Прикладные разработки,осуществленные Институтом философии РАНза 2008–2012 годы
1. Проект «Школа диалога культур», инициированный неправительственной организацией Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» (Вена) и осуществляемый в рамках договора Института философии РАН с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). (Рук.: д.ф.н., г.н.с. М.Т. Степанянц. 2012 г.).
Академический руководитель Проекта проф. Степанянц М.Т. разработала его концепцию; выступила руководителем семинара по вопросам межкультурного диалога и образования в штаб-квартире ЮНЕСКО (2–4 апреля 2012); организовала в Институте философии РАН курсы по переподготовке учителей 40 школ образовательной системы РЖД из 16 регионов РФ (24–28 мая 2012г.); провела круглый стол «Школы диалога культур» на 10-ой сессии Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» (Родос, 6 октября 2012 г.). Задача проекта: познакомить школьников с ценностными универсалиями китайской, буддистской, исламской, западной, российской цивилизаций и их соотнесенностью с узловыми концептами современного мирового культурного диалога (справедливость, равенство, свобода, права человека, рациональность, вера, идентичность).
Это первая в мировой практике попытка введения межкультурного образования для старшеклассников (9–10 классы). Проект получил поддержку ЮНЕСКО. Принято решение о создании мировой сети «Школ диалога цивилизаций» на базе опыта реализации настоящего проекта.
2. Типология, измерение и анализ качественных состояний (типов) модернизированности России и ее регионов. (Рук.: член-корр. РАН Н.И. Лапин. 2000–2012 гг.).
Международный инструментарий, созданный Центром исследований модернизации АН Китая, адаптирован к потребностям модернизации российского общества и особенностям статистики России; получены таблицы индикаторов, индексов и фазовых значений двух стадий модернизации всех 83-х субъектов Российской Федерации; осуществлены их систематизация и обобщение на уровне качественных состояний (типов) модернизированности, выполнен содержательный анализ этих состояний (типов). Впервые получены международно-сопоставимые индексы уровней и фазовые значения двух стадий модернизации регионов России; создана модель исторически последовательного ряда качественных состояний (типов) их модернизированности. Это позволяет точнее обосновать стратегию модернизации России и ее регионов. Основные результаты и практические выводы в виде Аналитической записки направлены Институтом философии РАН в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию. Вся совокупность регионов России (83 субъекта Российской Федерации) классифицирована по типам их модернизированности; выполнен анализ динамики распространения этих типов среди регионов России в 2000–2010 годах; сделаны выводы для формирования стратегии модернизации России и групп ее регионов соответственно типам их модернизированности. Подробнее см.: Н.И..Лапин. О структурировании регионов России по их вовлеченности в процессы модернизации // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России. VII всероссийская научно-практическая конференция по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов», Уфа, 22–25 октября 1012 г. Редколлегия, председатель Н.И.Лапин. Уфа, «Гилем», 2012. С. 89–99.
3. Проект Декларации об этических принципах научной деятельности для государств – участников СНГ. (Рук.: член-корр РАН Б.Г. Юдин. 2010–2011 гг.).
