Институт Философии
Российской Академии Наук




  Прикладные разработки, осуществленные Институтом философии РАН за 2008–2012 годы
Главная страница » Экспертная деятельность » Прикладные разработки, осуществленные Институтом философии РАН за 2008–2012 годы

Прикладные разработки, осуществленные Институтом философии РАН за 2008–2012 годы

Прикладные разработки,

осуществленные Институтом философии РАН

за 20082012 годы

 

 

1. Проект «Школа диалога культур», инициированный неправительственной организацией Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» (Вена) и осуществляемый в рамках договора Института философии РАН с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

(Рук.: д.ф.н., г.н.с. М.Т. Степанянц. 2012 г.).

 

Академический руководитель Проекта проф. Степанянц М.Т. разработала его концепцию; выступила руководителем семинара по вопросам межкультурного диалога и образования в штаб-квартире ЮНЕСКО (2–4 апреля 2012); организовала в Институте философии РАН курсы по переподготовке учителей 40 школ образовательной системы РЖД из 16 регионов РФ (24–28 мая 2012г.); провела круглый стол «Школы диалога культур» на 10-ой сессии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» (Родос, 6 октября 2012 г.).

Задача проекта: познакомить школьников с ценностными универсалиями китайской, буддистской, исламской, западной, российской цивилизаций и их соотнесенностью с узловыми концептами современного мирового культурного диалога (справедливость, равенство, свобода, права человека, рациональность, вера, идентичность). 

 

Это первая в мировой практике попытка введения межкультурного образования для старшеклассников (9–10 классы). Проект получил поддержку ЮНЕСКО. Принято решение о создании мировой сети «Школ диалога цивилизаций» на базе опыта реализации настоящего проекта.

 


2. Типология, измерение и анализ качественных состояний (типов) модернизированности России и ее регионов.

(Рук.: член-корр. РАН Н.И. Лапин. 2000–2012 гг.).

 

Международный инструментарий, созданный Центром исследований модернизации АН Китая, адаптирован к потребностям модернизации российского общества и особенностям статистики России; получены таблицы индикаторов, индексов и фазовых значений двух стадий модернизации всех 83-х субъектов Российской Федерации; осуществлены их систематизация и обобщение на уровне качественных состояний (типов) модернизированности, выполнен содержательный анализ этих состояний (типов).

Впервые получены международно-сопоставимые индексы уровней и фазовые значения двух стадий модернизации регионов России; создана модель исторически последовательного ряда качественных состояний (типов) их модернизированности. Это позволяет точнее обосновать стратегию  модернизации России и ее регионов. Основные результаты и практические выводы в виде Аналитической записки направлены Институтом философии РАН в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию.

Вся совокупность регионов России (83 субъекта Российской Федерации) классифицирована по типам их модернизированности; выполнен анализ  динамики распространения этих типов среди регионов России в 2000–2010 годах; сделаны выводы для формирования стратегии модернизации России и групп ее регионов соответственно типам их модернизированности.

Подробнее см.: Н.И..Лапин. О структурировании регионов России по их вовлеченности в процессы модернизации // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России. VII всероссийская научно-практическая конференция по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов», Уфа, 22–25 октября 1012 г. Редколлегия, председатель Н.И.Лапин. Уфа, «Гилем», 2012. С. 89–99.

 

 

3. Проект Декларации об этических принципах научной деятельности для государств участников СНГ.

(Рук.: член-корр РАН Б.Г. Юдин. 2010–2011 гг.).

 

Наука играет исключительную роль в жизни современного общества, которое  неслучайно характеризуется как «общество знаний». Научно-технологические инновации способствуют расширению физических, психических и интеллектуальных возможностей человека, прогрессу  промышленного и сельскохозяйственного производства, модернизации систем здравоохранения и образования, средства транспорта и связи, системы управления, обработки и использования информации, обеспечения государственной безопасности. В этих условиях особую актуальность приобретает обязанность ученых и научного сообщества играть самую активную роль в предвидении и предотвращении негативных последствий научно-технического прогресса. Декларация определяет базисные этико-правовые основания реализации этой задачи. В ней, наряду с традиционными ценностями науки, сформулированы нормативные представления, возникновение которых обусловлено глубокой вовлеченностью современной науки в жизнь общества:  этические принципы уважения фундаментальных прав, свобод и достоинства человека, экологических принципов сохранения глобальных природных условий развития человека и человечества в современную эпоху, принципов добросовестной науки. 

