. Почему жест, по Р.-М. Рильке, осмотрителен?

4. Почему роль одежды шире функции укрывания наготы? Раскройте неутилитарные функции одежды.

 

Задание. Реферат книги Ж.-Л. Нанси. Corpиs. М., Ad Marginem. М., 1999.

 

Литература

 

Белицер В.Н Народная одежда мордвы. М., 1971.

Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

Маслова Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX-начале XX в. М., 1984.

Нанси Ж.-Л. Corpus. М., Ad Marginem. М., 1999.

Подорога В. Антропология тела. Мимезис. Другой. Тело без органов. Картография тела // Логос. 1999. № 2. С. 29 и далее.

Розин В.М. Природа сексуальности // Вопр. философии. 1993. № 4.

Сычев В. Китайский костюм: Символика, история, трактовка в литepaтype и искусст­ве. М., 1975.

Фейерабенд П. Против методологического принуждения: Очерк анархистской теории по­знания // Избр. труды по методологии науки. М., 1986.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 11. Тело в облачении одежд; Лекция 10. Архетипы вещей; Лекция 12. Кинесика и жесты.

 

Т е м а 14. Нравственный выбор: добро и зло

Религиозно-философские концепции появления добра и зла в результате грехопадения. Асимметрия золотого сечения нравственного выбора (П. Ри­кер, В. Лефевр) - предзаданность добра и совести при философском подходе. Находится ли этот выбор в культуре или он врожден? Ответ дают пигмеи-семанги и дpyгие самые архаические народы, у которых сохранились следы почитания Бога-творца, что помещает истоки нравственности в откровении. Проблема прамонотеизма (В. Шмидт). Бог и человек в Священном Писании. Человек как задание быть человеком (М. Бубер), длящиеся откровения Бога (Ф. Розенцвейг). Культура - и возделывание, и выпалывание, отделение не­культурного, разъятие и жертвоприношение. Архаическое тело аффективно-разъято, оно - жертва. В таком теле пребывают страх и смех, которые марки­руют присутствие человека в мире. Мифологическая передача зла женщине, у которой тело нестабильно и множится. Появление стыда (гнев, обращенный во внутрь) одновременно с "примирением с природой". Диалог с Другим в моно­теизме -появление подлинно исторического субъекта. Религиозные проблемы различения добра и зла, выведение наружу и объективация страха, трансцен­дирование стыда во внутрь переходят в проблемы философской субъектности, ответственности и прав человека.

К л ю ч е в ы е с л о в а: нравственный выбор, Этика, Бог-творец, nрамо­нотеuзм, жертва, страх и смех, добро и зло, стыд, права человека.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Как вы обоснуете тезис о нравственном несовершенстве языческих религиозных систем?

2. Как вы думаете, почему страх занимает столь видное место в учениях С. Киркего­ра, М. Хайдеггера и других?

З. Почему стыд можно считать гневом, обращенным на себя?

4. Почему М.М. Бахтин положил концепцию гротескного разъятого тела в основу сво­его понимания народной культуры?

Задание. Сопоставьте диалогическую концепцию М. Бубера с аналогичной концепцией М.М. Бахтина.

 

Литература

 

Аверинцев С.С. Бахтин и русское оrnошение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь семидесятилетия Е.М. Мелетинского. М., 1993.

Батай Ж. Литература и зло / Пер. с фр. и коммент. Н.В. Бунтман и Е.Г. Домогацкой, предисл. Н.В. Бунтман. М., 1994.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986.

Бубер М. Проблема человека. Киев, 1998.

Булгаков С.Н. Философский смысл троичности/ Вопр. философии. 1989. № 12.

Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб, 1997.

Лефевр В.А. От психофизики к моделированmo души // Вопр. философии. 1990. № 7.

Мамардашвuли М.К. Мой опыт нетипичен. СПб, 2000.

Проблема человека в западной философии: Сборник переводов / Сост. и послесл. П.С. Гуре­вича. М., 1986

Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблема анализа знания // Теория социальных эстафет: история-идеи-перспективы. Новосибирск, 1997.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Хоpyжuй С.С. София-Космос-Материя: устои философской мысли Сергия Булгакова // Вопр. философии. 1989. № 12.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 17. Архаическая лич­ность: аффекты и витальность; Лекция 18. Смех и истоки культуры; Он же: По страницам работ С.А. Токарева о происхождении и ранних формах религии // Эrnографическое обозре­ние. 1999. № 5.

Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. М., 1994.

 

Т е м а 15. Этнос и этничностъ

 

Примордиалистские и ситуационные концеции этничночти. Герменевтика этничности основана на полевых этнографических исследованиях: этничность как эндогенная философо-антропологическая позиция. Коллективная этниче­ская интерпретация как методика изучения этноса. Выразительные средства этничности (так называемые признаки этноса). В этносе сознание морфологи­зировано в представлениях о предках, об этнической терриrории, о родном языке, об этническом автообразе и в других экзистенциалах. Гендерно-возрастные топотомки (родовое тело). Оппозиция "мы--они" вторична, по­скольку является идеологемой. Этнос - единичное, у его членов гомогенные реакции на мир (коллективная субъектность Г.Г. Шпета). Тотальность этноса и конфликтогенность. В этническом "Я" (оторванная часть родового тела) при гомогенной реакции на мир порождается этническая тревога. Этническая идентификация как вид энергетической фасцинации (критика пассионарной теории Л.Н. Гумилева). Философия этноса как не-сокрытость этнического, спасение его от узкой социологизации, преодоление этнической самости ради этнической субъектности.