Наука играет исключительную роль в жизни современного общества, которое неслучайно характеризуется как «общество знаний». Научно-технологические инновации способствуют расширению физических, психических и интеллектуальных возможностей человека, прогрессу промышленного и сельскохозяйственного производства, модернизации систем здравоохранения и образования, средства транспорта и связи, системы управления, обработки и использования информации, обеспечения государственной безопасности. В этих условиях особую актуальность приобретает обязанность ученых и научного сообщества играть самую активную роль в предвидении и предотвращении негативных последствий научно-технического прогресса. Декларация определяет базисные этико-правовые основания реализации этой задачи. В ней, наряду с традиционными ценностями науки, сформулированы нормативные представления, возникновение которых обусловлено глубокой вовлеченностью современной науки в жизнь общества: этические принципы уважения фундаментальных прав, свобод и достоинства человека, экологических принципов сохранения глобальных природных условий развития человека и человечества в современную эпоху, принципов добросовестной науки. Принципы, сформулированные Декларацией, отображают, с одной стороны, традиционные ценности деятельности ученых, работавших в различных советских республиках, многолетний плодотворный опыт их кооперации, а с другой, - основные международные этико-правовые стандарты научной деятельности. Подобного рода творческое сочетание позволяет гармонизировать, за счет создания общих стандартов взаимодействия, международное научно-техническое сотрудничество как внутри СНГ, так и на международном уровне, что является важнейшим условием успешного инновационного развития наших стран. Подготовленный проект Декларации был утвержден на заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ и стал официальным документом СНГ (Приложение к постановлению МПА СНГ от 17.05.2012 г. № 37-6).
4. Проект по разработке и практической реализации аналитико-поисковой системы для контент-анализа сети Интернет (СКАИ). (Рук.: д.ф.н., в.н.с. В.И. Шалак. 2011–2012 гг.). В 2011 г. проект «СКАИ» получил приглашение и стал участником «Инновационного центра «Сколково»
Построена логическая модель информационной структуры сети Интернет. Разработаны методы, предназначенные для анализа распределения информации в модели сети Интернет и обнаружения на основе этого социально значимых событий, происходящих в реальной жизни. Разработаны и апробированы методы для обнаружения двусторонних информационных связей между событиями сети Интернет и событиями общественной жизни. В отличие от существующих систем мониторинга информации проект «СКАИ» ориентирован не на обнаружение того, что, где и кем было сказано, а на обнаружение и анализ того, что стоит за этим. Анализ информации нужен, в первую очередь, для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире и уметь прогнозировать его тенденции. Уровень корреляции оценок современного состояния российского общества, полученных с помощью системы СКАИ, с оценками Госкомстата достигает величины 0,96. Это означает, что многие социологические исследования могут проводиться не привычными высокозатратными методами анкетирования, а путем анализа распределения информации в сети Интернет. Стоимость таких исследований существенно снижается, а оперативность существенно повышается. В результате получено Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2012612569 «Система семиотического анализа информационной структуры сети Интернет». Авторы: Шалак В.И., Пелехатый М.М., Выговский Л.С.
5. Основания и критерии оценки результативности философских и социогуманитарных исследований. (Рук.: к.ф.н., в.н.с. А.В. Рубцов. 2011–2012 гг.). Проект РГНФ (Грант РГНФ № 11-03-00442а).
В настоящее время сфера знания пересматривает собственные основания: взаимоотношения с миром и обществом, взаимосвязи с культурой, политикой, властью. Соответственно, меняется и само понятие научного результата. В философии эта ревизия может оказаться даже более глубокой, чем в естественных и точных науках, а также в сравнении с социогуманитарным знанием. Одновременно с этим развиваются еще две тенденции: 1) сама наука пытается найти объективные, формализованные критерии оценки своей результативности, в том числе или даже прежде всего количественные; 2) в этом же заинтересованы и инстанции внешнего управления наукой, которым, как они полагают, также нужны исчислимые показатели, которые позволяли бы оценивать процессы и ситуации основе «объективных» данных. Попытка ответить на подобные вопросы выводит на более широкие обобщения: что такое «результат» в философии и можно ли его замерять и оценивать так же, как в позитивной науке и даже в не философском гуманитарном знании? Как можно сделать такого рода оценки более корректными? Насколько можно доверять зарубежным базам данных, их репрезентативности в отношении российских исследований? Проект учитывает проблемы, возникающие при попытках формализовать такого рода оценки. Даже в естественных и точных науках подобного рода формализации порождают ответные стереотипы – работу не на результат, а на показатель (леонтьевский «сдвиг мотива на цель»). Острые проблемы обнаруживаются при попытках формализовать результативность в социогуманитарных науках и тем более в философии. Механический перенос методик оценки естественных наук в гуманитарные приводит к тому, что в основу оценки закладывается заведомо деформированная картина. Еще большие деформации возникают, когда не учитывается специфика российской ситуации. Все это может привести к фатальным ошибкам в принятии решений. Издана книга «Измерение философии (об основаниях и критериях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований). М.: ИФ РАН, 2012», которая направлена в заинтересованные инстанции и институты.
