Институт Философии
Российской Академии Наук




  5.12.3. Междисциплинарные исследования языка
Главная страница » Научно-образовательный центр » Аспирантура » Обучение в аспирантуре » Программы кандидатских экзаменов » 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка

5.12.3. Междисциплинарные исследования языка


I. Общие положения

 

Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук по научной специальности 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка (философские науки).

 

 

II. Правила допуска к кандидатскому экзамену

 

Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:

1) подготовить диссертацию в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;

2) составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.

В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности диссертации в необходимом объеме и ее предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.

 

 

III. Содержание кандидатского экзамена

 

Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам эстетики. Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утвержденных на заседании сектора, к которому он прикреплен.

Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.

Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.

 

 

Вопросы кандидатского экзамена:


  1. Предмет науки о языке. Язык как окно в ментальную жизнь.
  2. Главные элементы языка (фонема, морфема, слово и пр.) и связанные с ними разделы лингвистики.
  3. Основные направления междисциплинарного изучения языка: краткая характеристика.
  4. Основные понятия и проблемы психолингвистики.
  5. Основные понятия и проблемы социолингвистики.
  6. Основные понятия и проблемы компьютерной лингвистики.
  7. Когнитивная фонология. Понятие фонемы. Когнитивные аспекты усвоения фонетической системы языка.
  8. Общая морфология. Типология. Сегментная и несегментная морфология.
  9. Общий синтаксис. Типология. Стратегии морфосинтаксического кодирования.
  10. Грамматическая семантика. Основные грамматические категории и значения в языках мира.
  11. Формализм в лингвистике. Предшественники порождающей грамматики (грамматика Пор-Рояля, глоссематика, дескриптивизм).
  12. Порождающая грамматика Н. Хомского: главные идеи. Краткая характеристика этапов развития.
  13. Взгляды Н. Хомского на соотношение языка и познавательных процессов. Проекты картезианской лингвистики и биолингвистики.
  14. Когнитивная лингвистика в широком и узком смысле. Современная когнитивная лингвистика: главные представители и направления исследований.
  15. Когнитивная лингвистика в контексте когнитивной науки. Проблема воплощенного познания (embodied cognition).
  16. Язык и познание в учении Р.О. Якобсона. Якобсон как предшественник когнитивной лингвистики.
  17. Теория образных схем. Виды схем. Роль образных схем в познании.
  18. Теория категоризации Э. Рош. Понятие семейного сходства. Прототипические эффекты в языке.
  19. Репрезентация знания во фреймовой семантике.
  20. Грамматики конструкций. Радикальная грамматика конструкций У. Крофта.
  21. Когнитивные и онтологические теории метафоры (А.Ф. Лосев, П. Рикёр). Метафорология Х. Блюменберга.
  22. Теория концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона.
  23. Экспериментальная проверка теории концептуальной метафоры. Метафора как симуляция.
  24. Теория ментальных пространств Ж. Фоконье.
  25. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера.
  26. Симуляционная семантика. Теория перцептивных символов Л. Барсалу.
  27. Симуляционная семантика: основные экспериментальные достижения.
  28. Фиктивное движение в языке и мышлении.
  29. Когнитивная грамматика Р. Лангакера.
  30. Значение когнитивной грамматики Р. Лангакера для понимания познавательных процессов.
  31. Когнитивная семантика Л. Талми. Общее отношение грамматики к познанию.
  32. Идея динамики сил в теории Л. Талми. Причинность в языке и проблема причинности в общей теории познания.
  33. Система целеориентирования (targeting system) в теории Л. Талми.
  34. Системы языка и их отношение к другим когнитивным системам в теории Л. Талми.
  35. Опытный реализм (экспериенциализм) Дж. Лакоффа. Идеализированные когнитивные модели.
  36. Теория естественного семантического метаязыка А. Вежбицкой и К. Годдарда.
  37. Проблема языка и познания в учении В. фон Гумбольдта. Язык как миросозидание.
  38. Теория языка Б. Уорфа. Принцип лингвистической относительности.
  39. Развитие идей Б. Уорфа в лингвистической антропологии: Д. Хаймс и М. Сильверстейн.
  40. Лингвистическая относительность и онтологическая относительность.
  41. Идеи неорелятивизма в когнитивной антропологии (Дж. Люси, С. Левинсон, Ю. Бонмайер, П. Браун). Основные направления исследований.
  42. Языковая концептуализация пространства. Типология систем ориентации.
  43. Усвоение систем ориентации и когнитивные эффекты доминирования релятивной или абсолютной системы.
  44. Теория базовых цветообозначений П. Кея и его коллег. Критика этой теории (Дж. Люси, А. Вежбицкая).
  45. Эффект категориального восприятия цвета. Латерализация восприятия. Усвоение языка и формирование лингвоспецифичного восприятия.
  46. Языковая концептуализация времени и ее когнитивные эффекты.
  47. Языковая концептуализация числа и ее когнитивные эффекты.
  48. Вовлеченность языка в «невербальную» когнитивность. Теория Г. Лупиана об обратной связи сигнификата. Фонологическая петля.
  49. Внутренняя речь и вербальное бессознательное. Когнитивные следствия концепции вербального бессознательного.
  50. Вовлеченность языка в работу когниции. Взаимодействие структуры языка и когнитивных систем.
  51. Основные идеи пострелятивизма.
  52. Понимание языка в рамках пострелятивизма. Грани лингвоспецифичности.
  53. Полисинтетические языки. Перспективы изучения в когнитивной парадигме.
  54. Грамматические категории времени, временной дистанции и субстантивного времени. Перспективы изучения в когнитивной парадигме.
  55. Теория грамматикализации и ее значение для познания.
  56. Основные теории происхождения языка.
  57. Основные теории порождения речи.
  58. Трансформирующая функция языка.
  59. Усвоение языка и лингвоспецифичное структурирование когнитивности.
  60. Билингвизм: его виды и когнитивные эффекты.
  61. Нейролингвистика: предмет и метод. Проблема нейронных коррелятов семантических репрезентаций и языковых категорий.
  62. Функции зоны Брока и зоны Вернике. Исследование афазий. Виды афазий.
  63. Основные нейролингвистические теории (А.Р. Лурия, А. Дамасио, Д. Кеммерер). Объяснительные возможности нейролингвистики.
  64. Междисциплинарные исследования языка в отечественной науке: история развития и главные представители.
  65. Психолингвистические теории Л.С. Выготского и Н.И. Жинкина.
  66. Язык как способ доступа к универсальным смыслам существования: подход В.Н. Топо-рова.
  67. Московская семантическая школа и отечественное неогумбольдтианство.
  68. Школа логического анализа языка Н.Д. Арутюновой.
  69. Логико-смысловая теория А.В. Смирнова: лингвистический и междисциплинарный аспекты.
 