Принципы, сформулированные Декларацией, отображают, с одной стороны, традиционные ценности деятельности ученых, работавших в различных советских республиках, многолетний плодотворный опыт их кооперации, а с другой, - основные международные этико-правовые стандарты научной деятельности. Подобного рода творческое сочетание позволяет гармонизировать, за счет создания общих стандартов взаимодействия, международное научно-техническое сотрудничество как внутри СНГ, так и на международном уровне, что является важнейшим условием успешного инновационного развития наших стран.

Подготовленный проект Декларации был утвержден на заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ и стал официальным документом СНГ (Приложение к постановлению МПА СНГ от 17.05.2012 г. № 37-6).

 

 

4. Проект по разработке и практической реализации аналитико-поисковой системы для контент-анализа сети Интернет (СКАИ).

(Рук.: д.ф.н., в.н.с. В.И. Шалак. 2011–2012 гг.).

В 2011 г. проект «СКАИ» получил приглашение и стал участником «Инновационного центра «Сколково»

 

Построена логическая модель информационной структуры сети Интернет.

Разработаны методы, предназначенные для анализа распределения информации в модели сети Интернет и обнаружения на основе этого социально значимых событий, происходящих в реальной жизни. Разработаны и апробированы методы для обнаружения двусторонних информационных связей между событиями сети Интернет и событиями общественной жизни.

В отличие от существующих систем мониторинга информации  проект «СКАИ» ориентирован не на обнаружение того, что, где и кем было сказано, а на обнаружение и анализ того, что стоит за этим. Анализ информации нужен, в первую очередь, для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире и уметь прогнозировать его тенденции. Уровень корреляции оценок современного состояния российского общества, полученных с помощью системы СКАИ, с оценками Госкомстата достигает величины 0,96. Это означает, что многие социологические исследования могут проводиться не привычными высокозатратными методами анкетирования, а путем анализа распределения информации в сети Интернет. Стоимость таких исследований существенно снижается, а оперативность существенно повышается.

В результате получено Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2012612569 «Система семиотического анализа информационной структуры сети Интернет». Авторы: Шалак В.И., Пелехатый М.М., Выговский Л.С.
Дата регистрации 11 марта 2012. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2012613338 «Система для контент-анализа микроблогов Твиттер сети Интернет (СКАИ для Твиттера)». Автор: Шалак В.И.
Дата регистрации 9 апреля 2012.

 

 

5. Основания и критерии оценки результативности философских и социогуманитарных исследований.

(Рук.: к.ф.н., в.н.с. А.В. Рубцов. 2011–2012 гг.).

Проект РГНФ  (Грант РГНФ № 11-03-00442а).

 

В настоящее время сфера знания пересматривает собственные основания: взаимоотношения с миром и обществом, взаимосвязи с культурой, политикой, властью. Соответственно, меняется и само понятие научного результата. В философии эта ревизия может оказаться даже более глубокой, чем в естественных и точных науках, а также в сравнении с социогуманитарным знанием. Одновременно с этим развиваются еще две тенденции: 1) сама наука пытается найти объективные, формализованные критерии оценки своей результативности, в том числе или даже прежде всего количественные; 2) в этом же заинтересованы и инстанции внешнего управления наукой, которым, как они полагают, также нужны исчислимые показатели, которые позволяли бы оценивать процессы и ситуации основе «объективных» данных. Попытка ответить на подобные вопросы выводит на более широкие обобщения: что такое «результат» в философии и можно ли его замерять и оценивать так же, как в позитивной науке и даже в не философском гуманитарном знании? Как можно сделать такого рода оценки более корректными? Насколько можно доверять зарубежным базам данных, их репрезентативности в отношении российских исследований?