6. Библиометрическая оценка российских научных журналов, индексируемых в естественно-научных базах ISI/Thomson Reuters. (Рук.: д.ф.н., в.н.с. И.В. Шайкевич. 2010–2012 гг.). Для получения библиометрической оценки российских научных журналов, индексируемых в естественнонаучных базах ISI/Thomson Reuters, была использована авторская методика по расчету нормализованных показателей воздействия К, которая позволила выявить рейтинги 147 российских журналов в национальном и мировом научном корпусе. Особое внимание было уделено российским журналам в математических областях знания, которых насчитывается 19 и которые занимают высокие ранги в национальном научном корпусе и находятся во второй половине мирового рейтинга математических журналов, включающим более 500 журналов (Irina Marshakova-Shaikevich. Russian Mathematical Journals in World and National Corpora of Scientific Journals: bibliometric analysis // Sociology of Science and Technology. St. Petersburg, 2012. Vol. 3. № 2.). На этом фоне была дана библиометрическая оценка польских математических журналов и проведен сравнительный анализ российских и польских журналов в национальных и мировом математическом корпусе научной периодики (Irina Marshakova-Shaikevich. The Polish mathematical journals in world corpus of scientific journals presented in DBs JCR: bibliometric analysis // COLLNET Journal of Scientometrics and Information Management. 2012. Vol. 6. № 2.) Библиометрический анализ Образования (Education), как области знания по материалам платформы Web of Knowledge (BDs Web of Science, Journal Citation Reports Social Science Edition), выявил три категории этой области и 145 научных журналов, индексируемых в них. Построена карта на основе журналов, индексируемых в вышеназванных базах, которая отражает связи между областями исследований в области образования и другими областями научного знания. Рассчитаны и проанализирована динамика стандартных показателей 10 дисциплин социально-гуманитарного знания (образования, социологии, философии и др.) в первое десятилетие этого века. Для четырех областей социально-гуманитарного знания (экономики, социологии, истории, образования и философии) проведен сравнительный анализ библиометрических показателей исследовательской активности и цитирования (Irena Marszakowa-Szajkiewicz. Dziedzina wiedzy EDUKACJA (Education) w bazach danych Web of Knowledge: Web of Science and Journal Citation Reports // Wspolczesne problemy komunikacji i informacji naukowej. UAM, Poznan-Kalisz. 2012 V 2 S. 122–142).
7. Технонаука в обществе знаний: методологические проблемы развития теоретических исследований в технических науках. Проект РФФИ № 09-06-00042-а. (Рук.: д.ф.н., г.н.с., В. Г. Горохов. 2009–2011 гг.) На конкретном историко-научном материале теории механизмов и машин, теоретической радиотехники и радиолокации показана важная роль формирования теоретических основ технических наук в развитии инженерной практики. Проанализирован опыт создания крупных научно-технических проектов на примере радиолокационной системотехники и разработки автоматизированных систем управления в СССР как пример системотехнического проектирования. Целью проведенного исследования было использовать этот историко-научный материал в качестве образцового примера для выявления методологической структуры возникновения новых областей науки и техники, распространить отработанные на нем методы исследования на анализ нанотехнологии как новой технонауки. Традиционно технические науки относили к прикладной сфере. Представленный последовательный философско-методологический анализ истории технических наук на материале теории механизмов и машин, теории электрических цепей, теории автоматического регулирования, а также теоретической радиотехники и радиолокации, макро- и нано- системотехники и других областей знания проводится впервые и не имеет аналогов в современной западной литературе. Проведенный в проекте методологический анализ особенностей теоретических исследований в нанотехнонауке с учетом ее интерфейса с социальной сферой также проводится впервые. Дана оценка рисков научно-технического развития, представляющих собой отличительную особенность современного этапа развития технических наук. Опубликовано учебное пособие (Философия и история науки. Дубна: издательство ОИЯИ, 2012г.) и подготовлены специализированные учебные программы по курсу истории и философии науки для аспирантов технических специальностей по кафедре истории и философии науки РАН и для аспирантов Объединенного института ядерных исследований.
