Институт Философии
Российской Академии Наук




  ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Главная страница » » ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ПРОГРАММА – МИНИМУМ

кандидатского экзамена

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

по философским и политологическим наукам

 

Настоящая программа по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей научных специальностей по философским и политологическим наукам. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

 

1. Предмет философии науки

 

Три аспекта рассмотрения науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

 

Наука в культуре современной цивилизации. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и обыденное сознание. Особенности научного познания. Научные традиции и научные революции. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

 

Наука и техника. Изменение соотношения науки и техники в истории развития общества. Философия науки и философия техники. История формирования философии техники: технический оптимизм и технический пессимизм. Основные направления современной философии техники. Философский принцип деятельности и его значение для понимания техники. «Техническое» и «нетехническое». «Естественное» и «искусственное», природа и техника. Соотношение естествознания и техники. Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации, техника и окружающая среда, техносфера и биосфера. Культуркритика техники, критика технократии.

 

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

Структура научного знания. Современное представление о научной теории: ее структура, становление и развитие. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

 

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

 

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках. Специфика строения и особенности функционирования технической теории. Усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий.

 

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. Социология науки и науковедение.

 

Динамика науки как процесс порождения нового знания. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Научные революции как перестройка оснований науки. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

 

2. Основные концепции современной философии науки

 

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Первый (О. Конт, Дж. Ст. Миль и Г. Спенсер), второй (Э. Мах и эмпириокритизм) и третий позитивизм. Предпосылки возникновения логического позитивизма: Л. фон Витгенштейн, Д. Гильберт, Б. Рассел. Неопозитивизм и роль Венского кружка в формировании философии науки как самостоятельной философской дисциплины. Его основные представители (М. Шлик, Р. Карнап, К. Гемпель, Райхенбах, Э. Нагель и др.) и основные положения концепции логического эмпиризма (демаркация науки и метафизики, редукционизм и физикализм, теоретический язык и язык наблюдения, верифицируемость – потенциальная проверяемость теоретических высказываний).

 

Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Критика исходных принципов неопозитивизма за, во-первых, узкий эмпиризм в понимании научного знания, т.е. иллюзию, что существуют некие абсолютно достоверные, не отягощенные никакой теоретической интерпретацией, самоочевидные истинные утверждения наблюдения (протокольные высказывания), на основе которых с помощью логической дедукции может быть обосновано все здание науки; во-вторых, антиисторизм − ложное убеждение в том, что путем выявления структурно-логических взаимоотношений между элементами гипотетико-дедуктивной теории можно не только сконструировать идеальную модель современного научного знания, но и объяснить его историю как чисто кумулятивный процесс создания все более общих теорий.

 

Основные положения постпозитивизма. Использование историко-научного, методологического, психологического, социологического подходов к анализу науки, причем логический – занимает подчиненное место. Философские концепции тесно взаимосвязаны с конкретно-научным знанием и не только оказывают стимулирующее воздействие на развитие науки, но органично входят в само тело науки. В науке важное место занимают наряду с языковыми высказываниями также аналоговые и иконические модели, наглядные схемы и мысленные эксперименты. Анализируются не только аксиоматизированные теории (формализация не может рассматриваться как идеал зрелого научного знания) и не отдельные теории, а их комплексы, исследовательские программы, научные дисциплины и т.п. Научное знание целостно по своей природе, его нельзя разбить на независимые теоретический и эмпирический уровни, а любое утверждение наблюдения является теоретически нагруженным. Рассмотрение динамики научного знания не как кумулятвного процесса. Задача философии науки строить динамические модели роста научного знания на основе содержательного анализа реальной истории науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, С. Тулмина, П. Фейерабенда, А. Койре, М. Полани. Структуралистская концепция науки – попытка соединения статической и динамической моделей науки (Дж. Снид, В. Штегмюллер). И. Хакинг и Р. Гири - технологический и модельный подход к пониманию научной теории.

 

Социологический и культурологический подходы, проблема интернализма и экстернализма в исследовании научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

 

Основные концепции развития взаимоотношений науки и техники в истории общества.