К л ю ч е в ы е с л о в а: этничность, выразительные средства, предки, этническая территория, автообраз, родовое тело, пассионарность, этниче­ская су6ъектность.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Почему древнейшие этнонимы (предэтнонимы) означают "человек", "люди"?

2. В чем различие этнических экстра- и интраобразов?

З. На чем основано представление об этническом "родовом теле"?

4. Можно ли привести доказательные факты в пользу пассионарной теории Л.Н. Гуми­лева?

 

3адание. Постройте одну из моделей этнического менталиrета какого-либо народа России.

 

Литература

 

Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история тодей и история природы. М., 1993.

Зэлдин Т. Все о французах. М., 1989.

Имя и этнос / Отв. ред. В.Ш. Джарылгасинова, В.Н. Шинкарев. М.,1996.

Кон И. С. к проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. М., 1971.

Лейн Э. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М.,1982.

Русские. Историко-этнографический атлас М., 1964.

Теребихин Н.И. Лукоморье (очерки религиозной геософии и маринистики Северной Рос­сии). Архангельск, 1999.

Чеснов Я.Н. Лекции по исторической этнологии. М., 1998; он же: Быть чеченцем: лич­ность и этнические идентификации народа // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999; Он же: Мир детства об этническом и человеческом // Этнокультурное образование в Москве на пороге XXI века. Вып. 6. / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 1999; Он же: Этнологи­ческое мышление и методика полевой этнографической работы // Этнографическое обозре­ние. 1999. № 6. С. 3-15.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

Этнонимы / Под ред. В.А. Никонова. М., 1970.

 

Т е м а 16. Регионалистика как философская проблема

 

Регионалистика - развивающееся знание, учитывающее неравномерность развития локальных исторических процессов и связанных с этим явлений на­пряженности. Регионы - территориальные образования, объединенные не только деятельностью, но и рефлексией. Культурный ландшафт — культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат его деятельности в ус­ловиях совокупного действия природных, хозяйственных, этнических, фольклорных и языковых факторов. Право как уровень регионального мышления. Внутренние и внешние конфликты: позиции "философа" и "предводителя" в архаических обществах (по П. Радину). Философский подход к регионалистике, связанный с проблемой самооrpаничения личности через моральные установления. Например, застольные обычаи сыrpали оrpомную роль в "пацификациях" средневекового человека (Н. Элиас).

Геродот о конфигурациях культурного развития на материале противопос­тавления Эллады и варварского мира. Хозяйственно-культурные типы и исто­рико-этноrpафические области как проторегионы. Понятие о культуроценозах и антропоценозах. Дрифты, стили и цивилизации. Цивилизациология у Н. Да­нилевского, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби, П. Сорокина и в школе "Ан­налов". "Конфликт цивилизаций" С. Хантингтова. Евразийская теория положе­ния России между Западом и Востоком. Цивилизация привносит ценностный контроль над бытием и сознанием, которое становится более открытым и ско­ординированным. Регионалистика не кризис рационализма, а герменевтиче­ское расширение самопознающего субъекта, сообщающего локальным культу­рам вменяемость Текста. Современные процессы в регионалистике: суперкуль­туры по интересам, молодежные и т.д. Воспитание человека как философская категория кулыуры. Региональные гонки в системах образования.

К л ю ч е в ы е с л о в а: регион, культурный ландшафт, хозяйственно-культурные типы, культуроценозы, антроnоценозы, дрифты, стили, цивили­зации, суnеркультуры.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Приведите доказательства наличия субъектных факторов в регионе.

2. Почему культуроценозы и антропоценозы не только экологично адаптивны?

3. Какие вы можете привести apгументы в пользу концепции о локальности цивилизации?

4. Какими средствами мы можем читать Тексты иных цивилизаций?

 

Задание. Найдите регионообразующие факторы в концепции капитализ­ма М. Вебера.

 

Литература

 

Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7; 1988.№ 9.

Ахuезер А. Россия: критика исторического опыта. М., 1991.

Бердяев Н.А. Русская идея // Вопр. философии. 1990. № 1,2.

Вебер М. Избранные произведения М., 1990.

Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности // Вопр. философии. 1989. № 3.

Данuлевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзо­рах и рефератах. М., 1996.

Карсавин Л. Евразийство: мысли о России. Тверь, 1992. Вып. 1,2.

Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов ву­зов / Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасова. М., 1998 (Соответствующие разделы).

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

Цивилизации / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 1997. Вып. 4.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. Лекция 3. Региональный про­цесс в исторической этнологии; Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и эт­низация.

Шпенглер О. Закат Европы // Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.