Проект учитывает проблемы, возникающие при попытках формализовать такого рода оценки. Даже в естественных и точных науках подобного рода формализации порождают ответные стереотипы – работу не на результат, а на показатель (леонтьевский «сдвиг мотива на цель»). Острые проблемы обнаруживаются при попытках формализовать результативность в социогуманитарных науках и тем более в философии. Механический перенос методик оценки естественных наук в гуманитарные приводит к тому, что в основу оценки закладывается заведомо деформированная картина. Еще большие деформации возникают, когда не учитывается специфика российской ситуации. Все это может привести к фатальным ошибкам в принятии решений.

Издана книга «Измерение философии (об основаниях и критериях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований). М.: ИФ РАН, 2012», которая направлена в заинтересованные инстанции и институты.

 

 

6. Библиометрическая оценка российских научных журналов, индексируемых в естественно-научных базах ISI/Thomson Reuters.

(Рук.: д.ф.н., в.н.с. И.В. Шайкевич. 2010–2012 гг.).


Для получения библиометрической оценки российских научных журналов, индексируемых в естественнонаучных базах ISI/Thomson Reuters, была использована авторская методика по расчету нормализованных показателей воздействия К, которая позволила выявить рейтинги 147 российских журналов в национальном и мировом научном корпусе. Особое внимание было уделено российским журналам в математических областях знания, которых насчитывается 19  и которые занимают высокие ранги в национальном научном корпусе и находятся во второй половине мирового рейтинга математических журналов, включающим более 500 журналов (Irina Marshakova-Shaikevich. Russian Mathematical Journals in World and National Corpora of Scientific Journals: bibliometric analysis // Sociology of Science and Technology. St. Petersburg, 2012. Vol. 3. №  2.). На этом фоне была дана библиометрическая оценка польских математических журналов и проведен сравнительный анализ российских и польских журналов в национальных и мировом математическом корпусе научной периодики (Irina Marshakova-Shaikevich. The Polish mathematical journals in world corpus of scientific journals presented in DBs JCR: bibliometric analysis // COLLNET Journal of Scientometrics and Information Management. 2012. Vol. 6. № 2.) Библиометрический анализ Образования (Education), как области знания по материалам платформы Web of Knowledge (BDs Web of Science, Journal Citation Reports Social Science Edition), выявил три категории этой области и 145 научных журналов, индексируемых в них.

Построена карта на основе журналов, индексируемых в вышеназванных базах, которая  отражает связи между областями исследований в области образования и другими областями научного знания. Рассчитаны и проанализирована динамика стандартных показателей 10 дисциплин социально-гуманитарного знания (образования, социологии, философии и др.) в первое десятилетие этого века. Для четырех областей социально-гуманитарного знания (экономики, социологии, истории, образования и философии) проведен сравнительный анализ библиометрических показателей исследовательской активности и цитирования (Irena Marszakowa-Szajkiewicz. Dziedzina wiedzy EDUKACJA (Education) w bazach danych Web of Knowledge: Web of Science and Journal Citation Reports // Wspolczesne problemy komunikacji i informacji naukowej. UAM, Poznan-Kalisz. 2012 V 2 S. 122–142).

 

 

7. Технонаука в обществе знаний: методологические проблемы развития теоретических исследований в технических науках. Проект РФФИ № 09-06-00042-а.

(Рук.: д.ф.н., г.н.с., В. Г. Горохов. 2009–2011 гг.)


На конкретном историко-научном материале теории механизмов и машин, теоретической радиотехники и радиолокации показана важная роль формирования теоретических основ технических наук в развитии инженерной практики. Проанализирован опыт создания крупных научно-технических проектов на примере радиолокационной системотехники и разработки автоматизированных систем управления в СССР как пример системотехнического проектирования. Целью проведенного исследования было использовать этот историко-научный материал в качестве образцового примера для выявления методологической структуры возникновения новых областей науки и техники, распространить отработанные на нем методы исследования на анализ нанотехнологии как новой технонауки.

Традиционно технические науки относили к прикладной сфере. Представленный последовательный философско-методологический анализ истории технических наук на материале теории механизмов и машин, теории электрических цепей, теории автоматического регулирования, а также теоретической радиотехники и радиолокации, макро- и нано- системотехники и других областей знания проводится впервые и не имеет аналогов в современной западной литературе. Проведенный в проекте методологический анализ особенностей теоретических исследований в нанотехнонауке с учетом ее интерфейса с социальной сферой также проводится впервые. Дана оценка рисков научно-технического развития, представляющих собой отличительную особенность современного этапа развития технических наук.