 

3. История науки с философской точки зрения

 

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Элементы естественнонаучных и технических знаний и мифологическая картина мира, природа и техника; образы техники в культуре. Традиционная и проектная культуры. Архаическая культура и понимание в ней техники, миф как зародыш проекта. Роль орудий в истории развития человечества. Стадии становления и развития инженерной практики и научной техники.

 

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

 

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античное понимание соотношения науки и техники, технэ и эпистеме. Античное понимание соотношения природы и техники. Первые исследовательские программы античной философии и науки.

 

Предпосылки нового научно-технического мышления в средние века. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

 

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфор­дская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Становление нового научно-технического мышления в эпоху Ренессанса и Новое время. Становление опытной науки и ее мировоззренческая роль в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт и Ньютон. Мировоззрен­ческая роль науки в новоевропейской культуре.

 

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности (университеты, научные общества и академии, высшие технические школы и т.п.). Научные сообщества и научные школы - формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Техно­логические применения науки. Формирование технических наук. Различия современных и классических научно-технических дисциплин.

 

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

 

4. Особенности современного этапа развития науки: становление технонауки в современном обществе знаний

 

Классическая, неклассическая и «постнеклассическая» наука в контексте техногенной цивилизации, «жесткие» и «гибкие» естествознание и техника. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

 

Наука как социальный институт. Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Социальная оценка научно-технического развития: научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом (проблема государственного регулирования науки), эксперты и общественность (роль и влияние общественного мнения на развитие и финансирования науки и техники), социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. Новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.

 

Типы научного исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Дисциплинарная организация и междисциплинарные исследования, предметно и проблемно ориентированные научные дисциплины. Научные исследования как генератор новых наукоемких технологий: проектно и проблемно ориентированные исследования как основа принятия решений. От постиндустриального к информационному обществу и обществу знания. Современные конвергентные технологии и технонаука. Проблема технологических рисков в современном обществе как социальная и этическая проблема.

 

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Этика современной науки и техники проблема социальной оценки научно-технического развития. Научная, инженерная и хозяйственная этика, социальная ответственность проектировщика и проблемы охраны окружающей среды. Экологическая этика и ее философские основания.

 

5. Современные философские проблемы областей научного знания: математики, социально-гуманитарных, естественных и технических наук

 

Философские проблемы логики и математики.

Образ математики как науки. Математика как язык науки и как система моделей. Логика и математика. Математика и естествознание. Математика и техника. Математика как феномен человеческой культуры. Специфика методов математики и структура математического знания.


Философские проблемы естествознания.

Физика как фундамент естествознания. Специфика методов физического познания. Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе. Онтологический статус и эволюция физической картины мира. Проблемы детерминизма. Концепция вероятностной причинности. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синергетики. Системные идеи в физике. Проблема объективности в современной физике. Квантовая механика и постмодернистское отрицание истины в науке. 

Концептуальные системы химии и их эволюция. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией, ее связь с технологией и промышленностью. Научный статус астрономии и космологии, их место в культуре. Основания научного метода в астрономии и космологии. Современная революция в средствах и методах эмпирического исследования Вселенной. Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной космологии. Человек и Вселенная. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Космизм и антикосмизм: современные дискуссии.

Предмет философии биологии и его эволюция. Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Изменения в стратегии исследовательской деятельности в биологии. Проблема системной организации в биологии. Место целевого подхода в биологических исследованиях. Проблема детерминизма и основные направления ее обсуждения в биологии. Сущность живого и проблема его происхождения. Принцип развития в биологии. Понятие жизни в современной науке и философии. Структура и основные принципы эволюционной теории, развитие эволюционных идей и формировании принципов глобального эволюционизма. Исторические предпосылки формирования и сущность биоэтики. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры. Потребность в создании новой философии природы. Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.

Место географии в классификации наук и ее внутренняя структура. Проблема географической реальности. Географическая среда человеческого общества. Биосфера и ноосфера. Место геологии в генетической классификации наук. Проблема пространства и времени в геологии. Геохимической учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

 

Философия техники и методология технических наук.

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Антропологический критерий и органопроекция Э. Каппа. Философия техники П.К. Энгельмейера. История формирования философии техники. Проблема смысла и сущности техники. Познание и практика, исследование и проектирование. Апология и культуркритика техники (С. Булгаков, Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Хайдеггер). Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, понятие и строение технической теории. Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины; междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Развитие системных и кибернетических представлений в технике: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Основные направления современной философии техники.

