5.12.3. Междисциплинарные исследования языка |
|
|
|
I. Общие положения
Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук по научной специальности 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка (философские науки).
II. Правила допуска к кандидатскому экзамену
Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:
1) подготовить диссертацию в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;
2) составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.
В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности диссертации в необходимом объеме и ее предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.
III. Содержание кандидатского экзамена
Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам эстетики. Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утвержденных на заседании сектора, к которому он прикреплен.
Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.
Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.
Вопросы кандидатского экзамена:
- Предмет науки о языке. Язык как окно в ментальную жизнь.
- Главные элементы языка (фонема, морфема, слово и пр.) и связанные с ними разделы лингвистики.
- Основные направления междисциплинарного изучения языка: краткая характеристика.
- Основные понятия и проблемы психолингвистики.
- Основные понятия и проблемы социолингвистики.
- Основные понятия и проблемы компьютерной лингвистики.
- Когнитивная фонология. Понятие фонемы. Когнитивные аспекты усвоения фонетической системы языка.
- Общая морфология. Типология. Сегментная и несегментная морфология.
- Общий синтаксис. Типология. Стратегии морфосинтаксического кодирования.
- Грамматическая семантика. Основные грамматические категории и значения в языках мира.
- Формализм в лингвистике. Предшественники порождающей грамматики (грамматика Пор-Рояля, глоссематика, дескриптивизм).
- Порождающая грамматика Н. Хомского: главные идеи. Краткая характеристика этапов развития.
- Взгляды Н. Хомского на соотношение языка и познавательных процессов. Проекты картезианской лингвистики и биолингвистики.
- Когнитивная лингвистика в широком и узком смысле. Современная когнитивная лингвистика: главные представители и направления исследований.
- Когнитивная лингвистика в контексте когнитивной науки. Проблема воплощенного познания (embodied cognition).
- Язык и познание в учении Р.О. Якобсона. Якобсон как предшественник когнитивной лингвистики.
- Теория образных схем. Виды схем. Роль образных схем в познании.
- Теория категоризации Э. Рош. Понятие семейного сходства. Прототипические эффекты в языке.
- Репрезентация знания во фреймовой семантике.
- Грамматики конструкций. Радикальная грамматика конструкций У. Крофта.
- Когнитивные и онтологические теории метафоры (А.Ф. Лосев, П. Рикёр). Метафорология Х. Блюменберга.
- Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона.
- Экспериментальная проверка теории концептуальной метафоры. Метафора как симуляция.
- Теория ментальных пространств Ж. Фоконье.
- Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера.
- Симуляционная семантика. Теория перцептивных символов Л. Барсалу.
- Симуляционная семантика: основные экспериментальные достижения.
- Фиктивное движение в языке и мышлении.
- Когнитивная грамматика Р. Лангакера.
- Значение когнитивной грамматики Р. Лангакера для понимания познавательных процессов.
- Когнитивная семантика Л. Талми. Общее отношение грамматики к познанию.
- Идея динамики сил в теории Л. Талми. Причинность в языке и проблема причинности в общей теории познания.
- Система целеориентирования (targeting system) в теории Л. Талми.
- Системы языка и их отношение к другим когнитивным системам в теории Л. Талми.
- Опытный реализм (экспериенциализм) Дж. Лакоффа. Идеализированные когнитивные модели.
- Теория естественного семантического метаязыка А. Вежбицкой и К. Годдарда.
- Проблема языка и познания в учении В. фон Гумбольдта. Язык как миросозидание.
- Теория языка Б. Уорфа. Принцип лингвистической относительности.
- Развитие идей Б. Уорфа в лингвистической антропологии: Д. Хаймс и М. Сильверстейн.
- Лингвистическая относительность и онтологическая относительность.
- Идеи неорелятивизма в когнитивной антропологии (Дж. Люси, С. Левинсон, Ю. Бонмайер, П. Браун). Основные направления исследований.
- Языковая концептуализация пространства. Типология систем ориентации.
- Усвоение систем ориентации и когнитивные эффекты доминирования релятивной или абсолютной системы.
- Теория базовых цветообозначений П. Кея и его коллег. Критика этой теории (Дж. Люси, А. Вежбицкая).
- Эффект категориального восприятия цвета. Латерализация восприятия. Усвоение языка и формирование лингвоспецифичного восприятия.
- Языковая концептуализация времени и ее когнитивные эффекты.
- Языковая концептуализация числа и ее когнитивные эффекты.
- Вовлеченность языка в «невербальную» когнитивность. Теория Г. Лупиана об обратной связи сигнификата. Фонологическая петля.