Опубликовано учебное пособие (Философия и история науки. Дубна: издательство ОИЯИ, 2012г.) и подготовлены специализированные учебные программы по курсу истории и философии науки для аспирантов технических специальностей по кафедре истории и философии науки РАН и для аспирантов Объединенного института ядерных исследований.

 

Опубликованы: монография «Технические науки: история и теория» (М.: Логос, 2012 г.), а также ряд статей в ведущих журналах и выступлений на конференциях (в том числе и на английском языке).

 

 

8. Исследование возможностей когнитивного проектирования для оценки управления дисбалансами развития.

(Рук.: д.психол.н., г.н.с. В.Е.Лепский. 2011 г.).

Государственный контракт с НИИ Системного анализа Счетной палаты РФ от «16» августа 2011 г. № 43/ГК.

 

Цель проекта – повышение уровня научно-методического обеспечения подготовки и проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в области  стратегического аудита социально-экономического развития.

Решены следующие задачи:

  • Анализ тенденций развития динамического моделирования социально-экономических систем.
  • Разработка рекомендаций по использованию субъектно-ориентированного подхода к стратегическому проектированию социально-экономических систем.
  • Разработка рекомендаций по использованию рефлексивного и когнитивного подходов в стратегическом проектировании и стратегическом аудите социально-экономических систем.
  • Апробация стратегических рефлексивных и когнитивных технологий.
  • Разработка рекомендаций по развитию информационных технологий стратегического проектирования и стратегического аудита с учетом оценок дисбалансов развития.

Научная новизна работы состоит в использовании субъектно-ориентированного подхода к моделированию социально-экономических систем и разработке методологических основ организации рефлексивно-активных сред развития, в которых встроены механизмы стратегического распределения аудита.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработки методического обеспечения предполагается осуществлять на более высоком уровне в практике.

Повышение качества решения указанных задач достигается за счет разработки нового типа средств динамического моделирования социально-экономических систем (рефлексивно-активные среды). Это позволит повысить уровень научно-методической и информационной подготовленности и результативности мероприятий Счетной палаты Российской Федерации по стратегическому и проектному аудиту.

 

 

9. Формат и контуры стратегии национального развития.

(Рук.: к.ф.н., в.н.с., А.В. Рубцов. 2008г.).

 

Выявлены и проанализированы процессы реабилитации идеологической составляющей в сознании современного российского общества. Задача смены вектора развития с сырьевого (инерционного) на инновационный отнесена к категории мегапроектов – особых состояний, в которых масштабные программные установки соединяются мощными мобилизационными (организационными, финансовыми и пр.) ресурсами, направляемыми на их реализацию. Режим входа в мегапроект рассмотрен с точки зрения особых возможностей, но также и повышенных рисков, связанных с возрастающей ценой злоупотреблений и субъективных ошибок. В конструкции «от сырьевой экономики к инновационной» выявлен пропуск принципиально важной составляющей: «середины», включающей обычные, средне-инновационные и средне-технологичные производства, без которых любые инновации обречены на «зависание». В этом плане отмечены специфические эффекты российской системы «производства знания и мозгов», имеющие характерные признаки «сырьевой» отрасли. Обоснована необходимость фундаментальных преобразований институциональной среды в целях реиндустриализации, без которой в наших условиях невозможно и собственно инновационное развитие. Проанализированы «стартеры» мегапроекта: административная реформа, реформа системы обязательного нормирования, государственного контроля и надзора и т.п.

Изданы книги: Рубцов А.В., Богословский С.В. «Мегапроект для России. Идеология. Стратегия. Курс»; «Мегапроект. О формате и контурах стратегии национального развития»  направлены в Экспертное управление Президента РФ, в Государственную Думу Федерального собрания РФ и Совет Федерации Федерального собрания РФ, в Минэкономразвития РФ. Книга: А.Рубцов. «Российская идентичность и вызов модернизации» издана в библиотеке ИНСОР и направлена в заинтересованные инстанции. По теме проекта напечатано более 40 публикаций в журналах и печатной прессе, результаты докладывались на ряде форумов и конференций.