 

Философские проблемы информатики.

Эпистемологическое и социальное содержание компьютерной революции. Информатика как междисциплинарная наука. Понятия «нформация» и «виртуальная реальность». Интернет как метафора глобального мозга, проблемы развития нового сетевого мышления - cоциально-психологические проблемы. Проблемы компьютерной этики и информационной безопасности. Формирование и эволюция компьютерных систем, информационно-вычислительных сетей, технологических основ информатики и системного программирования. Понятие «искусственный интеллект» и проблема инженерии знаний. Социальная информатика: концепции информационного общества.

 

Философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Специфика объекта, субъекта и методов социально-гуманитарного познания. Проблема истинности и рациональности; объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Коммуникативность как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. Современная философская антропология как попытка целостного понимания человека. Проблема человека в западной философии.

 

Рекомендуемая литература

 

а) основная литература:

  1. В.С. Степин. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006
  2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общей редакцией В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006
  3. А.Л. Никифоров. Философия и история науки. М.: Идея-Пресс, 2008
  4. В.Г. Горохов. Основы философии техники и технических наук. Рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению в качестве учебника для студентов и аспирантов. М.: Гардарики, 2007
  5. В.Г. Горохов. Философия и история науки (учебное пособие для аспирантов ОИЯИ). Дубна: издательство Объединенного института ядерных исследований, 2012

 

б) дополнительная литература:

  1. Айер А.Дж. Философия и наука. - Вопросы философии, 1962, №1
  2. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М.: Когито-Центр, 2009
  3. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки.М.: ИФРАН, 1999
  4. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента от античности до ХУ11 в. М.: Наука, 1976
  5. Белл Д. Грядущее постиндустральное общество. М.: Academia, 1999
  6. Блауберг И.В., Юдин Э.Г.. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973
  7. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
  8. В поисках теории развития науки. (Очерки западноевропейских и американских концепций ХХ века). М.: Наука, 1982
  9. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Макс Вебер. Избранные произведения. -- М.: Прогресс, 1990
  10. Вейсман Ф. как я понимаю философию. В сб.: Путь в философию. Антология. М.: Университетская книга, 2001
  11. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (VI в. до н.э. – XVI вв.). М.: Наука, 1980.
  12. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М.: Наука, 1987.
  13. Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998
  14. Горохов В.Г. Техника и культура. Москва, Логос.2009
  15. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения). М.: Логос, 2012
  16. Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л.: АН СССР, 1947
  17. Зубов В.П. Аристотель. М.: АН СССР, 1963
  18. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М.: АН СССР, 1961
  19. Декарт Р. Рассуждения о методе // Декарт Р. Соч. В 2 тт. М., 1989.
  20. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. Трактаты. Статьи. Эссе. М., 1987.
  21. Журнал «Erkenntnis»(«Познание») Избранное. М.: Идея-Пресс, 2007 (перевод статей ведущих философов науки)
  22. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1977
  23. Капра Ф. Наука Леонардо. Мир глазами великого гения. М.: София, 2009
  24. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка. В сб.: Путь в философию. Антология. М.: Университетская книга, 2001
  25. Карнап Р. Философские основания физики. М.: Прогресс, 1971
  26. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество. Культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000
  27. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М.: Логос, 2001
  28. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985
  29. Коммуникация в современной науке. М.: Прогресс, 1976
  30. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М.: Идея-Пресс, 2003
  31. Кун Т. Вторичные размышления о парадигме. В кн.: Научные теории: структура и развитие. М.: Прогресс, 1975
  32. Кун Т. Структура научных революций. М., 2009
  33. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967
  34. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М.: Академический Проект, 2008
  35. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. В кн.: Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978
  36. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: «МЕДИУМ», 1995
  37. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос, 5-6 (35) 2002. С. 211—242
  38. Латур Б. Когда вещи дают сдачи // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 2003, № 3
  39. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997
  40. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996
  41. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998
  42. Луман Н. Общество общества. М.: 2007
  43. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983
  44. Мамфорд Л. Техника и развитие человечества. М.: Логос, 2001
  45. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М.: «Канон+», 2008
  46. Механика и цивилизация в XVII-XIX вв. М., 1979
  47. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980
  48. Митчам К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995
  49. Наука в зеркале философии XX в. М., 1992
  50. Наука в социальном, гносеологическом и ценностном аспектах. М., 1980
  51. Наука о науке. М., 1966
  52. Научная деятельность: структура и институты. М.: Прогресс, 1980
  53. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996
  54. Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993
  55. Новая технологическая волна на Западе. М., 1986
  56. Огурцов А.П C. Философия науки: двадцатый век. В 3 ч. М., 2011
  57. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988
  58. От логического позитивизма к постпозитивизму. Хрестоматия. М.: НИИВО-ИНИОН, 1993
  59. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982
  60. Очерки по истории и теории развития науки. М.: Наука, 1969
  61. Петров М. К. Философские проблемы "науки о науке". Предмет социологии науки. М.: РОССПЭН, 2006
  62. Печенкин А.А. Леонид Исаакович Мандельштам. Исследование, преподавание и остальная жизнь. Москва: Логос, 2011
  63. Позитивизм и наука. М.: Наука, 1975
  64. Познание в социальном контексте. М., 1994
  65. Полани М. Личностное знание. М., 1985
  66. Попер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983
  67. Поппер К.Р. Логика научного исследования. М.: Республика, 2004
  68. Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002
  69. Постнеклассические практики: опыт концептуализации. Под ред. В.И. Аршинова и О.Н. Астафьевой. Санкт-Петербург, 2012
  70. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986.
  71. Проблемы биоэтики и гуманитарной экспертизы: биотехнологии, психология и виртуалистика. ИФ РАН, МОСГУ. 2009
  72. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992
  73. Пуанкаре А. О науке. М., 1983
  74. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979
  75. Райхенбах Г. Направление времени. М.: Ин. лит., 1962
  76. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. М.: Ин. лит., 1957
  77. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998
  78. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980
  79. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.: Наука, 1979
  80. Розин В.М. Понятие и современные концепции техники. М.: ИФРАН, 2006
  81. Семенов Н.Н. Наука и общество. Статьи и речи. М., 1981
  82. Синергетическая парадигма. Синергетика инновационной сложности. М.: Прогресс-Традиция, 2011
  83. Современная западная социология науки. М., 1988
  84. Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Наука, 1994 (статьи Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейрабенда и др. и полемика между ними)
  85. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996
  86. Степин B.С. Теоретическое знание. М., 2000
  87. Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978 (статьи Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, В. Куайна и др.)
  88. Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., ИФРАН, 2001
  89. Тищенко П.Д. Философские основания гуманитарной экспертизы // Знание, понимание, умение №3, 2008
  90. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999
  91. Тулмин С. Концептуальные революции в науке. В кн.: Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978
  92. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984
  93. У истоков классической науки. М.: Наука, 1968
  94. Фейерабенд П. Ответ на критику. В кн.: Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978
  95. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986
  96. Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989
  97. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998
  98. Франк Ф. Философия науки. М.: Ин. лит., 1960
  99. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М., 1987
  100. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996
  101. Хакинг Я. Представление и вмешательство. М.,1998
  102. Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: Прогресс, 1965 (краткая характеристика неопозитивизма)
  103. Холтон Д. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981
  104. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М.: Наука, 1966
  105. Шлик М. Будущее философии. В сб.: Путь в философию. Антология. М.: Университетская книга, 2001
  106. Шлик М. Время и пространство в современной физике. В кн.: Теория относительности и ее философское истолкование. М., 1923
  107. Эйнштейн А. Физика и реальность. М.,1965
  108. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1966
  109. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009
  110. Эстетика ренессанса. Т. I. М.: Искусство, 1981
  111. Этика науки. Отв. ред. А.П. Огурцов. Москва. ИФ РАН, 2007
  112. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс. В: Вестник РАН, 2006, т. 46, № 7, c.587-595
  113. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Аудио и видио материалы Института философии РАН - /video.htm
  • Текстовые ресурсы на сайте Института философии РАН - /page52248384.htm
  • В.Г. Горохов. Философия и история науки (учебное пособие для аспирантов ОИЯИ). Дубна: издательство Объединенного института ядерных исследований, 2012
  • Часть 1. Основные концепции философии науки - http://newuc.jinr.ru/img_sections/file/Aspirant/Gprochov/GorokhovKonzeptziiFN2.pdf
  • Часть 2. Философия техники и методологический анализ технических наук –
  • http://newuc.jinr.ru/img_sections/file/Aspirant/Gprochov/GorokhovFilosTekhn2.pdf
  • Часть 3. Особенности современного этапа развития науки. Формирование новой
  • парадигмы научно-технического развития - http://newuc.jinr.ru/img_sections/file/Aspirant/Gprochov/GorokhovSovrEtap2.pdf
  • В.Г. Горохов, А. Грунвальд. Каждая инновация имеет социальный характер (Социальная оценка техники как прикладная философия техники) // Высшее образование в России, 2011, № 5, с. 135-145 - http://vovr.ru/upload/5-11.pdf
  • Лекция профессора А. Грунвальда, руководителя Бюро по социальной оценке техники Германского Бундестага "Убьют ли технологии будущее?" и дискуссия в виде круглого стола с участием чл.-корр. АН РАН В.И. Данилова-Данильяна, директора института водных проблем РАН; д.ф.-.м.н., проф. А.А. Солдатова, проректора МГУ им. М.В. Ломоносова по информатизации и проф. Г. Бехманна, Международная академия устойчивого развития и технологий при университете г. Карлсруэ, Германия (модератор проф., д.ф.н. В.Г. Горохов). См.: http://digitaloctober.ru/event/armin_grundwald (на русском и английском языках с синхронным переводом).
  • Лекция "Дано ли нам предугадать?" Из цикла передач "Истории из будущего с Михаилом Ковальчуком" (участники передачи: М. Ковальчук, директор НИЦ "Курчатовский институт", академик В. Степин, профессор В. Горохов): http://uc-tube.jinr.ru/search/tags/философия; http://uc2.jinr.ru/phil/Dano_li_nam_predugadat.avi; http://uc2.jinr.ru/phil/Dano_li_nam_predugadat_2.avi