Опубликованы: монография «Технические науки: история и теория» (М.: Логос, 2012 г.), а также ряд статей в ведущих журналах и выступлений на конференциях (в том числе и на английском языке).
8. Исследование возможностей когнитивного проектирования для оценки управления дисбалансами развития. (Рук.: д.психол.н., г.н.с. В.Е.Лепский. 2011 г.). Государственный контракт с НИИ Системного анализа Счетной палаты РФ от «16» августа 2011 г. № 43/ГК.
Цель проекта – повышение уровня научно-методического обеспечения подготовки и проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в области стратегического аудита социально-экономического развития. Решены следующие задачи:
Научная новизна работы состоит в использовании субъектно-ориентированного подхода к моделированию социально-экономических систем и разработке методологических основ организации рефлексивно-активных сред развития, в которых встроены механизмы стратегического распределения аудита. Практическая значимость работы состоит в том, что разработки методического обеспечения предполагается осуществлять на более высоком уровне в практике. Повышение качества решения указанных задач достигается за счет разработки нового типа средств динамического моделирования социально-экономических систем (рефлексивно-активные среды). Это позволит повысить уровень научно-методической и информационной подготовленности и результативности мероприятий Счетной палаты Российской Федерации по стратегическому и проектному аудиту.
9. Формат и контуры стратегии национального развития. (Рук.: к.ф.н., в.н.с., А.В. Рубцов. 2008г.).
Выявлены и проанализированы процессы реабилитации идеологической составляющей в сознании современного российского общества. Задача смены вектора развития с сырьевого (инерционного) на инновационный отнесена к категории мегапроектов – особых состояний, в которых масштабные программные установки соединяются мощными мобилизационными (организационными, финансовыми и пр.) ресурсами, направляемыми на их реализацию. Режим входа в мегапроект рассмотрен с точки зрения особых возможностей, но также и повышенных рисков, связанных с возрастающей ценой злоупотреблений и субъективных ошибок. В конструкции «от сырьевой экономики к инновационной» выявлен пропуск принципиально важной составляющей: «середины», включающей обычные, средне-инновационные и средне-технологичные производства, без которых любые инновации обречены на «зависание». В этом плане отмечены специфические эффекты российской системы «производства знания и мозгов», имеющие характерные признаки «сырьевой» отрасли. Обоснована необходимость фундаментальных преобразований институциональной среды в целях реиндустриализации, без которой в наших условиях невозможно и собственно инновационное развитие. Проанализированы «стартеры» мегапроекта: административная реформа, реформа системы обязательного нормирования, государственного контроля и надзора и т.п. Изданы книги: Рубцов А.В., Богословский С.В. «Мегапроект для России. Идеология. Стратегия. Курс»; «Мегапроект. О формате и контурах стратегии национального развития» направлены в Экспертное управление Президента РФ, в Государственную Думу Федерального собрания РФ и Совет Федерации Федерального собрания РФ, в Минэкономразвития РФ. Книга: А.Рубцов. «Российская идентичность и вызов модернизации» издана в библиотеке ИНСОР и направлена в заинтересованные инстанции. По теме проекта напечатано более 40 публикаций в журналах и печатной прессе, результаты докладывались на ряде форумов и конференций.
|
|||||
|