 
 

IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене

 

Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:

 

 

Оценка


Критерии оценивания


Отлично

Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение

Хорошо

В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено

Удовлетворительно

В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют

Неудовлетворительно

Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют

 

 

 

V. Перечень основной и дополнительной литературы

 

Основная литература

  1. Бородай С.Ю. Язык и познание: Введение в пострелятивизм / Отв. ред. В.А. Лекторский, А.В. Смирнов. М.: Садра: Издательский дом ЯСК, 2020. 800 c.
  2. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Гнозис, 2011. 512 с.
  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия; СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 304 с.
  4. Плунгян В.А. Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира. М.: РГГУ, 2011. 672 с.
  5. Плунгян В.А. Почему языки такие разные: популярная лингвистика. М.: Русистика, 2017. 226 с.
  6. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика. Классические теории, новые подходы. М.: Издательский дом ЯСК, 2018. 392 с.

 

Дополнительная литература

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 452 с.
  2. Алпатов В.М. Языкознание: от Аристотеля до компьютерной лингвистики. М.: Альпина Диджитал, 2018. 320 с.
  3. Апресян Ю.Д. Избранные труды: в 2 т. Т. 1: Лексическая семантика. М.: Восточная литература, 1995. 365 с.
  4. Бурлак С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. М.: Альпина Диджитал, 2019. 640 с.
  5. Вежбицкая А. Семантические универсалии и базисные концепты. М.: Издательский дом ЯСК, 2011. 568 с.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2017. 432 с.
  7. Гумбольдт В.Ф. Избранные труды по языкознанию. М: Прогресс, 2000. 394 с.
  8. Дойчер Г. Сквозь зеркало языка: почему на других языках мир выглядит иначе. М.: АСТ, 2014. 392 с.
  9. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
  10. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Издательский дом ЯСК, 2012. 690 с.
  11. Иванов Вяч.Вс. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. М.: Издательский дом ЯСК, 2004. 208 с.
  12. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: РГГУ, 2001. 590 с.
  13. Коммуникативные системы животных и язык / Сост. А.Д. Кошелев, Т.В. Черниговская. М.: Издательский дом ЯСК, 2008. 416 с.
  14. Кошелев А.Д. Очерки эволюционно-синтетической теории языка. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. 528 с.
  15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
  16. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003. 287 с.
  17. Логический анализ языка: Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. 448 с.
  18. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 325 с.
  19. Пинкер С. Субстанция мышления: Язык как окно в человеческую природу. М.: УРСС, 2016. 560 с.
  20. Плунгян В.А. Общая морфология. М.: Едиториал УРСС, 2016. 384 с.
  21. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. 656 с.
  22. Скребцова Т.Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика: курс лекций. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. 314 с.
  23. Смирнов А.В. Событие и вещи. М.: Издательский дом ЯСК, 2017. 232 с.
  24. Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1999. № 1, 4, 6. С. 91–115, 76–105, 88–121.
  25. Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М.: РГГУ, 2001. 798 с.
  26. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике: в 2 т. Т. 1: Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Издательский дом ЯСК, 2004. 816 с.
  27. Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. СПб.: Питер, 2019. 304 с.
  28. Эверетт Д. Не спи – кругом змеи! Быт и язык индейцев амазонских джунглей. М.: Издательский дом ЯСК, 2016. 384 с.
  29. Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика / Сост. А.А. Кибрик и др. М.: Издательский дом ЯСК, 2015. 848 с.
  30. Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 456 с.