 

Темы для самостоятельной проработки

  1. Основные черты неопозитивистской концепции науки, ее истоки и эволюция.
  2. Философия науки Э.Маха.
  3. Проблема демаркации науки от метафизики. Принципы верификации и фальсификации.
  4.  Методология как логика науки.
  5. Общие черты и особенности постпозитивистских моделей науки и критика в них неопозитивизма.
  6. Метод критического рационализма Карла Поппера и его учение о трех мирах.
  7. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса и проблемы рациональной реконструкции истории науки.
  8. Плюралистическая методология Пауля Фейерабенда, принципы полиферации и постоянства, критика из прошлого.
  9. Проблема соотношения философии, науки и религии. Метод историко-критического анализа концептуальной структуры науки Александра Койре.
  10. Понятия парадигмы и научной революции у Томаса Куна.
  11. Основные характеристики эволюционной модели науки Стефана Тулмина.
  12. Понятия «научное сообщество», «невидимый колледж», «научная дисциплина». Проблема выделения единицы методологического анализа науки.
  13. Попытка объединения статической и динамической моделей в структуралистской концепции науки. Технологическая концепция научной теории Хакена и Гири.
  14. Представление о научной теории в современной методологии науки: модель теории как «сложной сети», «стандартная концепция» и «структуралистская концепция».
  15. Историко-научный факт и его интерпретации: критика Лакатосом неопозитивистской и попперианской интерпретации истории науки.
  16. Исследования Галилея и Ньютона у А. Койре, критика им неопозитивизма.
  17. Интерпретация учения Галилея в анархистской методологии науки Фейерабенда.
  18. Анализ коперниканской революции Т. Куном.
  19. Представление соотношения науки и техники С. Тулминым в эпоху Галилея.
  20. Анализ Э. Гуссерлем кризиса европейских наук.
  21. Структурализм и новые методы анализа научного знания («археология знания» М.Фуко и знание как дискурс власти).
  22. Концепция «личного знания» М. Поляни.
  23. Технический оптимизм (философия техники П.К. Энгельмейера) и технический пессимизм, как культуркритика техники (Н. Бердяев и С. Булгаков, О. Шпенглер и К. Ясперс)
  24. Концепция науки В.И. Вернадского как планетарной силы и «ноосферы».
  25. Экзистенциалистский анализ техники (М. Хайдеггера, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет).
  26. Теория технического творчества (П.К. Энгельмейер и Ф. Дессауэр).
  27. Антропологический подход в философии техники (Э. Капп, П.А. Флоренский, А. Гелен).
  28. Исследование социальных функций и влияний техники; теория технократии и техногенной цивилизации (Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд, франкфуртская школа и др.).