- Внутренняя речь и вербальное бессознательное. Когнитивные следствия концепции вербального бессознательного.
- Вовлеченность языка в работу когниции. Взаимодействие структуры языка и когнитивных систем.
- Основные идеи пострелятивизма.
- Понимание языка в рамках пострелятивизма. Грани лингвоспецифичности.
- Полисинтетические языки. Перспективы изучения в когнитивной парадигме.
- Грамматические категории времени, временной дистанции и субстантивного времени. Перспективы изучения в когнитивной парадигме.
- Теория грамматикализации и ее значение для познания.
- Основные теории происхождения языка.
- Основные теории порождения речи.
- Трансформирующая функция языка.
- Усвоение языка и лингвоспецифичное структурирование когнитивности.
- Билингвизм: его виды и когнитивные эффекты.
- Нейролингвистика: предмет и метод. Проблема нейронных коррелятов семантических репрезентаций и языковых категорий.
- Функции зоны Брока и зоны Вернике. Исследование афазий. Виды афазий.
- Основные нейролингвистические теории (А.Р. Лурия, А. Дамасио, Д. Кеммерер). Объяснительные возможности нейролингвистики.
- Междисциплинарные исследования языка в отечественной науке: история развития и главные представители.
- Психолингвистические теории Л.С. Выготского и Н.И. Жинкина.
- Язык как способ доступа к универсальным смыслам существования: подход В.Н. Топо-рова.
- Московская семантическая школа и отечественное неогумбольдтианство.
- Школа логического анализа языка Н.Д. Арутюновой.
- Логико-смысловая теория А.В. Смирнова: лингвистический и междисциплинарный аспекты.
IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене
Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:
Оценка
|
Критерии оценивания
|
Отлично
|
Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение
|
Хорошо
|
В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено
|
Удовлетворительно
|
В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют
|
Неудовлетворительно
|
Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют
|
V. Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература
- Бородай С.Ю. Язык и познание: Введение в пострелятивизм / Отв. ред. В.А. Лекторский, А.В. Смирнов. М.: Садра: Издательский дом ЯСК, 2020. 800 c.
- Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Гнозис, 2011. 512 с.
- Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия; СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 304 с.
- Плунгян В.А. Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира. М.: РГГУ, 2011. 672 с.
- Плунгян В.А. Почему языки такие разные: популярная лингвистика. М.: Русистика, 2017. 226 с.
- Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика. Классические теории, новые подходы. М.: Издательский дом ЯСК, 2018. 392 с.
Дополнительная литература
- Алпатов В.М. История лингвистических учений: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 452 с.
- Алпатов В.М. Языкознание: от Аристотеля до компьютерной лингвистики. М.: Альпина Диджитал, 2018. 320 с.
- Апресян Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. Т. 1: Лексическая семантика. М.: Восточная литература, 1995. 365 с.
- Бурлак С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. М.: Альпина Диджитал, 2019. 640 с.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Издательский дом ЯСК, 2011. 568 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2017. 432 с.
- Гумбольдт В.Ф. Избранные труды по языкознанию. М: Прогресс, 2000. 394 с.
- Дойчер Г. Сквозь зеркало языка: почему на других языках мир выглядит иначе. М.: АСТ, 2014. 392 с.
- Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
- Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Издательский дом ЯСК, 2012. 690 с.
- Иванов Вяч.Вс. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. М.: Издательский дом ЯСК, 2004. 208 с.
- Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001. 590 с.
- Коммуникативные системы животных и язык / Сост. А.Д. Кошелев, Т.В. Черниговская. М.: Издательский дом ЯСК, 2008. 416 с.
- Кошелев А.Д. Очерки эволюционно-синтетической теории языка. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. 528 с.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003. 287 с.
- Логический анализ языка: Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. 448 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 325 с.
- Пинкер С. Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу. М.: УРСС, 2016. 560 с.
- Плунгян В.А. Общая морфология. М.: Едиториал УРСС, 2016. 384 с.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с.
- Скребцова Т.Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика: курс лекций. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. 314 с.
- Смирнов А.В. Событие и вещи. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. 232 с.
- Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1999. № 1, 4, 6. С. 91–115, 76–105, 88–121.
- Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М.: РГГУ, 2001. 798 с.
- Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике: в 2 т. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Издательский дом ЯСК, 2004. 816 с.
- Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
- Эверетт Д. Не спи – кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей. М.: Издательский дом ЯСК, 2016. 384 с.
- Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика / Сост. А.А. Кибрик и др. М.: Издательский дом ЯСК, 2015. 848 с.
- Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 456 с.
|