 

Контрольные вопросы к экзамену

  1. Наука в системе культуры как познавательная деятельность и социальный институт. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов и проблема государственного регулирования науки.

  2. Основные исследовательские программы античной философии и их значение для современной науки.

  3. Предмет философии науки: проблема соотношения философии и науки - позитивизм (1-й и 2-й) и неопозитивизм (3-й позитивизм).

  4. Средневековая наука: «истины веры» и «истины разума» - метафизическая и геометрическая оптика, «опытная наука» по Роджеру Бэкону, университеты и развитие логических форм научного мышления («бритва Оккама»).

  5. Логический эмпиризм о соотношении теоретического и эмпирического языков науки: проблемы редукционизма и физикализма, верификации и интерпретации.

  6. Формирование «проектной» культуры в эпоху Возрождения – человек как творец с маленькой буквы, учение о перспективе.  

  7. Философия и история науки – социологический, культурологический и методологический подходы к исследованию развития науки, экстернализм и интернализм.

  8. Формирование идеалов экспериментального и математизированного естествознания в «новой науке» Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Институализация науки: университеты и академии наук.

  9. Критический рационализм К. Поппера и принцип фальсификации.

  10. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: историческая смена типов научной рациональности.

  11. Концепция исследовательских программ и рациональной реконструкции истории науки И. Лакатоса.

  12. Науки о природе и науки о культуре. Проблема специфики гуманитарного знания. Разделение естественных, общественных и технических наук.

  13. Методологический анархизм П. Фейерабенда: принципы пролиферации, постоянства и плюрализма.

  14. Специфика и структура эмпирического и теоретического знания. Эмпирические методы научного исследования (наблюдение, измерение, эксперимент) и функции научной теории (объяснение и предсказание). Роль оснований науки.

  15. Историко-критический анализ концептуальных структур науки А. Койре.

  16. Функции и исторические формы научной картины мира, взаимодействие научной картины и опыта, идеалы и нормы исследовательской деятельности. Научная картина мира и объективная реальность.

  17. Инновации и преемственность в развитии науки (С. Тулмин – эволюционная модель развития научного знания).

  18. Становление научной теории как формы порождения научного знания. Структура и функционирование развитой научной теории: роль абстрактных объектов и процедуры конструктивного обоснования теоретических схем, обобщенные и частные теоретические схемы.

  19. Концепция научных революций Т. Куна: понятие парадигмы и научного сообщества.

  20. Техника как предмет исследования естествознания. Естественные и технические науки, «естественное» и «искусственное».

  21. Основные стадии исторической эволюции научного знания: становление рациональной формы мышления о природе, природа (фюсис) и техника (тэхнэ).

  22. Особенности современной постнеклассической науки и изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации: развитие современных представлений о
    сложно-организованных человеко-размерных системах.

  23. Корпускулярные представления как вечно возвращающаяся мыслительная модель: от Демокрита через теорию первичных и вторичных качеств и монадологию до квантовой физики.

  24. Системно-интегративные тенденции в современной науке: глобальный эволюционизм и сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного знания.

  25. Роль науки в развитии человеческого общества: экстернализм и интернализм. Соотношение науки и религии в истории и современности. Критерии научности: наука и псевдонаука.

  26. Научная и техническая теория – структуралисткая концепция науки и «технологическое» понимание современной научной теории в технонауке.

  27. Модели развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм.

  28. Особенности теоретических исследований в современном неклассической науке.

  29. Геоцентрическая и гелиоцентрическая картина мира - коперниканская революция.

  30. Основы методологии системных исследований (системного подхода и общей теории систем, системного анализа и системотехники): основные системные представления и понятия.

  31. Проблемы исследования и проектирования человекоразмерных систем (проблемно и проектно ориентированные исследования, социотехническое и социальное проектирование).

  32. Неопозитивизм и постпозитивизм – общая сравнительная характеристика основных концепций философии науки.

  33. Дисциплинарная организация современной науки и междисциплинарные научные сообщества: понятие «научная дисциплина», междисциплинарные взаимодействия как фактор развития научного знания.

  34. Каноническая и проектная культуры: исторические типы технического развития и современная концепция устойчивого развития.

  35. Роль математики в развитии научного знания: природа математического мышления, математика и реальность, проблемы основания математики.

  36. Философия техники как область философии и саморефлексия инженерного сообщества. Технический оптимизм и технический пессимизм (культуркритика техники).

  37. От постиндустриального общества к информационному обществу. Понятие «общество знаний» (научное и ненаучное, локальное и центральное знание, научное и не-научное знание, знание и не-знание).

  38. Научная и техническая этика, социальная ответственность ученого и инженера. Проблема междисциплинарной оценки научно-технического развития и конкретных проектов.

  39. Эпистемологическое и социальное содержание компьютерной революции. Роль компьютерного моделирования и эксперимента в современной науке.

  40. Наука и техника – изменение соотношения в истории развития общества, философия техники и философия науки.

Дополнительные вопросы по философии науки

(философские проблемы отдельных областей науки

- по выбору в соответствии со специализацией)

 

    1. Математика и развитие научного знания в современной техногенной цивилизации: роль компьютерного моделирования и эксперимента.
    2. От постиндустриального общества к информационному обществу и обществу знания.     
    3. Эпистемологическое содержание компьютерной революции: искусственный интеллект, инженерия знаний и виртуальная реальность.
    4.  Влияние экологического кризиса на изменение  парадигмы научного исследования, экспериментальной и технической деятельности: формирование новой формы проектно и проблемно-ориентированного исследования и нового понимания научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.
    5. Экологическая и социально-гуманитарная      экспертиза научно-технических проектов: проблемы социальной оценки научно-технического развития (прогностический и сценарный подходы).
    6. Научная и  техническая этика, экологическая и биоэтика.
    7. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов, границы научного познания и технического воздействия на природу, общество и человека: проблемы поиска  имеющегося знания и определения сфер незнания.
    8. Проблема  государственного регулирования науки и роль общественности – повышение значимости «локального знания», наука и псевдонаука.
    9. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в социокультурном контексте: природа математического мышления, Математика и реальность, математика и язык - особенности формализованного языка.
    10. Математика как научная дисциплина, математическая логика и проблема оснований математики
    11. Физика как фундамент естествознания и эволюция физической картины мира.
    12. Проблемы пространства - времени и объективности знания в физике. Проблема детерминизма и спонтанности в естествознании.
    13. Философские проблемы современной космологии: вселенная в научной картине мира, Человек и Вселенная.
    14. Философские проблемы познания живого: принципы развития и детерминизма в биологии, воздействие биологии на формирование новых ориентаций культуры.
    15. Причинность и целесообразность в современной науке. Статус вероятности в научной картине мира.
    16. Квантовая механика и  современный стиль научного мышления. Философские проблемы физики элементарных частиц.
    17. Философия медицины и медицина как наука: сознание и познание – мозг и психика, социально-биологическая и психосоматическая проблемы, проблема нормы, здоровья и болезни.
    18. Концептуальные системы химии и их эволюция. Вещество как предмет химии. Химия и алхимия. Тенденции физикализации химии.
    19. Проблема пространства и времени в географии и в геологии. Географическая среда человеческого общества. Биосфера и ноосфера. Учение Вернадского, Леруа и Тейар де Шардена. Соотношение географии и геологии с экологией.
    20. Специфика субъекта, объекта и предмета; истинности и рациональности; веры, сомнения и знания в социально-гуманитарном познании.
    21. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.
    22. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Разделение на социальные и гуманитарные науки. Научное и ненаучное социальное знание;      классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность в социальных и гуманитарных науках.